Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 04:15, шпаргалка

Описание работы

1.Политология как наука и учебная дисциплина.
2.Разновидности партийных систем.
3. Функции Политики.
4. Гос-во.Признаки. Основные теории происхождения гос-ва.
...
40. Политическая власть.

Файлы: 1 файл

полит.docx

— 76.49 Кб (Скачать файл)

1.Политология как наука и учебная дисциплина.

Политоло́гия (греч. πολιτικός — общественный, от греч. πολίτης — гражданин, далее от греч. πόλις — город; др.-греч. λόγος — учение, слово), или политическая наука, — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.В рамках системно-управленческого подхода в политологии объектом изучения политологии называются процессы и эффективность политического управления всеми видами технологий и процессов жизнедеятельности в государстве. В качестве логической основы системы политического управления рассматривается идеология. При системно-управленческом подходе в политологии формулируются функции и роли идеологии, политической культуры, гражданского общества (как субъекта и объекта политического управления), разработана система коэффициентов для количественной оценки эффективности политического управления и оценки деятельности политических субъектов (политических партий). Как учебная дисциплина, политология заявила о себе в 1857 году, когда в Колумбийском университете (США) была создана кафедра истории и политической науки под руководством Френсиса Лейбера. В 1872 году во Франции была открыта приватная школа политической науки, которая готовила кадры для чиновничьего аппарата. Большую роль также сыграл международный симпозиум по политической науке, проведённый в 1948 году под эгидой ЮНЕСКО. Именно тогда был предложен термин «политология» и была разработана рекомендация по введению преподавания соответствующей дисциплины в рамках системы высшего образования.

В 1963 году на базе МВТУ им. Баумана  и МГУ им. Ломоносова был создан Университет политической пропаганды (c 1989-го Университет политических проблем), в рамках которого начинается преподавание политологии.

В 1989 году политология была введена  как учебная дисциплина в российской высшей школе. С этого момента  появляются первые открытые кафедры  и отделения политологии в  РУДН (первая в СССР и РФ), МГУ, СПбГУ, МГИМО. Новый импульс к развитию университетская политология получила в 2008-09 годах в результате полноценной  институционализации этой дисциплины в рамках отдельных факультетов  крупнейших университетов России —  в сентябре 2008 года был создан Факультет  политологии МГУ[4], в марте 2009 года — факультет политологии СПбГУ.

2.Разновидности партийных  систем

Чем больше неоднородности общества, тем больше полит партий.

Совокупность полит партий, и  взаимосвязи между ними составляют партийную систему. Эти системы  делятся, как правило, по количественному  признаку:

1) однопартийная система (для  тоталитарных и авторитарных  режимов)

2) двухпартийная система (в обществе  может быть множество партий, но лидирующими могут быть  только 2 Н: Великобритания и США). В такой системе в основном  остаётся стабильный курс. НО  изменения возможны, но не столь  глобальны.

3) многопартийные системы (более  чем 2 партии). Партии вынуждены  вступать в различные союзы  и блоки, так как 1 партия  ничего сама по себе не сумеет. Такие системы характерны для  западной Европы. Такие полит  системы в наибольшей степени  отвечают, полит плюрализма, так  как лучше всего отражают интересы  общества. Недостатком является  то, что каждые партии отвечают  только интересы определённого  слоя населения. Правительства  часто бывает неустойчивым. Наличие многопартийности является непременным признаком развитой демократии.

3. Функции Политики

1 функция обеспечения целостности  и стабильности общества. Политика осуществляет эту функцию благодаря способности улавливать тенденции общественного прогресса и в русле этих тенденций формулировать общие цели, разрабатывать проекты будущего, определять социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы;

2 мобилизации и обеспечения эффективности обшей деятельности. Помимо формулирования целей поступательного развития политика обеспечивает их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения его социального статуса с помощью власти;

3 регулирования. Воздействуя на интересы групп, политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя социальное принуждение и насилие;

4 рационализации. Представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации;

5 политической социализации. Политика включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций;

6 гуманитарная функция - в создание гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности.

4. Гос-во.Признаки. Основные теории происхождения гос-ва.

Государство - это исторически обусловленная и выделившаяся из гражданского общества организация, которая осуществляет суверенную власть при помощи специального аппарата, защищает данные общественное отношения. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики. Важнейшими признаками государства являются 1) публичная власть (особая система органов и учреждений); 2) определенная территория, на которую распространяются законы данного государства; 3) система правовых норм и законов; 4) армия. Государство имеет ряд типичных для него свойств: 1) распространение власти государства на всех граждан; 2) суверенность, т.е. верховенство, независимость государственной власти; 3) монопольное право на легальное применение принуждения (насилия); 4) право окончательного, решения всех спорных вопросов; 5) выполнение основного объема работ по управлению общественными делами. Государственный суверенитет выражает самостоятельность верховной и независимой воли населения определенной территории. Принцип государственного суверенитета означает признание за государством права воплощения единого порядка, права пресечения анархии, исключительной монополии государства на применение насилия в случае невыполнения законов, независимость государственных структур относительно любых негосударственных образований и лиц, верховенство закона в регулировании всех отношений, самостоятельность внешнеполитического курса государства.

Теории происхождения государства:  Теологическая – государство  имеет божественное происхождение. Божественная власть всегда является авторитарной. Патриархальная – государство  рассматривается как единая семья, которая возникла в результате объединения  родов в племена, а племен в  общности. Во главе государства –  монарх. Договорная (17-18 вв.) – государство  возникло в результате общественного  договора, который заключили люди для соблюдения своих прав и свобод, а государство дало им гарантии. Марксистская – государство это орудие насилия буржуазии (класса собственников) над пролетариатом. Государство возникло в результате разделения труда и появления частной собственности. Теория насилия – государство возникло в результате внутреннего или внешнего насилия (победа более сильного племени). Государство – орган управления побежденными. Признаки государства: территория; население; власть.

 

 

5.Политический конфликт.

Политический конфликт — это  столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей взглядов.

В самом широком плане источники  или причины политических конфликтов подразделяются на внесоциальные, социальные и комбинированные. К первым относятся многочисленные источники политической напряженности, которые базируются на определенных чертах агрессивности человека, чувствах страха, паники, голода и других инстинктивных мотивациях его поведения. Обусловленные такими факторами политические конфликты выступают в виде народных самосудов, голодных бунтов, террористических акций фанатиков, иных нерациональных и внешне мало или вовсе не мотивированных акций.

Специфическим источником политических конфликтов являются и противоречия промежуточного характера, отражающие взаимосвязи человека и природы, где обе стороны вносят свой вклад в развитие конфликта. В частности, это конфликты, вызванные политическими последствиями экологических катастроф, аварий на крупных предприятиях, стихийных бедствий. Такие масштабные конфликты связаны с урегулированием социальных последствий, вызванных не только самими стихийными бедствиями, но и самим человеком, усугубляющим эти события.

Однако в качестве основной причины  политических конфликтов следует назвать, прежде всего, социальную дифференциацию общества, определяющую несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп и сообществ людей. Один из центральных вопросов большинства политических конфликтов: кто и каким образом распоряжается ресурсами? Борьба за обладание ресурсами детерминирует конфликтные взаимоотношения между правящей элитой и контрэлитой, различными политическими партиями и группами давления, представляющими интересы определенных сил и ведущими борьбу за перераспределение собственности, национального достояния, государственного бюджета и т. д. Таким образом, основным субъектом политического конфликта являются крупные социальные группы. Поскольку их потребности, интересы, цели, притязания могут реализоваться только через использование власти, постольку в конфликтах непосредственное участие принимают такие политические организации, как государственный аппарат, парламентские фракции, группы давления и т. д.

Наиболее яркими формами политических конфликтов выступают массовые действия: революция, мятеж, восстание, гражданская война.

Политический конфликт можно определить как теоретическое и практическое противоборство субъектов политики за возможность трансформировать или  сохранить социальный порядок. Реализации этой возможности способствует обладание  инструментами государственной власти — финансами, репрессивным аппаратом и т. д. Поэтому первейшей задачей участников политического конфликта является удержание или завоевание государственной власти. Вместе с тем политический конфликт не ограничивается только завоеванием и удержанием власти, не сводитсяк нему. В нем развертывается борьба между различными картинами мира, отстаиваемыми различными общественно-политическими группами и их лидерами.

6. Политическая система общества и её функционирование.

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических отношений, идей, норм и традиций, направленных на осуществление политической власти, управления, руководства, регулирования  общественно-политических процессов.

Политическая система общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно  или через свои организации и  движения оказывают определенное влияние  на политическую власть. В случае соответствующего признания эти интересы реализуются  при помощи политически управляемых  структур, через политический процесс, т.е. путем принятия и осуществления  политических решений. Политическая система  представляет собой необходимый  механизм, посредством которого осуществляться полновластие, суверенитет народа.

Функции политической системы:

  1. Политическое руководство обществом (управление общественными делами). определение стратегических целей и перспектив общественного развития. функция целеполагания.
  2. Консолидация общественно-политического строя, обеспечение существования общества как единого целого (интегративная функция).
  3. Регулятивная функция - связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе.
  4. Мобилизационная функция, обеспечивает максимальное использование ресурсов общества.
  5. Дистрибутивная функция, направлена на распределение ресурсов и ценностей.
  6. Легитимация. Под этой функцией понимают достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам.

7. Теория элит В.Паретто.

В. Претто считал что социальные изменения в обществе являются следствием борьбы и циркуляции элит. Его теория называется теорией круговорота элит. Элита делится на правящую и неправящую, которая называется контрэлитой. Правящая элита непосредственно участвует в управлении. Контрэлита представляет собой потенциальную элиту по способностям, личным качествам, но она лишена возможности принимать решения. Различают два типа элит, последовательно сменяющих друг друга: львы и лисы: Львы – сторонники принятия силовых решений консервативных и авторитарных методов управления. Лисы – мастера манипулирования, обмана, демагогии. Для достижения своих целей прибегают к подкупу, шантажу, вознаграждению, а не насилию. Имеют способности урегулирования при нестабильной политической системе. Общества в которых преобладают львы обречено на застой, лисы – динамика развития. В идеале представители элит должны быть пропорциональны.

8. Политическая организация общества.

система политических учреждений государственно-организованного  общества. Политический характер организация  общества приобретает с возникновением Классов и появлением государства. В ходе истории П. о. о. усложняется и в развитом обществе наряду с государством как основным звеном включает в себя партии, профсоюзы, церковь и др. организации и движения, преследующие политические цели, а также нормы, политические традиции и установки, связывающие П. о. о. в систему и обеспечивающие её функционирование. Деятельность учреждений и институтов, составляющих П. о. о., охватывает все общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления политической власти. В качестве синонима П. о. о. употребляется также понятие «политическая система общества».

         Политическая  организация эксплуататорского  общества отражает его классово  антагонистический характер. Доминирующую  роль в ней играет механизм  диктатуры господствующего класса, который в условиях современного  капиталистического общества охватывает  государство, буржуазные и реформистские  партии, предпринимательские союзы  («группы давления»), церковные учреждения, «жёлтые» профсоюзы, различные  общества и движения, преследующие  политические цели. Механизму диктатуры  монополий рабочий класс и  др. трудящиеся слои противопоставляют  свои политические организации  и прежде всего коммунистические  и рабочие партии.

         Многозвенность П. о. о. в условиях капитализма используется буржуазной и реформистской идеологией для выводов о «плюралистическом» характере политической власти в этом обществе и даже «распылении», «диффузии» власти между организациями различных классов. В действительности монополистический капитал, захватив ключевые позиции в экономике, не делит ни с кем политическую власть. Ему подконтрольно государство, которому принадлежит монополия политической власти в обществе. Аппарат государственной власти тесно взаимодействует с др. звеньями П. о. о., прежде всего с основными буржуазными и правосоциалистическими партиями, являющимися важным рычагом идеологического воздействия на массы, политического манипулирования ими. В условиях государственно-монополистического капитализма усиливается взаимодействие государственного механизма с предпринимательскими союзами и др. промонополистическими группами давления. Монополистический капитал стремится всячески ограничить роль и место организации рабочего класса и др. трудящихся в П. о. о., свести до минимума их воздействие на государственно-политическую жизнь, о чём наглядно свидетельствуют преследование в ряде стран коммунистических и рабочих партий и примыкающих к ним организаций.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"