Шпаргалка по дисциплине "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 20:31, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

ShPORY_POLITOLOGIYa.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

1. Политология  как  наука и учебная дисциплина

 

Современная политология  является интегрированной (комплексной) наукой о политике во всех ее проявлениях. Ее  структура включает  отрасли научного знания о политике: политическую философию, политическую социологию, политическую историю, политическую психологию, историю политических учений, политическую семиотику, геополитику, сравнительную политологию и другие.

    Указанные  отрасли (субдисциплины) изучают различные аспекты политики.  Политология использует и синтезирует их  достижения,  развивает и обогащает  новыми  выводами, открывает и обосновывает закономерности политической сферы общества.           

    Объект  политологии –  политика во всех ее проявлениях.

    Предмет  политологии – политическая власть, закономерности ее становления, функционирования и изменения.

     Политология  предстает в двух качествах: как наука и учебная дисциплина.

      Политология как наука исследует  явления, процессы и отношения в политической сфере в их диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности. Она      представляет собой  симбиоз теоретических и прикладных знаний.

     Политология как учебная дисциплина базируется на политологии – науке. У них общий предмет изучения, но различные цели.

    Цель  политологии – учебной дисциплины – политическое образование и воспитание членов общества.

   Исследование политики осуществляется  совокупностью методов –  общенаучных, общественных наук и политологических.

  Широко применяются  апробированные наукой методы  политического анализа: институциональный;  исторический;  социологический;  бихевиористский (поведенческий); системный;   психологический;   нормативно-ценностный; сравнительный;  количественный и качественный.

   Политология выполняет  объективно  необходимые обществу функции: познавательную, инструментальную, прогностическую, воспитательно-мировоззренческую. Она формулирует знания о политике в форме закономерностей, выражающих существенные причинно-следственные взаимосвязи политических явлений,  политики и общества. Произведенные  знания материализуются также в политологических категориях (понятиях),  концепциях, теориях, парадигмах, методах познания политики.

 

  2. Этапы  становления и развития политической  науки

 

 В истории мировой  политической науки выделяют  несколько этапов,  имеющих свои особенности: зарождение политических представлений на Древнем Востоке; политические учения Античности; политические идеи Средневековья; политическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени; политическая наука ХХ – начала ХХI вв.

Зарождение знаний о государстве, политике,  царской власти и законах относится к глубокой древности (4-е тысячелетие до н.э.).  Они  выражались в  мифологической форме. Специфика их интерпретации  отражена   в  письменных памятниках Египта, Вавилона, Ассирии, Хеттского царства,  брахманизме, буддизме, конфуцианстве, даосизме.

 Мыслители античности  оценивали политику, формы государственного  правления, качества правителей, значение  права  через призму философско-этических представлений о добре, зле, справедливости, равенстве, общественном благе. В этом убеждают диалоги Платона ("Государство", "Законы", "Политик"),  трактаты Аристотеля ("Политика" и "Афинская полития"),  произведения М.Т.Цицерона ("О государстве", "О законах").  

   Мировоззрение Средних  веков   представлено в творчестве идеологов христианства  Августина Блаженного  (автор произведения "О граде божием") и Фомы Аквинского (автор сочинения "О правлении властителей").  Лейтмотив  их суждений – в божественной сущности государственной власти, ее подчинении власти духовной (церковной), в необходимости правителей и подвластных следовать христианским заповедям.

 

 Начало рационально-критическому исследованию политики как общественного явления положили мыслители эпохи Возрождения Н. Макиавелли (автор  произведения "Государь"), и Ж. Боден (автор сочинения "Шесть книг о государстве"). Они отвергли теологические представления о политике, доказали, что ее корни – в социально-экономической практике.   

 Только реалистические  представления о  государстве, управлении обществом, реальных явлениях и процессах, по их мнению,  способны  превратить политическую науку в инструмент познания и преобразования действительности.

 Политические  учения  Нового времени (XVI-XIX  вв.)  отражали  интересы зарождавшейся буржуазии.  Творчество их многочисленных авторов было подчинено обоснованию естественных прав и свобод личности, демократизации общества и методов ограничения власти государства.

 

В   ХХ в.  политология завоевала широкое  признание в Европе и Америке как автономная, профессиональная отрасль обществоведения.  В Беларуси  и других странах СНГ она переживает завершающую стадию институционализации.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Политическая  мысль Беларуси: особенности исторической  эволюции

 

В общечеловеческую политическую мысль внесли свой вклад  мыслители Беларуси.  Их представления о политике, государстве и  власти  формировались в течение столетий. На них оказывали влияние социально-экономические и политические условия, историческая судьба и традиционные ценности  белорусского народа,  европейские гуманистические идеалы.

 

   В истории  политической мысли Беларуси  следует различать   четыре    этапа: эпоха   Киевской Руси  (IХ–XIII вв.);  этническая территория в составе  Великого  княжества Литовского  (2-я пол. ХIII в.–1569 г.), Речи Посполитой  (1569-1795гг.), Российской империи  (1795–1917 гг.); образование и развитие национального государства в составе СССР (1917–1991 гг.); современный этап  государственности.

      В противоречивом  процессе борьбы за национальную  независимость и суверенную государственность политическая мысль  претерпевала качественные изменения.

 

      Особенности эволюции  политической мысли Беларуси:

  • пропаганда идеи единения восточнославянских земель (Е. Полоцкая и К. Туровский);
  • приверженность идеалам справедливого правления, прогрессивных перемен в обществе, правового равенства (Ф. Скорина, М. Гусовский, С. Будный);
  • разработка гражданско-правовой концепции политики (Статуты ВКЛ, трактат А. Волана «О политической и гражданской свободе»);
  • развитие идеи  единения   белорусского, русского и украинского народов (А. Филиппович, С. Полоцкий);
  • обоснование революционно-демократических идей (К. Калиновский, Ф. Богушевич, М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас).

 Образование   Белорусской  ССР  завершило многовековую борьбу за национальное самоопределение.  Развитие страны в составе Советского Союза на протяжении 70 лет имело прогрессивное значение для    национальной экономики и культуры. Беларусь    накопила опыт организации национальной жизни,   осознала  свои интересы и потребности. Политическая мысль советской эпохи эволюционировала в  «ограниченном пространстве» политики и идеологии КПСС. Вместе с тем на рубеже 80-х гг. ХХ в. получила  обоснование концепция радикальных перемен в  обществе в интересах его качественного переустройства на демократических принципах.       

         Характерная  черта современного этапа эволюции  политической мысли Беларуси  – формирование и творческое  развитие идеологии суверенного государства, научное познание явлений и процессов переходного периода.

 

 

4. Политика  как общественное явление

 

   Основные причины возникновения политики: объективная потребность в регулировании социальных отношений; становление государства; необходимость реализации общих интересов.

   Политика -   сфера  отношений  индивидов, социальных   групп и институтов по поводу использования механизмов и ресурсов государственной власти  для удовлетворения общественных интересов и потребностей.

   Функции  политики:  выражение и реализация социальных интересов; интеграция общества; управление  общественными процессами; политическая социализация личности; проектирование  социально-политического развития; регулирование отношений и  поведения субъектов политики.

    Структура политики  включает: субъекты, объекты,  политические интересы, политические отношения, политическое сознание, политическую деятельность.

    Содержание политики составляют  политические ценности, идеи, цели, действия, убеждения,  интересы, нормы, средства и методы, решения, концепции, отношения, программы, технологии, процессы,  результаты. 

  Специфические  свойства политики – целесообразность, властное влияние, динамичность, соперничество,  противоречивость, конфликтность.

 

   Из  приведенных суждений можно  сделать следующие выводы:

  1. Политика – специфическая социальная сфера, универсальный механизм  регуляции общественных отношений.

2. Любой  вопрос  приобретает  политический характер, если он  затрагивает интересы  общества  и  государства, требует принятия  обязательных для всех граждан  политических  решений.

3. Ядро политики,  ее "солнечное  светило" – политическая власть, прежде всего государственная политическая власть

4. Между политикой и экономикой, правом, моралью, наукой и другими  сферами общественной жизни существуют  причинно-следственные, функциональные  связи и отношения. Политика обусловлена  социально-экономическими отношениями и оказывает активное регулятивное влияние на общественное развитие.

5. Политика сродни искусству. Так  оценивается политика, основывающаяся  на научных знаниях, правовых  и нравственных нормах, управленческих  решениях и действиях, адекватных  интересам личности, общества и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Третье Всебелорусское  народное собрание о государственной  политике

 

  Становление национальной государственности  в  нашей стране неотделимо  от активного использования новых  форм непосредственной (прямой) и представительной демократии.

 В 1996 г. на первом Всебелорусском народном собрании мнение и голос граждан обусловили выбор политического курса  молодого суверенного государства на пятилетие.

 Состоявшееся 18 мая 2001 г. в Минске второе Всебелорусское народное собрание также продемонстрировало ответственность граждан за судьбу своего Отечества. Программа социально-экономического развития Беларуси на 2001–2005 гг.  была воспринята обществом как стратегия системных реформ и  повышения качества жизни.

  Третье Всебелорусское народное собрание (2-3 февраля  2006 г.) критически оценило социальную эффективность государственной политики и определило  ее приоритеты на  2006–2010 гг. В нем участвовало 2500 представителей всех слоев  нашего общества,  почетные гости из России и Украины, главы аккредитованных в Беларуси дипломатических миссий.

 

   Основные  выводы собрания о   государственной  политике:

  1. Политический курс государства выверен практикой и  доказал свою эффективность. Это созидательный, эволюционный курс, исключающий «шоковую терапию» и тотальную приватизацию. Он нацелен на повышение уровня и качества жизни граждан.
  2. Политика государства  направлена на укрепление  суверенитета Беларуси. Она обеспечила  выход общества из кризисного состояния 90-х гг. и  стимулирует его устойчивое развитие.
  3. Стратегическая цель государственной политики – построение сильной и процветающей Беларуси. Успешное выполнение заданий второй пятилетки – свидетельство положительных тенденций в экономике и социальной сфере.

  Нерешенные  проблемы: наличие предприятий, имеющих отрицательные результаты финансово-хозяйственной деятельности; высокая материало- и энергоемкость производства; слабая инновационная активность; дифференциация оплаты труда по отраслям и сферам экономики; недостаточно высокий уровень пенсий, стипендий и других социальных выплат.

       Приоритеты социально-экономического  развития Беларуси в третьей  пятилетке: повышение конкурентоспособности экономики; использование инноваций; наращивание экспортного потенциала; развитие агропромышленного комплекса и социальной сферы села; развитие малых и средних городов; ускоренное жилищное строительство; формирование эффективной системы здравоохранения.

 

6. Политическая  власть

 

  Власть – это система  социальных отношений "господства-подчинения", форма организации индивидуальной и общественной жизни.

Власть   проявляет себя во всех сферах общественной жизни.

Типы  власти: экономическая, политическая, неполитическая, социальная, культурно-информационная.

Власть имеет свою структуру, включающую субъекты, объекты, источники, функции, ресурсы.

 

 Политическая власть – это система политического господства,    способность социальных  субъектов осуществлять управление обществом, используя  полномочия  и ресурсы государства.

 

 Формы политической власти: государственная; партийная; власть общественно-политических организаций и движений.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Политология"