Региональная политика в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование особенностей государственной региональной политики в Российской Федерации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение государственной региональной политике, озвучить ее аспекты;
- озвучить основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации;
- описать социально-экономическое и политическое развитие Московской области;
- рассмотреть эффективность государственной региональной политики в Российской Федерации и способы ее повышения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….….3
Глава 1. Государственная региональная политика в Российской Федерации…………...……………………………………………………………....5
1.1 Определение государственной региональной политики и ее аспекты……….5
1.2 Основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации……………………………………………………….....…10
Глава 2. Анализ государственной региональной политики в Российской Федерации на примере Московской области…………………………………17
2.1 Социально-экономическое и политическое развитие в Московской области………………………………………………………………………………17
2.2 Эффективность государственной региональной политики и способы ее повышения…………………………………………………………………….……26
Заключение……………………………………………………………………..….32
Список литературы и других используемых источников……….…………..35

Файлы: 1 файл

рп Московская область.docx

— 78.18 Кб (Скачать файл)

Таким образом, регионы практически были «сами по себе». Пока центр делил власть и полномочия, экономический аспект политики был в упадке.

К концу 90-х гг. прошлого века стало очевидным, что без принятия законодательных решений о прогнозировании и программировании социально-экономического развития страны и регионов нельзя осуществлять эффективную региональную политику и эффективное региональное управление. Вследствие этого был принят указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации», в котором в качестве основных целей региональной политики современной России были названы: стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов страны, повышение на этой основе уровня жизни населения, обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, независимо от экономических возможностей регионов [18, c. 1].

Впоследствии принимались  другие документы, прямо или косвенно относящиеся к вопросам региональной политики и регионального управления, например, к прогнозированию социально-экономического развития регионов-субъектов РФ, к  разработке и реализации целевых  программ регионального развития.

Однако «механизм реализации» продолжал оставаться наиболее слабым местом в системе государственной политики. В этом же 1996 г. был принят еще один значимый документ - Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1450 «О совершенствования механизма государственной поддержки развития регионов Российской Федерации». Была предпринята попытка создания механизма государственной поддержки развития регионов [15, c. 1].

Таким образом, были сделаны  первые шаги во взаимоотношениях центра и субъектов РФ. Проектирование приоритетных направлений, предложения по улучшению  обстановки в стране, прогнозирование - этому была посвящена большая часть работы. Власти «приноравливались» к решению проблем.

Весной 1997 г. по всей стране состоялись акции протеста против снижения уровня жизни населения. Субъекты РФ пытались привлечь к себе внимание с помощью массовых забастовок.

Следующая серьезная попытка  создания механизма улучшения жизни  населения была сделана в правительственном  постановлении от 2 февраля 1998 г. № 129, которым было принято «Положение об обеспечении контроля за соблюдением соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Примерно до 1999-2000 гг. государство  использовало традиционные механизмы  региональной политики советского периода: директивное распределение финансовых ресурсов, административные рычаги, и  целевые программы.

При приходе к власти Путина В.В. в государственной политике начался новый этап, кардинально  отличающийся от политики прошлых лет. Федеральный центр включился в работу, повысились требования к исполнению распоряжений. В период с 2000 по 2006 гг. наблюдается стабилизирование экономики. Прекратились забастовки: регионы были наконец услышаны.

Стоит отметить концепцию  об административной реформе. Ее целью  является повышение качества и доступности  государственных услуг, повышение  эффективности деятельности органов  власти, ограничение вмешательства  государства в экономическую  деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного  государственного регулирования. Это  позволит обеспечить прозрачность и  эффективность взаимодействия органов  исполнительной власти со структурами  гражданского общества, повышение эффективности  системы закупок для государственных  и муниципальных нужд [14, c. 1].

В рамках административной реформы существует концепция об укрупнении регионов [19, c. 1].

И первые шаги в этом направлении уже сделаны. К примеру, было подписано соглашение о слиянии Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Уже несколько лет ведутся споры по поводу объединения нескольких крупных регионов в один субъект Российской Федерации.

Сейчас, в условиях кризиса об этом «забыли», и регионам приходится вести собственную государственную региональную политику по отдельности.

После перерыва более 10 лет  в нашей стране возобновилась  разработка документов, направленных на обеспечение регионального развития. В частности, ведётся разработка трех документов: стратегии развития регионов - субъектов РФ, Схемы территориального планирования и Программы социально-экономического развития регионов - субъектов РФ и муниципальных образований. Первый и третий из названных документов разрабатываются под эгидой Министерства экономического развития и торговли, второй - под эгидой Министерства регионального развития РФ. Все документы рассматриваются и утверждаются Министерством регионального развития РФ [16, c. 1].

Государственная политика отдельного региона - это часть политики уровня Российской Федерации. Она строится на основе общегосударственного планирования. Оно реализуется в форме разработки ряда плановых документов: государственный  бюджет, средне-срочная программа  социально-экономического развития, План действий Правительства РФ по социально-экономическому развитию страны, перспективный финансовый план, сводный финансовый баланс.

Федеральная целевая программа - взаимоувязанный по содержанию, срокам выполнения, ресурсам и исполнителям согласованный комплекс целевых мероприятий правового, организационного, экономического, финансового, социального характера, направленный на решение приоритетных проблем развития инфраструктурного, социально-экономического, природно-ресурсного потенциала региона, который может включать несколько подпрограмм, направленных на реализацию конкретных задач программы [7, c. 47].

У федеральных целевых  программ существует ряд важных достоинств. На уровне регионов программы решают вопросы приоритетного развития специализации, финансовой стабилизации, инфраструктуры и проч. Однако практика реализации программ показывает, что  зачастую они не корреспондируются друг с другом, в них нет четкого выделения отраслевых и территориальных приоритетов, что приводит к распылению ограниченных финансовых ресурсов. Финансирование программ осуществляется крайне недостаточно.

Комплексные программы  социально-экономического развития крупных  регионов охватывали (и охватывают) практически всю территорию страны. Сегодня очевидно, что они не позволяют  оптимально использовать финансовый, ресурсный и организационный потенциалы региона. В программах слабо просчитаны возможности рыночных механизмов саморегуляции, технологий и инструментов, которые не могут реально способствовать привлечению в регион дополнительных инвестиционных ресурсов и затрудняют использование внебюджетных источников финансирования региональных программ.

Помимо этого, необходимо отметить, учитывая долгосрочный характер программ, что за период их действия могут существенно изменяться социально-экономическая  ситуация как в целом по России, так и в каждом регионе, а значит бюджетные возможности финансирования Федеральных целевых программ, законодательно-правовая база функционирования рыночных механизмов и вследствие этого многие условия  реализации программ развития регионов страны [1, c. 48].

Итак, направленность государственной  региональной политики состоит в  улучшения качества политического, экономического и социального аспектов в субъектах Российской Федерации, повышения уровня жизни населения.

Эта цель также озвучена в национальных приоритетных проектах РФ: «Образование», «Развитие АПК», «Доступное и комфортное жилье», «Здоровье».

Проведение программ, в  том числе бюджетирование, на 60% зависит  от федерального центра. Остальное – «на совести» региональных исполнителей, поэтому местным властям приходится искать пути, чтобы доказать потребность региона в финансировании. И федеральный центр на основе этого озвучивает направленность государственной региональной политики. Таким образом, субъекты РФ в какой-то степени диктуют государственную региональную политику.

За развитие социальной инфраструктуры ответственны такие  программы, как «Жилище» на 2002-2010 годы, «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года», «Социальное развитие села до 2012 года», «Культура России»(2006-2010), «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы», «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы».

Все перечисленное имеет  большое значение. Без здоровья граждан  не может быть здорового государства. Без культурного воспитания не останется  великого наследия. И, конечно, показателем  уровня жизни населения являются жилищные условия. Чем больше граждан  обеспечены качественной жилплощадью, тем выше уровень жизни.

Важную роль занимает развитие промышленности и транспортной инфраструктуры. Россия - богатейшая ресурсами страна, для экономического роста, необходимо грамотно их использовать. Здесь озвучим такие программы, как: «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы».

Существует также ряд  субъектов РФ, развитие которых является на сегодняшний день приоритетным. Они попадают под воздействие следующих программ: Программа развития Калининградской области на период до 2014 года, «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года», «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы», «Юг России (2008-2012 годы)», «Социально-экономическое развитие социальной сферы Чеченской Республики на 2008-2011 годы».

Стоит отметить, что бюджетирование субъектов РФ зачастую не равны. К  примеру, можно сравнить Сочи, столицу  зимней олимпиады в 2014 году и Дальний  Восток.

Напомним, что на подготовку Сочи к зимней Олимпиаде-2014 запланировано выделить 316,8 млрд. руб., то есть более 12,5 млрд. долл., в том числе из федерального бюджета - 188,7 млрд. руб. До этого самая дорогая зимняя Олимпиада - в Нагано в 1998 году - обошлась устроителям как раз в 12,5 млрд. долл. Намечено строительство 200 км новых дорог и транспортных развязок, увеличение энергетических возможностей региона в два раза и другие капиталоемкие затраты [17, c. 1].

Согласно программе, до 2013 года объем средств федерального бюджета, выделяемых на развитие Дальнего Востока и Забайкалья, составит около 430 млрд. рублей [16, c. 1].

Можно сравнить цифры: на один Сочи федеральный центр выделяет практически столько же, сколько  на развитие огромнейшего региона России. Это свидетельствует о том, что  деньги в Федеральном бюджете  есть, вопрос встает лишь в распределении.

Таким образом, в России в период экономического кризиса  и децентрализации 1990-х гг. федеральная политика ограничивалась перераспределением относительно небольших финансовых ресурсов и раздачей многочисленных льгот, в основном политически обусловленных.

Государственная политика была направлена на решение краткосрочных задач и ликвидацию критических, а то и просто чрезвычайных ситуаций, и лишь затем на попытку борьбы с нарастающими территориальными диспропорциями.

В 2000–е годы влияние федеральной  политики усилилось в ходе возрастающего перераспределения бюджетных ресурсов, реализации программ развития приоритетных территорий. Следует отметить, что стратегия территориального развития в России так и не разработана, поэтому федеральная стимулирующая политика остается несистемной.

 

Глава 2. Анализ государственной региональной политики в         Российской Федерации на примере Московской области

2.1 Социально-экономическое  и политическое развитие в             Московской области

Проблемы на региональном уровне одинаковы: демография, экономика, жилищные проблемы, экология, здравоохранение  и т.д.

Федеральный центр озвучивает одни и те же цели развития для всех субъектов. Но у каждого региона  есть особенности: климат, население, обеспеченность ресурсами, удаленность от центра. Исходя из этого, подходы к решению проблем  на местном уровне будут разными. При этом, государство должно учитывать  эти тонкости, чтобы политика была более эффективной.

Московская область - субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа.

Территория области составляет 47 тыс. кв. км (0,28% территории России). Московская область вместе с Москвой образуют ядро Центрального федерального округа, которое граничит с Рязанской, Тульской, Калужской, Смоленской, Тверской, Ярославской  и Владимирской областями [13, c. 1].

Общая численность населения  составляет 6 752 677 (2010) (6 712 582 -2009, 6 672 773 - 2008, 6 628 107 - 2006). Средняя плотность населения - 147,4 чел/км² (2010) - самая большая среди российских регионов (без учёта гг. Москва и Санкт-Петербург), что обусловлено высокой долей городского населения - 80,85 % (2010). Наибольшая плотность имеет место в ближайших к Москве районах (Люберецком, Балашихинском, Химкинском, Красногорском и др.), наименьшая - в окраинных районах - Лотошинском, Шаховском, Можайском, где она составляет около 20 чел./км²; редко заселена также восточная часть Мещёрской низменности (менее 20 чел./км²) [14, c. 1].

По данным территориального органа Росстата по Московской области в ходе проведения Всероссийской переписи населения 2010 года в переписные листы было внесено 6896,8 тыс. человек постоянно проживающих на территории Московской области и 31,6 тыс. человек временно находящихся на территории Московской области, но постоянно проживающих за ее границами. При подведении окончательных итогов в состав населения области предстоит включить «специальные контингенты» населения (военнослужащие срочной службы, заключенные, находящиеся под следствием, жители закрытых административно-территориальных образований и некоторые другие категории населения [14, c. 1].

Информация о работе Региональная политика в РФ