Роль лидеров в политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 19:41, контрольная работа

Описание работы

Такие оценки могут быть пристрастными, а то и ошибочными. Тем не менее, именно на них строится восприятие политиков и поведение избирателей, и потому они требуют изучения и осмысления. Со временем экранный образ политика клишируется, становится, если использовать театральные аналогии, своего рода амплуа. И как актеру бывает трудно сменить амплуа, так и политику нужно приложить усилия, чтобы заменить нежелательные элементы желательными.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………3
1. Роль лидеров в политике………………………………………………………………….4
2. Основные критерии оценки политических лидеров…………………………………...15
3. Характеристика трех любых политических лидеров России………………………….19
Заключение…………………………………………………………………………………..22
Список литературы………………………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Оглавление……………………………………………………………………………………2

Введение………………………………………………………………………………………3

1. Роль лидеров в политике………………………………………………………………….4

2. Основные критерии оценки политических  лидеров…………………………………...15

3. Характеристика трех любых  политических лидеров России………………………….19

Заключение…………………………………………………………………………………..22

Список литературы………………………………………………………………………….23

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Люди, как правило, составляют мнение не о самом политике, а о его образе, предлагаемом СМИ. Соответственно, оценки данного политика - это стереотипные реакции не на него, но на экранный образ, который соответственно или не соответствует ожиданиям и ценностным приоритетам. Такие оценки могут быть пристрастными, а то и ошибочными. Тем не менее, именно на них строится восприятие политиков и поведение избирателей, и потому они требуют изучения и осмысления. Со временем экранный образ политика клишируется, становится, если использовать театральные аналогии, своего рода амплуа. И как актеру бывает трудно сменить амплуа, так и политику нужно приложить усилия, чтобы заменить нежелательные элементы желательными.

Политики получают “призы зрительских  симпатий” (наибольшее количество позитивных оценок) за наиболее выразительную  черту или особенность поведения. Один - “за ум, образованность”, другой - “за патриотизм”, третий - “за хозяйственность” и т.д. Следовательно, каждый из них занимает свое особое место на политической сцене.

Развивая идею можно сказать  что, российские политики редко утруждают  себя открытой декларацией того, “для кого играют”, оставляя публике решать, “на кого идти” в дни выборов, встреч с избирателями, политических дискуссий. Неудивительно, что избиратели весьма приблизительно делят политических деятелей на тех, которые “за народ”, и тех, которые ”против народа ”. Естественна и реакция публики на политиков как на “дающих представление”, а не “представляющих интересы”.

Всего было выделено пять категорий : “деловые качества”, “нравственные  качества”, “личностные характеристики”, “идеологические (политические) характеристики”, “диффузные оценки”. В каждой из категорий присутствовали как положительные, так и отрицательные компоненты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Роль лидеров в политике.

 

 Социальный опыт – это прожитые годы, это количественный и качественный  опыт

жизнедеятельности личности. От него зависит, как поступит человек в  той  или

иной ситуации Направленность – это совокупность ценностных ориентации личности,  лежащих в основе ее социального поведения.

Различают три основные аспекта  личности:

1. Личность как индивидуальные  особенности человека.

2. Личность как представитель  группы (класса,  массы,  этнической  и  т.д.),

как исполнитель определенной политической роли (избирателя, члена  партии  и

т.д.), что как бы растворяет ее в  массе и не дает возможности проявить  себя

автономно как специфический субъект  политики.

3.  Личность  как  самостоятельный   активный  участник  политической  жизни,

обладающий уникальной чертой быть гражданином  данного  государства  и  быть

свободным в своем выборе. Именно в этом  плане личность  взаимодействует с

властью, выполняет определенные политические  обязанности  и  выступает  как

объект и субъект политики. На становление личности влияют  следующие  факторы:  внутренние  и  внешние. Внешние –  политическая  система государства;  отношение к классу,  слою, нации; культура и т.д. Внутренние – генетические данные, воспитание и т.п. Участие личности в политике можно назвать  "политической  социализацией",  в

результате чего формируется сознание личности,  ее  политическое  поведение,

происходит становление  личности  гражданина.  В  отличие  от  политического

просвещения или воспитания политическая  социализация  включает  в  себя  не

только воздействие на личность той или  иной  идеологии,  но  и  собственную

активность.

По уровню политической активности личности различаются:

1.  Граждане  с  минимальной   политической  активностью,  являющиеся  только

объектом политики.

2. Граждане – участники  общественной  или  политической  организации,  т.е.

политические активисты.

3. Общественно-политические деятели  – оппоненты или  сторонники  официальной

власти.

4.  Профессиональные  политики,  для  которых  политика   –   основной   вид

жизнедеятельности.

5. Политические руководители, т.е.  организационные  идейные   формальные  или

неформальные лидеры. Деятельность различных партий, общественных организаций персонифицируется  в конкретных личностях – лидерах. Лидерство  как  социальное  явление  присуще природе человека. По  мере  развития  общество  переходило  от  лидерства  в личностном виде к более сложным формам: к институтам  лидерства,  групповому лидерству. В России долго господствовала точка зрения, что если в стране  не

существует  антагонистических  противоречий,  то   автоматически   сняты   и

проблемы политического лидерства. Но в условиях советского  общества  борьба

за  власть,  за  реализацию  политических  программ  оборачивалась   культом

личности, беззаконием и репрессиями. В условиях демократизации возрастает  роль  научного  управления  обществом, роль политического лидерства и политических  элит.  Лидерство все больше выступает как один из механизмов регулирования отношений  социальных  групп, институтов,  общества   в   целом.   Его   сущность   составляют   отношения доминирования и подчинения, влияния и следования.

Для понимания  политического  лидерства  необходимо  выяснить  его  природу.

Лидерство –  понятие  многогранное;  в  нем  можно  выделить  такие  главные

моменты, как характер и политическую социализацию  самого  лидера,  свойства

его сторонников, взаимосвязь его  с  массами,  конкретную  ситуацию  и  т.д.

Однако у  лидерства  много  аспектов  и  сводить  все  только  к  личностным

факторам нельзя. Лидерство в общем плане – такой вид  взаимодействия  людей,  когда  личность (или группа)  направляет  других  людей на   организацию   их   совместной

деятельности,  осуществление  целевых  установок.  У  определения  лидерства

много общего с определением власти, властных отношений,  поскольку  властные

отношения  существуют  не  только  в  политической  жизни,  но  и в других

общественных сферах. Лидер может  быть определен как субъект власти  во  всех

видах социального развития общества. Он направляет ведомых; не просто  ведет

их, но и желает вести; ведомые также  желают  этого.  Это  отражает  сущность

социальной роли лидера, что конкретно  проявляется в роли, в функции  лидера.

Субъектом политического процесса его делает то,  что  по  своим  незаурядным

качествам  он  становится  во  главе  социально-политического  движения  для

реализации его целей. С этой целью лидер наделяется властными полномочиями,

т.е. правом направлять людей и распоряжаться  финансовыми ценностями.

Политический лидер одновременно является  и  объектом  политики.  Он  должен

обладать   такими   качествами,   главным  критерием    которых    является

эффективность его деятельности  для  удовлетворения  интересов  выдвинувшего

его  политического  движения.  Он  испытывает  влияние,  давление  различных

заинтересованных сторон и должен воспринимать их предложения  и  требования,

быть готовым к компромиссу. Политические лидеры, выражая интересы определенных классов, слоев,  партий, движений, оказывают огромное влияние на развитие  политических  процессов  в стране. Особенно велика роль лидера в переломные периоды развития общества, когда требуется быстрое принятие решений, высочайшая ответственность  за  их реализацию, способность  оценить  ситуацию  и  т.д.  Лидер  должен  обладать аналитическими способностями, умением анализировать ситуацию,  уверенностью, решительностью, последовательностью в своих действиях.  Интересы  общества, социальной справедливости должны быть для  него  выше  личных.  Кроме  того, лидер  должен  обладать  умением  увлечь  людей,  вызывать  у  них  доверие,

обладать высокой культурой, быть честным,  порядочным,  корректным,  уважать

людей,  идущих  за  ним.  Политический   лидер,   осуществляя   политическую

программу, должен быть и волевым, и настойчивым, и целеустремленным.

Чтобы  стать  лидером,  личности  необходимо  оправдать  доверие  объекта  и

завоевать тем самым авторитет. За  субъектом-лидером  идут  не  потому,  что

приходится идти, а  потому  что  хочется  идти.  Претендентов  на  лидерство

бывает много, но история выбирает того, кто отвечает ее потребностям.

Различают  индивидуальное  лидерство  и  коллективное   (элита   и   массы).

Индивидуальное политическое лидерство  в национальном  масштабе  представляет

собой:

1. Дистанционное лидерство  (лидер   и  его  последователи   не  имеют  прямых

контактов с народом, a опосредованно  осуществляют  их  через  организации  и

чиновников).

2. Многоролевое лидерство (лидер  ориентируется не только на  свое  окружение,

но и на чиновников исполнительной иерархии, на широкие массы. Его  задача  –

сохранять равновесие различных политических сил и ветвей власти).

3.  Корпоративное  лидерство  (лидер  озвучивает  то,  что   наработано   его

"пирамидой".

У политического лидера выделяют следующие функции:

l) интегративную (объединение интересов  различных слоев  общества  в  единую

программу);

2) координационную (между ветвями власти и общественным мнением);

3)  прагматическую  (цели  и   задачи  общества  реализуются   в   конкретных

программных действиях).

По  видам  деятельности  лидерство  различают  формальное  и   неформальное.

Формальное связано с  управленческим  статусом,  с  руководящей  должностью.

Неформальное – с влиянием, незаурядными качествами личности,  что  и  делает

ее лидером. В  стабильных  функциональных  группах,  входящих  в  социальные

системы, лидер назначается, и тогда  он становится руководителем. Но  в  силу

определенных причин  назначенный  руководитель  не  выполняет  всего  набора

функций, и тогда эти функции  передаются другой личности, не назначаемой,  но

избираемой группой,  неформальному  лидеру.  Лидерство  –  социальная  роль,

которую  исполняет  определенный  субъект.  Значит,  лидер  как   конкретный

человек в данной роли появляется лишь тогда, когда появляется потребность  в

такой роли. Нужно также помнить  о том, что роль может оставаться,  а  лидеры

могут  меняться.  Поэтому  при  анализе  конкретного  лидерства   необходимо

анализировать не только лидера-личность, но и содержание  лидерской  роли  в

конкретной обстановке. Большое значение для эффективной роли лидера имеет авторитет. В самом  общем виде авторитет – это социальная оценка субъекта деятельности  группой  людей или в целом обществом, в котором он действует. Сущность  оценки  заключается

в определении соответствия субъекта требованиям деятельности и  условиям  ее

происхождения,  т.е.  соответствия  лидера  ожиданиям  людей,   что   должно

проявиться   в   его   политической   деятельности.    Истинный    авторитет

политического лидера создается прежде всего  защитой  социальных  интересов,

ценностных ориентации группы, общества в целом. Но бывает и так,  что  лидер

по каким-то причинам  теряет  истинный  авторитет и прибегает к ложному,

типологию  которых  очень  хорошо  дал  А.С.   Макаренко.   (1.   "Авторитет

подавления", руководитель-лидер  демонстрирует свое превосходство  в правах  и

возможностях и держит подчиненного в страхе за свое будущее.  2.  "Авторитет

расстояния"  –  стремление  лидера  увеличить  дистанцию   между   собой   и

подчиненными с целью ослабить критику себя и усилить формальное  влияние  за

счет неформального. 3.  "Авторитет  педантизма,  резонерства"  –  стремление

создать систему ненужных условностей, мелочности,  придирок,  напряженности.

4.  "Авторитет  рубахи-парня"  –  стремление  приобрести   авторитет   путем

преувеличения своей доступности.)

Знание истинных и ложных авторитетов  необходимо  для  любого  политического

лидера, оно позволяет оценить  сильные и слабые стороны  лидера,  возможность

его воздействия на политические процессы.

Содержание роли лидера меняется в  зависимости  от  социальных  ситуаций,  и

само развитие общества  порождает  новый  набор  его  функций.  Рассматривая

конкретную  ситуацию  социального  развития,  выделяют  следующие  ситуации:

традиционную, революционно-кризисную  и экстремальную, в которых роль  лидера

имеет свои особенности (типология  лидерства).

В традиционной ситуации лидерство основано на вере в  святость  традиций,  в

законность существующего порядка, в его "разумность".

Социальная сущность кризисной  ситуации  состоит  прежде  всего  в  том,  что

перестают  действовать  функциональные  общественные структуры,  появляются

люди,  которые  стремятся  их  дестабилизировать,  заменить  новыми.   Может

возникать в равной степени и "двоевластие", и "безвластие".  В  этот  момент

теряются привычные ориентиры (например, партия была много  лет  правящей,  и

вдруг эта ее роль  перестает  быть).  Неизбежно  наступает  растерянность  в

действии и  поведении  людей,  некоторый  хаос,  который,  в  свою  очередь,

порождает  повышенную  внушаемость,  поиски  ответов  на  многие   возникшие

вопросы.  И,  как  правило,  изменение   ситуации   приводит   к   изменению

Информация о работе Роль лидеров в политике