Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 12:43, курсовая работа
Целью работы является исследование особенностей государственной региональной политики в Российской Федерации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение государственной региональной политике, озвучить ее аспекты;
- озвучить основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации;
- описать социально-экономическое и политическое развитие Московской области;
- рассмотреть эффективность государственной региональной политики в Российской Федерации и способы ее повышения.
Введение………………………………………………………………………….….3
Глава 1. Государственная региональная политика в Российской Федерации…………...……………………………………………………………....5
1.1 Определение государственной региональной политики и ее аспекты……….5
1.2 Основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации……………………………………………………….....…10
Глава 2. Анализ государственной региональной политики в Российской Федерации на примере Московской области…………………………………17
2.1 Социально-экономическое и политическое развитие в Московской области………………………………………………………………………………17
2.2 Эффективность государственной региональной политики и способы ее повышения…………………………………………………………………….……26
Заключение……………………………………………………………………..….32
Список литературы и других используемых источников……….…………..35
Таким образом, регионы практически были «сами по себе». Пока центр делил власть и полномочия, экономический аспект политики был в упадке.
К концу 90-х гг. прошлого века стало очевидным, что без принятия законодательных решений о прогнозировании и программировании социально-экономического развития страны и регионов нельзя осуществлять эффективную региональную политику и эффективное региональное управление. Вследствие этого был принят указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации», в котором в качестве основных целей региональной политики современной России были названы: стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов страны, повышение на этой основе уровня жизни населения, обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, независимо от экономических возможностей регионов [18, c. 1].
Впоследствии принимались
другие документы, прямо или косвенно
относящиеся к вопросам региональной
политики и регионального управления,
например, к прогнозированию социально-
Однако «механизм реализации» продолжал оставаться наиболее слабым местом в системе государственной политики. В этом же 1996 г. был принят еще один значимый документ - Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1450 «О совершенствования механизма государственной поддержки развития регионов Российской Федерации». Была предпринята попытка создания механизма государственной поддержки развития регионов [15, c. 1].
Таким образом, были сделаны первые шаги во взаимоотношениях центра и субъектов РФ. Проектирование приоритетных направлений, предложения по улучшению обстановки в стране, прогнозирование - этому была посвящена большая часть работы. Власти «приноравливались» к решению проблем.
Весной 1997 г. по всей стране состоялись акции протеста против снижения уровня жизни населения. Субъекты РФ пытались привлечь к себе внимание с помощью массовых забастовок.
Следующая серьезная попытка создания механизма улучшения жизни населения была сделана в правительственном постановлении от 2 февраля 1998 г. № 129, которым было принято «Положение об обеспечении контроля за соблюдением соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
Примерно до 1999-2000 гг. государство
использовало традиционные механизмы
региональной политики советского периода:
директивное распределение
При приходе к власти Путина В.В. в государственной политике начался новый этап, кардинально отличающийся от политики прошлых лет. Федеральный центр включился в работу, повысились требования к исполнению распоряжений. В период с 2000 по 2006 гг. наблюдается стабилизирование экономики. Прекратились забастовки: регионы были наконец услышаны.
Стоит отметить концепцию
об административной реформе. Ее целью
является повышение качества и доступности
государственных услуг, повышение
эффективности деятельности органов
власти, ограничение вмешательства
государства в экономическую
деятельность субъектов предпринимательства,
в том числе прекращение
В рамках административной реформы существует концепция об укрупнении регионов [19, c. 1].
И первые шаги в этом направлении уже сделаны. К примеру, было подписано соглашение о слиянии Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Уже несколько лет ведутся споры по поводу объединения нескольких крупных регионов в один субъект Российской Федерации.
Сейчас, в условиях кризиса об этом «забыли», и регионам приходится вести собственную государственную региональную политику по отдельности.
После перерыва более 10 лет
в нашей стране возобновилась
разработка документов, направленных
на обеспечение регионального
Государственная политика отдельного
региона - это часть политики уровня
Российской Федерации. Она строится
на основе общегосударственного планирования.
Оно реализуется в форме
2.1 Социально-экономическое и политическое развитие в Московской области
Проблемы на региональном уровне одинаковы: демография, экономика, жилищные проблемы, экология, здравоохранение и т.д.
Федеральный центр озвучивает одни и те же цели развития для всех субъектов. Но у каждого региона есть особенности: климат, население, обеспеченность ресурсами, удаленность от центра. Исходя из этого, подходы к решению проблем на местном уровне будут разными. При этом, государство должно учитывать эти тонкости, чтобы политика была более эффективной.
Московская область - субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа.
Территория области составляет 47 тыс. кв. км (0,28% территории России). Московская область вместе с Москвой образуют ядро Центрального федерального округа, которое граничит с Рязанской, Тульской, Калужской, Смоленской, Тверской, Ярославской и Владимирской областями [13, c. 1].
Общая численность населения составляет 6 752 677 (2010) (6 712 582 -2009, 6 672 773 - 2008, 6 628 107 - 2006). Средняя плотность населения - 147,4 чел/км² (2010) - самая большая среди российских регионов (без учёта гг. Москва и Санкт-Петербург), что обусловлено высокой долей городского населения - 80,85 % (2010). Наибольшая плотность имеет место в ближайших к Москве районах (Люберецком, Балашихинском, Химкинском, Красногорском и др.), наименьшая - в окраинных районах - Лотошинском, Шаховском, Можайском, где она составляет около 20 чел./км²; редко заселена также восточная часть Мещёрской низменности (менее 20 чел./км²) [14, c. 1].
По данным территориального
органа Росстата по Московской области в ходе
проведения Всероссийской
переписи населения 2010 года в переписные листы было внесено
6896,8 тыс. человек постоянно проживающих
на территории Московской области и 31,6
тыс. человек временно находящихся на
территории Московской области, но постоянно
проживающих за ее границами. При подведении
окончательных итогов в состав населения
области предстоит включить «специальные
контингенты» населения (военнослужащие
срочной службы, заключенные, находящиеся
под следствием, жители закрытых административно-