Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 01:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 67.75 Кб (Скачать файл)

 

25. Либерализм и неолиберализм

  Либерализм  оформляется в Новое Время  в борьбе против феодальных  порядков. Унаследовал прогрессивные  идеи античности и сформировался  в конце 17 – начале 18 века на  базе Джона Локка, Адами Смита,  Гоббса. 
Основные идеи – признание самоценностей личности, уважение ее прав и свобод, равенство граждан перед законом, их ответственность перед обществом и государством, народовластие и полный плюрализм, конституционализм и разделение властей, свобода предпринимательства и конкуренции в экономической сфере, ограничение регулятивного влияния государства на общественную жизнь. 
В 20 веке приобретает черты современного мира – НЕОЛИБЕРАЛИЗМ. 
Основная его сущность – главное условие самореализации индивида – это зрелое гражданское общество. Государство вправе регулировать частнособственнические отношения и обязано обеспечивать экономическую стабильность и социальную справедливость, а точнее гарантировать каждому члену общества прожиточный минимум, достойное вознаграждение за предприимчивость и талант. 
Консенсус управляющего и управляемого, развивать промышленную демократию путем стимулирования участия масс в управлении производством и политическом процессе и предпочтительность исполнения плюралистических форм организации и осуществления политической власти. 
Носителями идеологии либерализма являются политические партии. Первые политические партии возникли в 19 веке – партия в США 1828г., либеральная партия Великобритании – 1832г., Итальянская либеральная партия – 1922г., Швейцарская – 1923г. 
Неолиберализм, в отличие от либерализма, не отрицает полностью государственное регулирование экономики, рассматривает свободный рынок и неограниченную конкуренцию как основное средство обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости, возможных прежде всего на основе экономического роста 
Главное отличие между либералами и консерваторами: степень свободы личности в принятии решений. Консерваторы выступают против абортов и наркотиков, за укрепление церкви и семьи. Если для либералов гос. символы (флаг, герб) не имеют принципиального значения, то консерваторы считают, что для укрепления гос-ва нужны уважаемые символы. И те, и другие – за свободный рынок, но если для либералов свободный рынок нужен для полной реализации способностей личности, то для консерваторов рынок естествен и неотъемлем. Либералы более интернационалистичны, консерваторы более националистичны.

26.Консерватизм и неоконсерватизм. Консерватизм возник в 18 веке в ответ на идеологию либерализма. Это политическая идеология, ориентированная на сохранение и защиту традиционных, исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, приверженность политическим ценностям, выдержавших испытание временем (анг.философ Э. Берк, М. Фримен). Политические идеи консерватизма: Традиционные нормы жизни общества – это главная движущая сила прогресса, а исходные ценности-порядок в обществе, стабильность государства. Власть в обществе принадлежит элите, т.е. только ей присуща плодотворная политическая деятельность. Свобода личности предполагает подчинение государственной власти и лояльность к ней. Частная собственность, рыночные отношения, свободное предпринимательство – естественные жизненные начала, а частная собственность-гарант личной свободы и защиты социального порядка. Природа человека несовершенна и его пороки неискоренимы, поэтому закономерно неравенство людей в отношении умственного и физического развития, социального статуса. Социальное попечительство государства порождает иждивенчество, а это есть источник революций, растущих притязаний, поэтому помощь должна предоставляться лишь тем, кто не в состоянии себя обеспечить.

1970 - 80 гг.-неоконсерватизм(Вильям Кристол и Роберт Каган).Лео Штраус-отец-основатель неоконсерватизма. Неоконсервати́зм -  и политическое движение, стремящееся к распространению в мире традиционных ценностей западной цивилизации и при этом не поддерживающее типичные для консерваторов требования сокращения размера государственного аппарата и расходов на социальное обеспечение. Основные идеи - усиление государственного регулирования экономической жизни и социальной сферы, индивидуальная свобода, поведение человека не может выходить за рамки традиционных ценностей общества. Это необходимо в интересах его стабильности и преемственности развития, укрепление духовности, моральных основ общества, духовные приоритеты семьи и религии, развитие институтов гражданского общества, стабильность общества, опирающееся на уважительное отношение граждан к закону, моральная ответственность граждан и государства, их взаимопомощь. Консерваторы выступают против абортов и наркотиков, за укрепление церкви и семьи. Консерваторы считают, что для укреп-я гос-ва нужны уважаемые символы. И те, и др.-за свободный рынок, но если для либералов свободный рынок нужен для полной реализации способностей личности, то для консерваторов рынок естествен и неотъемлем. Либералы более интернационалистичны, консерваторы более националистичны.

 

 

27. Социализм и его разновидности. Социалистическими называют различные политические движения, исходящие из отрицания капитализма как общественного строя и стремящиеся утвердить новый общественный строй, лишенный недостатков, “язв” капитализма: эксплуатации человека человеком, всех форм социального неравенства, войн, произвола государства и т.д. Созданная К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным теория “научного социализма” стремились доказать, что коммунизм-это неизбежно следующая за капитализмом общественно-экономическая формация. Переход к ней осуществляется в процессе социалист-ой революции, кот-я совершается под руководством рабочего класса и его политической партии -коммунистов. Диктатура (власть, не ограниченная законом) пролетариата рассматривается как форма политической организации общества, обеспечивающая возможность построения коммунизма-общества без классов, без государства, с уровнем развития производственных сил столь высоким, что создается возможность всеобщего изобилия, распределения по потребностям. Глав-м результатом социалистической революции, произошедшей в России и др. странах, стало гигантское обобществление-национализация средств производства, их собственником стало гос-во. Повсеместно это вызвало огромный рост государственного аппарата и масштабов его вмешательства в жизнь граждан. Государство стало основным механизмом реализации практически всех функций социального организма. Возникло общ-во тотального государственного контроля, активно использующее для его осуществления всякого рода репрессивные меры. Отсутствие экономической инициативы, которая не может существовать в условиях всеобщей регламентации, оборачивается снижением заинтересованности в росте производительности труда, а по Марксу, именно высокий уровень производительности труда есть основной признак общественно-экономической формации более высокого типа. Возникло очевидное техническое отставание обществ социалистического типа от своих “капиталистических” антиподов, а основные цели коммунистического строительства: экономический рост и изобилие, сокращение роли и размеров государства, а потом его, как и классов, постепенное отмирание, распределение по потребностям-оказываются не только нереализованными, но и нереализуемыми, утопическими. Эта ситуация, создавшаяся в конце XX в, показала неудачу коммунистического эксперимента, привела к развалу социалистической системы, значительно подорвала позиции коммунистического движения как политической силы. Более жизнеспособными оказались те политические движения социалистической ориентации, которые свою цель видели не в радикальном переустройстве общества на коммунистических началах, а в обеспечении постепенной трансформации капиталистического общества в направлении подтверждения большей справедливости в распределении, увеличения зависимости аппарата власти от населения, замещения классовой борьбы социальной солидарностью.

28.Фашизм. Фашизм - вариант тоталитарного политического режима, особенностью которого является стремление к установлению жесткой, иерархически структурированной власти, проповедь беспрекословного подчинения авторитету вождя, оправдание применяется крайних мер принуждения для обеспечения в стране стабильности и порядка, введение однопартийной системы, ставка на огосударствление всех сторон жизни и идеолог-ю монополию. Родиной фашизма является Италия и Германия. Он возник в 1919 году в Италии, в 20-30-е годы фашистские партии захватили власть в Италии и Германии, а также в других капиталистических странах и установили в них открыто террористическую диктатуру. В узком смысле фашизм - феномен политической жизни Италии и Германии 20-40-х гг. 20 в. В любых своих разновидностях фашизм противопоставляет институтам и ценностям демократии т. н. новый порядок и предельно жесткие средства его утверждения. Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера». Фашизм находит опору преимущественно в социально обездоленных группах в условиях общенациональных кризисов и катаклизмов модернизации. Многие черты фашизма присущи различным социальным и национальным движениям правого и левого толка. При видимой противоположности идеолог-х установок, по способам политической мобилизации общества, приемам террористического господства и пропаганды к фашизму близки тоталитарные движения и режимы большевизма, сталинизма, маоизма и др. В условиях слабости демократических институтов сохраняется возможность развития движений фашистского типа и превращения фашизма в серьезную угрозу.

 

 

29. РБ в системе международных  отношений. Внешняя политика РБ служит обеспеченью благоприятных внешних условий для внутреннего развития страны как основы поступательного роста благосостояния белорусского народа. В настоящее время РБ поддерживает дипломатические отношения со 154 государствами мира, в 46 из которых открыто 53 дипломатических представительства. В их числе 44 посольства,2 постоянных представительства при международных организациях,6 генеральных консульств и 1 консульство. За границей также функционируют 12 отделений посольств РБ. Беларусь осуществляет много векторную внешнюю политику. Объективная ограниченность внешнеполитических ресурсов диктует необходимость их концентрации на ряде наиболее важных направлений. Поэтому, на базе соотнесения собственных национальных интересов с оценкой международной ситуации и действий партнеров, в рамках многовекторности РБ формулирует и реализует приоритетные направления внешней политики. Главный приоритет внешней политики РБ- страны-соседи. Россия - не только наш основной торговый партнер, но и источник широкой поддержки Белоруссии на международной арене. Для РБ сотрудничество с Россией имеет стратегическое значение. Беларусь придает большое значение развитию интеграционных образований на постсоветском пространстве ЕврАзЭС и ОДКБ Наиболее эффективно торгово-экономические связи развивается с Германией, Польшей, Литвой, Латвией, Великобританией, Голландией, Италией, Францией, Бельгией. Беларусь – единственная из европейских стран является полноправным членом Движения неприсоединения (ДН). Являясь одним из государств-основателей Организации Объединенных Наций, РБ поддержит политику ООН в области сохранения международного мира и безопасности, в сфере укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации его имеющихся арсеналов. РБ исходит из убеждения, что мировой порядок XXI века должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, на приоритете положений Устава ООН и общепризнанных норм международного права.

 

30.Глобальные проблемы  современности .Это комплекс политических, экономических, социальных, экологических проблем общемирового масштаба, от решения которых зависит судьба человеческой организации. Проблемы политического характера:1-мирное разрешение межгосударственных, межнациональных и региональных конфликтов, борьба с международным терроризмом;2-предотвращение ядерной войны, прекращение гонки вооружений, разоружение;3-установление нового мирового порядка, упрощение системы международной безопасности;4-укрепление гарантии реализации прав и свобод человека;5-утверждение принципов прав государства и прав общества. Проблемы социально – экономического характера:1-преодоление экономической отсталости, ликвидация голода, нищеты ,преодоление негативных тенденций в духовном развитии;2-обеспечивание эффективного производства и воспроизводства мирового валового продукта;3-предупреждение и искоренение преступности;4-оптимизация демографической ситуации, борьба с болезнями;5-освоение космического пространства и мирового океана;6-повышение уровня жизни людей. Проблемы экологического характера:1-рациональное использование природных ресурсов;2-писк путей разрешения энергетического, сырьевого и продовольственного кризиса;3-охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности производства;4-предотвращение вредного воздействия на природу военной деятельностью. Глобальные проблемы человечества взаимосвязаны и требуют комплексного подхода, объединения усилий и ресурсов мирового сообщества. Основная политическая предпосылка их решения-это создание нового и справедливого мирового порядка, пересмотр международных отношений на демократических и гуманных принципах.

 

 

  1. Понятие политики.
  2. Структура и уровни политики.
  3. Методы и функции политики.
  4. Природа власти, её социально – психологические основы и источники.
  5. Политическая власть: сущность, структура, функции.
  6. Основные ресурсы политической власти и  механизмы их осуществления.
  7. Легитимность политической власти. М. Вебер о типах легитимности.
  8. Политическая система общества:  понятия, структура, функции.
  9. Политические режимы и их разнообразие.
  10. Теория происхождения государства.
  11. Признаки и функции государства.
  12. Формы правления.
  13. Типы государственного устройства.
  14. Законодательная власть.
  15. Исполнительная власть.
  16. Судебная власть.
  17. Институты государственной власти в РБ.
  18. Политическая культура: понятие, структуры, функции.
  19. Основные типы политической культуры.
  20. Выборы и их функции в политической системе.
  21. Принципы избирательного права.
  22. Понятие и типы избирательных систем.
  23. Технология организации выборов.
  24. Политическая идеология: понятие и функции.
  25. Либерализм и неолиберализм.
  26. Консерватизм и неоконсерватизм.
  27. Социализм и его разновидности.
  28. Фашизм.
  29. РБ в системе международных отношений.
  30. Глобальные проблемы современности.

 


Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"