Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 12:43, курсовая работа
Описание работы
Целью работы является исследование особенностей государственной региональной политики в Российской Федерации. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: - дать определение государственной региональной политике, озвучить ее аспекты; - озвучить основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации; - описать социально-экономическое и политическое развитие Московской области; - рассмотреть эффективность государственной региональной политики в Российской Федерации и способы ее повышения.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………….….3 Глава 1. Государственная региональная политика в Российской Федерации…………...……………………………………………………………....5 1.1 Определение государственной региональной политики и ее аспекты……….5 1.2 Основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации……………………………………………………….....…10 Глава 2. Анализ государственной региональной политики в Российской Федерации на примере Московской области…………………………………17 2.1 Социально-экономическое и политическое развитие в Московской области………………………………………………………………………………17 2.2 Эффективность государственной региональной политики и способы ее повышения…………………………………………………………………….……26 Заключение……………………………………………………………………..….32 Список литературы и других используемых источников……….…………..35
Оценка государственной
региональной политики складывается из
таких элементов, как оценка процесса
реализации, оценка последствий, оценка
результатов, оценка экономической
эффективности, оценка уровня удовлетворенности
граждан, оценка инструментов, методов
реализации политики.
Оценка политики требует
рассмотрения пяти элементов последней:
затрачиваемых ресурсов; проводимых мероприятий;
полученных продуктов или услуг; результатов
выполнения; последствий и эффектов.
Оценка результатов
деятельности зависит не только от
того, кто ее оценивает и исходя из каких
ценностей, но и от особенностей контекста
деятельности, реальной ситуации. Например,
сохранение правительством доходов населения
на постоянном фиксированном уровне -
огромное достижение в условиях кризиса
и признак злонамеренности или некомпетентности
в условиях бурного экономического роста.
Какими бы ни были результаты
государственной региональной политики,
необходимо их обсуждение. Анализ и
оценка деятельности Федерального центра
по отношению к субъектам РФ позволит
дельнейшее развитие страны и повышение
эффективности государственной
региональной политики.
Существование проекта
Федерального закона "Об основах
государственной региональной политике,
порядке ее разработки и реализации"
свидетельствует о повышении интереса
Федерального центра к развитию регионов.
Крупные компании, такие как
ОАО «Газпром», также проводят политику
финансирования и развития страны, так
как половина пакета акций принадлежит
государству. Здесь можно говорить о взаимовыгодном
сотрудничестве государства и предприятий.
Такие компании участвуют в государственной
региональной политике. Но политика, проводимая
ими, не обязательно полезна для России.
Правительство должно контролировать
соблюдение общенациональных интересов,
иначе удовлетворение общественно-значимых
потребностей станет редкой случайностью.
При рыночном хозяйствовании
государство располагает лишь частью
материальных и финансовых ресурсов.
В России государственная собственность
отдана в частные руки раньше, чем была
обеспечена гарантия надежного пополнения
доходов бюджета. Под влиянием роста внутреннего
и внешнего долга постепенно осуществляется
переход к принятию решений исходя из
доходов бюджета, а не потребностей страны.
Недостаточное внимание,
уделяемое вопросам поддержки и
развития малого предпринимательства,
не позволяет обеспечить рост экономической
эффективности функционирования предприятий
малого и среднего бизнеса, хотя именно
малое предпринимательство, не требуя
крупных стартовых инвестиций, гарантирует
быстрый оборот ресурсов, высокую
динамику роста, помогает экономно и
оперативно решать проблемы реструктуризации
экономики, гибко реагирует на изменение
конъюнктуры рынка, придаёт экономике
дополнительную стабильность [13, c. 1].
К сожалению, достаточно велико
влияние отдельных негативных явлений
в экономической, общественной и
политической жизни России, являющихся
серьёзными препятствиями для осуществления
эффективного политического курса
на развитие малого и среднего предпринимательства:
- избыточные административные
барьеры и коррупция в системе государственных,
в том числе контролирующих органов;
- негативное восприятие предпринимателей
отдельными представителями властных
структур как лиц, благосостояние которых
достигается исключительно благодаря
уклонению от установленных законом норм
и правил ведения бизнеса;
- недоверие граждан к государственной
политике в сфере предпринимательства,
выражающееся, в частности, в таких формах,
как «консервация» личных сбережений,
теневая предпринимательская деятельность;
- недостаточный уровень предпринимательской
культуры и активности, низкая эффективность
консолидации усилий предпринимателей
по защите собственных прав и интересов.
Один из критериев эффективности
выполнения политики - координация
действий всех участников и организаторов
процесса ее реализации. Выделяют следующие
группы участников исполнения политики:
- индивиды;
- общественные и политические
организации, группы;
- государственные институты
и структуры;
- политическая и финансовая
элита.
Координация политики - применяемые
для достижения поставленных целей
механизмы и методы согласования
действий организационных структур
и индивидов, участвующих в политическом
цикле. Координация также осуществляется
на всех этапах политического цикла.
Различают политическую (согласование
политических интересов) и административную
(решение конкретных вопросов) координацию;
вертикальную координацию (между организациями,
находящимися в подчинении) и горизонтальную
координацию (между организациями,
независимыми друг от друга в правовом
поле). Горизонтальная координация
осуществляется посредством работы
межведомственных комитетов (советов);
ведущих организаций; принятия официальных
договоров о взаимодействии. Вертикальная
координация, соответственно, - через механизмы
разделения труда, организационную иерархию.
Россия является федеративным государством,
и значимая роль в политическом цикле
принадлежит межрегиональной координации.
К факторам эффективности
политики можно отнести: во-первых,
организационно-функциональные отношения
внутри системы государственного управления:
слабая реакция государственной политики,
как правило, проявляется там, где отсутствует
четкое разделение властных полномочий
между различными государственными органами
и организациями; во-вторых, качество разработанной
политики, государственной программы
или решения; в-третьих, точность заданий
и их интерпретация исполнителями [12, c.
1].
Исполнительная власть
РФ в направлении совершенствования
государственной региональной антинаркотической
политики стала реформироваться только
в 2003 году, благодаря Президенту РФ .В.
В. Путин осознал реальность наркоугрозы
для национальной безопасности и усилил
организационное обеспечение антинаркотической
политики, создав мощную федеральную службу
контроля наркотиков (ФСКН) России. Она
обязана остановить рост удельного веса
населения, вовлеченного в незаконный
оборот наркотиков (НОН). Поэтому кроме
борьбы с наркопреступностью, ФСКН РФ
определены задачи реализации антинаркотической
политики и координации всех органов исполнительной
власти (правительство РФ, министерства,
региональные правительств).
Однако эта организационная
новация не изменила идеологии управления
- стремления исполнительной власти простыми
средствами решать сложнейшие проблемы.
Попыткой отделить наркоманов от наркоборонов
объясняют сторонники принятия Правительством
РФ Постановление №231 6 мая 2005 года (об
утверждение размеров средних разовых
доз), которое по своей сути противоречит
целям государства, регламентированным
еще в 1998 году Федеральным Законом РФ
«О наркотических средствах и психотропных
веществах».
Создали службу по борьбе
с наркотиками, по СМИ транслируется
социальная реклама, агитация которой
за здоровый образ жизни. Не смотря на
попытки повлиять на ситуацию, государственная
региональная политика не может считаться
эффективной. К сожалению, положительной
динамики в этой сфере не наблюдается.
Методы повышения эффективности
государственной региональной политики
многочисленны. Среди них можно назвать
и государственное финансирование на
более высоком уровне, и редактирование
областного законодательства, и жесткий
контроль исполнения законов «сверху».
Таким образом, наибольшее
влияние на государственную региональную
политику оказывает финансирование,
и грамотное проведение политики
в сфере экономики повлечет за
собой повышение эффективности.
Среди причин недостаточной
эффективности федеральных программ
регионального развития также можно
назвать:
- отсутствие единой методологической
и методической базы при разработке региональных
программ и их концепций, низкий методический
уровень анализа, планирования и прогнозирования
регионального бюджетного процесса, региональных
рынков, проводящихся без учета фактора
обеспечения экономической безопасности
региона;
- недостаточный учет в процессе
разработки и реализации программ социально-экономического
развития процессов глобализации мировой
экономики;
- распределительный принцип
построения программ, основанный исключительно
на внутренних источниках финансовых
ресурсов, неувязка программ развития
бюджетообразующих предприятий, их инвестиционных
проектов и программ с инвестиционными
и финансовыми региональными приоритетами
и интересами, тем более тенденциями развития
социальной сферы субъекта Российской
Федерации;
- отсутствие системного подхода
и адекватного современным требованиям
стратегического планирования развития
региона.
Государственные служащие
нужны в любом государстве. От
эффективности исполнения ими своих должностных
обязанностей зависит на самом деле эффективность
всего государственного управления [12,
c. 1]
Чиновники являются посредниками
между Федеральным центром и
населением страны. Их заинтересованность
в реализации государственной региональной
политики, в свою очередь, влечет за
собой повышение ее эффективности.
Иначе ни о какой эффективности
невозможно говорить.
Для эффективной государственной
региональной политики и улучшения
жизни населения, необходимо затронуть
все аспекты политической сферы.
Сюда можно отнести и улучшение
межрегиональных отношений. Можно
выделить концепцию государственной
региональной политики в области
подготовки кадров.
Основной целью государственной
региональной политики в сфере подготовки
кадров является реализация геополитических
и социально-экономических интересов
субъекта Российской Федерации, полноправное
и полноценное участие в процессе развития
образования, обеспечение высокого качества
подготовки и конкурентоспособности выпускников
образовательных учреждений на российском
рынке образования и труда [1, c. 127].
Молодые люди - основная часть
жителей России, это будущее государства.
У них существует ряд проблем, и государственная
региональная политика реализует меры
по ликвидации этих проблем.
От позиции молодежи
в общественно-политической жизни,
стабильности и активности будет
зависеть темп продвижения России по
пути демократических преобразований,
именно молодые люди должны быть готовы
к противостоянию политическим манипуляциям
и экстремистским призывам.
Для реализации государственной
региональной политики в молодежной
сфере в Российской Федерации
привлекают общественные объединения,
иные некоммерческие организации и
граждан к осуществлению на условиях
договоров деятельности в указанной
области, используют меры по стимулированию
такой деятельности. Но это происходит
чаще в предвыборный период с целью получения
большинства голосов.
Необходимо прикладывать
усилия, чтобы вовлекать молодежь
в жизнь Российской Федерации. Здесь
же встают вопросы патриотизма, здорового,
активного образа жизни и осознания
себя как полноценной личностью,
членом общества России.
Опыт реализации федеральных
программ в России за последнее десятилетие
неосознанно создал банк данных типовых
механизмов решений региональных проблем,
в том числе и эффективных. Унификацией
таких организационных решений - один
из надежных путей создания модельного
инструментария реализации программ социально-экономического
развития регионов [4, c. 305].
Итак, нельзя однозначно сказать
об эффективности государственной
региональной политики в РФ. Многие
сферы, однозначно, нуждаются в поддержке
Федерального центра. Способов повышения
эффективности государственной
региональной политики множество. Но по
результатам проведенного анализа,
самым действенным является финансирование
субъекта РФ.
Заключение
В процессе работы была исследована
государственная региональная политика
в Российской Федерации. Сделаны
следующие выводы:
Государственная региональная
политика - это взаимоотношения Федерального
центра и субъектов Российской Федерации.
Она имеет аспекты: политический, экономический
и социальный. Таким образом, государственная
региональная политика охватывает все
уровни развития субъекта РФ.
Государственная региональная
политика направлена на ликвидацию проблем
в субъектах РФ и выравнивание
социально-экономического и политического
пространства в стране. Еще нет
строго очерченной системы решения
проблем: политика регионального развития
в России только формируется. Большой
шаг в становлении сделан в 2007
году посредством проекта ФЗ «Об основах
государственной региональной политики,
порядке ее разработки и реализации».