Региональная политика в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование особенностей государственной региональной политики в Российской Федерации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение государственной региональной политике, озвучить ее аспекты;
- озвучить основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации;
- описать социально-экономическое и политическое развитие Московской области;
- рассмотреть эффективность государственной региональной политики в Российской Федерации и способы ее повышения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….….3
Глава 1. Государственная региональная политика в Российской Федерации…………...……………………………………………………………....5
1.1 Определение государственной региональной политики и ее аспекты……….5
1.2 Основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации……………………………………………………….....…10
Глава 2. Анализ государственной региональной политики в Российской Федерации на примере Московской области…………………………………17
2.1 Социально-экономическое и политическое развитие в Московской области………………………………………………………………………………17
2.2 Эффективность государственной региональной политики и способы ее повышения…………………………………………………………………….……26
Заключение……………………………………………………………………..….32
Список литературы и других используемых источников……….…………..35

Файлы: 1 файл

рп Московская область.docx

— 78.18 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки РФ

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Московский государственный

университет им. Шолохова»

Егорьевский филиал

Кафедра технологии, информатики  и управления

 

 

 

 

 

 

Государственная региональная политика

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

Студентки 4 курса заочного отделения

юридического факультета

 

Научный руководитель:

Старший преподаватель

 

 

    

 




2011

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….….3

Глава 1. Государственная региональная политика в Российской Федерации…………...……………………………………………………………....5

1.1 Определение государственной  региональной политики и ее  аспекты……….5

1.2 Основные этапы и  направления государственной региональной  политики в Российской Федерации……………………………………………………….....…10

Глава 2. Анализ государственной региональной политики в Российской Федерации на примере  Московской области…………………………………17                                                                        

2.1 Социально-экономическое  и политическое развитие в Московской области………………………………………………………………………………17

2.2 Эффективность государственной  региональной политики и способы  ее повышения…………………………………………………………………….……26

Заключение……………………………………………………………………..….32

Список литературы и других используемых источников……….…………..35

 

 

Введение

Актуальность  темы предпринятого исследования объясняется необходимостью осмысления современного положения в сфере взаимоотношений федерального центра и субъектов Российской Федерации.

Принцип размещения производительных сил, исходя из политических и экономических  интересов государства, как основа региональной политики был забыт  при распаде СССР. В условиях экономического кризиса 1990-х гг. государство практически  не уделяло внимания развитию социально-экономических  отношений между регионами.

В системе правового и  институционального обеспечения государственной  региональной политики имеется много  пробелов и противоречий, политика бюджетного выравнивания, более 10 лет  являющаяся генеральным направлением региональной политики, усугубила социально-экономическую дифференциацию регионов. Значимость и актуальность разработки инновационных мер реализации государственной региональной политики в настоящее время признана и на государственном, и на региональном уровне. Проблемы государственного регулирования регионального развития постепенно занимают одно из ведущих мест в современной политической науке. По данным проблемам ведутся горячие дискуссии в научных, политических и экономических кругах.

В условиях современной социально-экономической  и политической ситуации в России государственная региональная политика должна представлять собой систему мер государственного воздействия на субъекты Российской Федерации, совместно осуществляемых федеральными и территориальными органами для совершенствования структуры производства и потребления регионов, эффективного использования их потенциала и территориальных ресурсов, сохранения окружающей среды и соблюдения интересов России в целом.

Объектом исследования является государственная региональная политика в Российской Федерации.

Предметом исследования являются процессы осуществления государственной региональной политики в Российской Федерации на примере Московской области.

Целью работы является исследование особенностей государственной региональной политики в Российской Федерации.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать определение государственной региональной политике, озвучить ее аспекты;

- озвучить основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации;

- описать социально-экономическое и политическое развитие Московской  области;

- рассмотреть эффективность государственной региональной политики в Российской Федерации и способы ее повышения.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит два параграфа, заключения, списка литературы и других используемых источников. Объем курсовой работы: 35 листов.

 

 

Глава 1. Государственная региональная политика в Российской  Федерации

1.1 Определение  государственной региональной политики  и ее    аспекты

Государственная политика формируется  преимущественно государством, общественная политика предполагает участие граждан  в ее формировании и реализацию через  институты гражданского общества. В  обоих случаях политика направлена на решение общественных проблем, существование  этих терминов фиксирует разные подходы  к ее разработке, подтверждает, что  в современных условиях грань  между субъектами и объектами  государственной политики все менее  заметна [5, c. 78].

В современной России утверждается понимание трех уровней государственной политики: местный (город, район и ниже), региональный (область, край, республика) и уровень федеральный. Естественно, что важны все эти уровни, но для исследования особый интерес представляет региональный.

Регион (от лат. Regio (regionis) - область) - как обширный территориальный массив, большой район, охватывающий в России несколько областей, в других странах соответствующие единицы. Может включать и группу стран. Регион выделяется по сходным экономическим, социально-политическим и иным особенностям [9, c. 64].

Также можно сказать, что  регион - определенная часть социального, природного, экономического, инфраструктурного, культурно-исторического и собственно пространственного потенциалов  государства, которая находится  в юрисдикции органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  или органов местного самоуправления [8, c. 199].

Звучное слово «регион» употребляется сейчас чаще всего как синоним субъекта Российской Федерации. В рамках государственной региональной политики это особенно актуально.

Одна из ветвей государственной политики - это государственная региональная политика. Это самостоятельное направление государственной политики по регулированию регионального развития в соответствии с федеральными приоритетами [16, c. 1].

По сути, государственная  региональная политика является более  широким понятием региональной политики. Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации [18, c. 1].

Главный объект исследования государственной региональной политики - отношения между центром (государством в целом) и регионами (территориями).

К задачам государственной  региональной политики относятся:

- формирование единого экономического, социального и правового пространства на всей территории Российской Федерации, с учетом интересов и приоритетов регионального развития;

- создание условий для обеспечения самодостаточного, сбалансированного и устойчивого экономического и социального развития каждого региона;

- создание условий для обеспечения равного качества жизни в различных регионах Российской Федерации [16, c. 1].

В рамках региональной политики регламентируются взаимосвязи между  центром и регионами, определяются права и полномочия административных единиц; складывается своя практика влияния  центра на регионы и, наоборот, регионов на центр, заключенная в стабильные или меняющиеся правовые рамки.

Реальными противоречиями современной  российской провинции, которые являются для неё наиболее важными и будут определять ее развитие на ближайшие годы, выступают прежде всего, противоречия:

- между федеральным центром и субъектами федерации;

- между региональными элитами и внутри них;

- проблемы борьбы за ресурсы и их использованием.

На этапе разработки государственной  региональной политики в целях ее эффективной реализации определяется система инструментов и методов, с помощью которых будут выполняться  планируемые мероприятия, т.е. формируется  оптимальный механизм реализации политики. Он включает организационно-управленческую, нормативно-правовую основу, финансово-экономические  компоненты, систему управления персоналом.

Реализация государственной  региональной политики начинается после  принятия соответствующего нормативного акта, но еще в процессе разработки политики важно предусмотреть наличие  правового обеспечения готовящихся  государственных решений. Выделяют несколько уровней правового  регулирования политики:

- Конституция, где определены принципы построения системы власти и принципы формирования государственной политики;

- федеральные конституционные законы, правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, положения о государственных органах, отражающие приоритеты, цели, функции в определенной сфере;

- видовые федеральные законы, постановления Правительства РФ о целевых программах;

- подзаконные акты, нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, отражающие вопросы регулирования деятельности по реализации политики в конкретной сфере;

- государственные контракты, заключенные на предмет разработки и реализации государственных программ, в которых отражены требования к качеству исполнения и результатам деятельности;

- распоряжения органов государственного управления (административного и оперативного характера), судебные решения [18, c. 1].

Стоит отметить, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной  власти все субъекты Российской Федерации  между собой равноправны.

В государственной региональной политике можно выделить политический, социальный и экономический аспекты. Ее содержание сводится к созданию эффективной властной вертикали и системы разделения полномочий между центром и регионами (подобное в том или ином виде существует во всех странах - и унитарных, и федеративных).

Экономический аспект предполагает дифференцированное развитие регионов, повышение эффективности региональных экономик и государственное регулирование финансовых потоков между территориями и центром.

Сюда можно отнести  федеральные целевые программы, направленные на выравнивание экономического пространства в регионе, такие, как: программа развития Калининградской  области на период до 2014 года, программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года», программа «Юг России (2008-2012 годы) ». Суть их в повышении уровня жизни в регионах за счет финансирования здравоохранения, промышленности и пр.

Социальный аспект государственной  региональной политики направлен на сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее  улучшение качества социальной среды.

К нему относятся программы  по поддержке незащищенных слоев  населения. Здесь можно озвучить предоставление субсидии на постройку и покупку жилья малоимущим гражданам – «Жилище» на 2002-2010 годы, поднятие культурного уровня в субъектах РФ – «Культура России (2006-2010 годы)» , здравоохранение и взращивание здоровой нации – «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011годы», а также «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы».

Таким образом, экономический, социальный и политический аспекты  государственной региональной политики тесно связаны между собой. Разработка и эффективная реализация моделей каждого из аспектов повлечет региональное развитие, а значит, и повышение эффективности государственной политики в целом.

1.2 Основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации

Для систематизации регионального  политического процесса можно выделить этапы, каждый из которых характеризуется определенной системой отношений в рамках региона и в его отношениях с центром. Этот процесс может рассматриваться как для страны в целом (наиболее общие изменения в ситуации на местном уровне), так и для отдельных территорий.

В начале 90-х гг. социально-экономическому положению субъектов страны не уделялось  должного внимания. Россия вступала в  новый этап развития. После событий  августа 1991 г, фактически вся полнота  государственно-политической власти перешла от союзного Центра в республики. Президент, Правительство и Верховный Совет России получили возможность для реализации радикальных государственно-политических и социально-экономических преобразований в стране. Этого требовало кризисное состояние как экономики, так и общества в целом. Однако осенью 1991 г. российское руководство видело свою задачу прежде всего в разрушении структур КПСС, создании собственной системы исполнительной власти как в центре, так и на местах, а также в борьбе за перераспределение рычагов управления страной от союзных к республиканским органам.

Информация о работе Региональная политика в РФ