Российско- Китайские отношения на рубеже XX-XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа посвящена анализу становления и развития российско - китайских отношений начиная с 80-90-х годов XX века и по сегодняшний день.
Отношения между Россией и Китаем имеют богатую, но крайне сложную историю, в которой этапы тесного сближения двух стран чередовались с периодами резкого ухудшения взаимоотношений. Российско-китайские связи имели место еще в эпоху расцвета сухопутной торговли между Европой и Азией вдоль Великого шелкового пути. Однако вплоть до середины XIX века взаимодействие между Россией и Китаем было весьма слабым в силу их значительной географической отдаленности друг от друга.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….....2
Глава 1. Обзор Российско- Китайских отношений
1.1 Становление Российско-Китайских отношений …………………………..4
1.2 Развитие Российско- Китайских отношений на рубеже 80-90-х годов
XX века……………………………………………………………………...13
Глава 2. Российско-Китайские отношения на современном этапе
2.1 Российско- китайские торгово-экономические отношения…………….20
2.2 Российско-китайские отношения: состояние , перспективы развития…27
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

МО и МП (Автосохраненный).docx

— 97.23 Кб (Скачать файл)

Подобные действия русских  немало беспокоили цинский Китай, считающий амурские земли своей территорией. В 1682 году были разрушены Долонский и Селембинский остроги, в 1683 – Зейский и Тугирский. Китай активно готовился к нападению на Албазин. В 1685 году маньчжурское войско осадило город , Албазин пал. Алексей Ларионович Толбузин , Афанасий Иванович Бейтон и шестисотенный полк « гулящих людей» в скором времени преступили  к строительству третьего Албазина.  

К июню 1686 года третий Албазин был достроен, а уже в июле к стенам крепости подошло пятитысячное китайское войско. Осада города была тяжким испытанием для его защитников. К декабрю 1686 года Албазин продолжал сопротивляться, несмотря на то, что значительная часть гарнизона погибла в сражениях, во время атак китайцев, бомбардировок, а около 500 человек умерло от цинги. В живых к тому времени оставалось 150 человек. 17 
 30 ноября между Китаем и Россией было заключено соглашение о проведении мирных переговоров. В результате предварительных согласований и благодаря тому, что казаки не сдали Албазин, китайцы согласились отвести войско из-под Албазина и провести переговоры в Нерчинске, а не в Якутске, как на том настаивали китайцы. Несмотря на договоренность осада Албазина продолжалась практически в течение всего времени переговоров между российской и китайской сторонами.  
 Тем временем для проведения переговоров Великим и Полномочным послом России был назначен окольничий Федор Иванович Головин.

10 октября им был получен  наказ о проведении переговоров  с китайцами, в ходе которых  необходимо было достигнуть следующих соглашений:  
1) настаивать, чтоб между русскими и китайскими владениями границею была написана река Амур, если китайцы не согласятся, то постановить границу рекою Амуром по реку Быструю или Зию.

2) Если и на это не  согласятся, домогаться всячески, чтоб  быть границею Албазину.

3) Если и этого не  захотят, согласиться, чтоб в  Албазине острогу и поселению с обеих сторон, русской и китайской, не быть, нынешнее строение снесть и ратных людей вывесть, чтоб вперед у албазинских жителей с богдыханскими подданными ссор не было, но чтоб русские промышленные и служилые люди могли свободно промышлять в албазинских местах, также по рекам Быстрой и Зии. Настаивать на эту статью, и если будет надобно, то дать китайским уполномоченным государева жалованья, только тайно, с прилежным рассмотрением, чтоб не было к умалению чести великих государей.

4) Если и на это не  согласятся, то отложить заключение  мира до другого времени и  постановить, чтоб до окончания  переговоров русские люди свободно  промышляли в означенных местах.

5) Говорить с китайскими  уполномоченными пространными и  любовными разговорами, приводя  их к тому, чтоб договор постановить  по первой статье, по нужде  по второй, а по самой конечной  мере по третьей, а войны  и кровопролития, кроме самой  явной от них недружбы и наглого наступления, отнюдь не начинать.

6) Разведать подлинно  и рассмотреть, каковы китайские  люди к войне, какой у них  бой, в каком числе, каким  ополчением и строем ходят,  и воинские промыслы чинят  полевыми ль боями, или водяными  путями, или приступами и осадами  городов и крепостей…»18 

9 августа 1689 года Головин  добрался до Нерчинска. Переговоры  проходили с большим трудом: китайцы  грозились войной, росла вероятность  перехода ряда местных племен  под покровительство китайцев. В процессе переговоров немалую роль сыграли иезуиты испанец Перейро и француз Жербильон, выполнявшие у китайцев роль толмачей. Они помогали русской стороне советом и переговорами с китайскими послами. В результате переговоров в августе 1689 года был подписан Нерчинский договор. С российской стороны его подписали Ф.И.Головин, И.О.Власов и С.Корницкий, от цинского правительства – Сонготу, Тун Гоган и Лантань.

Цинское посольство категорически отказалось принять предложение Головина об определении российско-китайской границы на Дальнем Востоке по Амуру и требовали передачи Цинской империи всего Албазинского воеводства и большей части Забайкалья, что встретило категорический отказ Головина. Тем не менее, угрозы захватить Нерчинск штурмом вынудили Головина уступить цинам земли по правому берегу Аргуни и обоим берегам верхнего течения Амура до устья Буреи.

 Нерчинский договор устанавливал границу по рекам Горбица и Черная, а земли к северу от Амура признавались нейтральными. С международно-правовой точки зрения договор был весьма несовершенен:

 Во-первых, составленный  на трех языках—маньчжурском, русском и латинском, – он  был не идентичен.

 Во-вторых, не был произведен  обмен картами, а упомянутые  в договоре ориентиры были  весьма неясными.

 В-третьих, делимитация  границы была произведена на  крайне низком уровне, а демаркации  границы не было произведено  вовсе. Более того, размежевание  затрагивало только пределы Албазинского воеводства, границы на территории близ побережья Охотского моря должны были быть определены позднее. С другой стороны, договор устанавливал положения об открытой и свободной торговле, о нормах приема дипломатических представителей между странами, о способах борьбы с перебежчиками. В ХIХ веке России удалось добиться пересмотра условий Нерчинского договора подписанием Айгунского договора от 1858 года и Пекинского договора от 1860 года.19

 

 

 

 

 

 

1.2 Развитие Российско- Китайских отношений на рубеже

80-90-х годов XX века

На рубеже 80-90-х годов  в отношениях между СССР и КНР  произошел радикальный поворот  от бесплодной полемики к конструктивному  диалогу и переговорам, от конфронтации к добрососедству, от соперничества  на международной арене к сотрудничеству и партнерству.

Важным шагом на этом пути стал визит М. Горбачева в КНР в мае 1989 г. Переговоры на высшем уровне с китайскими руководителями и подписанное 18 мая 1989 г. советско-китайское коммюнике официально подтвердили нормализацию советско-китайских отношений и положили начало качественно новому этапу их развития. "Закрыть прошлое, открыть будущее" - так определил Дэн Сяопин цель этой первой после длительного перерыва в 20 с лишним лет встречи на высшем уровне. Формула нормализации отношений, зафиксированная в совместном документе, свидетельствовала, что СССР и КНР не намерены возвращаться к стратегическому союзу 50-х годов, но и не допустят конфронтации между ними, подобной той, что была в 60-х и 70-х годах, дошедшей до вооруженных столкновений на границе, в частности, на о. Дамасский.

Фундаментом и каркасом новых  отношений стали общепризнанные международные нормы. Стороны выразили твердое намерение "развивать  взаимоотношения на основе универсальных  принципов международного общения: взаимное уважение суверенитета и территориальной  целостности, ненападение, невмешательство  во внутренние дела друг друга, равенство  и взаимная выгода, мирное сосуществование".20

Стороны заявили о своей  готовности решать все спорные вопросы  путем мирных переговоров, в том  числе урегулировать на взаимоприемлемой основе пограничные проблемы. Они  выразили также желание развивать  взаимовыгодные связи по всем направлениям, продолжать контакты и диалоги на высшем уровне. После встречи в  верхах в мае 1989 г. началось продвижение  вперед по всему спектру двусторонних отношений. В апреле 1990 г. состоялся  официальный визит в Москву премьера Госсовета КНР Ли Пэна, который вместе с главой советского правительства Н. Рыжковым подписал долгосрочную Программу развития экономического и научно-технического сотрудничества двух стран до 2000 г. и Соглашение о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Были подписаны также межправительственное Соглашение о госкредите для поставок из КНР в СССР товаров народного потребления и Меморандум о сотрудничестве в сооружении в КНР атомной электростанции. В целях укрепления взаимного доверия стороны договорились продолжить переговоры по пограничным вопросам и обоюдному сокращению вооруженных сил на границе. В 1990 г. состоялось пять встреч министров иностранных дел двух стран.

В мае 1991 г. произошла вторая встреча в верхах. По приглашению  президента СССР М. Горбачева , Москву посетил с официальным визитом Генеральный секретарь ЦК КПК и Председатель Центрального военного совета КНР Цзян Цзэминь. Стороны подписали совместное советско-китайское коммюнике, а также соглашение о восточной части советско-китайской границы. Главным из пяти принципов мирного сосуществования на тот период Цзян Цзэминь назвал принцип невмешательства во внутренние дела друг друга. Однако даже после нормализации советско-китайских отношений все еще не был решен до конца ряд важнейших проблем, и прежде всего, - ликвидация военного противостояния и урегулирование пограничных вопросов.

1991 год- год распада  СССР и образования нового государства – России.

В первые годы после распада Советского Союза взаимодействие между РФ и КНР в политической сфере развивалось медленно. У пришедшей к власти в России в 1991 году новой политической элиты во главе с Б. Ельциным отсутствовала внятная программа действий на каком-либо направлении внешней политики, но превалировало стремление стать составной частью Запада. В свою очередь, в Китае также наблюдалась некая неопределенность в отношении России, так как распад СССР и практически мгновенное разрушение советской системы было во многом неожиданным для Пекина.

В этой связи, Россия и Китай  в первой половине 90-х годов преимущественно  ограничивались декларациями о «необходимости расширения взаимовыгодного сотрудничества».21

Начиная со второй половины 90-х годов, когда Россия в качестве концептуального элемента внешнеполитической стратегии определила «построение многополярной системы международных отношений», политическое взаимодействие с Китаем существенно усилилось.

 В значительной степени  это определялось тем, что вышеуказанная  концепция во многом соответствовала  стратегическим интересам и видению  мира со стороны руководства  КНР.

Первым большим шагом  вперед в развитии российско-китайских  отношений стал визит Президента России Б. Ельцина в Пекин в декабре 1992 г.

 Главы двух государств  подписали совместную декларацию  об основах взаимоотношений между  РФ и КНР.

Стороны заявили о своем  желании развивать отношения  добрососедства, дружбы и взаимовыгодного  сотрудничества, уважать право народа любой страны на свободный выбор  пути своего внутреннего развития. Россия и Китай обязались решать все спорные вопросы мирными  средствами, не прибегать в отношении  друг друга к силе или угрозе силой, не участвовать в каких-либо военно-политических союзах, направленных против другой страны, не заключать с "третьими странами" договоров или соглашений, наносящих  ущерб суверенитету и интересам  безопасности другой стороны. Россия и  Китай подтвердили, что они не стремятся к гегемонии в АТР  и других районах мира и выступают  против любых форм гегемонизма и политики силы, не будут применять первыми ядерного оружия в какой бы то ни было ситуации.

В ходе визита Б.Ельцина в Пекин были подписаны 24 межправительственных и межведомственных соглашения по различным направлениям российско-китайского сотрудничества в торгово-экономической, научно-технической, военной и других областях, которые составили каркас будущих отношений между двумя государствами, раскрыли огромный потенциал двусторонних деловых связей.22

Постепенно нормализовались  и высшие политические связи новой  России с Китаем. В феврале 1992 г. состоялась аккредитация новых послов. В марте  в Пекин с первым официальным  визитом прибыл министр иностранных  дел России А. Козырев. Устранение идеологического фактора в отношениях между двумя государствами при отсутствии антагонистических противоречий по крупным международным проблемам способствовало более полнокровному сотрудничеству во всех областях. Обе страны разработали оптимальные принципы взаимоотношений, основанные на мирном сосуществовании, сотрудничестве и партнерстве, на базе прагматизма, национальных интересов, без идеологических пристрастий и антипатий.23

Уже в 1992 г. было преодолено главное препятствие на пути сближения  сторон. Переговоры по пограничному урегулированию, начатые еще в 1964 г., дали, наконец, свои положительные результаты. С 16 марта 1992 г. вступило в силу Соглашение о государственной границе между двумя странами в ее восточной части протяженностью в 4300 км. Возобновили работу российско-китайская Комиссия по судоходству на пограничных реках, совместная Комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В структуре торгово-экономических связей произошли радикальные изменения с резким креном в сторону примитивных рыночных отношений (прямые приграничные и местные связи, бартерная торговля, "челночные" операции, товарообмен и т.п.).24

Следующим шагом в развитии отношений России с Китаем стал визит  Председателя КНР Цзян Цзэминя в Москву в сентябре 1994 г. Стороны подписали российско-китайскую декларацию и Совместное заявление, предусматривающее неприменение первыми друг против друга ядерного оружия и взаимное не нацеливание стратегических ядерных ракет. Кроме того, было подписано Соглашение о российско-китайской границе в ее западной части (55 км), а также ряд совместных документов на уровне министерств и ведомств по вопросам сотрудничества в отдельных областях. Первоначальный этап российско-китайских торгово-экономических связей, характеризовавшийся стихийностью, некоторой хаотичностью и примитивностью форм, постепенно завершился. Начался переход к более современным формам сотрудничества: промышленной кооперации, инвестиционному сотрудничеству, торговле между крупными предприятиями с хорошей репутацией.25

Информация о работе Российско- Китайские отношения на рубеже XX-XXI века