Российско- Китайские отношения на рубеже XX-XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа посвящена анализу становления и развития российско - китайских отношений начиная с 80-90-х годов XX века и по сегодняшний день.
Отношения между Россией и Китаем имеют богатую, но крайне сложную историю, в которой этапы тесного сближения двух стран чередовались с периодами резкого ухудшения взаимоотношений. Российско-китайские связи имели место еще в эпоху расцвета сухопутной торговли между Европой и Азией вдоль Великого шелкового пути. Однако вплоть до середины XIX века взаимодействие между Россией и Китаем было весьма слабым в силу их значительной географической отдаленности друг от друга.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….....2
Глава 1. Обзор Российско- Китайских отношений
1.1 Становление Российско-Китайских отношений …………………………..4
1.2 Развитие Российско- Китайских отношений на рубеже 80-90-х годов
XX века……………………………………………………………………...13
Глава 2. Российско-Китайские отношения на современном этапе
2.1 Российско- китайские торгово-экономические отношения…………….20
2.2 Российско-китайские отношения: состояние , перспективы развития…27
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

МО и МП (Автосохраненный).docx

— 97.23 Кб (Скачать файл)

Китай поставляет в Россию главным образом потребительские  товары, продукты питания и рабочую  силу.

Активно развивается военно-техническое сотрудничество между двумя странами, которое может достичь 2,5-3,0 млрд. долл. в год. В этой связи обоснована озабоченность ряда экспертов, что в российско-китайском товарообороте поставки военной техники занимают все большее место и экономические связи могут быть сведены только к торговле оружием. При этом очевидно, что российские поставщики вооружений расширяют объемы и спектр поставок в Китай не из-за каких-то политических целей, вроде поддержания российско-китайского военного-политического альянса.39

«Отношения между Россией и КНР заслуженно называют примером межгосударственных связей нового типа. Они свободны от разного рода предубеждений и стереотипов. А значит - исключительно устойчивы, не подвержены сиюминутной конъюнктуре - что очень ценно в сегодняшнем мире, где присутствует явный дефицит стабильности и взаимного доверия.

Глобальный финансовый кризис в 2008-2009 году показал, насколько нам  важно понимать, слышать друг друга, проводить общую, согласованную  линию. Совместные инфраструктурные, энергетические проекты, крупные заказы и контракты, встречные инвестиции стали тем  ресурсом, который позволил нашим  странам, нашим бизнес-сообществам преодолеть испытания, создать новые рабочие места, обеспечить загрузку многих предприятий.

В 2011 году товарооборот России и КНР достиг рекордного показателя - 83,5 млрд. долл. Сегодня мы ставим цель уже в среднесрочной перспективе, к 2015 году - выйти на отметку в 100 млрд. долл., а к 2020 году - в 200 млрд. долл. Причем сегодняшняя динамика показывает, что  такую планку можно преодолеть с  опережением графика. Что для этого следует сделать. Прежде всего - оптимизировать структуру, повысить качество двусторонней торговли за счет увеличения в ней доли продукции с высокой добавленной стоимостью. Объективные условия для этого есть: национальные рынки двух стран обладают большой ёмкостью, спрос на современные товары и услуги - растет. У нас хорошие базовые позиции в образовании, науке, технологиях. Накоплен опыт тесной производственной кооперации.»40

Говоря об экономических  интересах Китая в сотрудничестве с Россией, можно выделить три  основные сферы российской экономики, являющиеся, по мнению китайских предпринимателей, наиболее прибыльными для инвестирования: это разработка природных ресурсов, легкая промышленность и недвижимость.

В целом, экономическое сотрудничество между Россией и Китаем охватывает преимущественно торговую сферу, а его характер представляется совершенно неадекватным тенденции российско-китайского политического сближения. По моему мнению, складывающийся сегодня формат торгово-экономического взаимодействия представляется неоднозначным с точки зрения интересов РФ. С одной стороны, наращивание импорта товаров широкого потребления из Китая соответствует интересам российского торгового бизнеса и потребителей. Это позволяет предложить на рынок России более широкий ассортимент товаров первой необходимости по доступным ценам. С другой стороны, экспансия китайских товаров подавляет самих российских производителей и во многом определяет наблюдаемый процесс деградации и постепенного свертывания целого ряда отраслей российской промышленности, которые не выдерживает конкуренции с китайскими. 
В этой связи логично предположить, что при сохранении нынешнего формата торгово-экономических отношений, Россия рано или поздно рискует утратить значительную часть своего промышленного потенциала и во многом попасть в зависимость от импорта из КНР товаров первой необходимости и промышленной продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Российско-китайские  отношения : состояние , перспективы развития.

В отношениях между Россией  и КНР в последнее время  наблюдаются определенные перемены. Произошедшее за последние годы сближение  стран объясняется как внутренними, так и внешними факторами. В настоящее  время политические отношения России и Китая, оценивающиеся как стратегическое партнерство, значительно шире и лучше, чем отношения России и США, отношения Китая и СССР, а также Китая и США. Какие факторы влияют на развитие внешнеполитических отношений России и Китая? До какой степени может дойти российско-китайское сближение в условиях глобализации?

А. Д. Воскресенский считает, что, «по всей вероятности, в настоящее время имеются основания для обсуждения различных сценариев развития внутриполитической ситуации в России и в Китае»41. Развитие ситуации в соответствии с тем или иным сценарием в каждом случае приведет к новому соотношению факторов в двустороннем равновесии. 

Сценарий 1. Произойдет дальнейшее усиление регионализма. Если в результате этой тенденции различные регионы в России и Китае будут следовать различным моделям развития, то растущее экономическое неравенство регионов может привести к распаду на несколько фактически, а затем и юридически независимых государств. Такой сценарий отнюдь не исключен. Однако маловероятно, что экономическое неравенство в России и Китае может привести к распаду на несколько независимых государств. В Китае ведут политику координирования и сбалансирования развития экономики в районе Запада и Севера; в России идет реформа, способствующая укреплению и объединению единого государства. Более того, обе страны недвусмысленно дали понять, что их внутренние дела являются своего рода запретной зоной. Россия оказывает активную поддержку политике «одного Китая», публично приняв сторону КНР по вопросу о статусе Тайваня и Тибета. В свою очередь, Китай проявил понимание позиции России в отношении Чечни.

Можно считать, что «внешнеполитические  отношения России и Китая в большой  степени не зависят от их внутриполитических систем, их экономических отношений»42. Их политические отношения развиваются в отрыве от экономических отношений и достигли высокого уровня. Однако развитие экономики в каждой стране глубоко влияет на равенство во внешнеполитических отношениях. Как стратегические партнеры, Россия и Китай должны обдумывать создание стратегического партнерства в области экономики.

Сценарий 2. У власти будут находиться реформаторы, нацеленные на ускорение реформ. В принципе ускорение экономических реформ может сопровождаться эрозией монопольной власти КПК в Китае и, таким образом, привести к политическим реформам и демократизации, т. е. к формированию рыночной экономики и плюралистического общества.43

В отношениях России и Китая  личные отношения между лидерами стран всегда играли важную роль. Д. Тренин отмечал, что  политика Москвы на китайском направлении реализуется как результирующие действия различных сил. Многие китайские лидеры во главе с бывшим председателем Цзянь Цземином учились в России и очень доброжелательно к ней относятся. Это отношение передано и следующим поколениям руководителей, в частности сменившему Цзянь Цземиня Ху Цзиньтао.

В апреле 2005 г. председатель КНР Ху Цзиньтао впервые озвучил  идею «совместного построения гармоничного мира» и в том же году в ООН  предложил создать «гармоничный мир совместного процветания». В  октябре 2007 г. лозунг о формировании «гармоничного общества» внутри Китая и «гармоничного мира»  вокруг него был зафиксирован в документах XVII съезда КПК. Благодаря этому обстоятельству лозунг получил статус официальной  целеполагающей доктрины, пришедшей  на смену концепции «мирного возвышения»  Китая.

Особое значение эта новейшая внешнеполитическая концепция Пекина придает «третьему миру» как  важнейшему фактору мирового развития. В Китае подчеркивают, «что в условиях современной, резко меняющейся международной  обстановки укрепление отношений с  развивающимися странами — долговременная стратегия КНР, в частности, особое внимание будет уделяться укреплению отношений с Россией»44

Отношения между Россией  и КНР заслуженно называют примером межгосударственных связей нового типа. Они свободны от разного рода предубеждений  и стереотипов. А значит - исключительно  устойчивы, не подвержены сиюминутной конъюнктуре - что очень ценно в сегодняшнем мире, где присутствует явный дефицит стабильности и взаимного доверия.

Движущей силой, источником российско-китайских отношений является дружба и взаимопонимание между  народами. С большим успехом прошел обмен национальными Годами, годами русского языка в Китае и китайского языка в России. Сейчас эту эстафету принял Год российского туризма. Уверен, что и предстоящий Год  китайского туризма в России привлечет  повышенный интерес.

«Считаю, что пришло время вплотную заняться разработкой долгосрочного Плана действий по развитию российско-китайского взаимодействия в гуманитарной сфере.»

Естественно, что в ходе предстоящего визита будут обсуждаться  актуальные международные проблемы. В их числе - стратегическая стабильность, разоружение и нераспространение  оружия массового поражения, противодействие  всему комплексу вызовов и  угроз устойчивому развитию, жизни  и благополучию наших граждан, включая  терроризм, сепаратизм, организованную преступность, незаконную миграцию.

По всем этим темам - позиции  России и Китая практически совпадают, строятся на принципах ответственности, приверженности базовым ценностям  международного права. На безусловном  уважении интересов друга. И потому - нам легко находить общий язык, вырабатывать общую тактику и  стратегию. При этом - вносить конструктивные начала в международную дискуссию  по самым острым, злободневным вопросам. Касается ли это положения дел  на Ближнем Востоке и в Северной Африке, ситуации вокруг Сирии и  Афганистана, проблем Корейского полуострова  и иранской ядерной программы.

Вновь подчеркну - стратегическое партнерство России и Китая является действенным фактором, укрепляющим  региональную и мировую стабильность. Именно в этой логике - мы работаем и  над укреплением взаимодействия в рамках Шанхайской организации  сотрудничества, десятилетие которой  отмечалось в прошлом году. 45

Также в наших общих интересах - наращивать сотрудничество в области здравоохранения, культуры, спорта, образования и науки. О возможностях, которые здесь имеются, убедительно свидетельствует одно из наиболее ярких начинаний ШОС - сетевой Университет, который сегодня объединяет 65 вузов государств-членов Организации. Его ректорат разместится в Москве. Готовы самым активным образом содействовать продвижению этого перспективного и нужного проекта.

Вступая во второе десятилетие  своей истории, ШОС продолжает развиваться  и совершенствоваться. Ориентиры  ее деятельности будут и впредь определяться неизменностью ключевых принципов  и преемственностью целей - естественно, с учетом динамики быстро меняющейся международной обстановки. Именно такой  подход будет отражен в Основных направлениях стратегии развития ШОС  на среднесрочную перспективу - в  базовом документе, который мы намерены обсудить и принять.

С предстоящими российско-китайскими переговорами на высшем уровне и саммитом ШОС в Пекине связываем по-настоящему большие ожидания. Ведь процветающий Китай нужен России. В свою очередь, Китаю, убежден, нужна успешная Россия. Наше партнерство - не нацелено против кого-либо, а направлено на созидание, на укрепление справедливости и демократических начал в международной жизни. И потому - востребовано временем.

Древняя китайская поговорка  гласит: "общие чаяния - общие силы". Мы готовы к совместной работе - в  интересах наших государств и  народов. И это обязательно принесет достойные плоды.46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги курсовой работы нужно отметить,  что становление  российско- китайских отношений на начальном этапе имели довольно нестабильный и изменчивый характер. Начиная с XIII века, русский народ долго и упорно добивались сотрудничества с Китаем, и лишь к концу XVII века,  с момента подписания Нерчинского договора , российско- китайские отношения более менее стабилизируются. Тогда же начинает закладываться дружеский настрой и основы торгово-экономических отношений. Однако вплоть до середины XIX века взаимодействие между Россией и Китаем было весьма слабым в силу их значительной географической отдаленности друг от друга.

На рубеже 80-90-х годов XX века в отношениях между СССР и КНР произошел радикальный поворот от бесплодной полемики к конструктивному диалогу и переговорам, от конфронтации к добрососедству, от соперничества на международной арене к сотрудничеству и партнерству.

18 мая 1989 г. советско-китайское  коммюнике официально подтвердили  нормализацию советско-китайских  отношений и положили начало  качественно новому этапу их  развития. "Закрыть прошлое, открыть  будущее"

Стороны выражали твердое намерение развивать взаимоотношения на основе универсальных принципов международного общения: взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование.

С распадом СССР и становлением нового государства – России,  политическое и экономическое взаимодействие  между РФ и КНР  развивалось  медленно. Но уже со второй половины  90-х годов экономическое взаимодействие вновь усиливается и приобретает  всё более стабильный характер. Постепенно нормализовались и высшие политические связи новой России с Китаем.

  Перемены,  происходящие в отношениях между двумя странами, несомненно оказывали благотворное влияние не только  на становление России, на укрепление российско-китайских связей практически во всех направлениях, но и на стабилизацию международной обстановки в Азии и во всём мире.  

В начале XXI века российско-китайское  взаимодействие в политической сфере получили мощный импульс к дальнейшему развитию. С приходом к власти в РФ в 2000 году В. Путина российская внешняя политика приобрела отчетливо прагматичный характер. Россия стала придавать еще большее значение сближению с Китаем, рассматривая это как одно из главных условий усиления своих внешнеполитических позиций. Китай, в свою очередь, также стал рассматривать сближение с Россией как одно из условий усиления своих региональных и глобальных позиций.

На протяжении всего XXI века источником российско-китайских отношений является дружба и взаимопонимание между народами.

Глобальный финансовый кризис в 2008-2009 году показал, насколько нам важна поддержка Китая, насколько важно, проводить общую, согласованную линию. Совместные инфраструктурные, энергетические проекты, крупные заказы и контракты, встречные инвестиции стали тем ресурсом, который позволил нашим странам, нашим бизнес-сообществам преодолеть испытания, создать новые рабочие места, обеспечить загрузку многих предприятий.

С каждым годом возрастает, и стремиться к рекордным показателям  товарооборот  России и КНР.

Информация о работе Российско- Китайские отношения на рубеже XX-XXI века