Роль информационных технологий в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение роли информационных и коммуникационных технологий в управленческой деятельности организаций.
Задачи работы:
• изучить информационное обеспечение процесса управления;
• рассмотреть влияние компьютеризации на внутриорганизационные коммуникации;
• изучение концепции Microsoft по внедрению информационных технологий в государственное управление;
• рассмотреть перспективы внедрения информационных технологий в сферу государственного управления ;
• выявить приоритеты участия граждан в электронном правительстве;
• оценить проблемы реализации «Электронного правительства» в России.вительство» и Федеральная Целевая Программа «Электронная Россия»

Содержание работы

Введение_________________________________________________________ 3
Глава 1. Роль информации в управленческой деятельности______________ 5
1.1 Информационное общество, единое информационное пространство__5
1.2 Информационное обеспечение процесса управления_______________7
1.3 Внутриорганизационные коммуникации и компьютеризация _______9
Глава 2. «Электронное правительство» и Федеральная Целевая Программа «Электронная Россия» __________________________________________12
2.1 Внедрение информационных технологий в государственное управление____________________________________________________14
2.2 ФЦП «Электронная Россия»__________________________________17
2.3 Перспективы внедрения информационных технологий в сферу государственного управления____________________________________19
2.4 Электронное правительство и приоритеты пользователей _________21
Глава 3. Проблемы реализации электронного правительства в России_____24
3.1 Политические проблемы_____________________________________24
3.2 Социально-экономические проблемы___________________________27
3.3 Технические проблемы_______________________________________29
Заключение______________________________________________________ 32
Список источников _______________________________________________34

Файлы: 1 файл

Роль информационных технологий в государственном управлении.docx

— 43.25 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа: Роль информационных технологий в государственном управлении

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение_________________________________________________________ 3

Глава 1. Роль информации в  управленческой деятельности______________ 5

1.1 Информационное общество, единое информационное пространство__5

1.2 Информационное обеспечение  процесса управления_______________7

1.3 Внутриорганизационные  коммуникации и компьютеризация  _______9

 

Глава 2. «Электронное правительство» и Федеральная Целевая Программа  «Электронная Россия» __________________________________________12

2.1 Внедрение информационных  технологий в государственное  управление____________________________________________________14

2.2 ФЦП «Электронная Россия»__________________________________17

2.3 Перспективы внедрения  информационных технологий в  сферу государственного управления____________________________________19

2.4 Электронное правительство  и приоритеты пользователей _________21

 

Глава 3. Проблемы реализации электронного правительства в России_____24

3.1 Политические проблемы_____________________________________24

3.2 Социально-экономические  проблемы___________________________27

3.3 Технические проблемы_______________________________________29

 

Заключение______________________________________________________ 32

Список источников _______________________________________________34

 

ВВЕДЕНИЕ

Информационные и коммуникационные технологии, обеспечивающие накопление и использование знаний, проникли во все сферы деятельности и уже  стали движущей силой мирового экономического и технологического развития. Они  существенно меняют не только способ производства товаров и услуг, но и организацию и формы проведения досуга, реализации человеком своих гражданских прав, методы и формы воспитания и образования. На современном этапе развития мировой экономики информация становится важнейшим фактором экономического роста, а информационная сфера приобретает особое значение для жизни общества, определяя его политическое, социально-экономическое и культурное развитие. Эти факты указывают на то, что мировое сообщество вступило в новую фазу - информационную. Виртуальная экономика, усложнение и интеллектуализация информационных продуктов (услуг), актуализация информации для управления, рост значения Интернета, формирование новой образовательной среды и т. п. - основные атрибуты информационного общества.

К проблемам информационного  общества как ступени в развитии современной цивилизации научная  общественность обратилась в конце 1970-- начале 1980-х гг. Этому также  способствовали следующие обстоятельства: увеличение роли информации и знаний в жизни общества; возрастание  в валовом внутреннем продукте доли информационных коммуникаций, продуктов  и услуг; рост потребностей населения  в информационных продуктах и  услугах; формирование глобального  информационного пространства, обеспечивающего  эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам.

Всеобъемлющий характер информационно-коммуникационных технологий, скорость их распространения  способствовали принятию в первой половине 1990-х гг. правительствами развитых стран мира национальных программ развития информационного общества. Возможности  информационного общества развитые страны рассматривают как ключ к  процветанию в XXI веке.

Свою готовность перейти  к информационному обществу зафиксировала  Россия, подписав 22 июля 2000 г. Окинавскую хартию глобального информационного  общества (о. Окинава, Япония), а также  став активным участником Всемирного саммита ООН по информационному  обществу (Женева, 2003 г.).

Таким образом, целью данной работы является определение роли информационных и коммуникационных технологий в  управленческой деятельности организаций.

Задачи работы:

• изучить информационное обеспечение процесса управления;

• рассмотреть влияние  компьютеризации на внутриорганизационные  коммуникации;

• изучение концепции Microsoft по внедрению информационных технологий в государственное управление;

• рассмотреть перспективы  внедрения информационных технологий в сферу государственного управления ;

• выявить приоритеты участия  граждан в электронном правительстве;

• оценить проблемы реализации «Электронного правительства» в  России.

 

ГЛАВА 1. РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В  УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Информационное общество  и единое информационное пространство

В любом государстве принципиально  важно создать условия беспрепятственного движения по всей территории не только товаров и людей, но и информации. Есть все основания утверждать, что  создание информационного общества (единого информационного пространства) является таким же необходимым условием, как и сохранение целостности.

Информационное пространство – совокупность информационных ресурсов, информационных систем и коммуникационной среды.

Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз  и банков данных, технологий их ведения  и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих  не основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а так же удовлетворение их информационных потребностей.

Иными словами, единое информационное пространство складывается из следующих  главных компонентов:

• информационных ресурсов, содержащих данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих  носителях информации;

• организационных структур, обеспечивающих функционирование и  развитие единого информационного  пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и  передачу информации;

• средств массового взаимодействия граждан и организаций, в том  числе программно-технических средств  и организационно-нормативных документов, обеспечивающих доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих  информационных технологий.

Информационная технология – совокупность методов, способов, приемов и средств обработки  документированной информации, включая  прикладные программные средства, и  регламентированного порядка их применения. Информационная технология – совокупность методов, приемов  и средств, реализующих информационный процесс в соответствии с заданными  требованиями.

Использование информационных тезнологий можно представить следующей  схемой:

 

 

 

Информационное общество – концепция постиндустриального  общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой  главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительные  черты информационного общества:

• увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

• возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг  в валовом внутреннем продукте;

• создание глобального информационного  пространства, обеспечивающего эффективное  информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам, удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и  услугах.

 Традиционно с момента  возникновения в конце 60-х –  начале 70-х годов «информационное  общество» рассматривалась как  футурологическая концепция, описывающая  будущее общество, наделявшая его  во многом утопическими чертами  – постепенным исчезновением  рутинного труда и заменой  его творческим, ведущей ролью  знания, гуманизацией государства.

Исходя из тенденций опережающего развития сектора экономики, связанного с производством, распространением и передачей информации, делались выводы об изменении структуры экономического производства, из сокращения издержек электронных коммуникаций прогнозировалось развитие новых форм занятости и  политической активности, изменения  в сфере средств массовой информации и досуга.

С массовым распространением технологий электронной почты и Internet прогнозы, носящие несколько  отвлеченный характер, перешли в  плоскость практического применения.

Идея справедливого, гуманного  и свободного «информационного общества», естественно, дала название многочисленным правительственным программам информатизации и развития социально-экономических  приложений Internet-технологий.

 

1.2. Информационное обеспечение  процесса управления

Во всех сферах жизни управление играет огромную роль. Любая организация  нуждается в рациональном и эффективном  управлении. Под организацией могут  пониматься различные общественные образования: промышленные предприятия, коммерческие фирмы, государственные  учреждения и т.д. Но информационное обеспечение их деятельности осуществляется по одним и тем же принципам.

 

Под управлением понимается целенаправленное воздействие субъекта на объект с целью перевода его  в качественно новое состояние.

Как субъектом, так и объектом управления может быть человек, группы людей, подразделение предприятия, предприятие в целом, а также  различные информационные системы. Различие между субъектом и объектом заключается в том, что субъект  является источником управляющего действия, а объект подчинен этому действию.

Любой процесс управления связан с информационным обменом, который  заключается в циклическом осуществлении  следующих процедур:

• сбор информации о текущем  состоянии управляемого объекта;

• анализ полученной информации и сравнение текущего состояния  с желаемым;

• выработка управляющего воздействия с целью перевода управляемого объекта в желаемое состояние;

• передача управляющего воздействия  объекту.

Процесс управления подразумевает  наличие обратной связи, т.е. информационного  потока, направленного от объекта  к субъекту. Обратная связь позволяет  установить, насколько эффективно оказанное  на объект управляющее воздействие.

Процесс управления нуждается  в предоставлении своевременной, достоверной  и полной информации, т.е. информационном обеспечении.

Информационное обеспечение  управленческой деятельности – это  осуществление действий по предоставлению своевременной. Достоверной и полной информации субъекту управления (руководителю) с заданной периодичностью.

Задачи информационного  обеспечения процесса управления заключаются  в следующем:

• удовлетворение информационных потребностей управляющих органов;

• определение и отбор  источников информации;

• правильная интерпретация  и систематизация полученных данных;

• проверка достоверности, полноты  и непротиворечивости данных;

• исключение дублирования информации;

• представление данных в  едином и удобном для восприятия формате;

• многократное использование  полученной информации;

• постоянное обновление данных.

Таким образом, информационное обеспечение является неотъемлемой частью любой управленческой деятельности. С его помощью происходит распространение  необходимой информации среди компетентных лиц и ее эффективное использование  в процессе принятия управленческих решений.

 

1.3. Внутриорганизационные  коммуникации и компьютеризация

Процесс управления невозможно представить без оперативного обмена разнообразной информацией. Современный  уровень развития средств связи  представляет широкие возможности  организации такого информационного  воздействия.

Под системой телекоммуникаций понимают комплекс средств и каналов  связи, работающих по определенным, им присущим принципам (физическим, организационным, технологическим и др.) и предназначенных  для передачи информации на большие  расстояния.

Основным средством телекоммуникации, т.е. организации информационного  обмена, для современных предприятий  являются компьютерные вычислительные сети. Этот вид телекоммуникаций в  настоящее время переживает период бурного развития и роста. Сейчас уже в каждой солидной организации  имеется собственная локальная  сеть, как правило, с выходом в Internet.

Под внутриорганизационными коммуникациями будем понимать общение, взаимодействие и передачу информации, возникающую между сотрудниками внутри организации.

Компьютер занял доминирующее положение на рабочем столе и  дома, и в офисе. В настоящее  время появилась возможность  эффективно работать, не выходя из дома, и общаться с руководителем через  Интернет. Это повышает заинтересованность работника, потому что неважно, сколько  тебе лет, как выглядишь и т.д. В этом случае отсутствует общение  с коллегами. Это хорошо, потому что  такое общение неминуемо требует  определенных усилий. Надо вникнуть в  массу проблем, которые их беспокоят, включая домашние. Коллеги могут  встретиться в Интернете, переписываться по электронной почте и договариваться о встрече в кафе. Но с другой стороны исчезает барьер между работником и непосредственным руководителем. Благодаря электронной почте  между высшим руководителем и  подчиненным в определенном смысле вообще нет никаких уровней управления. Поэтому электронная почта —  мощный фактор сокращения управленческих иерархий любой организации.

В условиях компьютеризации  нужны работники, более способные  к самостоятельной деятельности: скорее изобретательные, нежели беспрекословно выполняющие указания. Под влиянием компьютеризации компании займутся переоценкой таких кадровых проблем, как оптимальная численность  сотрудников вспомогательных отделов (юридических или финансовых), взвешивая  все «за» и «против» их работы непосредственно  в штате.

Многие отечественные  организации неизбежно столкнутся с тем, что компьютер — это  источник не только эффективности, но и многих проблем. Одна из них –  обучение сотрудников предпенсионного  возраста работе на компьютере. Такие  сотрудники, как правило, продолжают вести бумажные записи, а затем  эти же данные переносят в компьютер. Получается, что одна и та же работа проделывается дважды. Но возможен другой вариант: продвинутый сотрудник  все-таки освоил компьютер. И тогда  «адская» машина опять представляет огромную опасность. Случайно стертые  документы, не говоря уже о компьютерных вирусах, для сотрудников с солидным трудовым стажем становятся источником постоянных стрессов.

Информация о работе Роль информационных технологий в государственном управлении