Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 01:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
18.Политическая культура: понятие,
структура, функции. Политическая культура – это система
исторически сложившихся устойчивых ценностей,
установок, убеждений, представлений,
моделей поведения, проявляющихся в непосредственности
субъектов политического процесса и обеспечивающих
воспроизводство политической жизни общества
на основе преемственности. Политическая
культура – составная часть общей культуры
человечества, включающая те элементы
духовной сферы, которые связаны с уровнем
и характером общезначимых политических
знаний, оценок и действий граждан, обусловленных
политическим опытом предшествующих поколений
и воспроизводством их в ходе текущей
политической жизни. Вот почему на основании
уровня политической культуры общества
можно судить об уровне его политической
зрелости. Политическая культура представляет
собой сложное явление, состоящее из взаимосвязанных
компонентов. Назовем некоторые из них:1)ценностно-нормативный
— политические чувства, ценности, идеалы,
убеждения, нормы, правила;2)познавательный
- политические знания, способы политического
мышления, умения, навыки;3)оценочный -
отношение к политическому режиму, к политическим
явлениям, событиям, лидерам;4)установочный
— устойчивые личные ориентиры поведения,
ориентация на определенные действия
в тех или иных условиях;5)поведенческий
- готовность к тем или иным действиям
в определенной ситуации, а при необходимости
— участие в соответствующих действиях.
Кроме компонентов, можно выделить также
уровни политической культуры:1)мировоззренческий
— представления о политике и ее различных
аспектах;2)гражданский - определение своего
политического статуса в соответствии
с существующими возможностями;3)политический
- определение своего отношения к политическому
режиму, к своим союзникам и оппонентам.
Политическая культура выполняет следующие
социальные и политические функции в обществе:1)ценностно-
19.Типы политической культуры. Широкую известность получила типологизация политической культуры, которую предложили американские политологи С. Верба и Г. Арманд. Они выделили патриархальную, подданническую и активистскую (гражданскую) политические культуры. Патриархальная, или приходская, политическая культура присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки своей общины, деревни или района. Ее отличительной чертой является полное отсутствие у членов сообщества интереса к центральным властям и политическим институтам. Подданническая политическая культура отличается сильной ориентацией социальных субъектов на политическую систему и результаты деятельности властей, но слабым участием в обеспечении функционирования этой системы. Носители подданнической политической культуры осознают существование специализированных политических институтов, имеют к ним отношение негативное или позитивное, но не склонны принимать инициативного участия в политической деятельности. От центральной власти подданные в этом случае ожидают либо приказов, либо благ. Активистская, или гражданская, политическая культура характеризуется сильной ориентацией на существующую политическую систему и на активное участие в политической жизни общества. К власти носители такой культуры относятся не только в плане необходимости подчинения ее предписаниям и решениям, но и в плане необходимости своего участия в процессах выработки, принятия и выполнения этих решений. В силу указанных черт данного типа политической культуры его принято называть также культурой участия. Классификация типов политической культуры, предложенная Г. Армандом и С. Вербой, не является единственной. В марксистской литературе, в частности, политическую культуру чаще всего подразделяют на традиционную, сословную, буржуазную, социалистическую и т. д. Вместе с тем выделяют и другие типы политической культуры: демократическую, авторитарную, авторитарно-патриархальную, тоталитарную, а также архаическую, элитарную, представительскую, политическую культуру высокой гражданственности и т. д.
20.Выборы и их функций в
политической системе. Система государственных органов современного
общества предполагает обязательное наличие
представительных учреждений, которые
формируются путем выборов. Выборы – это
способ формирования органов власти и
управления на основе выражения политической
воли граждан. Они являются главной формой
проявления суверенитета народа, обеспечивают
смену правящих элит и передачу власти
мирным путем. Власть, избранная самими
гражданами, является легитимной, а выборы
выступают инструментом легитимации власти.
Они рассматриваются и как форма контроля
масс за правящей элитой, так как дают
возможность привести к власти оппозицию.
Однако и само правительство может изменить
политический курс, чтобы заручиться поддержкой
избирателей на очередных выборах. В ходе
избирательного процесса создаются благоприятные
возможности для повышения политической
активности, осознания гражданами своих
интересов и включения их в избирательные
программы партий и кандидатов. Наконец,
выборы выполняют функцию показателя,
или барометра, состояния политической
жизни в стране, они дают наглядную картину
расстановки политических сил. В ходе
подготовки к выборам политические партии
и общественные объединения излагают
перед избирателями свои идейные платформы
и предлагают свои рецепты решения существующих
социально-экономических и политических
проблем. Результаты выборов дают объективную оценку степени
влияния различных политических сил
на граждан, показывают настроения избирателей,
дают возможность определить тенденции
политической жизни. В политической практике
различных стран выборы бывают президентские, парламентские,
муниципальные, а также очередные, внеочередные и
дополнительные. В функциях выборов
в масштабах государства отражаются основные
направления их влияния на общество и
политические институты. Отмечая большое
разнообразие функций, выделим следующие:
1)формирование органов публичной власти
– парламента, главы государства, правительства
(в отдельных случаях), судебных органов,
органов местного самоуправления; 2)выражение
и представительство интересов различных
социальных групп и слоев населения, электората;
3) включение граждан в политический процесс
в качестве его субъекта, что для большинства
граждан является единственной формой
реального участия в политике; 4)легитимация
власти как признание гражданами ее законности
и права управлять, а также согласие подчиняться;
5) формирование политической элиты, т.е.
приведение к власти лучших представителей
общества;
6)контроль за институтами власти и воздействие
на содержание политического курса.
21.Принципы избирательного
права. Принципы избирательного
права, т.е. в РБ закреплено всеобщее, равное,
свободное, прямое избирательное право
при тайном голосовании.
Всеобщее – каждый гражданин, достигший
определенного установленного в законе
возраста имеет право избирать и быть
избранным в государственные органы независимо
от пола, расы, национальности, вероисповедания,
образования, социального происхождения
и т.д.
Конституция и закон устанавливает ряд
цензов:
1) возрастной. Избирать - 18 лет, быть избранным
в палату представителей – 21 год, совета
республики – 30 лет, президентом – 35 лет.
2) Оседлости. Президент – проживать на
территории РБ не менее 10 лет перед выборами,
в совет республики – на территории области
или г. Минска не менее 5 лет.
3) Гражданство. Избирается только гражданин
РБ
4) Рождения. Президент – только гражданин
РБ по рождению.
Равное – все избиратели либо кандидаты
находятся в равных условиях и участвуют
в выборах на равных основаниях. Для избирателей
этот принцип обеспечен тем, что каждый
избиратель включен в единый список избирателей
и голосует только 1 раз. Никто из избирателей
не имеет преимущества. Относительно кандидатов:
равное финансирование, равное количество
эфирного времени.
Свободное – каждый избиратель самостоятельно
решает: участвовать ему в выборах или
нет и за кого голосовать.
Прямое избирательное право – избиратель
отдает свой голос за или против кандидата
или решает непосредственно.
Косвенное избирательное право – кандидата
избирают с помощью специальных коллегий
или представительного органа.
Тайное голосование – никто не вправе
осуществлять контроль за волеизъявлением
человека. Это обеспечено нахождением
на избирательных участках специальных
кабин для голосования.
Избирательное право в узком смысле понимается
как субъективное право гражданина избирать
(активное избирательное право) и быть
избранным (пассивное избирательное право)
22.Понятния и
типы избирательных систем. Под избирательной системой принято
понимать существующие способы определения
результатов выборов по данным голосования.
Известны две основные системы определения
результатов выборов – мажоритарная и
пропорциональная. Существуют также смешанная
избирательная система т.е соединение
этих двух систем. В основе мажоритарной системы лежит принцип
большинства, т. е. победившим считается
тот кандидат, который получил установленное
большинство голосов избирателей.. Все остальные кандидаты
от партий остаются не представленными
в избираемом органе. В зависимости от
того, какое это большинство – относительное,
абсолютное, в мажоритарной системе выделяютс
1) система относительного
большинства, предполагающая, что для
победы на выборах кандидату необходимо
собрать голосов больше, чем любому из
его соперников. Эта система не устанавливает минимальный порог
явки избирателей для признания выборов
состоявшимися;
2) система абсолютного
большинства, предполагающая, что для
победы на выборах кандидату необходимо
получить больше половины голосов (минимум
50 % плюс 1 голос).
Но в
этой системе устанавливается
нижний порог явки избирателей (половина избирательного корпу
Мажоритарный тип избирательной системы способствует
победе крупных политических партий, что
позволяет формировать устойчивое правительство,
опирающееся на парламентское большинство,
обеспечивает тесную связь депутата со
своими избирателями.
Однако у мажоритарной системы есть и недостатки. Значительная часть
избирателей может быть не представлена
в выборном органе, происходит сокращение
представительства политических партий
во властных структурах.
При пропорциональной системе избир
В ряде стран,
применяющих эту избирательную систему, действуют
заградительные барьеры, т. е. определяется
минимальное число голосов (в процентах),
которое должна набрать партия, чтобы
принять участие в распределении мандатов(полном-й
прав не пис.).
Пропорциональная система позво
Смешанная избирательная система, которая тем или иным образом сочетает в себе элементы мажоритарной и пропорциональной системы, имеет своей целью соединить положительные стороны той и другой. В рамках смешанной системы определенная часть депутатских мест замещается по мажоритарному принципу, другая же часть депутатских мест распределяется по системе пропорционального представительства политических партий. Как нам представляется, смешанная система из всех рассмотренных обладает наибольшими достоинствами.
23.Технология организации выборов.
Избирательный процесс включает
в себя избирательную процедуру и избирательную
кампанию. Избирательная процедура –
это конкретные действия государства
по организации и проведению выборов,
что предусматривает проведение следующих
мероприятий:
- назначение выборов;
- создание избирательных органов (комиссий),
ответственных за их проведение;
- организацию избирательных округов,
районов, участков;
- регистрация кандидатов в депутаты;
- организацию финансовой поддержки выборов;
- печатание бюллетеней;
- охрану порядка в ходе проведения выборов;
- определение результатов голосования.
Особая роль в проведении выборов принадлежит
избирательным комиссиям, которые призваны
обеспечить открытое, гласное и честное
проведении выборов. Поэтому они должны
быть независимыми, беспристрастными
и компетентными. Функции избирательных
комиссий следующие: толкование избирательного
закона, определение правил и процедур
проведения выборов, проверка подлинности
собранных в поддержку кандидатов подписей,
регистрация избирателей и кандидатов,
урегулирование возникающих споров, контроль
над ходом выборов, подсчет результатов
выборов и т. д.
Центральное место в избирательном процессе
занимает избирательная кампания, которая
начинается после проведения подготовительных
мероприятий и официального назначения
сроков выборов. Избирательная кампания
– это деятельность участвующих в выборах
политических субъектов (партий, общественных
организаций, самих кандидатов), направленная
на обеспечение своей победы. Существует
несколько видов избирательных кампаний:
кампании по выборам в общенациональные,
региональные, местные органы власти и
т. д.
24. Политическая идеология - понятие и функции
Политическая
идеология –
Уровни функционирования политической
идеологии:
1 – теоретико – концептуальный (политическая
философия)
2 – программно – политический (здесь
принципы и идеи преобразуются в политическую
программу, лозунги, требования властвующей
элиты)
3 – актуализированный (определяет степень
эффективности идеологии)
Функции идеологии:
1.познавательно – воспитательная; 2.нормативно
– ценностная;
3.интегрирующая; 4.мобилизационная.
В отличие от науки, чьей задачей является
поиск истины, функции идеологии прежде
всего сводятся к овладению массовым политическим
сознанием населения, к внедрению в него
своих критериев оценки настоящего и будущего
развития общества, определению целей
и задач, по которым люди должны ориентироваться
в политическом пространстве. Обладая
ярко выраженным групповым характером,
идеология должна создавать позитивный
образ проводимой (или предлагаемой населению)
политической линии, ее соответствия интересам
того или иного класса, нации, государства.
При этом идеология должна не столько
заниматься пропагандированием, распространением
тех или иных идеалов и ценностей сколько
стимулировать целенаправленные действия
и поступки граждан, партий и других политических
ассоциаций.
Выполняя свои политические функции, идеология
стремится сплотить, интегрировать общество
либо на базе интересов какой-либо социальной
или национальной группы (например, среднего
класса, граждан коренной национальности
и т.д.), либо на почве сознательно сформулированных
цепей, не опирающихся на определенные
социально-экономические страты или группы
населения (например, идеология анархизма,
фашизма и др). Способность реально интегрировать
общество будет непосредственно зависеть
от того, насколько идеи и положения идеологии
соответствуют обыденным взглядам и представлениям
населения о предпочтительном стиле жизни,
а также и от того, найдет ли данная доктрина
адекватные уровню общественного сознания
формы интерпретации своих теоретических
заключений.