Российская избирательная система на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – в выявлении характерных черт, современных тенденций и проблем развития избирательной системы России, в поиске путей ее совершенствования.
Задачи:
Раскрыть содержание понятия и роль принципов избирательной системы, рассмотреть основные проблемы практического применения данных принципов.
Проанализировать российскую избирательную систему в её взаимосвязи с политической системой общества; дать правовую оценку реформы избирательной системы.

Содержание работы

Введение 1
1. Понятие и принципы избирательной системы в Российской Федерации 4
1.1. Избирательная система как институт избирательного права 4
1. 2. Принципы избирательной системы 9
2. Российская избирательная система на современном этапе 23
Заключение 29
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

в3093 особенности избирательной системы в современной России.docx

— 76.57 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 1

1. Понятие  и принципы избирательной системы  в Российской Федерации 4

1.1.  Избирательная  система как институт избирательного  права 4

1. 2. Принципы избирательной системы 9

2. Российская  избирательная система на современном этапе 23

Заключение 29

Список литературы 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Гражданское общество и правовое государство немыслимы без свободных  и справедливых выборов. Такие выборы, представляющие собой одну из незыблемых ценностей любого демократического государства, – это не только возможность  быть услышанным, но и шанс стать  участником политического процесса, право избирать и быть избранным  в органы государственной власти и местного самоуправления, как об этом говорится в пункте 2 статьи 32 Конституции РФ. В Основном законе страны референдум и свободные выборы названы «высшим непосредственным выражением власти народа» (п. 3 ст. 3).

Анализ сегодняшнего состояния  избирательной системы в России позволяет прояснить эти и  многие другие вопросы, актуальность которых  возрастает день ото дня.

Объект исследования - избирательная система современной России

Предмет исследования - особенности избирательных правоотношений и процесса в стране в свете комплексной законодательной реформы избирательной системы и проблема соответствия данной реформы базовым демократическим ценностям.

Цель работы – в выявлении характерных черт, современных тенденций и проблем развития избирательной системы России, в поиске путей ее совершенствования.

Задачи:

  1. Раскрыть содержание понятия и роль принципов избирательной системы, рассмотреть основные проблемы практического применения данных принципов.
  2. Проанализировать российскую избирательную систему в её взаимосвязи с политической системой общества; дать правовую оценку реформы избирательной системы.

В научной литературе высказывается  много точек зрения по поводу наиболее оптимальной избирательной системы, но практически все авторы сходятся на том, что выбор избирательной  системы зависит от конкретной политической обстановки в стране и от целей, реализацию которых связывают с выборами в органы представительной власти. Наиболее детальное сравнительное  исследование избирательных систем принадлежит английским авторам  Э. Лейкману и Д. Ламберту. Различные  взгляды на проблему соотношения  мажоритарной и пропорциональной избирательных  систем высказаны З.М. Зотовой, А.Е. Постниковым, О.Н. Каюновым, А.С. Автономовым, А.Е. Любаревым  и другими авторами. Вопрос о целесообразности перехода к формированию нижней палаты парламента РФ исключительно по пропорциональной системе представительства с  голосованием по спискам решается также  неоднозначно. В то время как в  ЦИК дают позитивные оценки данным мерам, свое критическое отношение  по проблеме высказывают Л.М. Карапетян, Н.К. Бураков, Н.И. Воробьев и другие ученые и политические обозреватели. Широкую огласку получил и  новый механизм приведения к власти глав субъектов Российской Федерации. В работе рассмотрены мнения И.И. Конкиной, Л.Ю. Грудцына, В. Мустафина, Р.Д. Хайретдинова и других ученых.

 Методы исследования: основные частно- научные методы исследования - сравнительно-правовой, библиографический и формально-юридический методы, а также общенаучные методы: дедукция, логический анализ и синтез, обобщение, сравнение и др.

принцип реформа избирательная  система

 

 

1. Понятие и принципы избирательной системы в Российской Федерации

 

1.1. Избирательная система как институт избирательного права

 

 Избирательная система  представляет собой один из  базовых институтов избирательного  права, которое в свою очередь  образует важную составную часть  конституционного права Российской  Федерации. Поскольку избирательное  право является родовым понятием  для избирательной системы, следует  в общих чертах охарактеризовать  данную подотрасль конституционного  права (именно подотрасль, - а не институт, как считают некоторые авторы1, - в силу обширности правового регулирования выборов в РФ, обилия актов избирательного законодательства и достаточно четкой структурированности правовых институтов, входящих в избирательное право2).

 Принято разграничивать  два аспекта избирательного права:  объективное и субъективное избирательное  право. Первое – это система  правовых норм (преимущественно  конституционно-правовых и др.), определяющих  основы, принципы, этапы, порядок,  процедуру и гарантии организации  и проведения выборов, избирательных  кампаний в стране. Второе –  это гарантированное государством  право конкретного лица на  участие в выборах. Определение  данного права получило законодательное  закрепление в Федеральном законе  «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие  в референдуме граждан Российской  Федерации», согласно абзацу 28 статьи 2 которого избирательные права  граждан – это конституционное  право граждан Российской Федерации  избирать и быть избранными  в органы государственной власти  и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации1.

В приведенной формулировке нашло отражение разграничение  активного и пассивного избирательного права как субъективного права  граждан. Активное избирательное право — это право избирать, т.е. право граждан участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления, принимать участие в референдумах и иных политических акциях, целью которых является волеизъявление населения. Совокупность всех граждан, обладающих активным избирательным правом, т.е. избирателей, образует избирательный корпус. Пассивное избирательное право — это право граждан быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления.

 Избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя их нельзя отождествлять, поскольку конституционно-правовые нормы, в совокупности образующие избирательное право, определяют порядок выборов, то есть являются правовой базой существующей избирательной системы.

 Ниже приведены основные  источники избирательного права  Российской Федерации, расположенные по их юридической силе и образующие в своем единстве строго иерархическую систему.

1) Конституция Российской  Федерации2;

2) Международно-правовые акты, в  которых устанавливаются так  называемые международные избирательные стандарты – «обязательства государств предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, права и свободы на участие в свободных, справедливых, подлинных и периодических выборах, а также не посягать на такие права и свободы, принимать соответствующие меры по их реализации»3 (см. Приложение 1).

3) Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», регулирующий реализацию права граждан на участие в референдуме и порядок проведения референдума4.

4) Федеральный закон «Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие  в референдуме граждан Российской  Федерации»5 (в ред. от 30 января 2007), включающий общие для Федерации и ее субъектов требования к порядку организации выборов, что составляет основные гарантии избирательных прав граждан. В данном законе определено, что ему не должны противоречить другие законы, конституции (уставы) субъектов РФ, иные нормативные акты, принимаемые на федеральном уровне (п. 6 ст. 1). Кроме того, что закон является универсальным актом, он также отличается рамочным характером (т.е. устанавливает обязательные стандарты обеспечения избирательных прав граждан, подлежащие соблюдению как в правоприменительном, так и в законотворческом процессе) и прямым действием. Этим объясняется принципиально важное значение закона для всей современной избирательной системы России.

4) Федеральные законы «О выборах  Президента Российской Федерации»6 и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»7 (оба закона в редакции от 30 декабря 2006 года), а также «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»8 (в редакции от 12 июля 2006 года).

5) Другие федеральные законы, связанные  с избирательным правом, а также  законы субъектов Российской  Федерации, подробно регламентирующие  организацию и порядок выборов  в различные органы государственной  власти и органы местного самоуправления.

6) Конституции республик в составе  Российской Федерации; уставы  краев, областей, городов федерального  значения, автономной области, автономных  округов и иные нормативные  правовые акты законодательных  (представительных) органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации.

 Все многообразие источников  избирательного права, составляющих  нормативную базу национальной  избирательной системы, можно  классифицировать по различным  критериям, два из которых стоит  упомянуть:

  1. по уровню регулируемых выборов (предметному признаку) различают законодательство о выборах в федеральные органы государственной власти, законодательство о выборах в органы государственной власти субъектов РФ, законодательство о выборах в органы местного самоуправления;
  2. по субъекту правотворчества (субъектному признаку) различают федеральное избирательное законодательство, избирательное законодательство субъектов РФ.

Нельзя не согласиться  с А.Е. Постниковым, который, критикуя занимаемую некоторыми авторами позицию  по вопросу об источниках избирательного права, считает, что акты Президента РФ, органов исполнительной власти не являются источниками избирательного права. В обоснование собственной позиции А.Е. Постников ссылается на тот факт, что регулирование выборов в субъектах РФ актами глав администраций в 1993 – 1994 гг. имело временный характер и было связано со сменой конституционного строя в стране, прекращением деятельности законодательных и представительных органов на федеральном уровне и в краях, областях в тот период9. В этой связи характерно также и то, что в действующем федеральном законодательстве нет упоминания об иных источниках избирательного права, кроме Конституции РФ, федеральных законов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации10. В частности, в статье 11 закона «Об основных гарантиях» делается оговорка об ограничении применения указов Президента при проведении выборов или референдума. В случае невозможности применения положений регионального законодательства о выборах или о референдуме вследствие признания их судом недействующими и не подлежащими применению приоритет принадлежит соответствующим нормам федерального законодательства. Если же имеющаяся правовая база недостаточна, в части, не урегулированной законом, выборы или референдум осуществляются также на основе указов Президента РФ. Таким образом, применение указов Президента в данном случае, как, собственно, и во всех других сферах, является исключением из общего правила, частным случаем правоприменения в области избирательных правоотношений. Именно по этой причине мы не выделяем их в качестве отдельного нормативного источника избирательного права.

 

 

 

 

1.2. Принципы избирательной системы

 

Как справедливо  замечает З.М. Зотова, «избирательная система, действующая в той или иной стране, в достаточно полной мере свидетельствует  о достигнутом уровне развития демократии, являясь вместе с тем во многом стартовой основой демократических  преобразований»11.

Любая избирательная система, как  и правовая система в целом, базируется на ряде законодательно установленных  принципов – основополагающих начал, следование которым должно лежать в  основе всех юридически значимых действий субъектов правоотношений. Как было рассмотрено выше, избирательная  система развивается посредством  и на основании юридического материала  – норм избирательного права. В числе  других правовых норм можно выделить так называемые нормы-принципы, реализация которых создает реальный облик избирательной системы.

Принципы избирательного права (и избирательной системы) - это наиболее общие руководящие  начала, которые определяют характер и направления правового регулирования  складывающихся в процессе выборов  общественных отношений. В соответствие с принципами избирательного права  должны проводиться выборы, осуществляться действия и приниматься решения  со стороны граждан, политических партий, избирательных комиссий, других органов, наделённых правомочиями по подготовке и проведению выборов, иных субъектов  правоотношений на различных этапах избирательной кампании. Ниже рассмотрены  основные, признаваемые мировым сообществом  принципы - условия, соблюдение которых  придаёт выборам действительно  демократический характер и делает их результаты легитимными. Серьёзные  отступления от этих принципов или  их нарушения приводят к подрыву  доверия к выборам и избирательной  системе в целом.

Согласно статье 21 Всеобщей декларации прав человека 1948 года12 воля народа «должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». Приведенная формулировка вбирает в себя основные общепризнанные принципы избирательного права, которые являются также и конституционными принципами российской правовой системы: всеобщность, равенство, тайное голосование и свобода участия в выборах.

Принцип всеобщности (или отсутствие какой-либо дискриминации) означает, что граждане могут избирать и быть избранными по достижении определённого возраста независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии и убеждений, имущественного и должностного положения.

Информация о работе Российская избирательная система на современном этапе