Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 20:31, контрольная работа
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
Унитарное государство не имеет в своем составе территориальных образований, обладающих политической самостоятельностью. Характеризуется централизованным управлением. Центр передает местной власти ряд функций, за исполнение которых она несет ответственность. В таком государстве единая конституция, единое гражданство, единая система высших органов власти. Унитарными государствами являются Беларусь, Дания, Франция, Швеция, Турция и др.
Глобализация усиливает тенденцию к децентрализации унитарных государств, стимулирует их развитие в направлении федеративных систем (Испания).
Федерация – устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий. Союзные государства имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы. Федерациями в настоящее время являются 24 страны: Россия, США, Бразилия, ФРГ, Канада, Австралия, Аргентина, Индия, Австрия, Канада и др.
В федерации два уровня власти – федеральный и республиканский. Их полномочия закреплены в конституции страны.
Федерация строится по территориальному (США), национальному (Индия) или смешанному (Россия) принципам.
Популярность федерализма в мире возрастает. Его элементы используются в унитарных государствах и в наднациональных образованиях (например, в Европейском Союзе и других региональных интеграционных объединениях).
Конфедерация – добровольное, относительно стабильное объединение самостоятельных государств. Создается для осуществления экономических, военных и других задач, отвечающих их национальным интересам. Суверенные государства для достижения своих общих целей образуют консультативные или координирующие органы. Они имеют независимый, равный статус и обладают правом выхода из конфедерации.
Характеризуется неустойчивостью и неадекватной ожиданиям эффективностью. Конфедеративные объединения функционировали в Германии, Швейцарии, США. В сущности, на конфедеративной основе строятся отношения в рамках СНГ, Европейского Союза.
До появления на карте мира федераций унитарные и конфедеративные государства не разграничивались.
13. Институты
государственной власти
Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции страны, прав и свобод граждан.
Законодательная власть – это система полномочий и представительных органов государственной власти. Они разрабатывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства.
Органы законодательной власти в Республике Беларусь: Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь; Советы депутатов (областные, районные, городские, поселковые, сельские).
Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются выборщиками (Советами депутатов) по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.
Исполнительная власть – это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты. Высший, центральный орган исполнительной власти – Правительство–Совет Министров Республики Беларусь; на региональном и местном уровне ее функции выполняют органы местного управления и самоуправления.
Правительство
в своей деятельности
Судебная власть – система полномочий и государственных органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов.
Структура судебных органов: Конституционный Суд Республики Беларусь; общие суды (Верховный Суд Республики Беларусь, областные, городские, военные суды); хозяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, областные и городские хозяйственные суды).
Контрольно-надзорные органы представлены в политической системе органами прокуратуры и Комитетом государственного контроля. Прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных актов. Комитет государственного контроля контролирует исполнение республиканского бюджета, использование государственной собственности, реализацию актов Президента и Правительства.
14. Общественные объединения
Общественные объединения, как и государственные органы, входят в институциональную подсистему политической системы общества. Это добровольные ассоциации граждан ("группы интересов"), создаваемые в установленном законом порядке. Они выражают интересы социальных, национальных, региональных и иных общностей и оказывают влияние на государственные институты с целью их реализации.
В демократической политической системе общества представлены два типа общественных объединений – политические и неполитические.
Политические претендуют на государственную власть, активно и целенаправленно участвуют в политической жизни. Они имеют политическую программу, стройную организационную структуру и профессиональный кадровый аппарат. Систематически проводят политические акции, поддерживают конкретных политиков в правительственных и других государственных структурах, предлагают свои кандидатуры на государственные должности, оказывают влияние на выработку и принятие политических решений.
Неполитические объединения не ставят перед собой цель завоевания государственной власти или непосредственного участия в ее осуществлении. Они главным образом специализируются на артикуляции (выражении) и агрегировании (согласовании, превращении требований граждан в альтернативы государственной политики) социальных интересов. Нередко они возникают стихийно, в результате спонтанной реакции на ситуацию в обществе.
Особым типом общественных объединений являются группы давления
(их называют "лобби" : от англ. Iobby – кулуары). Эти группы, располагая ресурсами и связями с политиками, заключают сделки с бюрократией и оказывают давление на центры власти с целью принятия выгодных им решений.
Многообразны формы
Активная, социально полезная деятельность общественных объединений – важный индикатор демократичности политической системы. Это и показатель зрелости гражданского общества.
Конструктивное и гибкое реагирование властных институтов на требования и предложения "групп интересов" находит отражение в политических решениях, удовлетворении интересов граждан. Это способствует выявлению и разрешению социальных проблем, поддержанию стабильности политической системы общества.
15. Политические партии и партийные системы
Самое организованное и политически ориентированное общественное объединение – политическая партия.
Признаки политической партии: долговременность и непрерывность действия; поддержка гражданами; организационная упорядоченность; наличие политической идеологии и программы; открытое заявление главной цели – завоевание и использование государственной власти.
Функции политической партии: коммуникативная; выражение и представительство интересов; политическая социализация; участие в выборах и деятельности органов государственной власти.
Типы политических партий:
Кадровые партии. Большинство европейских партий – кадровые. Их структура, организация внутренней жизни и деятельность нацелены на победу на выборах в органы государственной власти. В партиях нет фиксированного членства.
Массовые партии имеют первичные (территориально-
Правящие партии – партии власти, победившие на выборах и сформировавшие правительства.
Оппозиционные партии – выражают интересы и ценности, не совместимые или несовпадающие с идеалами и целями правящего режима.
Революционные партии нацелены на радикальные преобразования в обществе, коренное преобразование общественных отношений.
Реформистские партии акцентируют внимание на общественных изменениях путем реформ, парламентских формах и методах деятельности.
Либеральные партии считают главным приоритетом своей деятельности – обеспечение социальных условий реализации прав и свобод личности.
Консервативные партии ориентируются на сохранение традиционных, исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни.
По политическому влиянию различают партии: мажоритарные (получившие большинство депутатских мандатов); доминирующие (имеющие относительное большинство мест в парламенте); миноритарные (обладающие минимальным числом депутатских мандатов).
Совокупность партий, взаимосвязи между ними, государством и обществом составляют партийную систему. История знает партийные системы: монопартийную, двухпартийную, многопартийную, умеренного и поляризованного плюрализма.
16. Политический процесс
Политический процесс – это политическая жизнь общества в динамике (развитии, изменении); целенаправленная деятельность субъектов политики.
Структура политического процесса включает субъекты и объекты политики, политические интересы, политические отношения, средства и методы политической деятельности.
Политический процесс "существует" (проявляет себя) в трех режимах: функционирования, развития и упадка.
В "режиме функционирования" в политической жизни общества используются традиционные механизмы, преобладают инерционные тенденции. Политическая система самосохраняется, но не выходит за рамки сложившихся в прошлом взаимоотношений граждан и институтов власти.
"Режим развития" отличается внедрением инноваций, непрерывностью, системностью и последовательностью качественных изменений в политической сфере общества.
"Режим упадка" характеризуется застоем в политической жизни, нестабильностью общества, недовольством граждан, неспособностью государственных органов к преодолению социальных противоречий.
Политические процессы могут быть разнообразных типов: эволюционные / революционные; стабильные / нестабильные; открытые / скрытые; внутриполитические / международные.
Признаки эволюционного процесса: политическая трансформация характеризуется постепенностью, непрерывностью и продуктивностью нововведений;
Признаки революционного процесса: в обществе происходят коренные преобразования; применяются преимущественно насильственные или принудительные средства и методы.
Признаки открытого процесса: политический курс государства, его проблемы и приоритеты широко и свободно обсуждаются общественностью.
Признаки скрытого процесса: субъекты политики скрывают от общественности правдивую информацию о своих истинных целях, процессах в стране и мире, а также негативные факты своей деятельности.
Признаки стабильного процесса: политические изменения отличаются устойчивостью и социальной эффективностью.
Признаки нестабильного процесса: неустойчивость политической ситуации в обществе; массовое недовольство граждан.
Ключевую роль в политическом процессе играет государственное управление. Это обусловлено универсальностью, масштабностью влияния политических решений и широкими полномочиями властных институтов, приоритетами государственной политики.
17. Политическая деятельность
Политическая деятельность – это сознательные и целенаправленные действия субъектов политики по управлению государством и обществом.
В политическом процессе участвуют субъекты трех типов: индивидуальные, групповые, институциональные.
Субъекты политики совершают конкретные поступки в политической сфере, по-разному влияют на принятие политических решений и реализацию государственной политики. Их поведение – это действия, мотивированные политическими целями и интересами, а также способы и методы влияния на общество и власть.
Действия субъектов политики могут быть различных типов: позитивные / негативные; творческие / инерционные; организованные / стихийные; легальные / нелегальные.
Политическая деятельность
выражается в разнообразных
Реформаторские действия направлены на осуществление программы социальных изменений при сохранении основ существующего общественно-политического строя.
Революционные формы действий подчинены коренным, радикальным переменам в общественной жизни, в характере и содержании государственной власти.
Формы политического участия отражают реальный уровень и характер развития народовластия, политической активности граждан.
Протестные действия выражают негативное отношение граждан к политической системе, властным структурам государства.
Преступные действия направлены против конституционного строя, демократии, государственности и общественной безопасности.