Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 01:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 67.75 Кб (Скачать файл)

1. Понятие политики.

Политология наука о политике. На современном этапе выделяют 2 группы определений политики: частные и  общие. Частные определения характеризуют  одну из черт политики мира. К ним  относятся: 1 ценностно-установочные. В центре их внимания находится вопрос о том, какой политика должна быть с точки зрения норм морали или соответствия права. 2 конфликтологические. Они трактуют политику как деятельность по насильственному или мирному разрешению конфликтов в обществе. 3 телеологические. Они представляют политику как деятельность по достижению коллективных целей. 4 регулятивные. Характеризуется политику как деятельность по авторитарному распределению ценностей в обществе.5 процессуальные. Определяют политику как процесс подготовки принятия и реализации обязательных для всего общества решений. Общие определения стремятся обозначить политику универсальным понятием, избегая частных формулировок. Первое общее определение дал Макиавелли. Политика – это деятельность необходимая для того, чтобы прийти к власти, удержаться у власти и полезно её использовать. Наиболее популярное общее определение дал Макс Вебер. Он различал политику в широком и узком смысле. В широком смысле это все виды деятельности по самостоятельному управлению. В узком смысле это деятельность по участию в государственной власти или в оказании влияния на неё.

 

2. Структура и уровни политики

Структура политики включает в себя одушевленные субъекты и неодушевленные элементы. Субъекты политики: индивиды, социальные слои и группы, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти или оказывающие влияние на нее. В качестве субъекта политики могут выступать социальные институты (политические партии, профсоюзы), а также социальные общности (слои, классы) и отдельные личности.

Элементы политики: Политические отношения, Политическая власть, Политическая организация, Политическая культура, Политическое сознание. С точки зрения пространственного  подхода выделяют глобальный, региональный и локальный уровни. Глобальный уровень  совпадает с международной политикой. Региональный уровень характеризует  политические процессы в рамках международных  регионов. Локальный уровень характеризуется  политикой отдельных национальных государств. С точки зрения функционирования политических институтов  выделяют макро, микро, и мега уровни. Макро-политика это деятельность государства и  его институтов как целого. Микро-политика это деятельность отдельных организаций. Мега-политика включает в себя национальные государства и наднациональные  политические институты в их взаимодействии по вопросам касающихся всего человечества.

 

 

3. Методы и функции  политологии

Методы политических исследований делятся на 3 группы. 1 Общие методы исследования политических объектов: 1 социологический. Он предполагает выяснение зависимости политики от общества. 2 функциональный. Он требует изучения зависимостей между политическими явлениями. 3 структурно-функционал. Он предполагает рассмотрение политики как целостной системы каждый элемент которой выполняет специфические функции. 4 системный. Он рассматривает политику как сложный организм, элементы которого находятся во взаимодействии с окружающей средой. 5 институциональный. Он предполагает изучение институтов с помощью которых осуществляется политическая деятельность. 6 бихевиористический. Он требует применения в политологии приёмов исследования которые используются в естественных науках и социологии его суть заключается в исследовании политики через изучение поведения отдельных личностей и групп. 7 сравнительный. Он предполагает сопоставление однотипных политических явлений с целью нахождения их общих черт и специфики. 8 исторический. Он изучает политические явления в последовательном временном развитии. 2 общеологические. Они принадлежат науке в целом. 3 методы эмпирических исследований. Использование статистики, эксперименты, наблюдения. Функции политологии: 1 познавательная. Реализуется в исследовании мира политики. Его описания, выявления особенностей, тенденций и закономерностей. 2 прагностически-управленческая. Проявляется в возможности прогнозировать ход событий, понимать их и принимать эффективные управленческие решения. 3 методологическая. Используется для дальнейшего исследования мира политики в использовании политологических знаний в качестве теоритической основы конкретными политологическими науками. 4 социализирующая. Проявляется в том что изучение политической науки способствует приобретению навыков анализа политической жизни.

 

4. Природа власти, её  социально-психологические основы  и источники.

Термин «власть» многозначен и  открывает широкую возможность  для самых различных толкований. Большой популярностью в современной политологии пользуется психологический подход к понятию власти. Сторонники этого подхода исследуют власть главным образом под углом зрения субъективного восприятия ее индивидом.  Власть — это явление и общественное, и психологическое. Социальное предназначение политической власти состоит в ведении общих дел, регулировании отношений между государством и обществом, между социальными группами с целью обеспечения общественного порядка и стабильности, прогрессивного развития. В качестве общественного явления она подчиняется объективным законам, независимым от человеческих представлений и стремлений, вытекающим из процесса общественного развития, в котором экономическое развитие играет решающую роль. Как явление психологическое она существует в сфере восприятий и переживаний личности и зависит от сложных, формируемых не только под воздействием общества, его экономики и культуры, но и под воздействием всего уклада жизни черт личности людей, над которыми власть осуществляется. Диалектика взаимоотношения социальной и психологической природы власти представляет собой весьма важный аспект психологического анализа политических отношений.

 

 

5. Политическая власть: сущность, структура, функции. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Проблема власти и властных отношений является центральной в политологии. Власть - важнейшее средство осуществления политики. Она дает ключ к пониманию сущности и предназначения политической системы общества. Это обусловлено взаимосвязью и нераздельностью политики и власти. Проведение в жизнь собственной политической линии, реализация своих коренных интересов, управление обществом невозможны без обладания властью. Из множества определений власти одним из наиболее часто употребляемых является определение власти как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия. Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Функции власти: 1 обеспечивает целостность общества разделённое на классы, группы и слои 2 подчиняется определённому порядку общественного отношения с целью предотвращения социальных конфликтов. 3 осуществляет авторитарное распределение ценностей 4 обеспечивает управляемость общества и определённые приоритетные цели его развития.

 

6.Основные ресурсы политической власти и механизмы их осуществления  — совокупность средств, применение которых обеспечивает возможность субъекту власти осуществлять определяющее воздействие на деятельность и поведение объекта. По А. Этциони, ресурсы делятся на утилитарные (материальные принудительные (силовые) и нормативные (ресурсы убеждения). Г. Лассуэлл выделяет следующие основные ресурсы («основные ценности»): любовь и уважение, моральный долг, богатство (или благосостояние), умения и навыки, просвещенность (образованность) и др. А. Юрьев относит к основным ресурсам власти сырьевые, энергетические, финансовые, технологические, информационные, организационные, интеллектуальные и человеческие. Наиболее распространенной в современной политической науке является классификация ресурсов власти в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности. Согласно данной классификации, выделяют: 1) экономические ресурсы (материальные и нематериальные блага, ценности, связанные с удовлетворением повседневных потребностей человека и общества, — деньги, товары, услуги, льготы, субсидии и пр.); 2) социальные ресурсы1 (социальная мобильность  — возможность изменения социального статуса); 3) силовые ресурсы (оружие, институты принуждения — армия, полиция, служба безопасности, суды, прокуратура и пр.); 4) нормативные ресурсы (правовые, религиозные, обычные и др. социальные нормы — законы, распоряжения, обычаи, традиции, моральные нормы и пр.); 5) культурно-информационные ресурсы (знания, информация, учебные заведения, научные учреждения, средства массовой коммуникации и другие). Специфическим ресурсом власти является демографический ресурс. Анализ основных ресурсов политической власти в современном постиндустриальном (информационном) обществе позволил американскому ученому Э. Тоффлеру предложить так называемую концепцию смещения власти, согласно которой информационный ресурс (в различных формах — в виде знаний, информации, произведений искусства и др.) в силу своих особых преимуществ (неисчерпаемости, доступности, демократичности) превосходит другие ресурсы и определяет характер политической власти. По мнению Тоффлера, именно контроль над знаниями будет составлять суть грядущих конфликтов — «битв за власть во всех институтах человечества».

 

7. Легитимность политической  власти. М. Вебер о типах легитимности.

Термин «легитимность» (от лат. legitimus – законный) принято использовать для характеристики власти, которая принимается массами как правомерная и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велениям. Легитимация – это процесс утверждения законности или правомочности власти в обществе. Сущность этого процесса выражается в постоянном стремлении лиц, находящихся у власти, к подтверждению своей правомочности и политической состоятельности. Можно сказать, что политическая власть правомочна, если способы ее установления и результаты деятельности согласуются с политическим сознанием, правовыми и нравственными нормами, существующими в демократических обществах, со взглядами, убеждениями и принципами большинства граждан. В политологии широко известна веберовская концепция правомочности политической власти или систем господства. М. Вебер выделил три типа легитимности власти: традиционный, харизматический и легальный. Традиционный тип легитимности власти опирается на веру людей в незыблемый характер норм и традиций, сложившихся в процессе конкре1тно-исторического развития данного общества. Эти нормы и традиции указывают, кто имеет право на власть, а кто обязан подчиняться ей. Все члены общества должны соблюдать традиционные нормы, регулирующие властные отношения. Неповиновение им ведет к применению по отношению к отдельным индивидам определенных санкций, установленных обществом. Типичным выражением названного способа обретения законности государственной власти являются абсолютные монархические режимы, при которых ее переход от одного лица к другому осуществляется в соответствии с традицией. Харизматический (от греч. harisma – божественный дар) тип легитимности базируется не на порядке, освященном традицией, а на особых качествах личности, харизме – мужестве, смелости, решительности, ораторских способностях и т.д. Таким образом политическая власть приобретает законность и признание со стороны народа. В качестве харизматического лидера может выступить пророк, герой, ловкий демагог. Харизма может привести к культу личности политического лидера, его обожествлению и идеализации. Харизматическая власть может существовать в самых различных политических системах. В качестве примеров власти подобного типа можно привести Римскую империю при Юлии Цезаре, режим Наполеона во Франции, гитлеровский нацистский режим, фашизм Муссолини, сталинский тоталитарный коммунистический режим, политический режим Мао Цзэдуна в Китае и др. Легальный тип политической власти основан на системе законов, установленных и применяемых в обществе, исходя из конкретно-исторических обстоятельств. Лица, осуществляющие политическую власть, избраны или назначены в соответствии с существующей правовой процедурой, а правила их деятельности четко обозначены в юридических документах общества.

8 Полит. система, Политическая система – совокупность институтов государственной власти и общественных объединений, политических отношений и действий, ценностей, функций, полномочий и ресурсов, обеспечивающих управление обществом. 
Структура политической системы общества включает в себя подсистемы: 
• Институциональная – государство, политические партии, общественные организации, группы давления, церковь. 
• Нормативно-регулятивная - развивает политико-правовые и нравственные нормы, где особую роль играют конституция и законы. 
• Коммуникативная - обеспечивает обмен информацией между политической властью и гражданами, контроль со стороны социальных институтов за деятельностью власти. 
• Культурно-идеологическая -включает политическую идеологию и культуру, служит ценностной основой развития и совершенствования политической системы. 
• Функциональная - представляет собой средства и методы взаимодействия власти, обеспечивает взаимосвязь личности, государства, общества. 
Основные функции политической системы: 
Приобщение граждан к политике, формир и обогащение полит культуры общества; 
Мобилизация материальных и человеческих ресурсов на удовлетворение соц интересов; 
Поддержание стабильности в обществе на основе общих целей и ценностей; 
Регулирование общественных процессов посредством «норма творчества», контроля соблюдения законов, принятия и выполнения управленческих решений; 
Определение и выработка конкретного политического курса, целей и задач, развитие общества; 
Основные критерии политической системы: стабильность, эффективность, легитимность, легальность.

 

9:Полит. режим. Политический режим означает совокупность методов осуществления власти, способ функционирования государства и политической системы в целом. Политический режим можно определить как совокупность наиболее типичных для данного общества способов организации и функционирования основных политических институтов, используемых органами власти методов и средств воздействия на подвластных, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства, общества и личности. Для классификации политических режимов и, соответственно, политических систем в отечественной политологии используется определенная совокупность критериев или индикаторов. В качестве таковых большинством аналитиков рассматриваются, по крайней мере, следующие: положение личности в обществе, которое определяется реальным объемом прав и свобод граждан, наличием возможностей выражения и реализации ими своих интересов и политических предпочтений; степень и характер вовлеченности граждан в политику, которая определяется наличием гарантированных возможностей их свободно волеизъявления, добровольно участвовать в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, объединяться в политические партии, общественные организации и группы по интересам; степень развитости политических институтов, способов их формирования и функционирования, которая выражается наличием институтов законодательной, исполнительной и судебной властей, органов местного самоуправления, многопартийности, сети общественных объединений, характером законодательства, регламентирующего их права, порядок формирования и функционирования; характер используемых методов осуществления государственной власти и достижения политических целей, который выражается в том или ином соотношении мер убеждения и принуждения в деятельности властей. В зависимости от состояния характеристик названных индикаторов различают демократический, авторитарный и тоталитарный политические режимы. Тоталитарный – режим «всепоглощающего всевластия», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объем своего управления, принудительного регулирования; Авторитарный – недемократический государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, диктаторскими методами правления. Его нередко называют способом правления с ограниченным морализмом: «Разрешено все, кроме политики». В число авторитарных режимов включают: абсолютные и дуалистические монархии, военные диктатуры, режимы с военным правлением, теократию, персональную тиранию. Демократический – режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Исходными базовыми принципами демократии выступают: народный суверенитет, свободные выборы представителей власти, подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства, реализация принципа разделения властей, конституционализм и господство закона во всех сферах жизни. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом, разрешено»

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"