Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 20:31, контрольная работа
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
Ключевые выводы из опыта политической модернизации бывших советских республик и других стран:
1. Политическая модернизация – это закономерный процесс.
2. Модернизация не есть "копирование" западных политических ценностей.
3. Модернизация – это глобальный процесс непрерывного движения всех обществ и государств к новому качеству политического бытия.
4. Не существует универсальных теоретических схем и моделей модернизации. Ее содержание, темпы и результаты определяются национальными особенностями, историко-культурными традициями, менталитетом граждан, уровнем социально-экономического развития и политической культуры конкретного общества.
5. Модернизация в каждой конкретной стране – длительный исторический этап последовательных преобразований в области политических отношений, политической культуры и политической деятельности.
Модернизацию невозможно форсировать, игнорируя национальную специфику, не творчески применяя опыт других стран. Нарушение этого правила оборачивается противодействием реформационной политике со стороны граждан, массовым недовольством, дестабилизацией политико-властных отношений.
Французский ученый и общественный деятель Алексис де Токвиль сформулировал важный вывод об опасности "форсирования" политического развития. Он отмечал, что "самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства".
6. Противоборство субъектов политики может повлечь острые кризисы, попятное политическое развитие общества и облегчить узурпацию власти реакционными силами.
В политическом процессе проявляются острые разногласия и конфликты. Они неизбежны. Субъекты политики выражают различные, нередко противоположные интересы. Могут не совпадать их цели, позиции и ценностные ориентации. Мудрость политиков заключается не в том, чтобы не допустить конфликтов (это сделать невозможно), а в умении управлять ими, предотвращать разрушительные последствия для общества.
Признаки политического
Стадии развития политического конфликта: начальная; эскалации конфликта; конфликтные действия; разрешение конфликта.
Типы политических конфликтов: интересов; ценностей; идентификации.
Управление конфликтом – это целенаправленное влияние на сознание и поведение конкурентов, их отношения с целью примирения, устранения разногласий между ними. Используются различные технологии управления конфликтами.
Резкое обострение социально-политических противоречий порождает политические кризисы.
Типы политических кризисов: правительственный, парламентский, конституционный, общенациональный, внешнеполитический.
В зависимости от особенностей (характера) проявления кризисов принято выделять их основные формы: легитимности; участия; идентичности; распределения благ; проникновения.
Кризис легитимности отражает несоответствие политического режима ожиданиям и запросам общества. Кризис участия характеризуется нарушением принципов равенства политического участия общественных групп. Кризис идентичности имеет своим следствием распад прежних политических идеалов и ценностей. Кризис распределения благ проявляется в массовом недовольстве граждан качеством жизни. Кризис проникновения выражается в обострении противоречий между центральными и местными государственными органами, их стремлении к перераспределению полномочий и ресурсов власти в свою пользу.
Преодоление кризисов политической системой требует устранения противоречий и несоответствий, их породивших.
Политическая культура
Политическая культура – это ценностные ориентации людей по отношению к политике (политической действительности, конкретной политической системе), которые мотивируют их политическое поведение.
Содержание политической культуры общества отражается: в сознании и типичных образцах поведения граждан; национальном характере; действиях институтов политической системы; нормах взаимоотношений государства и общества.
Структура политической культуры включает: познавательный; эмоционально-чувственный; оценочный; поведенческий компоненты.
Уровень политической культуры конкретного общества выражается: в культуре политического сознания и поведения граждан; культуре функционирования институтов политической системы.
Культура политического сознания проявляется в мировоззрении индивидов, их политических знаниях, убеждениях и интересах, ценностных ориентациях, мотивах поступков.
Культура политического поведения материализуется в характере политической деятельности и ее социальной плодотворности, цивилизованности взаимосвязей субъектов политики.
О
культуре функционирования
Политическая культура выполняет общественно полезные функции: политической социализации; нормативно-ценностную; интегративно-мобилизационную; коммуникативную.
Основные типы политической культуры: демократическая; подданническая; патриархальная; западная; восточная. На практике эти типы взаимодействуют, образуя смешанные разновидности. Наиболее оптимальной с точки зрения обеспечения стабильности политической системы является синтетическая культура гражданственности.
Политическая социализация – процесс усвоения личностью политических знаний, ценностей и традиций, образцов и норм поведения.
Политическая социализация осуществляется в каждом конкретном обществе. Граждане овладевают его традициями и ценностями, образцами поведения, знаниями и навыками политического участия. В результате политической социализации человек становится (или не становится) сознательным и активным субъектом политики.
Факторы политической социализации человека:
В реальной
общественной жизни указанные
факторы политической
Политическая социализация личности продолжается в течение всей жизни. Человек усваивает социально-политический опыт, обогащает свой духовный мир, корректирует ценностные ориентации и поведение. Его политические действия приобретают осознанный характер, а политические убеждения и оценки становятся более критичными.
Типы политической социализации:
Гармоничный – человек уважительно и конструктивно относится к государству и обществу, уважает законы и легитимную власть, добросовестно исполняет конституционные обязанности.
Гегемонистский – отличается негативным отношением гражданина к любым социальным и политическим системам, кроме «своей».
Плюралистический – гражданин уважает права и свободы всех субъектов политики, многообразие политических интересов, взглядов, позиций, концепций и программ общественного развития.
Конфликтный – гражданин ориентируется на политическое противостояние с властными структурами и оппонентами.
27. Политическая идеология
Политическая идеология – система идей и ценностей, выражающих интересы субъектов политики, их представления о социальной действительности, средствах и методах ее преобразования.
Идеология
и политика –
Уровни функционирования политической идеологии:
Функции (социальная роль) идеологии: целеполагающая; нормативно-ценностная; интегрирующая; мобилизационная; воспитательная.
Современные политические идеологии: либерализм; консерватизм; социал-демократическая; социалистическая.
Основные идеи либерализма: права и свободы личности – высшая ценность; политическое равенство; политический плюрализм; приоритет частной собственности и рыночная экономика; свободная политическая конкуренция; разделение властей; ограниченная законами регулятивная роль государства.
Основные идеи консерватизма: традиционализм; сильное государство; «элитарная демократия»; частная собственность и рыночная экономика; минимальное «социальное попечительство» государства; приоритеты семьи и религии; зрелое гражданское общество.
Консерватизм эволюционирует в сторону либеральных ценностей.
Основные идеи социал-демократической идеологии: социализм = смешанная экономика + последовательная демократизация + «всеобщее благоденствие» + государственное регулирование и перераспределение доходов.
Социалистическая идеология: социализм = сильное государство + обобществление производства + плановая экономика + всестороннее развитие личности.
Идеология белорусского государства:
Ценностный потенциал государственной идеологии включает:
Общечеловеческие ценности (гуманизм; миролюбие; уважение суверенитета государств; социальная справедливость и др.).
Традиционные ценности белорусского народа (патриотизм; коллективизм; свободолюбие; трудолюбие; доброжелательность; толерантность; неприятие зла и др.).
Политические ценности общества переходного периода (демократическое государство; правовое государство; социальное государство; государственный суверенитет; права и свободы человека; приоритет международного права).
Конституционно-правовые
основы государственной
Компонент идеологии государства – национальная модель устойчивого социально – экономического развития.
Особенности белорусской модели развития: социально ориентированная рыночная экономика; равноправие форм собственности; стимулирование инноваций и инвестиций; правовая защищенность и ответственность хозяйственных субъектов; интеграция со странами СНГ и Евразийским экономическим сообществом; многовекторность внешнеэкономической деятельности.
Идеология молодого суверенного государства переживает стадию формирования. В то же время она вносится политическими институтами в общественное сознание граждан и способствует демократическому преобразованию общества.
В теоретической
разработке государственной