Региональная политика в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование особенностей государственной региональной политики в Российской Федерации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение государственной региональной политике, озвучить ее аспекты;
- озвучить основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации;
- описать социально-экономическое и политическое развитие Московской области;
- рассмотреть эффективность государственной региональной политики в Российской Федерации и способы ее повышения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….….3
Глава 1. Государственная региональная политика в Российской Федерации…………...……………………………………………………………....5
1.1 Определение государственной региональной политики и ее аспекты……….5
1.2 Основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации……………………………………………………….....…10
Глава 2. Анализ государственной региональной политики в Российской Федерации на примере Московской области…………………………………17
2.1 Социально-экономическое и политическое развитие в Московской области………………………………………………………………………………17
2.2 Эффективность государственной региональной политики и способы ее повышения…………………………………………………………………….……26
Заключение……………………………………………………………………..….32
Список литературы и других используемых источников……….…………..35

Файлы: 1 файл

рп Московская область.docx

— 78.18 Кб (Скачать файл)

Город Москва хотя и считается административным центром Московской области, а также целиком окружен её территорией, однако имеет особый территориальный статус - это город федерального значения (Конституция РФ, статья 65), субъект РФ.

Бюджет Московской области на 2010 год, после корректировки Думой 11 ноября 2010 года составил:

- доходы - 232,4 миллиардов рублей;

- расходы - 241,9 миллиардов рублей.

Дефицит бюджета - 9,5 миллиардов рублей.(Внесены изменения в бюджет Московской области на 2010 год, Московская областная Дума, 11.11.2010)

Согласно тогда же утверждённому  бюджету на 2011 год, доходы Московской области в следующем году превысят 237 миллиардов рублей, а расходы составят около 227 миллиардов рублей. Таким образом ожидается профицит 9,8 миллиардов рублей. (Мособлдума утвердила бюджет Московской области на 2011 год, 11.11.2010)

По объёму промышленного  производства Московская область занимает среди регионов России второе место (после Москвы). Промышленность региона использует преимущественно привозное сырьё; она основывается на мощной научно-технической базе и высококвалифицированных трудовых ресурсах; тесно связана с промышленностью Москвы.

Развиты машиностроение и металлобработка. Производится оборудование тепловой и ядерной энергетики (ЗиО-Подольск), ядерного топлива (Электросталь - «ТВЭЛ» (компания); космическая и ракетная техника (Королёв - «Энергия» (РКК), Химки — НПО Лавочкина, Реутов - ОАО "ВПК «НПО машиностроения», Дзержинский - ФЦДТ «Союз» — разработка твердого ракетного топлива и и т.д, Дзержинский - МКБ «Горизонт» - силовые установки для воздушных судов и т.д; магистральные тепловозы (Коломенский завод), вагоны метро (Мытищи - Метровагонмаш), электропоезда (Демиховский машиностроительный завод); автомобили (Серпуховский автомобильный завод|СеАЗ), автобусы (Ликино-Дулёво - Ликинский автобусный завод, Голицыно и Яхрома); сельскохозяйственные машины, экскаваторы и краны (Люберцы, Дмитров, Балашиха); высококачественные стали (Электросталь); оборудование лёгкой промышленности (основные центры - Коломна, Климовск, Подольск); кабели (Подольск); оптические приборы (Красногорский завод им. С. А. Зверева, Лыткаринский завод оптического стекла).

На территории области особая концентрация предприятий оборонного комплекса (Российский центр демонстрации вооружения, военной техники и технологий в Красноармейске, Камов (ОКБ), Звезда (НПП), Государственный научно-исследовательский  институт авиационных систем, Фазотрон-НИИР, Базальт (предприятие), Краснозаводский  химический завод, Факел (конструкторское бюро), МКБ Радуга, Научно-исследовательский институт приборостроения имени В. В. Тихомирова, Московский научно-исследовательский институт «Агат», Долгопрудненское научно-производственное предприятие, РАТЕП и многие другие).

Химическая промышленность работает в основном на привозном сырье. Производятся кислоты (Щёлково), минеральные удобрения (Воскресенск - производственные объединения «Фосфаты» и «Минудобрения»), синтетическое волокно (Серпухов и Клин), пластмассовые изделия (Орехово-Зуево), лаки и краски (Сергиев Посад, Одинцовский лакокрасочный завод), фармацевтические изделия (Старая Купавна); Дзержинский - ФЦДТ «Союз» - производство продукции для пожаротушения, как типа «земля - земля», так и «воздух - земля», производство разметки для дорожного полотна и т. д.

На территории Московской области  реализуются иностранные инвестиционные проекты (один из крупнейших - действующий с 2006 года близ посёлка Дорохово завод по сборке бытовой техники южнокорейской компании LG).

Также реализуется инвестиционный проект «Фармополис».  Реализация проекта «Фармополис» осуществляется с целью выполнения поручения Президента РФ Д.А. Медведева и Председателя Правительства РФ В.В. Путина об обеспечении к 2020 году как минимум 50% потребности РФ лекарственными препаратами отечественного производства. В Волоколамском районе Московской области принято решение создать специальную зону (фармацевтический кластер), в которой будут размещены совместные фармацевтические предприятия с участием крупнейших мировых компаний [19, c. 1].

Московская область обладает развитым научным комплексом, имеющим большое  значение для страны и не только. По своему научному потенциалу область  опережает все регионы России, не уступая даже Москве и Санкт - Петербургy.

На территории области действуют  программы экономического развития, а также другие федеральные и  областные программы развития отраслей экономики региона.

Программы Правительства Московской области по состоянию на 4 октября 2010 года:

Программа Правительства Московской области «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Московской области в 2005 – 2010 годах» (утверждена постановлением Правительства Московской области от 11.04.2005 № 226/10 (ред. от 13.04.2007 № 264/13).

Система ипотечного кредитования начала действовать в 21 муниципальном образовании из 77 имеющихся в области. В четырнадцати из них (города Жуковский, Королев, Подольск, Электросталь, Пушкино; Егорьевский, Одинцовский, Сергиево-Посадский, Ступинский районы и др.) система жилищного кредитования строится на основе генеральных соглашений, подписанных с местными администрациями. В семи муниципальных образованиях — по инициативе юридических лиц (риэлторских, оценочных, страховых компаний, а также ипотечных кредитных потребительских кооперативов граждан и банков).

 Отчет о реализации целевой  программы показал, что за годы  работы в программу ипотечного  кредитования населения области  было привлечено 411 млн руб. внебюджетных  средств и выдано ипотечных  займов на сумму около 60 млн  руб. В программе участвовали  более 50 организаций, в том  числе коммерческие банки, риэлторские  и страховые компании.

Из сказанного складывается впечатление, что ипотечное кредитование в  Подмосковье вроде бы успешно  развивается.

Впрочем, все вышеприведенные показатели — лишь цифры отчета, которые сами по себе ни о чем не говорят. Объективным критерием, с помощью которого можно оценивать развитие ипотеки в области, является количество семей, которые, воспользовавшись кредитом, за эти годы смогли улучшить жилищные условия.

Реально вселившихся в «ипотечные»  квартиры людей немного: всего 1,5 тыс. семей в нескольких городах Подмосковья. По сравнению с тысячами семей, нуждающимися в жилье, это капля в море.

На сегодняшний день темпы  роста цен на жилье в ближайшем  Подмосковье практически сопоставимы со столичными и стабилизации не предвидится. При этом если в Москве повышение цен напрямую зависит от спроса, то в Подмосковье на стоимость жилья влияют и другие факторы. За последний год земля в Московской области подорожала в два раза. Как это ни парадоксально звучит, в Подмосковье не хватает строительных площадок: «чистое поле» никому не интересно. Областные города имеют определенные границы и перенасыщены малоэтажными домами, возведенными еще в начале прошлого века, хозяева которых либо не желают переселяться, либо требуют за свои квадратные метры нереальную цену. Чтобы строить новое жилье, надо сначала убрать старое. На это требуются значительные средства, которых в бюджете Подмосковья пока нет, а крупные российские и иностранные банки не спешат сюда со своими инвестиционными и ипотечными программами.

Программа Правительства  Московской области «Утилизация  и переработка бытовых отходов на территории Московской области на период 2004 – 2010 годов» (утверждена постановлением Правительства Московской области от 22.04.2004 № 232/15 (ред. от 02.04.2007 № 220/12).

Программа Правительства  Московской области «Сбор и переработка свинцово - кислотных аккумуляторов и свинецсодержащих отходов на территории Московской области на период 2004 – 2010 годов» (утверждена постановлением Правительства Московской области от 24.08.2004 № 522/31) [22, c. 1].

Программы касающиеся экологии очень своевременны. Экологическая  ситуация в Московской области тяжёлая; загрязнены как районы, прилегающие  к Москве, так и промышленные районы востока и юго-востока области. Наибольшую экологическую опасность представляют сточные воды промышленных и животноводческих предприятий; выбросы предприятий энергетики (Каширской и Шатурской ГРЭС и др.); базы захоронения бытовых и промышленных отходов (в ближайших к столице районах) — например, крупнейшая в Европе Тимоховская свалка; стареющие военные и особенно аэродромные топливохранилища и топливопроводы; хранилище ядерных отходов (в Сергиево-Посадском районе).

Наблюдения в 2009 году показали, что наиболее высокий уровень загрязнения отмечается в Москве, Воскресенске, Клину, повышенный - в Дзержинском, Коломне, Мытищах, Подольске, Серпухове, Щелкове и Электростали, низкий - в Приокско-Террасном биосферном заповеднике.

В Московской области было зарегистрировано 210 полигонов и свалок, часть из которых не эксплуатируется. 43 из них имели статус официальных, многие полуофициальны, но только два полигона были построены по специально разработанным проектам. В подавляющем большинстве полигоны ТБО возникали стихийно, без учета природоохранных требований, в отработанных карьерах, различных выемках, котлованах.

В 2006 - 2007 годах были исчерпаны свободные емкости полигонов ТБО Московской области «Саларьево» (Ленинский район); «Жирошкино» (городской округ Домодедово), «Павловское» (Истринский район), «Каргашино» (Мытищинский район), «Слизнево» (Наро-Фоминский район); «Шемякино» (Химкинский район) и карьеров «Становое» (Раменский район); «Аннино» (Рузский район); «Торопово» (Раменский район) и «Лыткино» (Солнечногорский район).

По состоянию на 2010 год  на территории Московской области действовало 37 захоронений ТБО, куда ежегодно свозилось около 7 миллионов тонн мусора (в том числе и из Москвы).

Кроме этого имеется более 1,5 тысяч несанкционированных свалок, подлежащих ликвидации [22, c. 1].

Федеральные власти только в последнее время стали уделять  внимание развитию среднего и крупного бизнеса. Сейчас, во время мирового финансового кризиса, это очень кстати. Существует Положение об оказании государственной поддержки субъектам малого предпринимательства в виде грантов на создание собственного бизнеса разработано в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Финансирование предоставления грантов осуществляется за счет средств областного и федерального бюджетов, предусмотренных на реализацию программы. Источник финансирования определяется министерством [12, c. 1].

Можно сказать больше кризис сейчас «в моде». Создаются законопроекты, цель которых является уменьшение последствий кризиса, при этом практически забывается про основные направления государственной региональной политики. А федеральные власти между тем борются за место под солнцем на международной арене. И в СМИ снова и снова появляются заголовки о неэффективности государственной региональной политики.

Региональным властям  необходимо найти действенный способ донести суть проблемы до федерального центра, обратить на себя внимание, доказать, что необходимо решение вопроса  на государственном уровне, ведь от этого зависит реализация государственной  региональной политики, ее эффективность, финансирование региона. Институтом, который может повлиять на решение Федерального центра, являются общественные объединения и партии. Они способны лоббировать, но контролировать проведение государственной региональной политики не могут.

Таким образом, решение проблем возможно при активизации государственной региональной политики в развитии предпринимательской деятельности  в целях создания условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности, и увеличения вклада малых предприятий в валовой региональный продукт и доходы  консолидированного бюджета Московской области:

- создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства  для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления

- в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг;

- стимулирование инновационной активности малых предприятий,

- содействие развитию профессиональных объединений и ассоциаций в сфере  предпринимательства.

 

2.2 Эффективность государственной региональной политики и способы ее повышения

Важно подчеркнуть, что  при разработке федеральных целевых  программ отпадает проблема охвата какого-либо количества субъектов Российской Федерации. В принципе, если по каждому субъекту Российской Федерации для программного решения будут отобраны подобные конкретные проблемы, то такими программами  могут быть охвачены все субъекты Российской Федерации. Ведь в этом случае в качестве приоритета выступает  не регион (не могут быть все регионы  приоритетными), а проблема, и в  каждом регионе приоритетными могут  быть разные проблемы.

Важными элементами политического  цикла являются контроль, мониторинг, оценка реализации государственной политики. Контроль государственной политики проводится уже на ранних стадиях ее реализации в целях выявления отклонений от принятых норм и принятия мер по их устранению.

Осуществляется контроль посредством контрольного механизма, включающего информационную систему (оценка результатов, мониторинг) и организационную систему (структуры и процедуры). К контрольным технологиям относят оценку программ, финансовые отчеты, аудиторские проверки, инспекции, опросы руководителей [15, c. 1].

Мониторинг - процесс регулярного  сбора и анализа информации о  ходе реализации политики, включающий механизм реагирования на возможные  и реальные угрозы и отклонения от намеченного плана.

Оценка реализации государственной  региональной политики - совокупность способов изучения и измерения фактических результатов завершенной или находящейся на стадии завершения политики/программы, применяемая в целях ее совершенствования. Оценка есть сбор и анализ информации о конечных или промежуточных результатах, определение изменений и современного состояния, оценка выгод и затрат. Оценка, в отличие от мониторинга, проводится по мере необходимости, носит разовый характер. Проведение оценочных процедур необходимо на всех этапах политического цикла. Смысл оценки состоит в возможности усовершенствовать политику и определить ее результаты.

Информация о работе Региональная политика в РФ