Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 01:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 67.75 Кб (Скачать файл)

10.Теория происхождения  государства.

Термин гос-о употребляется в 2 смыслах. В широком смысле под гос-ом понимается  объединение людей на определен.тер-ии.на основе публичной власти.  В узком смысле-госуд.-это специальный аппарат управления обществом.В пол-ии гос-о понимается в узком смысле.Госуд.-это универсал. полит. Институт,осуществ. власть  в интересах проживающ.  на данной территории людей и регулирующих их взаимоотношения с помощью права. 1.Теор. Концепция.  Она исходит из того,что источником госуд. власти   явл. божественная  воля. Гос-о сущ. Всегда и народ должен во всем ему подчинятся. 2. Патриархальная. Ее родоначальник Аристотель. Он объяснил происхожд. Гос-а разрастанием семьи и превращением отеческой влати на людьми.Гос-о власть монарха над поданными.3.Договорная. У истоков стояли Гоббс и Локк. Они объяснили происх. Гос-а заключением общественного договора между людьми и передачей ими своих прав монарху. 4.Теоретич.насилия.  Автор Гумплович.он объяснил возникн. Гос-а тем, что в первообщ.обществе сильные племена покоряли слабые и чтобы управлять заваеванными территориями создавал. Спец. Аппарат управления, и подавления.т.е. Гос-о.5.Марксистская теор. Происх. Гос-а.объясн.расположен.общества на классы. В рез-е разделения труда и появл. Частной собственности.Гос-о это следств. Классовых интересов,оно явл. полит. Организацией эконом.господ.класса и орудия подавления др.классов и слоев.

 

11. Признаки и функции гос-ва

Признаки государства подразделяются на: 1. наличие определённой территории приделами, которой ограничена данная государственная власть и на социальном пространстве которой существует общность людей; 2.наличие публичной власти; 3. Суверенитет; 4. система управления – органы законодательной, исполнительной, судебной властей, аппарат принуждения и органы безопасности.; 5. Монополия на взимание налогов и сборов; 6. наличие права и гражданства.

Место государства в политической системе раскрывается через его  функции. Функции государства разделяются  на внутренние и внешние.

Внутренние:

-государственное регулирование  экономики через налоговую, кредитную,  инвестиционную и таможенную  политику;

-социальная вкл. : -регулирование социального отношения через национальную, демократическую и религиозную политику и политику в области занятости населения; -через создание государственной системы социального обеспечения; -через создания условий для нормальной жизнедеятельности общества по средствам жилищной экономической политики;

-культурно-воспитательная реализуется через создание государственной системы учреждений образования, науки и культуры;

-охрана общественного порядка  и поддержание дисциплины граждан  в рамках существующего права;

-защита существующего общественного  строя от внутренних деструктивных  сил.

Внешние:

-защита страны от внешней  агрессии;

-защита государственных интересов  на международной арене, через  дипломатическую деятельность;

-развитие сотрудничества с др. странами мира, в целях обеспечения  благоприятных условий для развития  национальной экономики.

 

12. Формы правления

Форма правления – способ организации верховной власти в государстве.

По источнику власти государства делятся: -монархии, -республики.

В монархии источником власти является 1лицо, которое получает свой пост по наследству. Монархии делятся на: -абсолютные, -конституционные. 

В  абсолютной м. власть главы гос-ва ничем не ограничена(Саудовская Аравия, Оман). При конституционной м. власть главы гос-ва ограничена законом.

Конституционные монархии делятся: -дуалистическую, -парламентскую. В дуалистической монарх обладает значительными полномочиями (Иордания, Марокко). В парламентской полномочия главой государства ограничены представительскими функциями. Главной фигурой в системе власти является Премьер Министр (Япония, Великобритания).

В республике источником власти является народ. Республики делятся на: -парламентские, -президентские, -смешанные. 

В парламентской  республике правительство формируется  партиями имеющими большинство в  парламенте. Оно несёт перед парламентом  политическую ответственность. Политическая ответственность – право отправить правительство в отставку. Президент является формальным главной государства. Избирается как правило парламентом, а не народом. Имеет право распустить парламент (Израиль, Инд, Герм.).

Президентская республика. Президент является главой государства и главой исполнительной власти. Президент избирается народом является верховным главнокомандующим и имеет право отлагательного вето на решение парламента. Правительство несёт ответственность перед Президентом.  Парламент решает вопросы бюджета, имеет право вето на должностные назначения президента и может назначать процесс импичмента (процесс отрешения президента от должности. США).

В смешанной  республике правительство формируется  совместно президентом и главой правительства. Оно несёт двойную  ответственность и перед президентом  и перед парламентом. Президент  избирается народом, имеет право  распустить парламент. Парламент контролирует правительство через утверждение  бюджета и может вынести правительству  вотум недоверия (Фр). 
13. Типы государственного устройства

Под типом  государственного устройства понимается принцип деления государства  на отдельные части, конституционный  статус этих частей и принцип взаимоотношений  между центральными и внешними органами власти.

По форме устройства государства делятся: -унитарные, -федеративные, -конфедеративные.

Унитарные государства – единое политически однородное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающее собственной государственностью. Унитарные государства имеют единую конституцию, гражданство, систему государственных органов (простые, сложные).

Федерация – союз относительно самостоятельных государственных образований, имеющих общие центральные органы. Признаки федерации:

  1. Территорию федерации образуют территории её субъектов
  2. На ряду с обще-федеративными конституцией и законами, могут действовать конституции и законы субъектов федераций
  3. Субъекты федерации имеют свои высшие  законодательные, исполнительные и судебные органы.
  4. В федеративном парламенте  есть палата представляющая интересы субъектов федерации.
  5. Субъекты федерации не имеют право сецессии(право выхода из союза)Индия, Бразилия Франция.

Конфедерация – союз самостоятельных, независимых государств, для осуществления конкретных целей. Признаки конфедерации:

  1. Её члены полностью сохраняют государственный суверенитет.
  2. В компетенцию конфедеративных органов передаются только некоторые вопросы.
  3. Решение конфедеративных органов носит рекомендательный характер.

На сегодняшний  день конфедераций в чистом виде не существует.

Элементами  конфедераций обладают: ЕС, Союз РБ и  РФ, СНГ.

 

 

14. Законодательная власть

Законодательным и представительным органом является парламент. Первые парламенты появились в эпоху средневековья в Европе. Это парламент в Англии, ?  в Исландии, генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании.  На сегодняшний  день существуют разные названия законодательных органов. Например: парламент – во Франции, Великобр., Италии; конгресс – США; сейм – Польша, Литва; рада – в Украине;  федеральное собрание – в РФ; национальное собрание – РБ. Место и роль парламента закрепляется в Конституции.

По структуре парламенты делятся на: 1 палатные и 2х палатные.

1 палатные – избираются гражданами;

2х палатные: - нижняя палата избирается  гражданами: -верхняя – может быть сформирована: путём прямых выборов с некоторыми особенностями (США); путём косвенных выборов (Норвегия); через назначение (Канада); по наследственному принципу (палата лордов, Великобр.).

По полномочия парламенты бывают: -с неограниченными полномочиями (парламент может применять решения о любому вопросу)Великобр.; - с ограниченными полномочиями т.к. конституция перечисляет вопросы по которым парламент может принимать законы (РБ, Франция); -консультационные (обладают законно-совещательными возможностями).

Элементы внутренней структуры парламента:

  1. Руководящие органы (руководителя палаты парламента называют– спикер/председатель).
  2. Парламентские комиссии, комитеты (спец органы, главной целью которых является подготовительная работа по созданию и оценке законов проекта).
  3. Фракции – парламентские, партийные объединения депутатов.

Функции парламента:

1). Законодательная. Депутаты разрабатывают,  обсуждают, принимают законы, направленные  на решение проблем стоящих  перед обществом.

2). Представительна. Т.е. парламент  является выразителем интересов  и воли народа.

3). Контроль за деятельностью исполнительной власти. Основные его формы:

-право парламента заслушивать  отчёты правительства о  выполнении  бюджета;

- парламентские слушанья;

- выражение недоверия правительству;

-участие в процедуре импичмента.

4). Финансово-бюджетная. Право парламента  на утверждение бюджета и на  участие в формировании налогового  законодательства.

 

15. Исполнительная власть.

В республике главной государства  является Президент. Современный вариант  президентства появился в США  в 1787г. Президент может быть избран:

  1. Путём всенародного избрания (Фр., РФ, РБ)
  2. Коллегией выборщиков (США)
  3. Парламентом (Чехия)

В разных странах срок президента не одинаков. 4года – США, 5лет - Индия, Венесуэла, 6 лет – РФ.

Ряд конституций ограничивает сроки пребывания в должности президента одного и того же лица (1 срок – Мексика, 2 – РФ, без ограничения – РБ, Финляндия).

Полномочия главы государства  определяются Конституцией и зависят  от формы правления. Президент пользуется неприкосновенностью и наказание  возможно только после отрешения  от должности.

Правительство -  коллегиальный орган, при помощи которого осуществляется повседневное текущее руководство внутренней и внешней политикой.

По партийному составу правительства бывают –партийные, - беспартийные.

Партийные делятся на: 

-однопартийные - правительства создаются в парламентских республиках и монархиях, где одна партия доминирует в парламенте. В президентских республиках членами правительства становятся члены партии которую возглавляет Президент.

-многопартийные правительства создаются в тех странах, где ни одна партия не имеет преимущества в парламенте.

Беспартийные правительства образуются в абсолютных монархиях т.к. политические партии отсутствуют , в диктаторских режимах т.к. политические партии запрещены, а также могут существ в виде технических правительств.

В зависимости от поддержки  парламента правительства бывают:

-правительства большинства (опирается  на поддержку партийных фракций);

-правительства меньшинства (не  опираются на парламентское большинство);

-правительства национального единства (образуются в кризисных ситуациях,  для объединения я ведущих  полит-х сил).Для того, чтоб приступить к исполнению обязанностей в ряде стран правительство должно получить поддержку парламентского большинства вотум доверия (Греция, Ит, Польша), в др. странах правительство действует после формирования до тех пор, пока ему не предъявляется вотум недоверия. (Дания, Голандия)

 

 

16.Судебная власть осуществляется всей  системой судов в совокупности. Деятельность судов по рассмотрению конфликтов и споров по применению  законов в отношении виновных лиц называется правосудие.

Функций судов:

1)Наказание за нарушение государственных предписании.

2)Рассмотрение конфликтов  и споров между государством и гражданином.

3)Разрешение конфликтов между государственными структурами.

Принципы судоустройства:

1)независимость;

2)коллегиальность;

3)профессионализм судей;

4)право обжалования решении;

5)гласность;

6)состязательность

 

 

17.Институты государственной власти  в РБ. Согласно статье 6 в Конституции РБ государственная власть  делится на законодательную, исполнительную, судебную. Центральное место в политической системе РБ занимает институт Президенства. Президент является высшим должностным лицом, олицетворяющем единство народа. Гарантирует реализацию основных направлении и внешней политики, представляет РБ на международной арене, является главой государства, гарантом Конституции, прав с свобод человека и гражданина. За исполнение своих обязанностей Президент несет ответственность пред народом РБ. Президентом может быть избран гражданин РБ по рождению не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и проживающий на территории РБ не менее 10 лет перед выборами. В полномочия Президента входят назначение республиканских референдумов, назначение даты выборов в Палату Представителей, Совет Республики и местные советы, с согласия палаты представителей назначение на должность Премьер-министра, помилование осужденных, а также иные полномочия, закрепленные Конституцией и законом «О Президенте РБ». Законодательным и представительным органом является Парламент-Национальное собрание РБ. Национальное собрание состоит из 2 палат: палата представителей и Совет республики. Палата представителей представляет интересы всех граждан РБ, а Совет республики осуществляет территориальные представительства. Палата представительства состоит из 110 депутатов,  избираются всеобщим голосованием. Депутатом палаты представительства может стать гражданин РБ, достигший 21 года. В полномочия палаты представителей входит: назначение даты выборов Президента РБ, обсуждение и принятие закона-проектов, дача согласия Президенту на назначение Премьер-министра и др. полномочия, закрепленные Конституцией и законом »О Нац. собрании РБ». Совет Республики состоит из 64 человека по 8 членов Совета республики от каждой области и г. Минска(избираются местными Советами депутатов) и 8 назначаются президентом. Членами Совета Республики может стать гражданин РБ не моложе 30 лет  проживающий на территории соответствующей области и г. Минска не менее 5 лет. Совета Республики обсуждает и принимает закона-проекты, принятые Платой представителей и дает согласие Президенту на назначение лиц на некоторые важнейшие государственные посты. Правительство-Совет Министров РБ. Совет министров-это коллегиальный орган, в него входят: премьер-министр, его заместители и министры. Могут входить руководители республиканских органов государственного управления. Судебная власть в РБ принадлежит только судам, образованным в установленном порядке. Суды делятся по территориальности и специализации. Судебная власть состоит из Конституции суда и системы общих и хозяйственных судов. Общие суды решают гражданские и уголовные дела, к ним относятся: Верховный суд РБ, областные, районные, городские, Белорусские военный суд и межгорнизоные военные суды. Хозяйственные суды осуществляют правосудие в области экономических отношении, к ним относятся: Высший хозяйственный суд РБ, Хозяйственные суды областей, хозяйственный суд г. Минска. В своей деятельности суды независимы от исполнительной и законодательной власти. Судьи не имеют право быть членами политических партии; обществен.   организаций, преследующих политические цели; осуществляют предпринимательскую деятельность и иметь др. оплачиваемую работу кроме преподавательской и научно-исследовательской. Судьи назначаются Президентом РБ.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"