Роль лидеров в политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 19:41, контрольная работа

Описание работы

Такие оценки могут быть пристрастными, а то и ошибочными. Тем не менее, именно на них строится восприятие политиков и поведение избирателей, и потому они требуют изучения и осмысления. Со временем экранный образ политика клишируется, становится, если использовать театральные аналогии, своего рода амплуа. И как актеру бывает трудно сменить амплуа, так и политику нужно приложить усилия, чтобы заменить нежелательные элементы желательными.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………3
1. Роль лидеров в политике………………………………………………………………….4
2. Основные критерии оценки политических лидеров…………………………………...15
3. Характеристика трех любых политических лидеров России………………………….19
Заключение…………………………………………………………………………………..22
Список литературы………………………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

содержания, роли и  форм  проявления  лидерства,  приводит  к  уходу  старых

лидеров. И бывает, что в этот момент нет никаких социальных препятствий  для

того,  чтобы  лидером  стал   любой   человек,   часто   и   не   отвечающий

функциональной сущности лидера, но обладающий некоторыми его качествами.

В условиях особо резкого развития ситуации может  появиться  харизматический

лидер.  Харизматическое  лидерство  основано  на  вере   в   исключительные,

сверхъестественные способности лидера.  Понятие  "харизма"  означает  "божья

благодать". Способности лидера  рассматриваются  массами  как  исходящие  из

божества, они обладают как бы магической силой.  Для  этого  типа  лидерства

характерна фанатичная  преданность  основной  массы  последователей.  Всякое

сомнение в  качествах  лидера  рассматривается  как  святотатство.  Конечно,

харизматический лидер способен  порой  не  только  поступками,  но  и  силой

морального воздействия, самим  своим существованием преодолеть  разобщенность

общества. Но нельзя не видеть и негативных аспектов,  когда  харизматический

лидер  окружается  ореолом  незаменимого  (именно  такая  ситуация  породила

харизматического   вождя,    культ    личности    Сталина).    О    сущности

харизматического лидера и вообще о  типологии  лидерства  довольно  подробно

рассуждал М. Вебер. В конце ХХ в.  стало  очевидным,  что  Запад  и  Восток  в  последнее  время столкнулись с процессом  "харизматизации"  политического  лидера.  Кризисные

ситуации во многих странах порождают в сознании масс надежду на некое  чудо,

способное разом  решить  все  проблемы.  Знание  и  обоснованные  ориентации

начинают заменяться верой. Кризис социализма  в  конце  80-х  гг.  вызвал  к

жизни целую плеяду лидеров подобного типа. Со  стабилизацией  социальной  системы,   когда   устанавливается   какой-то порядок, новые правовые нормы, лидер  кризисной  ситуации  уже  не  способен выполнять новую роль и вынужден уйти.  На  смену,  как  правило,  или  часто приходит бюрократическое  лидерство.  Оно  возникает  в  том  случае,  когда лидером становятся не в силу каких-то особых качеств личности, а  с  помощью законных бюрократических структур. Понимание роли, качества личности лидера преломляется в стиле  деятельности. Стиль всегда привязан к конкретному субъекту, личности или группе  лиц,  где личностные черты конденсируются, складывается в  нечто  общее,  свойственное ей. Стиль – это совокупность методов, которым отдает  предпочтение  субъект, и психологический характер деятельности (решительность,  инициативность  или наоборот). Стиль политической работы – это прежде всего особенности  общения с людьми. Каждый человек имеет свой стиль работы. Но  во  всем  многообразии индивидуальных стилей выделяются стилевые крайние  противоположности,  между которыми  можно  поместить  стиль  каждого  конкретного   политика.   Такими противоположностями являются стиль демократический и стиль авторитарный. Авторитарный стиль требует  монопольной  власти,  командования  всем  и  вся административными    методами.    Его    главное    орудие    –    "железная

требовательность", угроза наказания. Демократический  стиль  –  это  децентрализация   полномочий,   максимальное участие "масс" в процессе принятия решений, атмосфера сотрудничества. Лучший стиль лидерства – "социально-адаптивный", или стиль,  ориентированный на реальность, сочетающий в себе элементы всех стилей в пропорциях,  которых требует ситуация.

Различия между демократическим  и авторитарным стилем:

1.  Субъект   демократического   стиля   не   подчеркивает   своей   власти;

авторитарного – не только подчеркивает, но и ритуально проявляет ее.

2. Демократический лидер опирается  на общность интересов масс.  Авторитарный

делает упор на зависимость благополучия подчиненных от его, лидера,  власти.

3.   Демократический   лидер   проявляет   отзывчивость,   заботливость    о

подчиненных, ценит человеческие и  деловые  качества  в  людях.  Авторитарный

оценивает человека с позиций общественного  положения прежде всего.

4.  Демократический  лидер  ведет  себя  естественно,  уважительно,  склонен

критически пересматривать свои решения  в  зависимости  от  ситуации,  менять

мнения и оценки, если они не  точны  или  устарели.  Авторитарный  стремится

выглядеть "высшим существом",  он  ориентируется  в  своей  деятельности  на

элитарную группу, не меняет сложившегося  о  людях  мнения,  своих  решений,

считая их единственно правильными  и неизменными и т.д.  Итак, для лидера демократического  стиля  требуется  хорошее  знание  людей,

умение подбирать толковых помощников, которые могли бы стать  дополнением  к

личности  лидера  по  своим  качествам,   были   бы   способны   спорить   и

дискутировать, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Демократический стиль лидерства  требует эрудированного, умного лидера.  Этот

стиль более труден, но и более  эффективен.

Важнейшей проблемой  политического  лидерства  является  такое  политическое

явление как "имидж", т.е. образ  политического  лидера,  образ  руководителя

страны, депутата и т.д. Чем выше по положению руководитель, лидер,  тем  меньше  он  непосредственно общается с людьми, которые все более имеют дело с образом  этого  лидера.  В ходе политической практики в массовом сознании  формируется  "имидж",  образ политического  деятеля,  который  может  соответствовать   реальному   лицу.

Результат  сравнения  реального  лица  и  образа  определяет   отношение   к

политическому деятелю широких  слоев населения (поддержка, доверие  и т.д.).

Всякое общество по своей внутренней структуре делится на классы,  социальные

слои, группы и т.д., на тех немногих, кто правит, и тех многих, кем  правят.

Те, кто правит, называются политической "элитой"  (истеблишментом).  Понятие

"элита" ныне прочно утвердилось  не только в политической литературе, но и  в

реальной жизни. Термин "элита"  происходит  от  французского  слова  elite  –  что  означает лучший,  отборный,  избранный,  "избранные  люди".  В   политологии   элитой

именуются  лица,  которые   получили   наивысший   индекс   в   области   их

деятельности.  Политическая  элита  –  это  социальная  группа,   обладающая

определенным уровнем политического  влияния и являющаяся основным  источником

руководящих  кадров  для  институтов  власти  того  или  иного  государства.

Равнозначные  понятия  понятию  "элита"  –  "правящая  верхушка",  "правящий

слой", "правящие круги". Очевидно, что в  человеческом  обществе  существуют

естественные и  социальные  различия  между  людьми,  что  обуславливает  их

неодинаковые  способности  к  управлению  и  влияние   на   политические   и

общественные процессы. Это дает  основание  ставить  вопрос  о  политической

элите как носителе политико-управленческих качеств. Политическая   элита,   ее   властные   отношения    обладают    структурным постоянством. При изменении персонального состава элиты  властные  отношения были всегда постоянны. Сменялись монархи, министры, парламентарии и  т.д.  в ходе истории, а отношения господства и подчинения  между  элитой  и  массами оставались. Всякое правление неизбежно предполагает господство немногих  над многими. Элиты присущи всем обществам и государствам,  ее  существование  обусловлено действием следующих факторов:

   . психологическим и  социальным  неравенством  людей,  их  неодинаковыми

      способностями, возможностями  и желанием участвовать в политике;

    . законом разделения  труда, который  требует   профессионального  занятия

      управленческим трудом, который имеет высокую общественную  значимость и

      соответствующее  стимулирование;

    . широкими возможностями  использования управленческой  деятельности  для

      получения различного  рода  привилегий,  т.к.  эта   деятельность  прямо

      связана с распределением  ценностей и ресурсов;

    . практической невозможностью  осуществления всеобъемлющего  контроля  за

      политическими руководителями;

    .  политической  пассивностью  широких  народных  масс,  чьи   жизненные

      процессы не лежат  непосредственно в сфере политики  и т.д.

Все  эти  и  другие  факторы  обуславливают   элитарность   общества.   Сама

политическая элита внутренне  дифференцирована.  Она  делится  на  правящую,

оппозиционную (т.е. контрэлиту); высшую, которая принимает значимые  решения

для  всего  государства;  среднюю,  которая  отражает  общественное  мнение;

административную  –  это  служащие-управленцы  (бюрократия).   Кроме   того,

существует еще и субэлита,  куда  входят  руководители  крупных  корпораций,

высшие армейские и  милицейские  чины,  руководители  партий  и  профсоюзов,

руководители СМИ  и  т.д.  В  состав  политической  элиты  входят  также  те

представители правящего класса, которые  формально не  связаны  с  политикой,

но оказывают огромное влияние  на  принятие  политических  решений.  Они  не

могут оказывать прямую (материальную и моральную) помощь, но в  определенное

время  могут  становиться   главными   действующими   лицами   политического

процесса.  Таким  образом,  элита  занимает  важное  место  среди  субъектов

политики. По существу, политика –  это  продукт  элиты,  ее  функция,  причем

функция социально необходимая, выражающая интересы общества.

Существуют  еще  "закрытые"  и  "открытые"  системы  рекрутирования   элиты,

которые  связаны  с  политическим  режимом  общества.   "Закрытые"   системы

рекрутирования элиты  характерны  для  недемократических  режимов,  где  они

составляют  так  называемую  номенклатуру.  В  таких   системах   существует

бюрократическая иерархическая лестница или кастовость.

Демократическому обществу соответствует  "открытая"  система  рекрутирования

элиты, где представителе любых  общественных  групп  могут  претендовать  на

лидирующие позиции, где избиратели страны осуществляют отбор  в  элиту,  где

немного формальных требований, чтобы  занять руководящую должность и  т.д.

Элита в обществе, управлении, экономике  и т.д. выполняет различные  функции:

-осуществляет стратегическое руководство страной  (классом,  социальной

      группой и т.д.);

-формирует политические цели, программные документы движения,  общества

      и т.д.;

-регулирует и координирует  взаимоотношения  социальных  групп,  слоев,

      классов, а также отношения с другими государствами;

-является основным резервом  руководящих  кадров,  центром  расстановки

      руководителей в  политическом и государственном  управлении. Элита  для   выполнения   функции   управления   использует   прежде   всего бюрократический аппарат. Элита намечает  цели  деятельности  государства,  а аппарат их реализует. Если между  элитой  и  бюрократическим  аппаратом  нет  единства целей, то аппарат  может  саботировать  решения  элиты.  Бюрократия обладает иерархической структурой, в ее рамках существует разделение  труда, она обладает административной властью,  которую  и  использует  с  различной степенью добросовестности. Бюрократизм тем сильнее в  обществе,  чем  слабее общественный  контроль  над  носителями  власти.   Чем   значительнее   роль демократических институтов  и  принципов,  закона  в  обществе,  тем  меньше самодовлеющая роль бюрократии. Бюрократ (чиновник, служащий)  получает  свое место из рук старшего по чину,  а не  из  рук своих подчиненных.  Это и

определяет  одно  из  главных  условий  всесилия  и   социально-политической

устойчивости бюрократии – ее абсолютную независимость от народа.

Итак, элитарность современного  общества  –  это  реальность. Конечно,  она

может исчезнуть с установлением  общественного самоуправления,  но  пока  это

не реально. Для  демократического  государства  главное  не  борьба  с  элитарностью,  а

формирование профессиональной, полезной для общества элиты,  не  отчужденной

от народа,  не  превращенной  в  привилегированный  слой,  а  подконтрольной

обществу.  Решать  эту  задачу  можно,  привлекая  представителей  различных

социальных  групп  и  слоев  во  власть,   т.к.   социальное   происхождение

представителей    элиты    влияет    на    их     социальную     ориентацию.

Непропорциональность  в  социальных  характеристиках  элиты  и  населения  в

современных   государствах   достаточно   велика.   На   нижних   ступеньках

управленческой пирамиды низшие слои населения  представлены  больше,  чем  в

верхних эшелонах власти. Но более важной гарантией социальной представительности элиты  по  сравнению с   социальным   происхождением   является    организационная    (партийная, профсоюзная  и  т.д.)  принадлежность  руководителей.  Она  связана   с   их

ценностными  ориентациями.  Партии,  профсоюзы  и  т.д.  имеют   возможность

воздействия  на  своих  представителей.  Кроме   того,   государственные   и

общественные  институты  тоже  имеют  свои  механизмы  контроля  за  элитами

(выборы, СМИ, опросы общественного  мнения, группы давления и т.д.).

Рассмотрим сущность, роль, состав новой российской политической  элиты.  Это

очень  важно  для  формирования  демократического  общества   в   стране   и

перспектив ее развития. На начальных этапах развития  российской  демократии

за  нее  выступали:  интеллигенция,  которая  осознавала  бесперспективность

старого   режима;   идейные   противники    коммунизма;    репрессированные,

диссиденты, политзаключенные; некоторые  представители  партийной (КПСС)  и

хозяйственной элиты; прагматики в  управленческих  структурах,  которым  лишь

бы править; карьеристы  из  самых  различных  слоев  общества,  для  которых

демократия – просто способ оказаться  на вершине иерархической лестницы.

Однако не все представители из перечисленных  слоев  вошли  в  новую  элиту,

многие  оказались  несостоятельными  в  политическом   управлении.   "Новая"

политико-управленческая элита (на 72–75 %) – выходцы из старой  партийной  и

хозяйственной  верхушки.  Конечно,  "реформаторы"  значительно разбавили и

Информация о работе Роль лидеров в политике