Роль информационных технологий в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение роли информационных и коммуникационных технологий в управленческой деятельности организаций.
Задачи работы:
• изучить информационное обеспечение процесса управления;
• рассмотреть влияние компьютеризации на внутриорганизационные коммуникации;
• изучение концепции Microsoft по внедрению информационных технологий в государственное управление;
• рассмотреть перспективы внедрения информационных технологий в сферу государственного управления ;
• выявить приоритеты участия граждан в электронном правительстве;
• оценить проблемы реализации «Электронного правительства» в России.вительство» и Федеральная Целевая Программа «Электронная Россия»

Содержание работы

Введение_________________________________________________________ 3
Глава 1. Роль информации в управленческой деятельности______________ 5
1.1 Информационное общество, единое информационное пространство__5
1.2 Информационное обеспечение процесса управления_______________7
1.3 Внутриорганизационные коммуникации и компьютеризация _______9
Глава 2. «Электронное правительство» и Федеральная Целевая Программа «Электронная Россия» __________________________________________12
2.1 Внедрение информационных технологий в государственное управление____________________________________________________14
2.2 ФЦП «Электронная Россия»__________________________________17
2.3 Перспективы внедрения информационных технологий в сферу государственного управления____________________________________19
2.4 Электронное правительство и приоритеты пользователей _________21
Глава 3. Проблемы реализации электронного правительства в России_____24
3.1 Политические проблемы_____________________________________24
3.2 Социально-экономические проблемы___________________________27
3.3 Технические проблемы_______________________________________29
Заключение______________________________________________________ 32
Список источников _______________________________________________34

Файлы: 1 файл

Роль информационных технологий в государственном управлении.docx

— 43.25 Кб (Скачать файл)

При этом даже наиболее «продвинутые»  в области использования информационных технологий ведомства стараются  решать только свои собственные задачи сбора и обработки информации: о налогоплательщиках, объемах поставок и др. А все, что связано с  раскрытием информации для населения  и бизнеса, с организацией онлайнового  взаимодействия правительственных  учреждений с гражданами и компаниями, отходит на второй план. Между тем, с точки зрения бизнеса или  граждан, именно возможность взаимодействия с правительством через информационные технологии является приоритетной.

Еще одной важной частью управления взаимодействием правительства  с бизнесом и гражданами должна быть защита информации. Предполагается, например, что налогоплательщики будут  передавать в электронной форме  персональные данные о своих доходах. И если государство не сможет внятно объяснить, каким образом, на технологическом, процедурном и нормативном уровне, оно гарантирует полную защиту подобных данных от несанкционированного доступа, то сама идея «электронного правительства» в России будет дискредитирована.

Решая проблемы защиты информации, большинство государственных организаций  сталкивается с острым дефицитом  специалистов в этой области. Особенно остро этот вопрос стоит в малых  субъектах федерации, где отсутствуют  научно-промышленные центры. Поскольку  повышение квалификации специалиста  в Москве или других крупных городах  России стоит немалых денег, встает вопрос о целесообразности формирования государственной системы повышения  квалификации и переподготовки специалистов по информационной безопасности для  бюджетных организаций.

Кроме того, большое значение имеет уровень информационной подготовки государственных служащих. Представляется необходимым уже сейчас приступить к перестройке системы переподготовки и повышения квалификации государственных  служащих, которая бы работала с  некоторым опережением. Первый опыт внедрения информационных технологий в систему образования в середине 1980-х годов говорит о необходимости 100-процентной переподготовки региональных чиновников в области использования  информационных технологий.

Эффективное внедрение современных  информационных технологий в органах  власти и управления, создание единого  информационного пространства как  для отдельного региона, так и  для всей страны в целом не может  не предполагать единого стандарта  программного обеспечения, надежной защиты информации, решения правовых, организационных  и многих других вопросов. Совершенно очевидно, что для этого необходим  централизованный подход, который может  быть реализован только в рамках Федеральной  целевой программы «Электронная Россия». Так, уже в 2002 году были начаты пилотные проекты по переходу к электронному документообороту в администрации  президента, представителей президента в округах и других властных структурах. В целом, к 2010 году доля электронного документооборота должна будет составить 65%.

 

2.4. Электронное правительство  и приоритеты пользователей.

Электронное правительство  должно выдерживать баланс между  интересами граждан и бизнеса, а  также между государственными и  общественными интересами.

Проблемы бизнеса связаны  с налогообложением, конкуренцией, аутентификацией, защитой собственности, уровнем правительственных услуг. Для граждан наиболее важными  являются свободный доступ к информации, сохранение персональных данных, ответственность  и выполнение обязательств. В странах  Европейского Союза законодательство традиционно было ориентировано  на граждан, однако законы делались более  благоприятными для бизнеса, особенно в таких областях, как мобильная  связь, электронная коммерция и  телекоммуникации. В США, наоборот, имеет место обратное явление, когда  растет интерес к безопасности персональных данных.

Концепция формирования электронного правительства должна исходить из нескольких основополагающих принципов, которые  отражали бы все эти приоритеты, а также приоритеты общественного, политического и социально-экономического развития общества в целом. В число  этих принципов большинство исследователей включают следующие.

Повышение осведомленности  граждан о деятельности правительственных  структур различных уровней. Этот аспект охватывает технологии, обслуживающие  предоставление информации о деятельности систем и структур правительства, администрации, выборных представителей, депутатов  и т.д. Фактически это информация о деятельности и структуре самого органа власти или правительства, а  не об услугах, ими предоставляемых. Информация такого рода может публиковаться, например, на различных правительственных  и парламентских веб-сайтах, а  механизмы ее доставки могут включать как электронные средства (Интернет, телевидение, телефон, радио), так и  неэлектронные (газеты, объявления и  т.д.).

Обеспечение доступности  информации и ее доставка до конечных пользователей. Здесь основой является доступность информации, ее доставка и распределение с помощью  услуг, предоставляемых администрациями  правительств или иных органов власти на различных уровнях. Примерами  являются веб-сайты департаментов, правительственные директории, муниципальные  веб-сайты, информация о системах общественного  обслуживания и др. эта информация может быть доступна по требованию («pull»-технологии) либо в принудительном порядке, например при оповещениях, предоставляется без запросов, в  режиме «push». Механизмы доставки этой информации могут быть теми же, что  и в предыдущем случае.

Поддержка и усиление обратной связи между властями и обществом. Каналы обратной связи могут предоставляться  как в индивидуальном порядке, например для отдельных представителей, так  и для администраций департаментов  и ведомств. Они могут быть общими (например, отправка по электронной  почте вопросов по поводу отдельных  локальных или персональных дел), либо предметно-ориентированные, когда  граждан приглашают высказаться  по общественно-значимым проблемам. Электронные  каналы включают электронную почту  и телефон, традиционные каналы могут  быть ориентированы на традиционную почтовую службу.

Обеспечение участия граждан  в деятельности правительства и  администрации. Эта группа проблем  лежит между поддержкой обратной связи и приглашением к непосредственному  участию в процессе разработки политики и правительственной деятельности. Обычно это имеет место на локальном  уровне в различных муниципалитетах, например, когда группы граждан извещают местные советы о своей позиции по вопросам автомобильных парковок или по проблемам развития своего района. Ясно, что эти вопросы имеют мало общего с проблемами, решаемыми на уровне национальных правительств. Прямое участие отдельных граждан в решении политических вопросов является пока редким явлением и, как показывает имеющийся опыт, далеко не всегда однозначно приветствуется политиками и государственными чиновниками. Традиционным средством сообщения информации являются митинги или дискуссии. Электронным эквивалентом являются группы онлайновых дискуссий.

Непосредственная поддержка  демократических процессов. Это  аспект, во-первых, может быть связан с онлайновым высказыванием мнения по специфическим и, как правило, неполитическим вопросам (например, варианты нового флага). Во-вторых, он может включать онлайновую поддержку электоральных  процессов, таких как регистрация  избирателей, контроль списков голосования  и различные формы онлайнового  голосования.

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Так же, как и в большинстве  других стран, среди проблем, встающих на пути реализации электронного правительства  в России, можно выделить, по крайней  мере, три приоритетные группы: политические, социально-экономические и технические  проблемы.

3.1. Политические проблемы

Первая группа политических проблем охватывает сложные и  ВТО же время самые важные проблемы, от решения которых в наибольшей степени зависит процесс создания в России электронного правительства. Следует, однако, ожидать, что ситуация с формированием электронного правительства  в России в ближайшей перспективе  может существенно измениться, поскольку  в выполняемой федеральной целевой  программе «Электронная Россия 2002-2010 годы» этим вопросам уделяется большое  внимание. Согласно этой программе, на первом этапе (2002г.) была проведена инвентаризация и создана система мониторинга  информационных и статистических баз  данных, находящихся в собственности  органов государственной власти. В этот период были разработаны и  реализованы регламенты свободного доступа к базам данных экономической, торговой, промышленной, внешнеэкономической  и иной государственной статистики, а также разработана система  единых стандартов и протоколов обмена информацией. На втором этапе (2003-2004гг.) был завершен переход к открытому  доступу находящихся в собственности  государства баз данных, не являющихся предметом государственной или  коммерческой тайны и не нарушающих прав граждан на защиту персональной информации. Также был начат переход  органов власти на электронный документооборот. К середине третьего этапа (2005-2010гг.) будет завершен переход на электронный  документооборот федеральными органами власти и значительной части органов  власти на региональном и муниципальном  уровнях. Кроме того, предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на создание системы информационного обеспечения  органов государственной власти.

Тем не менее, для реального  продвижения в этом направлении  и решения политических проблем  необходимо осуществить целый ряд  серьезных мероприятий. В частности, формированию электронного правительства  должна предшествовать подготовительная работа, решающая такие задачи, как  оценка готовности и потребности  населения в услугах электронного правительства, определение достижимых целей по структуре предоставляемых  населению услуг и по обеспечению преимуществ для обеих участвующих сторон, определение принципов и механизмов финансирования перехода на электронное правительство, выбор альтернативных источников финансирования и ряд других задач. Большое значение имеют инвестиции в создание информационных инфраструктур, оборудования, в развитие сервиса и услуг. При этом известно, что практически во всех развитых и во многих развивающихся странах основные инвестиции в информационные и коммуникационные технологии идут со стороны частного сектора. Даже в странах Центральной и Восточной Европы, которые практически одновременно с Россией начали движение в сторону рыночной экономики, вопросы инвестиций находятся под контролем государства и им стимулируются, для чего созданы специальные полномочные органы власти или структуры, подотчетные правительствам. Поэтому главная задача российского правительства состоит в создании реальных стимулирующих условий для роста объема инвестиций.

К группе политических проблем  следует отнести также проблемы разработки стратегии и основных принципов государственной политики в сфере формирования электронного правительства. Накопленный развитыми  странами опыт позволил сформулировать ряд ключевых принципов для онлайнового  распространения и обсуждения общественно  значимой информации правительствами, гражданами и другими членами  общества. Концептуальное содержание этих принципов состоит в следующем:

• демократическое обсуждение любой правительственной или  общественной инициативы достигает  наибольшей эффективности только при  условии, когда оно проводится в  рамках и под эгидой общественно  нейтральной и полностью независимой  по отношению к обсуждаемой инициативе сторонней организации;

• предоставление каждому  члену общества правительственной  или иной необходимой ему общественной информации и возможность реально  обсуждать проблемы, являющиеся жизненно важными для граждан, должны рассматриваться  как сфера общественного обслуживания, причем контроль и управление этой службой не должны находиться в руках  правительства;

• стремление к открытости является серьезным шагом для  повышения эффективности деятельности правительства, особенно, если такая  открытость подкрепляется реальными  актами, демонстрирующими влияние предложений, идей и опыта граждан на законодательные  решения;

• вне зависимости от уровня доступа правительство должно предоставлять  своим гражданам и иным членам общества два типа информации; к  первому типу относится информация, необходимая для улучшения качества жизни всех граждан общества, и  она должна предоставляться правительством свободно и бесплатно; второй тип  информации, обеспечивающий специфические  потребности отдельных граждан  или организаций, может предоставляться  за плату.

В идеале модель участия граждан  в процессе принятия решений должна объединять элементы электронной и  представительской демократии и  строиться на определенных базовых  принципах. Эти принципы определяют, что граждане принимают участие  в определении базовых ценностей  и формировании целей, а также  в создании совместного кодекса  поведения посредством интерактивного диалога с правительством. Все  эти действия предполагают активное воздействие на процессы принятия решений  вместо прежнего пассивного созерцания. Далее, каждый гражданин может принять  участие в определении приоритетности решения проблем национального  и местного уровня и в их экспертизе. Наконец, весь накопленный опыт, а  также прогнозы перспективных потребностей граждан должны регулярно анализироваться  с позиций совершенствования технологий интерактивного взаимодействия с властями и расширения сферы их последующего распространения.

 

3.2. Социально-экономические  проблемы

Использование информационных технологий изменяет парадигму процесса принятия решений, поскольку этот процесс  смещается на уровень граждан, наделенными  новыми для них возможностями  и полномочиями. Сам процесс становится интерактивным, а источник принятия решений децентрализуется. Переход  к новой парадигме вызывает ряд  новых серьезных проблем, главная  из которых заключается в том, что обе участвующие стороны  – граждане и власти – должны переосмыслить свои действия в условиях интерактивной сетевой структуры  и сформировать соответствующие  кодексы поведения, определяющие их права и обязанности. Не менее  важно также создать условия, при которых использование информационных сетей становится доступным и  привлекательным для всех граждан. При этом не должны возникать предпосылки  для появления неравенства между  отдельными гражданами, так называемого  «цифрового расслоения».

При переходе на новые технологии интерактивного взаимодействия обе  участвующие стороны должны быть готовы к изменению привычных  традиционных форм своей деятельности. В частности, и граждане, и правительственные  служащие должны повысить уровень своей  компьютерной грамотности. Облегчение доступа к правительству предъявляет  серьезные требования к структуре  и составу правительственной  информации и к персоналу, который  ее готовит. Поддержка доступности  информационных технологий подразумевает  развитие стандартизации и унификации пользовательских средств и оборудования, таких как общие ресурсы, формы  и типы стандартных программ просмотра  и т.д. Наконец, большое значение для развития онлайнового взаимодействия и населением имеют качество правительственной  информации с пользовательской точки  зрения, а также ее сохранность  и конфиденциальность.

Информация о работе Роль информационных технологий в государственном управлении