Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 01:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
10.Теория происхождения государства.
Термин гос-о употребляется в 2 смыслах. В
широком смысле под гос-ом понимается
объединение людей на определен.тер-ии.на
основе публичной власти. В узком смысле-госуд.-это
специальный аппарат управления обществом.В
пол-ии гос-о понимается в узком смысле.Госуд.-это
универсал. полит. Институт,осуществ. власть
в интересах проживающ. на данной территории
людей и регулирующих их взаимоотношения
с помощью права. 1.Теор. Концепция. Она
исходит из того,что источником госуд.
власти явл. божественная воля.
Гос-о сущ. Всегда и народ должен во всем
ему подчинятся. 2. Патриархальная. Ее родоначальник
Аристотель. Он объяснил происхожд. Гос-а
разрастанием семьи и превращением отеческой
влати на людьми.Гос-о власть монарха над
поданными.3.Договорная. У истоков
стояли Гоббс и Локк. Они объяснили происх.
Гос-а заключением общественного договора
между людьми и передачей ими своих прав
монарху. 4.Теоретич.насилия. Автор Гумплович.он
объяснил возникн. Гос-а тем, что в первообщ.обществе
сильные племена покоряли слабые и чтобы
управлять заваеванными территориями
создавал. Спец. Аппарат управления, и
подавления.т.е. Гос-о.5.Марксистская теор. Происх.
Гос-а.объясн.расположен.
11. Признаки и функции гос-ва
Признаки государства
Место государства в политической
системе раскрывается через его
функции. Функции государства
Внутренние:
-государственное
-социальная вкл. : -регулирование социального отношения через национальную, демократическую и религиозную политику и политику в области занятости населения; -через создание государственной системы социального обеспечения; -через создания условий для нормальной жизнедеятельности общества по средствам жилищной экономической политики;
-культурно-воспитательная реализуется через создание государственной системы учреждений образования, науки и культуры;
-охрана общественного порядка
и поддержание дисциплины
-защита существующего
Внешние:
-защита страны от внешней агрессии;
-защита государственных
-развитие сотрудничества с др.
странами мира, в целях обеспечения
благоприятных условий для
12. Формы правления
Форма правления – способ организации верховной власти в государстве.
По источнику власти государства делятся: -монархии, -республики.
В монархии источником власти является 1лицо, которое получает свой пост по наследству. Монархии делятся на: -абсолютные, -конституционные.
В абсолютной м. власть главы гос-ва ничем не ограничена(Саудовская Аравия, Оман). При конституционной м. власть главы гос-ва ограничена законом.
Конституционные монархии делятся: -дуалистическую, -парламентскую. В дуалистической монарх обладает значительными полномочиями (Иордания, Марокко). В парламентской полномочия главой государства ограничены представительскими функциями. Главной фигурой в системе власти является Премьер Министр (Япония, Великобритания).
В республике источником власти является народ. Республики делятся на: -парламентские, -президентские, -смешанные.
В парламентской республике правительство формируется партиями имеющими большинство в парламенте. Оно несёт перед парламентом политическую ответственность. Политическая ответственность – право отправить правительство в отставку. Президент является формальным главной государства. Избирается как правило парламентом, а не народом. Имеет право распустить парламент (Израиль, Инд, Герм.).
Президентская республика. Президент является главой государства и главой исполнительной власти. Президент избирается народом является верховным главнокомандующим и имеет право отлагательного вето на решение парламента. Правительство несёт ответственность перед Президентом. Парламент решает вопросы бюджета, имеет право вето на должностные назначения президента и может назначать процесс импичмента (процесс отрешения президента от должности. США).
В смешанной
республике правительство формируется
совместно президентом и главой
правительства. Оно несёт двойную
ответственность и перед
13. Типы государственного устройства
Под типом государственного устройства понимается принцип деления государства на отдельные части, конституционный статус этих частей и принцип взаимоотношений между центральными и внешними органами власти.
По форме устройства государства делятся: -унитарные, -федеративные, -конфедеративные.
Унитарные государства – единое политически однородное образование,
состоящее из административно-
Федерация – союз относительно самостоятельных государственных образований, имеющих общие центральные органы. Признаки федерации:
Конфедерация – союз самостоятельных, независимых государств, для осуществления конкретных целей. Признаки конфедерации:
На сегодняшний день конфедераций в чистом виде не существует.
Элементами конфедераций обладают: ЕС, Союз РБ и РФ, СНГ.
14. Законодательная власть
Законодательным и представительным органом является парламент. Первые парламенты появились в эпоху средневековья в Европе. Это парламент в Англии, ? в Исландии, генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании. На сегодняшний день существуют разные названия законодательных органов. Например: парламент – во Франции, Великобр., Италии; конгресс – США; сейм – Польша, Литва; рада – в Украине; федеральное собрание – в РФ; национальное собрание – РБ. Место и роль парламента закрепляется в Конституции.
По структуре парламенты делятся на: 1 палатные и 2х палатные.
1 палатные – избираются гражданами;
2х палатные: - нижняя палата избирается гражданами: -верхняя – может быть сформирована: путём прямых выборов с некоторыми особенностями (США); путём косвенных выборов (Норвегия); через назначение (Канада); по наследственному принципу (палата лордов, Великобр.).
По полномочия парламенты бывают: -с неограниченными полномочиями (парламент может применять решения о любому вопросу)Великобр.; - с ограниченными полномочиями т.к. конституция перечисляет вопросы по которым парламент может принимать законы (РБ, Франция); -консультационные (обладают законно-совещательными возможностями).
Элементы внутренней структуры парламента:
Функции парламента:
1). Законодательная. Депутаты
2). Представительна. Т.е.
3). Контроль за деятельностью исполнительной власти. Основные его формы:
-право парламента заслушивать
отчёты правительства о
- парламентские слушанья;
- выражение недоверия
-участие в процедуре
4). Финансово-бюджетная. Право
15. Исполнительная власть.
В республике главной государства является Президент. Современный вариант президентства появился в США в 1787г. Президент может быть избран:
В разных странах срок президента не одинаков. 4года – США, 5лет - Индия, Венесуэла, 6 лет – РФ.
Ряд конституций ограничивает сроки пребывания в должности президента одного и того же лица (1 срок – Мексика, 2 – РФ, без ограничения – РБ, Финляндия).
Полномочия главы государства
определяются Конституцией и зависят
от формы правления. Президент пользуется
неприкосновенностью и
Правительство - коллегиальный орган, при помощи которого осуществляется повседневное текущее руководство внутренней и внешней политикой.
По партийному составу правительства бывают –партийные, - беспартийные.
Партийные делятся на:
-однопартийные - правительства создаются в парламентских республиках и монархиях, где одна партия доминирует в парламенте. В президентских республиках членами правительства становятся члены партии которую возглавляет Президент.
-многопартийные правительства создаются в тех странах, где ни одна партия не имеет преимущества в парламенте.
Беспартийные правительства
В зависимости от поддержки парламента правительства бывают:
-правительства большинства (
-правительства меньшинства (
-правительства национального
16.Судебная власть осуществляется всей системой судов в совокупности. Деятельность судов по рассмотрению конфликтов и споров по применению законов в отношении виновных лиц называется правосудие.
Функций судов:
1)Наказание за нарушение государственных предписании.
2)Рассмотрение конфликтов и споров между государством и гражданином.
3)Разрешение конфликтов между государственными структурами.
Принципы судоустройства:
1)независимость;
2)коллегиальность;
3)профессионализм судей;
4)право обжалования решении;
5)гласность;
6)состязательность
17.Институты государственной