Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 04:15, шпаргалка

Описание работы

1.Политология как наука и учебная дисциплина.
2.Разновидности партийных систем.
3. Функции Политики.
4. Гос-во.Признаки. Основные теории происхождения гос-ва.
...
40. Политическая власть.

Файлы: 1 файл

полит.docx

— 76.49 Кб (Скачать файл)

 Иногда монарх может избираться. За свою государственную деятельность  монарх ни перед кем не отчитывается  и не несет юридической ответственности.  Как правило, такие монархи  несут ответственность только  перед Бог. 

 Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.

 При абсолютной монархии  власть монарха не ограничена  и имеет все характерные особенности,  которые изложены в определении.  Такие монархии были наиболее  распространены в эпоху рабовладения  и феодализма. Сегодня их осталось  очень мало, в частности в Марокко,  Арабских Эмиратах, Кувейте и  др.

 В последнее столетие наиболее  распространенными есть ограничены  монархии. Иногда их называют  парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что  власть монарха ограничена парламентом  или конституцией. За таких форм  правления монарх - глава государства,  но он может существенно влиять  на законодательную деятельность  парламента и на формирование  им правительства. Иногда монархическая  форма правления имеет формальный  характер. К ограниченным монархиям  относятся Испания, Швеция, Япония, которые еще можно назвать  конституционными монархиями. К  парламентским монархиям можно  отнести Англию.

 Дуалистическая монархия - это  такая форма правления, когда  монарх - глава государства сам  формирует правительство и назначает  премьер-министра. В такой монархии  действует два высших государственных  органа - монарх и правительство  во главе с премьер-министром.  В ней могут существовать и  другие высшие государственные  органы, в частности судебные.

 Теократическая монархия - это  такая форма правления, когда  абсолютная власть религиозного  лидера сливается с государственной  властью. Религиозный лидер есть  одновременно и главой государства.  Например, Ватикан, Тибет. 

 Сословно-представительная монархия  характеризуется тем, что рядом  с монархом - главой государства  существует какой-нибудь совещательный  представительный орган определенных  классов или всего населения.  К таким государствам можно  отнести Россию до 1917 г., Польшу  в XVII- XVIII столетиях. 

 Республика - это такая форма  правления, при которой полномочие  высших государственных органов  осуществляют представительные  выборные органы. Республики не  имеют монарха. В республике  высшие представительные органы  и их высшие должностные лица  избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются  перед народом и несут юридическую  ответственность (конституционную,  криминальную, гражданскую, административную  и дисциплинарную).

 Республики как формы правления  начали интенсивно возникать  после буржуазных революций в  XVI-XVII столетиях и является доминирующей  формой правления в современный  период. Ныне все республики делятся  на три вида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская.

 Президентская республика характеризуется  тем, что президент избирается  всем населением, так как и  парламент. В такой республике  президент формирует и возглавляет  правительство, является главой  государства и формально не  подотчетный парламенту. Например, в США, Мексике, Ираке. 

 Полупрезидентская или смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Украина, Российская Федерация

 Парламентская республика характеризуется  центральным положением парламента (законодательная власть), который  избирает главу государства - президента и правительство - исполнительную власть. Они подотчетные  парламенту. Иногда президент не  избирается, и главой государства  становится премьер-министр. Например, Италия, ФРГ.

32. Виды государственного  устройства.

Простое унитарное государство - это  такое государство, составные части  которой не имеют собственного суверенитета и не могут быть субъектами политических международных отношений. Например, республики Беларусь, Польша, Болгария. Есть простые унитарные государства, которые имеют автономные образования. К таким государствам относятся. Украины, Испания, Италия, Португалия.

Сложные государства - это такие  государства, которые объединились (образовались) из отдельных государственных  образований, которые имели все  признаки государства, в том числе  и суверенитет, но определенную часть  своих суверенных прав, как правило, добровольно передали высшим центральным  органам союзного государства. Это, в сущности, постоянный или временный  союз суверенных государств. К сложным  государствам принадлежат федерация, конфедерация и империя.

Федерация - это постоянный союз отдельных  суверенных государств, которые образовали единое государство на добровольной основе и передали определенную часть  своего суверенитета (прав) центральным  федеральным органам. Федерация  отличается от других государственных  образований тем, что она имеет  единую общую территорию, общую конституцию  и систему законодательства, единое правительство, общие вооруженные  силы, двойное гражданство, единую денежно-финансовую систему Федерация является субъектом  международных отношений, а составные  части федерации лишенные таких  прав. Федерации могут быть разные: централизованные, относительно централизованные, децентрализованные.

Они могут быть формально (юридическое) признанными, а фактически потерять определенные свои суверенные права. К  федерациям относятся США, Российская Федерация, ФРГ. К последнему времени  в мире существовало 18 федераций, три  из них распались: СССР, Чехословакиа, Югославия.

 

Конфедерация - это такой союз государств, которые добровольно объединились для достижения определенных общих  целей в политической, экономической  и военных сферах. Субъекты конфедерации сохраняют все свои суверенные права  государства. Они не имеют общей  территории, конституции и единого  законодательства, гражданства. Правовой основой конфедерации является союзный  договор. Конфедерация не имеет единой налоговой системы и бюджета  и существует на взносы ее субъектов. Центральные конфедеративные органы принимают решение по согласию всех ее субъектов. Конфедерация - это, как  правило, временный союз государств. Со временем она перерастает в  федерацию или распадается на унитарные государства. История  знает мало таких государственных  образований: США в 1776-1786 гг.; бывший СССР с 1917 по 1922 гг., к объединению  в СССР.

Империя - это такое сложное и  большое государство, которое объединяет другие государства или народы в  результате завоеваний, колонизации  и других форм экспансии. Империя  держится на насилии, на государственном принуждении. Когда исчезает принуждение, империя распадается. Например, Римская империя, империя Александра Македонского, Русская империя. Простое унитарное государство - это такое государство, составные части которой не имеют собственного суверенитета и не могут быть субъектами политических международных отношений. Например, республики Беларусь, Польша, Болгария. Есть простые унитарные государства, которые имеют автономные образования. К таким государствам относятся. Украины, Испания, Италия, Португалия.

Сложные государства - это такие  государства, которые объединились (образовались) из отдельных государственных  образований, которые имели все  признаки государства, в том числе  и суверенитет, но определенную часть  своих суверенных прав, как правило, добровольно передали высшим центральным  органам союзного государства. Это, в сущности, постоянный или временный  союз суверенных государств. К сложным  государствам принадлежат федерация, конфедерация и империя.

Федерация - это постоянный союз отдельных  суверенных государств, которые образовали единое государство на добровольной основе и передали определенную часть  своего суверенитета (прав) центральным  федеральным органам. Федерация  отличается от других государственных  образований тем, что она имеет  единую общую территорию, общую конституцию  и систему законодательства, единое правительство, общие вооруженные  силы, двойное гражданство, единую денежно-финансовую систему Федерация является субъектом  международных отношений, а составные  части федерации лишенные таких  прав. Федерации могут быть разные: централизованные, относительно централизованные, децентрализованные.

Они могут быть формально (юридическое) признанными, а фактически потерять определенные свои суверенные права. К  федерациям относятся США, Российская Федерация, ФРГ. К последнему времени  в мире существовало 18 федераций, три  из них распались: СССР, Чехословакиа, Югославия.

Конфедерация - это такой союз государств, которые добровольно объединились для достижения определенных общих  целей в политической, экономической  и военных сферах. Субъекты конфедерации сохраняют все свои суверенные права  государства. Они не имеют общей  территории, конституции и единого  законодательства, гражданства. Правовой основой конфедерации является союзный  договор. Конфедерация не имеет единой налоговой системы и бюджета  и существует на взносы ее субъектов. Центральные конфедеративные органы принимают решение по согласию всех ее субъектов. Конфедерация - это, как  правило, временный союз государств. Со временем она перерастает в  федерацию или распадается на унитарные государства. История  знает мало таких государственных образований: США в 1776-1786 гг.; бывший СССР с 1917 по 1922 гг., к объединению в СССР.

Империя - это такое сложное и  большое государство, которое объединяет другие государства или народы в  результате завоеваний, колонизации  и других форм экспансии. Империя  держится на насилии, на государственном  принуждении. Когда исчезает принуждение, империя распадается. Например, Римская  империя, империя Александра Македонского, Русская империя.

33. Классификация видов  партий.

34.Классификация партийных  систем.

 

35. Политическая система.

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических отношений, идей, норм и традиций, направленных на осуществление политической власти, управления, руководства, регулирования  общественно-политических процессов.

Политическая система общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно  или через свои организации и  движения оказывают определенное влияние  на политическую власть. В случае соответствующего признания эти интересы реализуются  при помощи политически управляемых  структур, через политический процесс, т.е. путем принятия и осуществления  политических решений. Политическая система  представляет собой необходимый  механизм, посредством которого осуществляться полновластие, суверенитет народа.

Структура политической системы –  это чрезвычайно сложное явление. Она состоит из взаимосвязанных  друг с другом элементов (подсистем). Обычно выделяют  пять основных подсистем  в структуре политической системы.

    1. Институциональная подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между ними. Центральное место в ней принадлежит государству. Важную роль играют также, входящие в эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь.
    2. Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь общества.
    3. Функциональная подсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти.
    4. Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия.
    5. Идеологическая подсистема – это совокупность различных по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики.
    6. Культурная подсистема – комплекс типичных для конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственнности.

Функции политической системы:

  1. Политическое руководство обществом (управление общественными делами). определение стратегических целей и перспектив общественного развития. функция целеполагания.
  2. Консолидация общественно-политического строя, обеспечение существования общества как единого целого (интегративная функция).
  3. Регулятивная функция - связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе.
  4. Мобилизационная функция, обеспечивает максимальное использование ресурсов общества.
  5. Дистрибутивная функция, направлена на распределение ресурсов и ценностей.
  6. Легитимация. Под этой функцией понимают достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам.

 

36. Политическая культура.

Политическая культура - неотъемлемая часть общенациональной культуры. Это  ценностно-нормативная система, которой  придерживается общество. Она включает в себя: полит опыт человечества, полученный в ходе исторического  развития. Этот опыт оказывает воздействие  на формирование политического сознания людей и выражается в их ориентациях  и установках, которые определяют политическое поведение.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"