Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 10:07, курсовая работа
Цель работы – в выявлении характерных черт, современных тенденций и проблем развития избирательной системы России, в поиске путей ее совершенствования.
Задачи:
Раскрыть содержание понятия и роль принципов избирательной системы, рассмотреть основные проблемы практического применения данных принципов.
Проанализировать российскую избирательную систему в её взаимосвязи с политической системой общества; дать правовую оценку реформы избирательной системы.
Введение 1
1. Понятие и принципы избирательной системы в Российской Федерации 4
1.1. Избирательная система как институт избирательного права 4
1. 2. Принципы избирательной системы 9
2. Российская избирательная система на современном этапе 23
Заключение 29
Список литературы 32
Содержание
Введение 1
1. Понятие
и принципы избирательной
1.1. Избирательная
система как институт
1. 2. Принципы избирательной системы 9
2. Российская избирательная система на современном этапе 23
Заключение 29
Список литературы 32
Введение
Гражданское общество и правовое
государство немыслимы без
Анализ сегодняшнего состояния избирательной системы в России позволяет прояснить эти и многие другие вопросы, актуальность которых возрастает день ото дня.
Объект исследования - избирательная система современной России
Предмет исследования - особенности избирательных правоотношений и процесса в стране в свете комплексной законодательной реформы избирательной системы и проблема соответствия данной реформы базовым демократическим ценностям.
Цель работы – в выявлении характерных черт, современных тенденций и проблем развития избирательной системы России, в поиске путей ее совершенствования.
Задачи:
В научной литературе высказывается
много точек зрения по поводу наиболее
оптимальной избирательной
Методы исследования: основные частно- научные методы исследования - сравнительно-правовой, библиографический и формально-юридический методы, а также общенаучные методы: дедукция, логический анализ и синтез, обобщение, сравнение и др.
принцип реформа избирательная система
1. Понятие и принципы избирательной системы в Российской Федерации
1.1. Избирательная система как институт избирательного права
Избирательная система
представляет собой один из
базовых институтов
Принято разграничивать
два аспекта избирательного
В приведенной формулировке нашло отражение разграничение активного и пассивного избирательного права как субъективного права граждан. Активное избирательное право — это право избирать, т.е. право граждан участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления, принимать участие в референдумах и иных политических акциях, целью которых является волеизъявление населения. Совокупность всех граждан, обладающих активным избирательным правом, т.е. избирателей, образует избирательный корпус. Пассивное избирательное право — это право граждан быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления.
Избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя их нельзя отождествлять, поскольку конституционно-правовые нормы, в совокупности образующие избирательное право, определяют порядок выборов, то есть являются правовой базой существующей избирательной системы.
Ниже приведены основные
источники избирательного
1) Конституция Российской Федерации2;
2) Международно-правовые акты, в которых устанавливаются так называемые международные избирательные стандарты – «обязательства государств предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, права и свободы на участие в свободных, справедливых, подлинных и периодических выборах, а также не посягать на такие права и свободы, принимать соответствующие меры по их реализации»3 (см. Приложение 1).
3) Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», регулирующий реализацию права граждан на участие в референдуме и порядок проведения референдума4.
4) Федеральный закон «Об
основных гарантиях
4) Федеральные законы «О выборах
Президента Российской
5) Другие федеральные законы, связанные
с избирательным правом, а также
законы субъектов Российской
Федерации, подробно
6) Конституции республик в
Все многообразие источников
избирательного права,
Нельзя не согласиться с А.Е. Постниковым, который, критикуя занимаемую некоторыми авторами позицию по вопросу об источниках избирательного права, считает, что акты Президента РФ, органов исполнительной власти не являются источниками избирательного права. В обоснование собственной позиции А.Е. Постников ссылается на тот факт, что регулирование выборов в субъектах РФ актами глав администраций в 1993 – 1994 гг. имело временный характер и было связано со сменой конституционного строя в стране, прекращением деятельности законодательных и представительных органов на федеральном уровне и в краях, областях в тот период9. В этой связи характерно также и то, что в действующем федеральном законодательстве нет упоминания об иных источниках избирательного права, кроме Конституции РФ, федеральных законов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации10. В частности, в статье 11 закона «Об основных гарантиях» делается оговорка об ограничении применения указов Президента при проведении выборов или референдума. В случае невозможности применения положений регионального законодательства о выборах или о референдуме вследствие признания их судом недействующими и не подлежащими применению приоритет принадлежит соответствующим нормам федерального законодательства. Если же имеющаяся правовая база недостаточна, в части, не урегулированной законом, выборы или референдум осуществляются также на основе указов Президента РФ. Таким образом, применение указов Президента в данном случае, как, собственно, и во всех других сферах, является исключением из общего правила, частным случаем правоприменения в области избирательных правоотношений. Именно по этой причине мы не выделяем их в качестве отдельного нормативного источника избирательного права.
1.2. Принципы избирательной системы
Как справедливо
замечает З.М. Зотова, «избирательная система,
действующая в той или иной
стране, в достаточно полной мере свидетельствует
о достигнутом уровне развития демократии,
являясь вместе с тем во многом
стартовой основой
Любая избирательная система, как
и правовая система в целом, базируется
на ряде законодательно установленных
принципов – основополагающих начал,
следование которым должно лежать в
основе всех юридически значимых действий
субъектов правоотношений. Как было
рассмотрено выше, избирательная
система развивается
Принципы избирательного
права (и избирательной системы)
- это наиболее общие руководящие
начала, которые определяют характер
и направления правового
Согласно статье 21 Всеобщей декларации прав человека 1948 года12 воля народа «должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». Приведенная формулировка вбирает в себя основные общепризнанные принципы избирательного права, которые являются также и конституционными принципами российской правовой системы: всеобщность, равенство, тайное голосование и свобода участия в выборах.
Принцип всеобщности (или отсутствие какой-либо дискриминации) означает, что граждане могут избирать и быть избранными по достижении определённого возраста независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии и убеждений, имущественного и должностного положения.
Информация о работе Российская избирательная система на современном этапе