Вопрос №3, Апрель 2011
Политическая
мысль Древнего Китая. Основные этапы,
общая оценка.
I. Даосизм. Лао-Цзы (VI в. до н.
э.)
1. Понятие «Дао» - естественный закон,
определяющий законы неба, природы, общества.
Олицетворение добродетели, справедливости
и равенства.
2. Осуждение роскоши и богатства.
3. Принципы политического
искусства:
а) мудрость и строгое следование «Дао»
б) воздержание от притеснений народа
в) «меньше управлять – это лучше» (политическая
пассивность)
г) осуждение насилия и войны
4.Противопоставление культуры (цивилизации)
природе. Не восприятие социального прогресса
5. Восстановление порядков древности,
возврат к естественным основам
жизни (реакционный консерватизм)
II. Конфуцианство (VI-V в. до н.
э.)
Основная цель – мир,
благополучие в обществе
- Проблема государства, этики и управления
- Отрицание государственных и законов
- Проблема идеального правителя и чиновника
III. Моизм (V в. до н. э.)
- Резкая критика существующих порядков
- «Договорная концепция» происхождения государства. (Власть народа на основе договора, привлечение его к управлению)
- Идея единой для всех справедливости и власти
- Осуждение замещения государственных должностей по принципам происхождения и родства.
- Вред государственных законов. Мудрость – основа управления.
- Обязанность государства – забота о благе народа, освобождение от гнета и нищеты.
- Признание права народа на восстание против несправедливости власти.
IV. Легизм – «школа законников»
(IV в до н. э.)
- Осуждение даосизма и конфуцианства
- Осуждение милосердия и гуманизма.
- Враждебность в отношениях между властью и народом
- Интересы государства превыше всего (этатизм)
- Основное назначение – порядок путем закона, силы и наказания
- Принцип централизма власти и государственного устройства (принцип доносительства)
V. Вывод
Особенности
политико-правовой мысли Древнего Китая:
- Светский характер, слабо связанный с религией
- Патерналистская концепция государства. Культ императора
- Монархический, светский характер политико-правовой культуры
- Основная проблема философии: каким должен быть идеальный правитель, каким должен быть чиновник?
- Антииндивидуализм. Человек – часть государства, общины
- Отсутствие интереса к проблеме рабства
- Особенности правовой проблематики – этическая основа