Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 04:15, шпаргалка

Описание работы

1.Политология как наука и учебная дисциплина.
2.Разновидности партийных систем.
3. Функции Политики.
4. Гос-во.Признаки. Основные теории происхождения гос-ва.
...
40. Политическая власть.

Файлы: 1 файл

полит.docx

— 76.49 Кб (Скачать файл)

Функции политической культуры:

  1. Познавательная - формирование у граждан необходимых общ-полит знаний, взглядов, убеждений и полит компетентности.
  2. Интегративная - достижение на базе общепринятых ценностей согласия в рамках существующей полит. системы и избранного обществом полит строя.
  3. Коммуникативная позволяет установить связь между участниками полит процесса как “по горизонтали”, так и “по вертикали”.
  4. Нормативно-регулятивная - заключается в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых полит ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения.
  5. Воспитательная - дает возможность сформировать личность, гражданина.

 

Структура политической культуры включает 3 составляющие:

 Познавательную – политические  знания, образованность и элементы  политического мышления.

 Нравственную – касается  политических чувств, традиций, ценностей,  идеалов. Поведенческую – установки,  типы, формы, стили, образцы политического  поведения .

 

Уровни политической культуры:

Мировоззренческий - где  представления человека о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия; человек самоопределяется в мире политики.

Гражданский - где человек  вырабатывает отношение к власти и способам ее осуществления.

Политический – складываются все ценностные представления человека, вырабатывается отношение ко всем политическим явлениям. На данном уровне определяется роль политики в жизни человека.

 

Три идеальных типа политической культуры:

Патриархальная характеризуется  ориентацией на местные, национальные ценности и может проявляться  в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции, мафии. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет  конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств.

Подданническая предполагает пассивное и отстранённое отношение  индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически  сознателен. Подчиняясь власти, индивид  ожидает от неё различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата.

Гражданская отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.).

 

37. Избирательная система.

совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления (определение в широком смысле слова). Избирательная система является одним из важнейших и необходимых элементов демократического общества (См. Демократия прямая и представительная, Прямого избирательного права принцип).

Избирательная система строится на основе следующих принципов. Принцип  всеобщности - заключается в том, что в выборах принимают участие  все граждане, имеющие возможность  сознательно осуществлять свои действия. Ограничения устанавливаются только для граждан, не достигших совершеннолетия, страдающих расстройствами волевой  сферы психики, а также лица, отбывающие наказания в виде лишения свободы  за совершенное преступление (См. Всеобщего  избирательного права принцип).

Принцип свободных выборов означает, что избиратель самостоятельно определяет для себя, участвовать ли ему в  выборах, если участвовать - то в какой  мере.

Принцип равенства граждан при  выборах предполагает равную возможность  для всех граждан воздействовать на результаты выборов 

В узком смысле термин «избирательная система» можно рассматривать как  способ распределения мандатов между  кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. Выделяют две основные избирательные  системы - мажоритарную и пропорциональную. Избирательное законодательство совокупность законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные  с осуществлением избирательных  прав граждан.

Указанные законы и иные нормативные  правовые акты являются источниками  избирательного права.

В структуре избирательного законодательства выделяются:

 

1. федеральное избирательное законодательство;

 

2. региональное избирательное законодательство;

 

3. муниципальные нормативные акты, содержащие предписания избирательного  права.

 

Избирательная система - установленный  в законодательном порядке процесс  организации и проведения выборов  в органы, институты государственной  власти, состоящий из совокупности правил и приемов, ведущих к свободному волеизъявлению населения. Избирательная  система состоит из множества  взаимосвязанных элементов, в совокупности составляющих ее функциональное назначение. Исходным среди них выступает  избирательное право, то есть право  граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти. В России это право получает гражданин, которому исполнилось18 лет, когда человек достигает полной дееспособности, способен принимать решения, делать выбор и нести ответственность за последствия своих действий. Это активное избирательное право.

 

38. Виды избирательных  систем.

Мажоритарная система

 

От фр. Majoritee — большинство. При этой системе избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, не учитываются. Мажоритарная система с двумя турами голосования используется в России на выборах Президента. Мажоритарная система имеет две разновидности — абсолютного большинства(избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов, то есть 50 % + 1 голос) и относительного большинства(победителем считается кандидат, набравший простое большинство голосов; для победы на таких выборах число набранных голосов может быть менее 50 %). В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации»[1] предусматривается избрание главы российского государства на основе мажоритарной системы абсолютного большинства. В соответствии с п. 3 ст. 76 указанного закона, избранным Президентом РФ считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Пропорциональная система

 

При пропорциональной системе места  в парламенте распределяются между  политическими партиями в соответствии с количеством набранных голосов. При использовании пропорциональной системы с порогом в парламент  не проходят партии, набравшие менее  определённого процента голосов. В  России на данный момент порог составляет 7 %. Голоса, отданные за партии, не прошедшие в парламент, пропорционально распределяются между другими партиями. Так, если в парламент прошли только 3 основные партии А, Б и В, за которые было отдано 40 %, 25 % и 15 % голосов соответственно, то оставшиеся 20 % голосов отданные за партии не прошедшие порог распределятся в соотношении 40:25:15 и фактически партия А получит 50 %, партия Б — 31,25 %, а партия В — 18,75 % голосов.

 

Пропорциональная система выборов  действует в России с 2003 года. Данная система также применяется при  выборах в Израиле, Италии и др. Система

Смешанная система

 

Представляет собой параллельное осуществление двух принципов организации  избирательной системы. При данной системе часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным  спискам по пропорциональной системе. Использовалась на Украине на выборах  народных депутатов Украины в 1998 и 2002 гг. С 2006 г. на Украине также действует  пропорциональная система выборов  в Верховный Совет . 10 июля 2010 г. был  принят законопроект, согласно которому выборы депутатов Верховного Совета Крыма, областных, районных, городских, районных в городах советов проводятся по смешанной системе.

Гибридная система

 

Представляет собой итог синтеза  двух основных систем: мажоритарной и  пропорциональной. Она имеет порядок  определения избранных депутатами такой же, как и мажоритарная, но порядок выдвижения — присущий пропорциональной системе.

39. Политические идеологии.

Идеология политики.

 

Роль идеологии в политике:

1) целостная система верований,  которая диктует формы и способы  поведения в политике

2) обосновывает легитимность существующего  порядка или его изменения 

3) идеология играет роль ложного  сознания, которое маскирует истинную  цель.

4) оценочное действие в политике

5) идеология выступает основой  мобилизации масс или коллективных  действий.

6) идеология выступает способом  упорядоченности политики и участие  в ней субъектов

7) предполагают логико-рациональное  понимание политики

Сама по себе идеология возникла с переходом к буржуазии. До этого  была религия - воля гос-ва, а идеология - это воля отдельной группы

Идеологии:

1) консерватизм (сохранение приоритетов  гос-ва). Общество воспринимается как целостность, а изменение в нём должно быть подкреплено практикой. Для консерватизма характерно патернализм (то есть неравенство отношений), преобладание внешнего воздействия (культура, институт и т.д.).

2) либерализм - основана на личности  индивидуальности, в том числе противовес интересам общества. Характерен элитизм политики, т.е. есть группа, которая занимается политикой. Чёткое разделение гражданского общества и гос-ва. Так же элементы буржуазной идеологии: равенство, добровольности и т.д.

 

Классической идеологией - коммунистическая идеология. Изменение место и  роли рабочего класса в обществе привело  к разрушению этой этиологии. Одним  из принципов идеологии: Человек - часть  большого общества.

Идеология политики.

 

Роль идеологии в политике:

1) целостная система верований,  которая диктует формы и способы  поведения в политике

2) обосновывает легитимность существующего  порядка или его изменения 

3) идеология играет роль ложного  сознания, которое маскирует истинную  цель.

4) оценочное действие в политике

5) идеология выступает основой  мобилизации масс или коллективных  действий.

6) идеология выступает способом  упорядоченности политики и участие  в ней субъектов

7) предполагают логико-рациональное  понимание политики

Сама по себе идеология возникла с переходом к буржуазии. До этого  была религия - воля гос-ва, а идеология - это воля отдельной группы

Идеологии:

1) консерватизм (сохранение приоритетов  гос-ва). Общество воспринимается как целостность, а изменение в нём должно быть подкреплено практикой. Для консерватизма характерно патернализм (то есть неравенство отношений), преобладание внешнего воздействия (культура, институт и т.д.).

2) либерализм - основана на личности  индивидуальности, в том числе  противовес интересам общества. Характерен элитизм политики, т.е. есть группа, которая занимается политикой. Чёткое разделение гражданского общества и гос-ва. Так же элементы буржуазной идеологии: равенство, добровольности и т.д.

 

Классической идеологией - коммунистическая идеология. Изменение место и  роли рабочего класса в обществе привело  к разрушению этой этиологии. Одним  из принципов идеологии: Человек - часть  большого общества.

 

40. Политическая власть.

Политическая власть — это особый тип власти в обществе. Она осуществляется в условиях разделения труда и  при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества.

Признаки политической власти:

— делегирование властных полномочий одних людей другим через специально уполномоченный государственный аппарат;

— использование механизма организованного  принуждения с опорой на систему  разнообразных санкций, применяемых  за нарушение установленных ею норм;

— наличие специального аппарата людей, обладающих более высоким  уровнем компетенции и образования  по сравнению с другими властными  аппаратами, чтобы следить за исполнением  законов.

Необходимый компонент политической власти — государство с такими его атрибутами, как наличие подданных, территории, на которую распространяется его власть, и сам механизм принуждения, люди, которые это принуждение  осуществляют в организованной форме. Государство — это инструмент организованного насилия, обладающий монопольным правом на издание законов  в обществе. Его значение не следует  ни преуменьшать, ни преувеличивать.

Природа и функции политической власти

Политическая власть возникает, формируется  в ходе реализации потребностей управления, регулирования общественных отношений. Она действует как принудительная форма снятия порождаемых различием  интересов противоречий и конфликтов, структурирования и укрепления человеческих сообществ. В сфере политики происходит постоянная борьба различных интересов, поэтому существует необходимость  преодоления сопротивления других людей и сил, и политическая власть реализуется в принудительной форме.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"