Вопрос №11(а), Апрель 2011
Реальность
функционирования правового
Государства
в России:
- Номинальность разделения власти и, прежде всего, властей – законодательной и исполнительной, особенно – центральной и региональной, занятых постоянным «перетягиванием каната» . Отсутствие независимого суда.
Роль судебной
системы пока еще далека от той, которую
судебная власть должна играть в правовом
государстве. В соответствии с теорией
разделения властей судебная власть
в правовом государстве принадлежит
только тем органам, которые по конституции призваны сдерживать и
уравновешивать две другие власти – законодательную
и исполнительную. В России этими полномочиями
обладает только Конституционный Суд
РФ. Другие суды России часто бессильны
в борьбе с произволом законодательной
и особенно исполнительной власти.
- Неэффективность государства как основного политического института, непосредственно управляющего обществом, его неспособность обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественной жизни. Несогласованность в работе министерств, ведомств и других государственных органов.
- Бесконтрольная концентрация власти в руках узкого круга лиц из номенклатуры и собственников, разбогатевших криминальными методами. Сращивание власти с мафией и монопольными структурами.
- Неконтролируемый рост управленческого персонала во всех сферах, что снижает эффективность власти. Использование нелегальных методов государственно – управленческой и хозяйственной деятельности. Низкий уровень исполнительной дисциплины. Расцвет бюрократизма и коррупции.
- Широкие масштабы лоббистской деятельности, нерегулируемой законодательно и неподконтрольной обществу.
- Отсутствует долговременная государственная стратегия развития при обилии разного рода федеральных программ, слабо увязанных между собой и финансово необеспеченных.
- Значительная доля неформальных властных отношений; формирование элитарного корпоративизма вместо плюралистической демократии.
- Формальное провозглашение прав и свобод личности. Отсутствие механизмов ее защиты.
- Механизм непосредственной демократии (референдум) не работает.
Власть выбираема
и сменяема только на федеральном
уровне.
- Неразвитость системы местного самоуправления, зависимого от региональных элит.
- Незрелость гражданского общества.
Демократические
принципы организации власти всё
больше и больше дискредитируются.
Формируется негативный образ демократии
как слабой, аморфной власти, мало что
дающей большинству людей и отстаивающей
прежде всего свои корпоративные интересы.
Российское общество обрело свободу, но
пока не ощутило демократию как систему
сильной и в то же время целиком ответственной
перед народом государственной власти.