Вопрос №21, Апрель 2011
Формально-правовое
(конституционное) разделение властей
- Все институты власти имеют свои полномочия и не могут выходить за их пределы.
- Ни один орган власти не может игнорировать или приостанавливать деятельность других институтов (конституционно закрепленных).
- Президент (по конституции) ни к одной ветви власти не относится. Он занимает особое место, обеспечивает согласование функций властей. Физически, он – глава исполнительной власти.
- Создаются основы независимого правосудия:
- Конституционное собрание (для пересмотра ряда положений Конституции, кроме глав 1,2,9).
- Возобновлена деятельность Конституционного суда.
- Укрепились основы деятельности Совета безопасности РФ (нормативные, организационные).
Противоречия
между правовым разделением властей
в России и реальностью
- Гипертрофия функций Президента за счет ограничения других институтов.
- Подконтрольность правительства только Президенту.
- Президент и Дума (всенародное голосование) ответственности не несут за деятельность правительства, хотя участвуют в его формировании.
- Госдума зависит от решений Совета Федерации (который формируется на основе регионального представительства).
- Законодательная деятельность Федерального Собрания (парламента) ограничена правом Президента издавать указы (подзаконные акты), имеющие силу закона.
Основные
направления развития системы разделения
властей в РФ
- Четкое разделение функций всех ветвей власти. Полная независимость судебной власти.
- Совершенствование «механизма издержек и противовесов».
- Выборность всех ветвей власти и честные выборы, то есть дальнейшая демократизация общества.
- Совершенствование системы формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
- Огранить функции Президента РФ. Прежде всего, возможность издания подзаконных актов.
- Повысить ответственность правительства за всё происходящее в обществе.
- Переход к президентско-парламентской форме правления государства в значительной мере решить перечисленные проблемы:
Правительство:
формируется партийным
большинством в парламенте, опирается
на его поддержку и ответственно
перед ним.
Президент:
безопасность
государства (внешняя и внутренняя).
Премьер-министр:
экономика и
социальная сфера, ответственен перед парламентом.