Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:36, курсовая работа
Курсовая работа посвящена анализу становления и развития российско - китайских отношений начиная с 80-90-х годов XX века и по сегодняшний день.
Отношения между Россией и Китаем имеют богатую, но крайне сложную историю, в которой этапы тесного сближения двух стран чередовались с периодами резкого ухудшения взаимоотношений. Российско-китайские связи имели место еще в эпоху расцвета сухопутной торговли между Европой и Азией вдоль Великого шелкового пути. Однако вплоть до середины XIX века взаимодействие между Россией и Китаем было весьма слабым в силу их значительной географической отдаленности друг от друга.
Введение ……………………………………………………………………….....2
Глава 1. Обзор Российско- Китайских отношений
1.1 Становление Российско-Китайских отношений …………………………..4
1.2 Развитие Российско- Китайских отношений на рубеже 80-90-х годов
XX века……………………………………………………………………...13
Глава 2. Российско-Китайские отношения на современном этапе
2.1 Российско- китайские торгово-экономические отношения…………….20
2.2 Российско-китайские отношения: состояние , перспективы развития…27
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………..34
Подобные действия русских немало беспокоили цинский Китай, считающий амурские земли своей территорией. В 1682 году были разрушены Долонский и Селембинский остроги, в 1683 – Зейский и Тугирский. Китай активно готовился к нападению на Албазин. В 1685 году маньчжурское войско осадило город , Албазин пал. Алексей Ларионович Толбузин , Афанасий Иванович Бейтон и шестисотенный полк « гулящих людей» в скором времени преступили к строительству третьего Албазина.
К июню 1686 года третий Албазин
был достроен, а уже в июле к стенам крепости
подошло пятитысячное китайское войско.
Осада города была тяжким испытанием для
его защитников. К декабрю 1686 года Албазин
продолжал сопротивляться, несмотря на
то, что значительная часть гарнизона
погибла в сражениях, во время атак китайцев,
бомбардировок, а около 500 человек умерло
от цинги. В живых к тому времени оставалось
150 человек. 17
30 ноября между Китаем и Россией было заключено
соглашение о проведении мирных переговоров.
В результате предварительных согласований
и благодаря тому, что казаки не сдали
Албазин, китайцы согласились отвести
войско из-под Албазина и провести переговоры
в Нерчинске, а не в Якутске, как на том
настаивали китайцы. Несмотря на договоренность
осада Албазина продолжалась практически
в течение всего времени переговоров между
российской и китайской сторонами.
Тем временем для проведения переговоров
Великим и Полномочным послом России был
назначен окольничий Федор Иванович Головин.
10 октября им был получен
наказ о проведении
1) настаивать, чтоб между русскими и китайскими
владениями границею была написана река
Амур, если китайцы не согласятся, то постановить
границу рекою Амуром по реку Быструю
или Зию.
2) Если и на это не согласятся, домогаться всячески, чтоб быть границею Албазину.
3) Если и этого не захотят, согласиться, чтоб в Албазине острогу и поселению с обеих сторон, русской и китайской, не быть, нынешнее строение снесть и ратных людей вывесть, чтоб вперед у албазинских жителей с богдыханскими подданными ссор не было, но чтоб русские промышленные и служилые люди могли свободно промышлять в албазинских местах, также по рекам Быстрой и Зии. Настаивать на эту статью, и если будет надобно, то дать китайским уполномоченным государева жалованья, только тайно, с прилежным рассмотрением, чтоб не было к умалению чести великих государей.
4) Если и на это не
согласятся, то отложить заключение
мира до другого времени и
постановить, чтоб до
5) Говорить с китайскими
уполномоченными пространными
6) Разведать подлинно
и рассмотреть, каковы
9 августа 1689 года Головин
добрался до Нерчинска.
Цинское посольство категорически отказалось принять предложение Головина об определении российско-китайской границы на Дальнем Востоке по Амуру и требовали передачи Цинской империи всего Албазинского воеводства и большей части Забайкалья, что встретило категорический отказ Головина. Тем не менее, угрозы захватить Нерчинск штурмом вынудили Головина уступить цинам земли по правому берегу Аргуни и обоим берегам верхнего течения Амура до устья Буреи.
Нерчинский договор устанавливал границу по рекам Горбица и Черная, а земли к северу от Амура признавались нейтральными. С международно-правовой точки зрения договор был весьма несовершенен:
Во-первых, составленный на трех языках—маньчжурском, русском и латинском, – он был не идентичен.
Во-вторых, не был произведен обмен картами, а упомянутые в договоре ориентиры были весьма неясными.
В-третьих, делимитация
границы была произведена на
крайне низком уровне, а демаркации
границы не было произведено
вовсе. Более того, размежевание
затрагивало только пределы
1.2 Развитие Российско- Китайских отношений на рубеже
80-90-х годов XX века
На рубеже 80-90-х годов
в отношениях между СССР и КНР
произошел радикальный поворот
от бесплодной полемики к конструктивному
диалогу и переговорам, от конфронтации
к добрососедству, от соперничества
на международной арене к
Важным шагом на этом пути стал визит М. Горбачева в КНР в мае 1989 г. Переговоры на высшем уровне с китайскими руководителями и подписанное 18 мая 1989 г. советско-китайское коммюнике официально подтвердили нормализацию советско-китайских отношений и положили начало качественно новому этапу их развития. "Закрыть прошлое, открыть будущее" - так определил Дэн Сяопин цель этой первой после длительного перерыва в 20 с лишним лет встречи на высшем уровне. Формула нормализации отношений, зафиксированная в совместном документе, свидетельствовала, что СССР и КНР не намерены возвращаться к стратегическому союзу 50-х годов, но и не допустят конфронтации между ними, подобной той, что была в 60-х и 70-х годах, дошедшей до вооруженных столкновений на границе, в частности, на о. Дамасский.
Фундаментом и каркасом новых отношений стали общепризнанные международные нормы. Стороны выразили твердое намерение "развивать взаимоотношения на основе универсальных принципов международного общения: взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование".20
Стороны заявили о своей готовности решать все спорные вопросы путем мирных переговоров, в том числе урегулировать на взаимоприемлемой основе пограничные проблемы. Они выразили также желание развивать взаимовыгодные связи по всем направлениям, продолжать контакты и диалоги на высшем уровне. После встречи в верхах в мае 1989 г. началось продвижение вперед по всему спектру двусторонних отношений. В апреле 1990 г. состоялся официальный визит в Москву премьера Госсовета КНР Ли Пэна, который вместе с главой советского правительства Н. Рыжковым подписал долгосрочную Программу развития экономического и научно-технического сотрудничества двух стран до 2000 г. и Соглашение о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Были подписаны также межправительственное Соглашение о госкредите для поставок из КНР в СССР товаров народного потребления и Меморандум о сотрудничестве в сооружении в КНР атомной электростанции. В целях укрепления взаимного доверия стороны договорились продолжить переговоры по пограничным вопросам и обоюдному сокращению вооруженных сил на границе. В 1990 г. состоялось пять встреч министров иностранных дел двух стран.
В мае 1991 г. произошла вторая встреча в верхах. По приглашению президента СССР М. Горбачева , Москву посетил с официальным визитом Генеральный секретарь ЦК КПК и Председатель Центрального военного совета КНР Цзян Цзэминь. Стороны подписали совместное советско-китайское коммюнике, а также соглашение о восточной части советско-китайской границы. Главным из пяти принципов мирного сосуществования на тот период Цзян Цзэминь назвал принцип невмешательства во внутренние дела друг друга. Однако даже после нормализации советско-китайских отношений все еще не был решен до конца ряд важнейших проблем, и прежде всего, - ликвидация военного противостояния и урегулирование пограничных вопросов.
1991 год- год распада СССР и образования нового государства – России.
В первые годы после распада Советского Союза взаимодействие между РФ и КНР в политической сфере развивалось медленно. У пришедшей к власти в России в 1991 году новой политической элиты во главе с Б. Ельциным отсутствовала внятная программа действий на каком-либо направлении внешней политики, но превалировало стремление стать составной частью Запада. В свою очередь, в Китае также наблюдалась некая неопределенность в отношении России, так как распад СССР и практически мгновенное разрушение советской системы было во многом неожиданным для Пекина.
В этой связи, Россия и Китай
в первой половине 90-х годов преимущественно
ограничивались декларациями о «необходимости
расширения взаимовыгодного
Начиная со второй половины 90-х годов, когда Россия в качестве концептуального элемента внешнеполитической стратегии определила «построение многополярной системы международных отношений», политическое взаимодействие с Китаем существенно усилилось.
В значительной степени
это определялось тем, что
Первым большим шагом вперед в развитии российско-китайских отношений стал визит Президента России Б. Ельцина в Пекин в декабре 1992 г.
Главы двух государств
подписали совместную
Стороны заявили о своем желании развивать отношения добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества, уважать право народа любой страны на свободный выбор пути своего внутреннего развития. Россия и Китай обязались решать все спорные вопросы мирными средствами, не прибегать в отношении друг друга к силе или угрозе силой, не участвовать в каких-либо военно-политических союзах, направленных против другой страны, не заключать с "третьими странами" договоров или соглашений, наносящих ущерб суверенитету и интересам безопасности другой стороны. Россия и Китай подтвердили, что они не стремятся к гегемонии в АТР и других районах мира и выступают против любых форм гегемонизма и политики силы, не будут применять первыми ядерного оружия в какой бы то ни было ситуации.
В ходе визита Б.Ельцина в Пекин были подписаны 24 межправительственных и межведомственных соглашения по различным направлениям российско-китайского сотрудничества в торгово-экономической, научно-технической, военной и других областях, которые составили каркас будущих отношений между двумя государствами, раскрыли огромный потенциал двусторонних деловых связей.22
Постепенно нормализовались и высшие политические связи новой России с Китаем. В феврале 1992 г. состоялась аккредитация новых послов. В марте в Пекин с первым официальным визитом прибыл министр иностранных дел России А. Козырев. Устранение идеологического фактора в отношениях между двумя государствами при отсутствии антагонистических противоречий по крупным международным проблемам способствовало более полнокровному сотрудничеству во всех областях. Обе страны разработали оптимальные принципы взаимоотношений, основанные на мирном сосуществовании, сотрудничестве и партнерстве, на базе прагматизма, национальных интересов, без идеологических пристрастий и антипатий.23
Уже в 1992 г. было преодолено главное препятствие на пути сближения сторон. Переговоры по пограничному урегулированию, начатые еще в 1964 г., дали, наконец, свои положительные результаты. С 16 марта 1992 г. вступило в силу Соглашение о государственной границе между двумя странами в ее восточной части протяженностью в 4300 км. Возобновили работу российско-китайская Комиссия по судоходству на пограничных реках, совместная Комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В структуре торгово-экономических связей произошли радикальные изменения с резким креном в сторону примитивных рыночных отношений (прямые приграничные и местные связи, бартерная торговля, "челночные" операции, товарообмен и т.п.).24
Следующим шагом в развитии отношений России с Китаем стал визит Председателя КНР Цзян Цзэминя в Москву в сентябре 1994 г. Стороны подписали российско-китайскую декларацию и Совместное заявление, предусматривающее неприменение первыми друг против друга ядерного оружия и взаимное не нацеливание стратегических ядерных ракет. Кроме того, было подписано Соглашение о российско-китайской границе в ее западной части (55 км), а также ряд совместных документов на уровне министерств и ведомств по вопросам сотрудничества в отдельных областях. Первоначальный этап российско-китайских торгово-экономических связей, характеризовавшийся стихийностью, некоторой хаотичностью и примитивностью форм, постепенно завершился. Начался переход к более современным формам сотрудничества: промышленной кооперации, инвестиционному сотрудничеству, торговле между крупными предприятиями с хорошей репутацией.25
Информация о работе Российско- Китайские отношения на рубеже XX-XXI века