Заключение
Реформа избирательной системы
приобрела поистине устрашающий
размах. Общая картина избирательной
системы сегодня производит весьма
безрадостное впечатление. Анализ «усовершенствованного»
законодательства позволяет сделать
вывод о том, что комплексная
реформа избирательной системы
РФ направлена не на укрепление действующих
и создание новых гарантий избирательных
прав граждан, а на расширение возможностей
административного манипулирования
выборами и сужение возможностей
общественного контроля над ними,
на создание дополнительных преимуществ
правящей партии в целях увековечивания
своих мест в парламенте. Практически
все поправки вносят свой вклад в
общее дело ослабления демократических
начал избирательной системы. Нестабильность
законодательной базы и фактическое
обесценивание общепризнанных принципов
избирательного права – это, пожалуй,
основные особенности, не позволяющие,
к сожалению, дать оптимистичную
оценку современной тенденции развития
избирательной системы в России.
Новый порядок выборов депутатов
Государственной Думы РФ исключительно
по системе пропорционального представительства
может привести к весьма парадоксальным
результатам. Многопартийность – основное
достоинство пропорциональной системы
как избирательной модели, – вероятней
всего, так и не будет достигнута.
С учетом требований, предъявляемых
на законодательном уровне к политическим
партиям (количественные нормативы
и заградительный барьер, увеличение
перечня оснований отказа в регистрации
кандидата (списка кандидатов) и ужесточение
правил проверки подписей в поддержку
выдвижения партии), а также в
виду отсутствия реального равенства
парламентских и новых партий,
участвующих в выборах, мы прогнозируем
укрепление двухпартийной системы,
в которой обе партии будут
представлять собой партии власти в
различном обличии. Таким образом,
избирательная система выступает
в качестве инструмента для создания
реальной опоры исполнительной власти
и власти Президента – для формирования
безопасной, прочной и предсказуемой партийно-политической
системы. Постепенное ограничение активного
и пассивного избирательного права граждан
– это лишь средства достижения желаемого
результата. Но есть ли цели, которые могут
оправдать данные ограничения, оправдать
превращение свободных и демократических
выборов в формальность? Ни укрепление
вертикали власти, ни восстановление единства
страны, единого правового пространства
не могут служить аргументом в пользу
проводимой реформы, так как реформа эта
не соответствует базовым идеям конституционного
строя – о высшей ценности человека, его
прав и свобод, о народовластии и федерализме.
Принимая во внимание все сказанное
выше, можно сформулировать следующие
основные меры по совершенствованию
избирательной системы:
1. Разоблачение политики, проводимой
сегодня. Активная роль в этом
процессе должна принадлежать
общественности. Реализация концепции
«честных» выборов несовместима
с политическим лукавством и
лицемерием. Безразличие в этом
вопросе равноценно согласию
с лишением права на свободные,
демократические, подлинно справедливые
выборы. Официальная точка зрения
на процессы, протекающие в политической
жизни страны, не должна преподноситься
как единственно правильная. Усилия
общественных объединений должны
быть направлены на создание
условий для свободного выражения
различных мнений, для свободного
волеизъявления граждан. Молчание
и безучастность общества приводит
к всевластию государства, обеспечивает
возможность произвольного и
грубого вмешательства властей
в вопросы реализации прав
человека и гражданина.
2. Усиление законодательных гарантий
реализации активного и пассивного
избирательного права, принципов
избирательной системы. Целесообразными
представляются опробование прозрачных
технологий тайного голосования,
пересмотр перечня оснований
отказа в регистрации кандидатов
(списков кандидатов), расширение
возможностей СМИ в период
предвыборной агитации, введение формы
голосования против всех кандидатов как
способа повышения альтернативности выборов,
установление порога явки на выборах для
подлинной легитимации выборного органа.
3. Отказ от методов искусственного
укрупнения партий. Расширение круга
субъектов избирательного процесса.
Необходимо развивать общественные
институты, поощрять развитие
общественных организаций, и таким
образом способствовать формированию
гражданского общества. Только оформившиеся
естественным путём общественные
интересы могут быть представлены
на уровне власти.
4. Восстановление прямых выборов
глав регионов как единственная
мера преодоления унитаризации
государства. Крайне важным представляется
закрепление демократических принципов
избирательного права, в том
числе и принципа прямых выборов
на уровне Конституции Российской
Федерации – применительно ко
всем видам и уровням выборов.
Как показывает практика, движение
в сторону демократии – сложный
процесс. Особенно нелёгким он был для
России, где на протяжении десятилетий
советской истории демократические
принципы свободных и справедливых
выборов лишь декларировались. Сохранение
и развитие демократических стандартов
гораздо сложнее, чем возврат
к прошлому. Какими будут предстоящие
выборы в России? Каков будет выбор
большинства? Что он будет означать
для страны? Ответа осталось ждать
недолго.
Список литературы
Нормативно –
правовые акты
1. Конституция Российской Федерации:
(принята на всенар. голосовании
12 дек. 1993 г.) // Собрание законодательства
Росийской Федерации. – 1994. –
№ 1. – Ст. 1
2. Всеобщая декларация прав человека
[Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей
ООН, ст. 21] // Российская газета. -
1995. - 5 апреля.
3. Конвенция о защите
прав человека и основных свобод
(Заключена в г. Риме 04.11.1950) (вместе с «Протоколом
[№ 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом
№ 4 Об обеспечении некоторых прав и свобод
помимо тех, которые уже включены в Конвенцию
и первый протокол к ней» (Подписан в г.
Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан
в г. Страсбурге 22.11.1984)) // Собрание законодательства
РФ. - 08.01.2001. - N 2. - ст. 163.
4. Международный пакт
о гражданских и политических
правах [Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI)
на 1496-ом пленарном заседании
Генеральной Ассамблеи ООН] // Ведомости
ВС СССР. - 28 апреля 1976 г. - N 17. - Ст. 291.
5. О референдуме Российской
Федерации: федеральный конституционный
закон [от 28 июня 2004 года N 5-ФКЗ (с
изм. от 30 декабря 2006 года) ] // Собрание
законодательства РФ. - 05.07.2004. - N 27. -
ст. 2710
6. Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях
[от 30 декабря 2001 года (с изм. от
25 апреля 2002 г., 25 июля 2002 г., 30 октября
2002 г., 31 октября 2002 г., 31 декабря 2002
г., 30 июня 2003 г., 4 июля 2003 г., 11 ноября 2003
г., 8 декабря 2003 г., 23 декабря 2003 г.,
9 мая 2004 г., 26 июля 2004 г., 28 июля 2004 г.,
20 августа 2004 г.)] // Российская газета.
- 31.12.2001. - N 256.
7. Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской
Федерации: федеральный закон
[от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (с изм.
от 23 марта 2007 г., 26 апреля 2007 г.)] // Собрание
законодательства РФ. - 18.10.1999. - N 42. - ст.
5005.
8. Об основных гарантиях
избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан
Российской Федерации: федеральный
закон [от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (с
изм. от 27 сентября 2002 г., 24 декабря
2002 г., 23 июня 2003 г., 04 июля 2003 г., 30 октября
2003 г., 23 декабря 2003 г., 25 февраля 2004
г., 07 июня 2004 г., 12 августа 2004 г., 11 декабря
2004 г., от 29 июня 2005 г., от 21 июля 2005 г., 14 ноября
2005 г., от 12 июля 2006 г., от 12 июля 2006 г., от
25 июля 2006 г., 05 декабря 2006 г., 30 декабря
2006 г., 30 января 2007)] // Собрание законодательства
Российской Федерации. – 2002. -
№ 4. – Ст. 2253
9. О выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации: федеральный закон
[от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ (с изм.
от 12 июля 2006 г., 25 июля 2006 г., 30 декабря
2006 г.)] // Собрание законодательства
РФ", 23.05.2005, N 21, ст. 1919.
10. О выборах президента
Российской Федерации: федеральный
закон [от 10 января 2003 года № 19-ФЗ
(с изм. от 21 июля 2005 г., 12 июля 2006 г.,
25 июля 2006 г., 30 декабря 2006 г.)] // Российская
газета. - 16.01.2003. - N 6.
11. Об обеспечении конституционных
прав граждан Российской Федерации
избирать и быть избранными
в органы местного самоуправления:
федеральный закон [от 26 ноября 1996
года № 138-ФЗ (с изм. от 22 июня
1998, 21 июля 2005 г., 2 февраля 2006 г., 12 июля
2006 г.)] // Собрание законодательства
РФ. - 02.12.96. - N 49. - ст. 5497.
12. О политических партиях: федеральный
закон [от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ (с
изм. от 21 марта 2002 г., 25 июля 2002 г.,
23 июня 2003 г., 08 декабря 2003 г., 20 декабря
2004 г., 28 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 31декабря
2005 г., 12 июля 2006 г., 30 декабря 2006 г.)] // Российская
газета. – 2001. - №133.
13. О порядке формирования
Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации:
федеральный закон [от 05 августа
2000 г. № 113-ФЗ (с изм. от 25 июля
2006 г.)] // Собрание законодательства
РФ. - 07.08.2000. - N 32. - ст. 3336.
14. О противодействии экстремистской
деятельности»: федеральный закон
[от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ (с изм.
от 27 июля 2006 г.)] // Собрание законодательства
РФ. - 29.07.2002. - N 30. - ст. 3031
15. О внесении изменений в
федеральный закон «О политических
партиях»: федер. закон [от 20 декабря
2004 г. № 168-ФЗ] //Парламентская газета.
– 24.12.2004. - N 242.
16. О внесении изменений
в федеральный закон «Об основных
гарантиях избирательных прав
и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации»
и Гражданский процессуальный
кодекс Российской Федерации»: федеральный
закон [от 5 декабря 2006 года] // Российская
газета. – 07.12.2006. - N 275.
17. Постановление Конституционного
Суда РФ от 09.07.2002г. № 12-П
«По делу о проверке конституционности
положений пункта 5 статьи 18 и статьи
30.1 Федерального закона «Об общих
принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной власти
субъектов Российской Федерации»,
статьи 108 Конституции Республики
Татарстан, статьи 67 Конституции
(Основного Закона) Республики Саха
(Якутия) и части третьей статьи
3 закона Республики Саха (Якутия)
«О выборах Президента Республики
Саха (Якутия)» // Собрание законодательства
РФ. - 15.07.2002. - N 28. - ст. 2909.
18. Постановлении Конституционного
суда РФ от 30 октября 2003 г. №
15-П «По делу о проверке конституционности
отдельных положений Федерального
закона «Об основных гарантиях
избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан
РФ» в связи с запросом группы
депутатов Государственной Думы и жалобами
граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С.
Рожкова» // Собрание законодательства
РФ. - 03.11.2003. - N 44.
19. Послание Президента России
Владимира Путина Федеральному
Собранию РФ // Российская газета.
- 17 мая 2003 г. - No 93. – 3207.
20. Послание Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации.
// Российская газета. – 26.04.2005. - № 3755.
Учебная литература
- Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для юрид. вузов и факультетов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА, 2003. – 784 с.
- Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М.: ИНФРА-М, 1999. – VI. – «Избирательная система». - С. 234, 474, 475. – (Библиотека словарей «ИНФРА-М»).
- Бузин А.Ю. Распределение депутатских мандатов: закон или алгоритм? / А.Ю. Бузин // Конституционное и муниципальное право. – 2006. - № 1. – С. 20 – 24.
- Введение в избирательное право. Учебное пособие / Веденеев Ю.А., Мостовщиков В.Д. – М.: РЦОИТ, 2003. – 204 с.
- Веденеев Ю.А., Князев С.Д. Избирательные правоотношения / Ю.А. Веденеев, С.Д. Князев // Государство и право. – 1999. - № 5. – С. 30.
- Дульман П. Плюс процент, минус явка / П. Дульман // Российская газета. - 23.11.2006. - № 263.
- Зотова З.М. Политические партии и избирательный процесс. – М.: РЦОИТ, 2002. – 173 с.
- Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов / отв. редактор А.В. Иванченко. – М.: Изд-во НОРМА, 1999. – С. 100 – 150.
- Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Избирательное право: Вопросы и ответы. – М.: Юриспруденция, 2001. – 176 с.
- Каюнов О.Н. Незримая логига избирательных законов / О.Н. Каюнов. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. – 48 с.
- Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – С.312.
- Карапетян Л.М. Конституция и партийно-политическая избирательная система в России / Л.М. Карапетян // Конституционное и муниципальное право. – 2006. - № 2. – С. 10 - 19.
- Князев С.Д. Принципы участия российских граждан в выборах: вопросы правового обеспечения / С.Д. Князев // Правоведение. - 1999. - №1. – С. 25.
- Комкова Г.Н. Пропорциональная избирательная система и обеспечение равенства фракций в российском парламенте / Г.Н. Комкова // Конституционное и муниципальное право. – 2006. - № 7. – С.31 - 33.
- Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / под ред. Л.А. Окунькова. – М.: БЕК, 1996.
- Конкина И.И. Новый механизм приведения к власти глав субъектов Российской Федерации: проблемы и сомнения / И.И. Конкина // Конституционное и муниципальное право. – 2005. - № 3. – С. 23 – 26.
- Макаров Б.А. Прозрачные технологии тайного голосования избирательными бюллетенями / Б.А. Макаров // Политический маркетинг. – 2002. - N1. – С. 7-20.
- Медведева В.К. Проблемы становления института выборов в современной России / В.К. Медведева // Вестник Российского университета дружбы народов. – Сер.: Политология. – 2004. – № 1 (5). – С. 24 - 28.
- Миронов Н.М. Выборы в Государственную Думу: реалии и нововведения / Н.М. Миронов // Адвокат. – 2005. - № 1. – С. 85 – 90.
- Панкратов В. Основы избирательного права и основной закон страны (опыт сдержанной критики Конституции Российской Федерации) / В. Панкратов // Российская юстиция. – 2003. - № 12.
- Постников А.Е. Избирательное право России: Научное и учебн. издание. С приложением «Модельного закона субъекта Российской Федерации о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации». – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1996. – 224 с.
- Путин В.: «Доверие к коррумпированной власти исчезает» // Аргументы и факты. №6. - 2007. 7 – 13 февраля. – С. 4.
- Соколов И.А. Избирательное право. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Учеб. пособие. – М.: МГИУ, 2004. – 70 с.
- Экштайн К. Основные права и свободы. По российской Конституции и Европейской Конвенции: учебное пособие для вузов / К. Экштайн. – М.: NOTA BENE, 2004. – С.212.
- Макаров Б.А. Выборы: декларации и действительность [Электронный ресурс]: информационно-аналитические материалы. – 2003. – Электрон. данные. - Режим доступа: http://www.nakanune.ru/?page=articles&id=56
- Председатель ЦИК России Александр Вешняков: “В Госдуму пройдут 3-4 партии” [Электронный ресурс]: – М., 2006. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.cikrf.ru/_1/int_vesh_111206.htm