Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 04:15, шпаргалка
1.Политология как наука и учебная дисциплина.
2.Разновидности партийных систем.
3. Функции Политики.
4. Гос-во.Признаки. Основные теории происхождения гос-ва.
...
40. Политическая власть.
1.Политология как наука и учебная дисциплина.
Политоло́гия (греч. πολιτικός — общественный, от греч. πολίτης — гражданин, далее от греч. πόλις — город; др.-греч. λόγος — учение, слово), или политическая наука, — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.В рамках системно-управленческого подхода в политологии объектом изучения политологии называются процессы и эффективность политического управления всеми видами технологий и процессов жизнедеятельности в государстве. В качестве логической основы системы политического управления рассматривается идеология. При системно-управленческом подходе в политологии формулируются функции и роли идеологии, политической культуры, гражданского общества (как субъекта и объекта политического управления), разработана система коэффициентов для количественной оценки эффективности политического управления и оценки деятельности политических субъектов (политических партий). Как учебная дисциплина, политология заявила о себе в 1857 году, когда в Колумбийском университете (США) была создана кафедра истории и политической науки под руководством Френсиса Лейбера. В 1872 году во Франции была открыта приватная школа политической науки, которая готовила кадры для чиновничьего аппарата. Большую роль также сыграл международный симпозиум по политической науке, проведённый в 1948 году под эгидой ЮНЕСКО. Именно тогда был предложен термин «политология» и была разработана рекомендация по введению преподавания соответствующей дисциплины в рамках системы высшего образования.
В 1963 году на базе МВТУ им. Баумана и МГУ им. Ломоносова был создан Университет политической пропаганды (c 1989-го Университет политических проблем), в рамках которого начинается преподавание политологии.
В 1989 году политология была введена
как учебная дисциплина в российской
высшей школе. С этого момента
появляются первые открытые кафедры
и отделения политологии в
РУДН (первая в СССР и РФ), МГУ, СПбГУ,
МГИМО. Новый импульс к развитию
университетская политология
2.Разновидности партийных систем
Чем больше неоднородности общества, тем больше полит партий.
Совокупность полит партий, и взаимосвязи между ними составляют партийную систему. Эти системы делятся, как правило, по количественному признаку:
1) однопартийная система (для тоталитарных и авторитарных режимов)
2) двухпартийная система (в
3) многопартийные системы (более
чем 2 партии). Партии вынуждены
вступать в различные союзы
и блоки, так как 1 партия
ничего сама по себе не сумеет.
Такие системы характерны для
западной Европы. Такие полит
системы в наибольшей степени
отвечают, полит плюрализма, так
как лучше всего отражают
3. Функции Политики
1 функция обеспечения
2 мобилизации и обеспечения эффективности обшей деятельности. Помимо формулирования целей поступательного развития политика обеспечивает их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения его социального статуса с помощью власти;
3 регулирования. Воздействуя на интересы групп, политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя социальное принуждение и насилие;
4 рационализации. Представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации;
5 политической социализации. Политика включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций;
6 гуманитарная функция - в создание гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности.
4. Гос-во.Признаки. Основные теории происхождения гос-ва.
Государство - это исторически обусловленная и выделившаяся из гражданского общества организация, которая осуществляет суверенную власть при помощи специального аппарата, защищает данные общественное отношения. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики. Важнейшими признаками государства являются 1) публичная власть (особая система органов и учреждений); 2) определенная территория, на которую распространяются законы данного государства; 3) система правовых норм и законов; 4) армия. Государство имеет ряд типичных для него свойств: 1) распространение власти государства на всех граждан; 2) суверенность, т.е. верховенство, независимость государственной власти; 3) монопольное право на легальное применение принуждения (насилия); 4) право окончательного, решения всех спорных вопросов; 5) выполнение основного объема работ по управлению общественными делами. Государственный суверенитет выражает самостоятельность верховной и независимой воли населения определенной территории. Принцип государственного суверенитета означает признание за государством права воплощения единого порядка, права пресечения анархии, исключительной монополии государства на применение насилия в случае невыполнения законов, независимость государственных структур относительно любых негосударственных образований и лиц, верховенство закона в регулировании всех отношений, самостоятельность внешнеполитического курса государства.
Теории происхождения
5.Политический конфликт.
Политический конфликт — это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей взглядов.
В самом широком плане источники или причины политических конфликтов подразделяются на внесоциальные, социальные и комбинированные. К первым относятся многочисленные источники политической напряженности, которые базируются на определенных чертах агрессивности человека, чувствах страха, паники, голода и других инстинктивных мотивациях его поведения. Обусловленные такими факторами политические конфликты выступают в виде народных самосудов, голодных бунтов, террористических акций фанатиков, иных нерациональных и внешне мало или вовсе не мотивированных акций.
Специфическим источником политических конфликтов являются и противоречия промежуточного характера, отражающие взаимосвязи человека и природы, где обе стороны вносят свой вклад в развитие конфликта. В частности, это конфликты, вызванные политическими последствиями экологических катастроф, аварий на крупных предприятиях, стихийных бедствий. Такие масштабные конфликты связаны с урегулированием социальных последствий, вызванных не только самими стихийными бедствиями, но и самим человеком, усугубляющим эти события.
Однако в качестве основной причины политических конфликтов следует назвать, прежде всего, социальную дифференциацию общества, определяющую несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп и сообществ людей. Один из центральных вопросов большинства политических конфликтов: кто и каким образом распоряжается ресурсами? Борьба за обладание ресурсами детерминирует конфликтные взаимоотношения между правящей элитой и контрэлитой, различными политическими партиями и группами давления, представляющими интересы определенных сил и ведущими борьбу за перераспределение собственности, национального достояния, государственного бюджета и т. д. Таким образом, основным субъектом политического конфликта являются крупные социальные группы. Поскольку их потребности, интересы, цели, притязания могут реализоваться только через использование власти, постольку в конфликтах непосредственное участие принимают такие политические организации, как государственный аппарат, парламентские фракции, группы давления и т. д.
Наиболее яркими формами политических конфликтов выступают массовые действия: революция, мятеж, восстание, гражданская война.
Политический конфликт можно определить
как теоретическое и
6. Политическая система общества и её функционирование.
Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических отношений, идей, норм и традиций, направленных на осуществление политической власти, управления, руководства, регулирования общественно-политических процессов.
Политическая система общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают определенное влияние на политическую власть. В случае соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политически управляемых структур, через политический процесс, т.е. путем принятия и осуществления политических решений. Политическая система представляет собой необходимый механизм, посредством которого осуществляться полновластие, суверенитет народа.
Функции политической системы:
7. Теория элит В.Паретто.
В. Претто считал что социальные изменения в обществе являются следствием борьбы и циркуляции элит. Его теория называется теорией круговорота элит. Элита делится на правящую и неправящую, которая называется контрэлитой. Правящая элита непосредственно участвует в управлении. Контрэлита представляет собой потенциальную элиту по способностям, личным качествам, но она лишена возможности принимать решения. Различают два типа элит, последовательно сменяющих друг друга: львы и лисы: Львы – сторонники принятия силовых решений консервативных и авторитарных методов управления. Лисы – мастера манипулирования, обмана, демагогии. Для достижения своих целей прибегают к подкупу, шантажу, вознаграждению, а не насилию. Имеют способности урегулирования при нестабильной политической системе. Общества в которых преобладают львы обречено на застой, лисы – динамика развития. В идеале представители элит должны быть пропорциональны.
8. Политическая организация общества.
система политических учреждений государственно-
Политическая
организация эксплуататорского
общества отражает его
Многозвенность
П. о. о. в условиях капитализма используется
буржуазной и реформистской идеологией
для выводов о «плюралистическом» характере
политической власти в этом обществе и
даже «распылении», «диффузии» власти
между организациями различных классов.
В действительности монополистический
капитал, захватив ключевые позиции в
экономике, не делит ни с кем политическую
власть. Ему подконтрольно государство,
которому принадлежит монополия политической
власти в обществе. Аппарат государственной
власти тесно взаимодействует с др. звеньями
П. о. о., прежде всего с основными буржуазными
и правосоциалистическими партиями, являющимися
важным рычагом идеологического воздействия
на массы, политического манипулирования
ими. В условиях государственно-