Роль информационных технологий в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение роли информационных и коммуникационных технологий в управленческой деятельности организаций.
Задачи работы:
• изучить информационное обеспечение процесса управления;
• рассмотреть влияние компьютеризации на внутриорганизационные коммуникации;
• изучение концепции Microsoft по внедрению информационных технологий в государственное управление;
• рассмотреть перспективы внедрения информационных технологий в сферу государственного управления ;
• выявить приоритеты участия граждан в электронном правительстве;
• оценить проблемы реализации «Электронного правительства» в России.вительство» и Федеральная Целевая Программа «Электронная Россия»

Содержание работы

Введение_________________________________________________________ 3
Глава 1. Роль информации в управленческой деятельности______________ 5
1.1 Информационное общество, единое информационное пространство__5
1.2 Информационное обеспечение процесса управления_______________7
1.3 Внутриорганизационные коммуникации и компьютеризация _______9
Глава 2. «Электронное правительство» и Федеральная Целевая Программа «Электронная Россия» __________________________________________12
2.1 Внедрение информационных технологий в государственное управление____________________________________________________14
2.2 ФЦП «Электронная Россия»__________________________________17
2.3 Перспективы внедрения информационных технологий в сферу государственного управления____________________________________19
2.4 Электронное правительство и приоритеты пользователей _________21
Глава 3. Проблемы реализации электронного правительства в России_____24
3.1 Политические проблемы_____________________________________24
3.2 Социально-экономические проблемы___________________________27
3.3 Технические проблемы_______________________________________29
Заключение______________________________________________________ 32
Список источников _______________________________________________34

Файлы: 1 файл

Роль информационных технологий в государственном управлении.docx

— 43.25 Кб (Скачать файл)

В связи с компьютеризацией может увеличиться дифференциация персонала. Появляется локальная техноструктура, связанная с компьютером и  сетями, — программисты, сетевые  администраторы и т.д. Когда все  документы фирмы хранились в  большом железном сейфе, тогда ключ от него был только у руководителя. Теперь недостаточно компьютерно-образованный руководитель вообще не знает, как «достать»  информацию.

Таким образом компьютеризация  организаций имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Несомненно, это важный и нужный этап на пути к информационному обществу. Но его осуществление должно идти по четко продуманному и спланированному  пути. Этому способствуют создаваемые  программы и проекты по внедрению  информационных технологий в бизнесе  и на различных уровнях государственного управления.

 

ГЛАВА 2. «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО» И ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА  «ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ»

Чтобы справиться со стоящими перед ними задачами, региональные и муниципальные органы власти разрабатывают  стратегии выявления наиболее важных проблем, требующих немедленного внимания, и разрабатывают пути их разрешения. Что необходимо предпринять и  в какой срок? Какие ресурсы требуются для этого, как будут определяться цели и результаты, к которым нужно стремиться? К первоочередным задачам могут быть отнесены, например, забота о детях, общественная безопасность, устранение и предотвращение чрезвычайных ситуаций, создание и развитие транспортной системы и среды обитания (включая зоны отдыха), обеспечение всеобщего доступа к услугам и забота о самых незащищенных членах общества.

Информационно-коммуникационные технологии в системе регионального  управления выходят на первый план, позволяя справляться с широким  кругом проблем и удовлетворять  разнообразные ожидания общества. Опрос, проведенный в европейских странах  в начале 2004 года компанией Kable, показал, что внедрение новейших технологий обуславливалось в первую очередь  потребностью улучшить отношения с  гражданами. Более 90% организаций, принявших  участие в опросе, наметило к реализации проекты по созданию центров связи, систем управления отношениями с  клиентами, доступа в Интернет, каналов  доступа (например, интернет-киосков) и  цифрового телевидения. Стремление улучшить систему отношений с  гражданами напрямую связано с целью  совершенствования предоставляемых  услуг. Информационно-коммуникационные технологии были названы ключевым моментом в достижении этой цели.

Более тесные связи с гражданами и более частые контакты с ними зачастую позволяют муниципальным  и региональным органам власти добиваться большей эффективности оказания услуг, чем это получается у национального  правительства. При этом региональные органы власти могут выполнять важную роль связующего звена между правительством страны и работающими на местах муниципальными органами власти. Сотрудничая с местными партнерами и коммерческими организациями, соизмеряя предоставляемые услуги с потребностями граждан, региональные и муниципальные органы власти способствуют тому, что эти услуги становятся более комплексными, а, следовательно, их эффективность поднимается на новый уровень.

Граждане являются не только участниками государственных процессов, но и потребителями государственных  услуг. При этом независимо то того, чего хотят конкретные люди – получить лицензию на ношение оружия или разрешение на открытие нового магазина, – они  всегда надеются, что государство  быстро отреагирует на их запросы. Как  налогоплательщики, все граждане заинтересованы в том, чтобы государство функционировало  более эффективно и с большей  отдачей. Требования снизить уровень  бюрократизма и упростить предоставление услуг предъявляются всем уровням  государственного управления – от местных органов и до федеральных  ведомств.

При оказании услуг муниципальными и региональными органами власти интересы граждан становятся основополагающими, а качество этих услуг, их своевременность  и эффективность затрат на их оказание повышаются. Все уровни государственного управления испытывают постоянно растущее давление со стороны общества, которое  хочет, чтобы государственные организации  более оперативно и чутко откликались  на запросы граждан.

Сфера деятельности государственных  организаций – на федеральном, региональном и местном уровне – чрезвычайно  широка; она охватывает улучшение  медицинского обслуживания, борьбу с  преступностью, защиту окружающей среды, повышение уровня образования, решение  проблем, связанных с изменением демографической ситуации, стимулирование деловой активности, а также создание новых рабочих мест и поддержание  необходимого уровня занятости. Всем органам  власти необходимы средства для того, чтобы

• увеличивать использование  потенциала каждого работника;

• предоставлять нужную информацию в нужное время тем государственным  служащим, кому она необходима. Благодаря  этому работники государственного сектора получают возможность в  кратчайшие сроки принимать обоснованные решения и сразу же приступать к их реализации.

Успех в решении этих задач  в значительной степени зависит  от технологии, использующейся для  совершенствования уже существующих систем и процессов. Организация  бизнес-процессов требует привлечения  технологий, которые позволят вывести  работу на современный уровень. В  результате произойдет не только повышение  качества предоставляемых услуг, но и перераспределение ограниченных ресурсов из операционной и управленческой сферы в область непосредственного  оказания услуг.

 

2.1. Внедрение информационных  технологий в государственное  управление 

Учитывая требования граждан  о предоставлении им разнообразных  качественных государственных услуг  и расширении возможностей доступа  к ним, государственные учреждения во всём мире эволюционируют в «электронные правительства». Первые попытки создать  электронное правительство часто  заканчивались созданием не связанных  между собой электронных «островков»  на базе отдельных подразделений, в  которых продолжал использоваться предыдущий неудачный опыт и устаревшие способы работы. Подобный подход не был продуктивным, а потому не смог оправдать возлагавшихся на него ожиданий.

Одной из задач создания «электронного  правительства» является совершенствование  совместной работы государственных  организаций – повышение оперативности  и согласованности в совместном использовании информации между  органами власти на федеральном, региональном и местном уровне. Решение этой задачи будет способствовать более  экономному использованию бюджетных  средств и повышению эффективности  деятельности государственных организаций. Основываясь на своей концепции  по использованию информационных технологий в «электронном правительстве», корпорация Microsoft создала новое поколение  программных продуктов и услуг, благодаря использованию которых  станет возможно осуществить переход  к государственным службам нового типа.

В условиях стремительного развития информационных технологий государственным  организациям требуется адаптируемая база, на основе которой они могли  бы создавать системы информационных технологий (далее - ИТ-системы) и программные  средства, предназначенные для разработки своих онлайновых услуг. Переход  к «электронному правительству» позволит государственным органам  воспользоваться преимуществами Интернета  и быстрее реализовать новые  решения за счет интеграции различных  ИТ-систем и прикладных программ, расширения возможностей государственных служащих и усовершенствования процедуры  обмена информацией между государственными учреждениями, между государственным  сектором и частными компаниями, а  также между государственными организациями  и гражданами. Кроме того, любое  законченное решение в области  «электронного правительства» должно обладать следующими качествами:

• предоставлять единую точку  доступа к электронным услугам, 24 часа в сутки и 7 дней в неделю;

• способствовать преодолению  информационного неравенства;

• предоставлять людям  возможность обучаться на протяжении всей жизни;

• восстановить доверие граждан  к правительству;

• способствовать развитию экономики;

• способствовать выработке  разумных законов и здравой политики;

• создавать формы правления  с бóльшим участием граждан.

Правительству, чтобы вновь  обрести поддержку и доверие  своих граждан, необходимо «модернизировать»  или перестроить характер взаимоотношений  с ними: сначала создавая новые  бизнес-модели и адаптирующиеся, эффективные  схемы сотрудничества с частным  сектором, а затем разрабатывая электронные  услуги, например, интерактивные опросы, дебаты и онлайновое голосование, которые  расширяют возможности граждан  для их активного участия в  процессе государственного управления. Люди должны почувствовать, что они  могут управлять своим участием в этих процессах. В то же самое  время, «информационное неравенство», если не уделять должного внимания решению этой проблемы, может стать  угрозой того, что граждане, лишенные доступа к Интернету, останутся  позади в движении к информационному  обществу.

Концепция Microsoft по использованию  информационных технологий в «электронном правительстве» состоит в том, чтобы  превратить государственный сектор в лидера, возглавляющего переход  к информационному обществу. Для  достижения этой задачи разрабатывается  разнообразное программное обеспечение, которое позволит гражданам получать доступ к услугам в любое время, в любом месте и с помощью  любого устройства.

Благодаря развитию онлайновых услуг государственные организации  могут расширить свои возможности  по удовлетворению потребностей граждан  в более оперативном и эффективном  отклике на их запросы. Путем переноса множества информационных ресурсов в Интернет и предоставления людям  функций самообслуживания в онлайновой среде, государственные служащие могут  превратиться в специалистов, работающих с информацией. Получив в свое распоряжение гибкую платформу информационных технологий, «электронное правительство» имеет возможность перешагнуть  за рамки традиционной бюрократической  системы и создать новые взаимоотношения  со своими гражданами.

 

2.2. Федеральная целевая  программа «Электронная Россия»

В России важным шагом на пути к повышению конкурентоспособности  экономики, расширению возможностей ее интеграции в мировую систему  хозяйства, увеличению эффективности  государственного управления и местного самоуправления в Российской Федерации  может стать федеральная целевая  программа "Электронная Россия" (утверждена постановлением Правительства  РФ от 28 января 2002 г. №65). Программа предполагает реформу нормативного регулирования  рынка информационных технологий, внедрение  новых технологий в государственных  органах и частном секторе, создание образовательных программ, призванных повысить уровень компьютерной грамотности  россиян, и построение масштабной инфраструктуры коммуникаций. В результате реализации программы будут подключены к  Интернету все российские вузы и  больше половины школ, созданы электронные  библиотеки, внедрены системы телемедицины и т.д.

Раздел 3 Федеральной Целевой  Программы «Электронная Россия»  – «Система программных мероприятий» – содержит перечень мероприятий  по девяти основным направлениям использования  информационных технологий в органах  государственной власти и местного самоуправления. Одним из направлений  является «Совершенствование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на основе использования информационных технологий», главные мероприятия которого ориентированы  на «повышение эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления путем  обеспечения совместимости стандартов хранения информации и документооборота; подключения к компьютерным сетям  органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных  учреждений; реализации отраслевых программ информатизации; создания межведомственных и местных информационных систем и баз данных» (пункт 3.3 Программы).

Для достижения данной задачи необходимо:

• развитие систем внутриведомственного электронного документооборота, локальных  информационных сетей, разработка стандартов делопроизводства и документооборота;

• развитие систем межведомственного  электронного документооборота, обеспечивающих сокращение сроков обработки документов;

• повышение качества принимаемых  управленческих решений путем распространения  и использования опыта, накопленного в социально-экономической сфере, развития систем консультирования и  повышения квалификации.

Реализация работ по совершенствованию  деятельности органов государственной  власти и местного самоуправления должна сопровождаться комплексом организационных  мероприятий, обеспечивающих координацию  деятельности органов власти в сфере  информатизации, разработку и внедрение  стандартных решений, а также  эффективное использование выделяемых на эти цели бюджетных средств.

 

2.3. Перспективы внедрения  информационных технологий в  сферу государственного управления.

Реализация такой задачи Федеральной целевой программы  «Электронная Россия», как «Модернизация  органов власти, государственного и  муниципального управления посредством  внедрения информационных технологий», предполагает создание систем электронного документооборота, упрощающих решение  многих задач – это и сокращение сроков обработки различных документов, и расширение внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, и повышение качества принимаемых  управленческих решений. Однако применение электронных документов сегодня  порождает многочисленные вопросы, от решения которых будет зависеть эффективность электронных коммуникаций в государственном секторе в  будущем.

До последнего времени  сама жизнь вынуждала министерства и ведомства ускоренно реализовывать  собственные программы внедрения  информационных технологий. В Министерстве финансов, Министерстве по налогам  и сборам, Таможенном комитете, Госкомстате  и многих других ведомствах без информационных технологий, без полноценных баз  данных работать очень трудно: сотрудники тонут в море информации. Сейчас Интернет-ресурсы есть практически  у всех министерств и ведомств, однако до коммерческих веб-узлов им еще далеко, в основном по количеству и эффективности различных сервисов. При этом практически все государственные структуры пока испытывают проблемы со своими «представительствами» в Интернете. Труднее всего, как обычно, найти финансирование и подходящие кадры. Как правило, все делается на чистом энтузиазме или в карьерных целях, но таких энтузиастов – единицы в каждом ведомстве, в то время как для полноценного обслуживания министерского или ведомственного веб-узла требуются 20-30 человек.

Информация о работе Роль информационных технологий в государственном управлении