Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 20:31, контрольная работа
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
Действия субъектов политики, посредством которых они влияют на политическую систему общества, принято называть политическим участием.
Типы политического участия: новаторское / традиционное; индивидуальное / коллективное; добровольное / принудительное; легитимное / нелегитимное.
Формы политического участия: активные / пассивные; прямые / опосредованные; автономные / мобилизационные.
Характер и социальная полезность политической деятельности зависит от соблюдения ее субъектами демократических принципов взаимоотношений: плюрализма, консенсуса, компромисса.
18. Политические технологии
Участники
политического процесса
В структуре политических
Технологическое знание – разновидность научно-прикладных знаний. Оно отражает политическую реальность. На его основе ведется поиск средств и способов действий, которые бы отвечали требованиям ситуации в обществе, расстановке политических сил, практическим целям и задачам субъектов политики.
Приемы, процедуры и методы действий – это технологии поведения субъектов политики, которые разрабатываются и используются для достижения социально-политических целей. Они могут быть нормативными (отвечающими правовым, политическим и нравственным нормам общества) и девиантными (противоречащими общественным нормам; их именуют "черными", "грязными", "теневыми").
Использование нормативных технологий рационализирует, упорядочивает и оптимизирует политический процесс. Применение девиантных технологий "направляет течение" политического процесса в кризисное, разрушительное русло. Поэтому общество обязано защищать себя от таких технологий.
Технико-ресурсные
компоненты политических технологий – это финансовые, технические,
информационные, научно-аналитические,
административно-
Разработка политических
Неотъемлемым элементом технологий являются политические решения. Их принятие субъектами политики представляет собой определенный алгоритм действий: уяснение сути проблемы на основе достоверной информации; определение предпочтительных целей; выбор средств и способов достижения целей; предвидение результатов.
19. Избирательные системы
Важнейший элемент демократического политического процесса – выборы депутатов парламента и других лиц, избираемых на государственные должности гражданами.
В современной общественной практике применяются три основных типа избирательных систем: пропорциональная, мажоритарная, смешанная.
Особенности пропорциональной системы:
Достоинства пропорциональной системы: стимулирует многопартийность; более адекватно, нежели мажоритарная система, отражает политическую волю избирателей и расстановку политических сил в стране
Недостатки пропорциональной системы: система выгодна партийной верхушке, отчуждает от политики рядовых партийцев и партийный электорат; депутаты зависимы от своих партий, а не от избирателей; в парламент избираются представители многих партий, что затрудняет формирование правительства и негативно отражается на его стабильности.
Особенности мажоритарной системы:
Достоинства мажоритарной системы: универсальность (можно применять для избрания депутатов парламента и других кандидатов на государственные должности); позволяет избирателю оценить личные достоинства кандидата.
Недостатки мажоритарной системы: проголосовавшие против кандидатов оказываются не представленными в органах власти; не исключает опасность манипулирования волей избирателей; может порождать местничество в ущерб общенациональным интересам,
Смешанная избирательная система – сочетание элементов пропорциональной и мажоритарной систем с целью минимизации их недостатков.
20. Референдум как институт непосредственной демократии в Беларуси
Институтом непосредственной (прямой) демократии является референдум – голосование граждан, обладающих избирательным правом, по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.
Условия проведения референдумов в Республике Беларуси и его процедура регулируются законодательством. Могут проводиться республиканские и местные референдумы.
Республиканские референдумы назначаются Президентом страны по собственной инициативе или по предложению Палаты представителей и Совета Республики. Решения принимаются палатами парламента на их раздельных заседаниях большинством голосов. Референдум может состояться также по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом.
Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа Президента о назначении референдума.
Решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Главой государства.
Местные референдумы назначаются местными представительными органами. По своей инициативе либо по предложению не менее 10 % граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.
Республиканские и местные референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. Принятые голосованием решения могут быть изменены и отменены только путем референдума
В суверенной Беларуси проведено четыре референдума:
Решения республиканских референдумов в Беларуси способствовали: совершенствованию политической системы и конституционных норм; укреплению президентской власти; преодолению кризисных тенденций в политическом и социально-экономическом развитии.
21. Избирательная система Республики Беларусь
Выборы депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, регулируются Конституцией и Избирательным кодексом Республики Беларусь.
Выборы являются всеобщими: право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет.
Избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать.
Избиратели
имеют равное количество
Выборы депутатов парламента являются прямыми: кандидаты избираются гражданами непосредственно.
Голосование на выборах – тайное: контроль волеизъявления избирателей запрещается.
Принципы организации выборов, закрепленные в законах Беларуси:
Избирательный процесс в Республике Беларусь включает:
Подготовка и проведение выборов должны проводиться открыто и гласно. Избирательные комиссии обязаны информировать граждан о своей работе, принимаемых решениях. Граждане вправе присутствовать на заседаниях избирательных комиссий. В день голосования на избирательных участках могут находиться депутаты парламента, представители политических партий, трудовых коллективов, доверенные лица кандидатов, наблюдатели из других стран.
Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам в соответствии с законом.
Избирательный кодекс предоставляет право выдвижения кандидатов политическим партиям, трудовым коллективам и гражданам путем сбора подписей избирателей.
22. Политическая коммуникация
Субъекты политики непрерывно взаимодействуют и обмениваются информацией. Этот процесс принято называть политической коммуникацией.
Политическая коммуникация обеспечивает: приобщение граждан к политической культуре; информирование общества; регулирование политических отношений; формирование общественного мнения.
Структура политической коммуникации включает: институты коммуникаторы, средства коммуникации; методы и формы коммуникации;
содержание коммуникации; отношения, формируемые коммуникацией.
Ключевую
роль в политическом
Политическая информация – это совокупность знаний, сведений о политической жизни общества. Этими сведениями и знаниями обмениваются "коммуникаторы" и "реципиенты". Коммуникаторы накапливают, производят, кодируют, перерабатывают и распространяют информацию. Потребители используют ее в политической деятельности. Информация создается и распространяется для того, чтобы сформировать или изменить у людей мнения, убеждения, ценностные ориентации, мотивы поведения, выгодные коммуникаторам.
Информационно-коммуникативные связи осуществляются на трех уровнях: межличностном, групповом и массовом (в масштабах всего общества). Первостепенное значение для политики имеют массовые информационно-коммуникативные отношения. На этом уровне действуют специально подготовленные менеджеры.
Используются два основных способа (метода) политической коммуникации: мобилизационные и маркетинговые.
Мобилизационные методы включают устную агитацию и пропаганду. Они нацелены преимущественно не на убеждение, а на внушение, сообщение потребителю информации, идей и установок коммуникатора.
Маркетинговые методы направлены на разъяснение политических явлений и событий, убеждение фактами и аргументами. Они стимулируют критически-творческое мышление, демократическую мотивацию поведения людей.
Политический маркетинг — это комплекс мероприятий, формирующих в общественном сознании привлекательный имидж политических институтов, лидеров, идей, программ и концепций.
К маркетинговым способам коммуникации относится политическая реклама. Ее типы: аудиовизульные; печатные; компьютерные; личные контакты политиков с общественностью.
23. Политическая модернизация
Процесс преобразования политической системы на демократических принципах называют политической модернизацией. Она является инструментом качественных изменений в обществе, непременным условием его динамичного и цивилизованного развития.
Политическая модернизация обеспечивает: