Вопрос №20, Апрель 2011
Развитие
и модификация теории и практики
разделения властей в современных
условиях.
- Направление – тенденция некоторого ограничения законодательной власти.
Она ограничивается
в ряде стран:
- президентским правом «ВЕТО»;
- референдумом (Латвия – референдум 2001 года обязал законодательную власть пересмотреть систему социального обеспечения). Россия – референдум о Земле в середине 90х годов задержал введение частной собственности на землю;
- конституционным судом (пример снятия Конституционным судом РФ поправок ЦИК к проведению избирательной компании в Государственную Думу 2003 г);
- двухпалатным построением парламента (внутренний ограничитель работы нижней палаты).
- Направление - усиление исполнительной власти:
мировая тенденция современности
- переход большинства стран к демократии, который происходит
через авторитарный режим. Основной которой
является усиление
исполнительной власти.
- Направление - усиление независимости судебной власти, которая становится все более автономной и подчинённой только конституции и закону: происходит внутренняя дифференциация судебной власти; для усиления законности её действий вводится система специальных судов: военный, арбитражный; суд присяжных; мировые судьи; конституционные судьи.
- Следующая тенденция в эволюции разделения властей - это рост числа властей:
- учредительная власть (в развивающихся странах для переработки и принятия новых конституций) в связи с частыми государственными переворотами;
- средства массовой информации - четвертая власть (в развитом демократическом обществе);
- усиливаются функции медиа-власти:
контроль за другими ветвями
власти в исполнении законов;
выборы всех структур
власти невозможны без участия СМИ;
обсуждение и знакомство с законами;
в будущем использование
электронных СМИ для проведения
выборов, референдумов.
- Направление - важнейшим элементом модификации власти является «диффузия власти», её рассеивание по мере созревания гражданского общества. Разложение власти по горизонтали. Власть всё больше разделяется не только по федеральному принципу, но и между структурами региональной власти и органами самоуправления. Она разделяется также между различными группами, участвующими в политическом процессе: партии, профсоюзы, группы давления (лоббисты). Эти организации охватывают в странах с либеральной демократией более 2/3 населения. Именно через подобные организации граждане оказывают влияние на процесс принятия политических решений и их исполнение.
Диффузность
власти - это раздача власти, её распыление между
множеством институтов государственного
и негосударственного характера. Это важнейший
механизм разделения властей не работает
пока в России. Речь идёт, прежде всего,
об органах местного управления. Неэффективности
их работы объясняется недостаточным
финансированием; 30% регионального бюджета
должно быть в их ведении для выполнения
тех задач, которые на них возложены. Таковы
основные направления в совершенствовании
механизма разделения властей.