Российско- Китайские отношения на рубеже XX-XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа посвящена анализу становления и развития российско - китайских отношений начиная с 80-90-х годов XX века и по сегодняшний день.
Отношения между Россией и Китаем имеют богатую, но крайне сложную историю, в которой этапы тесного сближения двух стран чередовались с периодами резкого ухудшения взаимоотношений. Российско-китайские связи имели место еще в эпоху расцвета сухопутной торговли между Европой и Азией вдоль Великого шелкового пути. Однако вплоть до середины XIX века взаимодействие между Россией и Китаем было весьма слабым в силу их значительной географической отдаленности друг от друга.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….....2
Глава 1. Обзор Российско- Китайских отношений
1.1 Становление Российско-Китайских отношений …………………………..4
1.2 Развитие Российско- Китайских отношений на рубеже 80-90-х годов
XX века……………………………………………………………………...13
Глава 2. Российско-Китайские отношения на современном этапе
2.1 Российско- китайские торгово-экономические отношения…………….20
2.2 Российско-китайские отношения: состояние , перспективы развития…27
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

МО и МП (Автосохраненный).docx

— 97.23 Кб (Скачать файл)

Взятый Россией и Китаем курс на установление конструктивного  партнерства, обращенного в XXI в., привел в действие и механизмы такого сотрудничества: регулярные встречи  и переговоры на высшем уровне; постоянные контакты между министерствами обороны  с целью обеспечения мер доверия и взаимной безопасности, военно-технического сотрудничества; торгово-экономическое и научно-техническое сотрудничество, регулируемое совместной комиссией, соответствующими договорами и соглашениями, систематические консультации по линии министерств иностранных дел.

В 1995 г. состоялись новые  встречи и переговоры в Москве ведущих лидеров двух стран. Председатель КНР Цзян Цзэминь в мае 1995 г. участвовал в торжествах в Москве, посвященных 50-летию Победы над фашизмом. А в июне того же года Москву посетил с рабочим визитом премьер Госсовета КНР Ли Пэн. Российско-китайские переговоры на уровне глав правительств затрагивали широкий круг проблем как двусторонних, так и международных. Стороны проявили полное взаимопонимание и заключили целый ряд новых соглашений о сотрудничестве, договорились, в частности, о переходе от бартерной торговли к более современным ее формам с расчетами в конвертируемой валюте. В 1995 г. было завершено юридическое оформление всей российско-китайской границы, хотя при ее редемаркации на восточном участке возникли некоторые коллизии из-за жесткой позиции властей Приморского края, усмотревших ущемление наших интересов в решении пограничного вопроса с Китаем.26

Второй государственный  визит в КНР Президента РФ Б. Ельцина состоялся в апреле 1996 г. Стороны с удовлетворением отметили, что отношения между двумя государствами вступают в "новый этап равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке". Высокий уровень и многоплановый характер российско-китайского сотрудничества - это важный фактор укрепления мира и стабильности не только в Азии, но и в мире в целом, заметный вклад в строительство нового, многополюсного мирового политического и экономического порядка. Достигнута договоренность о регулярных - не реже одного раза в год - встречах руководителей России и Китая, о создании "большой комиссии" на уровне премьеров двух государств. Для оперативного обмена мнениями по актуальным вопросам решено установить "горячую линию" телефонной связи между Москвой и Пекином. Б.Ельцин и Цзян Цземинь подписали совместную декларацию с изложением общих подходов двух стран к актуальным двусторонним и международным проблемам. Кроме того, были подписаны еще 13 документов о сотрудничестве в различных областях.27

Визит Б. Ельцина в Китай ознаменовался еще одним уникальным историческим событием. 26 апреля 1996 г. главы 5 государств-соседей - Президент России Б. Ельцин, Председатель КНР Цзян Цзэминь, Президент Казахстана Н. Назарбаев, Президент Кыргызстана А. Акаев и Президент Таджикистана Э. Рахмонов подписали в Шанхае Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы. Это единственное подобного рода соглашение в Азии.28

В декабре 1996 г. стороны предприняли новые попытки к расширению сотрудничества. Во время рабочего визита в Москву премьера Госсовета КНР Ли Пэна достигнута договоренность о создании механизма регулярных встреч глав правительств двух стран по типу российско-американской комиссии Гор - Черномырдин.

Еще один шаг к развитию сотрудничества между Россией и  Китаем был сделан во время визита министра обороны РФ И. Родионова в Китай с 13 по 18 апреля 1997 г., главным содержанием которого стало стремление обеих стран активно развивать равноправное, доверительное партнерство, направленное на стратегическое взаимодействие в XXI в.29 

Во второй половине 90-х годов российско-китайское сотрудничество уже перестало ограничиваться только двусторонними связями и стало выходить на многосторонний и региональный уровень. Так в 1998 году, не в последнюю очередь за счет поддержки Китая, Россия вступила в организацию Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Тем самым РФ обеспечила свое присутствие в качестве полноправного участника консультаций по вопросам развития Азиатско-тихоокеанского региона.

Прослеживая период становления, формирования и развития российско- китайских отношений, можно отметить, что на начальном этапе российско-китайские отношения были нестабильны и имели изменчивый характер, Борьба , конкуренция за земли и господство фигурировали между Россией и Китаем  вплоть до конца XVII века . Но постепенные перемены,  происходящие в отношениях между двумя странами , несомненно оказывали благотворное влияние не только на становление России, на укрепление российско-китайских связей практически во всех направлениях, но и на стабилизацию международной обстановки в Азии и во всём мире.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Российско-Китайские  отношения на современном этапе

2.1 Российско-китайские торгово-экономические отношения

Китайская Народная Республика – одно из важнейших государств современного мира. Китай занимает территорию 9,6 млн квадратных километров и является самой многонаселённой страной мира, в которой в XXI веке проживает более 1 млрд 276 млн человек.

Ещё недавно это было одно из беднейших государств , но начавшиеся в конце 1970-х гг. экономические реформы кардинально изменили ситуацию.

Темпы роста китайской  экономики были и остаются высокими и в среднем составляют 8-9% в  год. Хотя по качественным показателям  Китай экономически уступает наиболее развитым государствам , но по общему ВВП он вышел на одно из ведущих мест в мире. Благодаря политике открытости , емкому рынку и огромному экспортному потенциалу роль КНР в мировой экономике возрастает. Эта страна - весьма привлекательный объект для иностранных инвестиций. 30 

Россия и континентальный  Китай стремятся расширить экономическое  сотрудничество. Развитие экономических связей между Россией и Китаем отстает от темпов углубления их политического сотрудничества. Если во внешнеполитической сфере налицо постоянное движение по восходящей линии, то торгово-экономические связи в этот же период характеризовались непоследовательностью и даже хаотичностью. Рекордный уровень двустороннего товарооборота был достигнут в 1993 г. - 7,6 млрд.долл., но затем произошло резкое падение. Только в 1996 г. товарооборот снова вышел на 7-миллиардную отметку.31

В 90-е годы торгово-экономические  отношения между Россией и  Китаем характеризовались нестабильностью. В течение 1992-2000 годов объемы товарооборота  колебались в диапазоне от 3,8 до 6,2 млрд. долларов. Однако, начиная с 2001 года, наблюдается значительное увеличение объемов торговли. Весьма показательно, что ее активизация совпадала  по времени с подписанием между  РФ и КНР Договора «О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» (2001 год). Если за 9-летний период 1992-2001 годов объемы российско-китайского товарооборота возросли примерно в 1,5 раза (с 7,351 до 11,263 млрд. долларов), то за период 2001-2007 годов они выросли в 3,6 раза – с 11,263 до 40,335 млрд. долларов.32

Эти колебания дали основания  некоторым экспертам говорить о  том, что торгово-экономические связи  России и Китая являются второстепенными  по отношению к связям политическим. С этой точки зрения, усилия правительств двух стран рассматриваются как административная кампания, продиктованная политической мотивацией, но не действительной заинтересованностью компаний двух стран в рынках друг друга. В этом отличие, например, от отношений КНР с США или Японией, где именно экономический интерес позволяет смягчать политические противоречия.

В начале XXI века российско-китайское  взаимодействие в политической сфере  получило мощный импульс к дальнейшему  развитию. С приходом к власти в  РФ в 2000 году В.Путина российская внешняя политика приобрела отчетливо прагматичный характер. Россия стала придавать еще большее значение сближению с Китаем, рассматривая это как одно из главных условий усиления своих внешнеполитических позиций. Китай, в свою очередь, также стал рассматривать сближение с Россией как одно из условий усиления своих региональных и глобальных позиций.

Важную роль в интенсификации российско-китайского взаимодействия сыграла военная операция НАТО в Югославии, проведенная в 1999 году без санкции ООН, а также политика США и их союзников на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Это в значительной степени подтолкнуло РФ и КНР к еще большей координации своих усилий по формированию некоего альтернативного Западу (в первую очередь Соединенным Штатам) центра силы. 33

Наиболее ярким свидетельством заинтересованности России и Китая  в дальнейшем расширении взаимодействия стало подписание в 2001 году в г. Москве Договора «О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве».

Одновременно с этим не менее значим событием в сфере  политического (можно даже сказать геополитического) сближения РФ и КНР стало создание в том же 2001 году Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), включающей Россию, Китай и республики Центральной Азии (кроме Туркменистана).

Официальные органы КНР заинтересованы во всемерном сотрудничестве с Россией  во всех сферах и отраслях экономики, включая приграничные территории. Странами подписано несколько десятков документов. Среди важнейших двусторонних договоренностей – соглашение между Внешэкономбанком и Китайским государственным банком развития об увеличении вклада китайской стороны в совместные проекты до 1 млрд. долл. (май 2006 г.). В промышленности – это стекольное производство, целлюлозно-бумажная отрасль, поставки авиационного оборудования и многое другое.34

В инвестиционной сфере в 2005 г. заключены соглашения более  чем на 2 млрд. долл. На заседании  Российско-Китайской постоянной рабочей  группы (ПРГ) в Пекине достигнута договоренность о совместном проведении инвестиционных форумов. На Харбинской международной ярмарке торговли и экономического сотрудничества (июнь 2005 г.) утверждено 19 российско-китайских сделок на 840 млн. долл., включая 9 в инвестиционной сфере на 572 млн. долл.

На Втором российско-китайском  инвестиционном форуме в Санкт-Петербурге (июнь 2005 г.) с участием более 100 китайских  компаний принято 7 соглашений на 1,5 млрд. долл. Наиболее крупным является проект комплексной застройки жилого микрорайона  «Балтийская жемчужина» с объемом  инвестиций около 1,3 млрд. долл. Предусматривается  организация совместных предприятий (СП) на территории РФ. Подписано 32 контракта  на сумму 2,48 млрд. долл. в области  машиностроения, энергетики, лесного  и лесоперерабатывающего комплекса. Они касаются производства оборудования для прокладки трубопроводов  в России и строительстве нефте- и газопроводов в направлении КНР. Китайским партнерам предложены новейшие технологии нефтепереработки и нефтехимии для увеличения глубины переработки нефти. Около 500 дальневосточных компаний представили собственные проекты, в т. ч. 93 – инвестиционного профиля.35

В конце 2005 г. Департамент  иностранных инвестиций Государственной  комиссии по региональному развитию (ГКРР) Китая и Департамент инвестиционной политики Минэкономразвития России обменялись Планами мероприятий по стимулированию двустороннего инвестиционного сотрудничества. Наряду со многими аспектами, включенными в этот документ, китайские партнеры инициировали внесение изменений в российское законодательство в отношении использования иностранной рабочей силы, предоставлении им права приобретать в собственность участки земли в приграничных районах, а также упрощения визового режима. Это предложение вызвало серьезное беспокойство в российском правительстве.  
Проблемы взаимодействия в торговой и инвестиционной сферах обсуждались на экономическом форуме в Пекине (март 2006 г.), где принято 29 соглашений о двустороннем сотрудничестве, прежде всего в сфере торгово-экономических отношений. На саммите ШОС (июнь 2006 г.) некоторые детали этих документов были согласованы.

На российско-китайском  форуме в Москве Россией и Китаем подписано 11 соглашений на сумму 540 млн. долл., в т. ч. касающиеся взаимоотношений  Центрального федерального округа (ЦФО) и провинции Гуандун. Торговые связи между ними в 2005 г. достигли 2,8 млрд. долл. (1/8 общего объема российско-китайской торговли).

Объем торговли в 2000 – 2004 гг. увеличился в 2,6 раза. Только за 2004 г. он возрос на 34,7%, превысив 21 млрд. долл., в 2005 г. – на 37% – до 29,1 млрд., в 2010 г., достиг 60-80 млрд. долл.

В 2005 г. РФ экспортировала в  азиатское государство продукции  на 15,9 млрд. долл. (рост на 31%), импорт из КНР составил 13,1 млрд. (на 45,2%). Высокая  динамика этих показателей свидетельствует  о нарастающих масштабах торгового  взаимодействия соседних стран, что, несомненно, имеет позитивную оценку, однако анализ ассортимента экспортно-импортных  поставок, их структурная деформация, нацеленность китайской стороны  на удовлетворение собственных потребностей отражают подчиненность им российских участников.36

С ориентацией на рынки  КНР и другие государства АТР  в России разработана энергетическая стратегия на период до 2020 г. Она  предусматривает интенсивное освоение углеводородов на востоке, развитие единой нефте- и газотранспортной систем, ориентированных на рынки Китая и других азиатско-тихоокеанских стран. Предполагается, что удельный вес их в экспорте российской нефти возрастет до 30% в 2020 г., природного газа – до 15%. В настоящее время Россия значительные объемы энергоносителей направляет в Западную Европу, обеспечивая 25% потребностей ЕС в газе и 12% – в нефти.37

Сегодня на первый план экономических  отношений вышли крупные компании с высоким удельным весом государственной  собственности или поддерживаемые государством. В результате в России появились значительные лоббистские  группы, подталкивающие правительство  к принятию мер для создания более  благоприятных условий торгово-экономического сотрудничества. Российские поставщики энергетического оборудования, энергоресурсов и вооружений сделали самые серьезные  ставки на Китай. В настоящее время  освоение китайского рынка для этих групп российского бизнеса является не просто средством зарабатывания  денег, но и формой выживания.38

Российский экспорт в  КНР включает в себя самолеты, автомобили, сельхозтехнику, горно- и нефтеперерабатывающее  оборудование, текстильное оборудование, химическую продукцию, стройматериалы, стальной прокат, древесину, цемент, стекло и др. Основными статьями российского  экспорта в Китай остаются удобрения  и черные металлы - на них приходится более 50% общего объема российских поставок.

Информация о работе Российско- Китайские отношения на рубеже XX-XXI века