Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 16:36, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по курсу "Политология".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 145.21 Кб (Скачать файл)

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Конфликт  – многогранное социальное явление. От того, какие характеристики и  параметры входят в определение  понятия «конфликт», зависит предмет  научной дисциплины, изучающей конфликты  и связанные с ними явления.

Конфликт в конфликтологии – это острое столкновение оппозиционных интересов, целей, взглядов, приводящее к противодействиям субъектов конфликта и сопровождаемое негативными чувствами с их стороны.

Столкновение  субъектов происходит в процессе их взаимодействия: в общении, действиях, направленных друг на друга, и поведении.

Объектом конфликтологии выступает совокупность всех конфликтов в целом или все те противоречия, проблемы, которые существуют в обществе. В объекте выделяют три основных вида конфликтов:

1) социальные;

2) внутриличностные;

3) зооконфликты.

Центральное место в объекте конфликтологии занимают социальные конфликты, так как они напрямую связаны с другими конфликтами (внутриличностный, межличностный). Чтобы понять движущие индивидами мотивы вступления вконфликт, необходимо изучать внутреннюю составляющую конфликтного поведения человека – внутриличностные особенности и конфликты. Межличностные взаимодействия и их особенности раскрывают свойства поведения человека в социуме. Все типы конфликтов взаимосвязаны благодаря объединению их в область объекта конфликтологии. Важно понимать, что столь широко заявленный объект конфликтологии не может быть полностью исчерпан в рамках одной научной дисциплины.

Объект  любой науки – это трудно изменяемая составляющая, зачастую отражающая консервативные взгляды ученых и не отражающая происходящие в научной дисциплине перемены. Именно поэтому более важным является определение предмета науки.

Предмет конфликтологии – совокупность закономерностей и свойств возникновения, развития и завершения конфликта. Предмет данной научной дисциплины – это идеальная модель конфликтного взаимодействия. Конфликтологию интересует теория, понятийный аппарат категории конфликта и конфликтного взаимодействия. Характеристики и закономерности конфликтов могут меняться, так как изменяется и развивается общество и социальные взаимодействия в нем. Предмет конфликтологии может меняться, отражая наиболее актуальные стороны исследования и теоретических интересов науки в конкретный момент времени развития самой научной дисциплины.

Современная конфликтология сосредоточена на развитии общей конфликтологической теории, поэтому ее интересует все многообразие существующих конфликтов: социальные конфликты между различными по масштабу группами, межличностные, внутриличностные и зооконфликты.

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Конфликты – явления, нераздельно существующие с появлением общества. Однако наука «конфликтология» возникла только в XX в., так как именно в этом веке явление «конфликт» приобретает новые свойства и характеристики. Возникновение новой научной дисциплины обусловлено многими социальноисторическими обстоятельствами. Две мировые войны XX в . сделали конфликтные противоречия катастрофическими по своим масштабам и последствиям. Усовершенствованное оружие массового поражения и гибель большого числа людей поставили общество в условия ожидания катастроф и кризиса.

Экономические процессы, происходившие в прошлом  веке (Марш бедных , Великая депрессия в Америке), усугубляли степень катастрофичности жизни общества. Совершенствование и усложнение видов преступности, демографический кризис, разрушение или изменение социальных институтов – феномены, заставившие наделить новыми качествами явление «конфликт». Постоянная атмосфера кризиса, социальная напряженность приводили людей к наркомании, алкоголизму, психическим заболеваниям. Внутриличностные конфликты в XX в . достигли своего апогея и спровоцировали в обществе рост суицида.

Факторы, повлиявшие на возникновение конфликтологии:

– глобализация общества и мира в целом;

– усложнение жизни и отношений;

– возрастание динамичности жизни и высокая скорость происходящих изменений;

– напряженность и повышение уровня стресса.

Первые  три фактора относятся к объективным  угрозам равновесия и согласия в  обществе, напряженность – это  субъективные угрозы. В XX в .произошло количественное и качественное возрастание объективных и субъективных угроз человека и общества, поэтому возникла потребность в новых способах достижения компромисса, разрешения противоречий и предотвращения конфликтов.

Возникла  потребность в технологии разрешения конфликтов. Образовательная практика, исследования, научные знания в сфере  конфликта на этот момент могли обеспечить методологический и теоретический  фундамент для новой науки, поэтому  возникновение конфликтологии стало возможным.

Пересечение двух векторов послужило  основанием для появления новой  науки:

– социальноисторическая потребность в новых процедурах разрешения конфликтов;

– достаточный для этого объем научных знаний.

Преобладало три основных взгляда на необходимость возникновения конфликтологии:

– конфликтология должна быть отдельной самостоятельной наукой;

– конфликтология должна стать междисциплинарной и развиваться как направление в рамках других существующих наук;

– наука «конфликтология» не должна быть отдельной наукой, так как не представляет значимости для общества.

КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ  ДИСЦИПЛИНА

Как научная  дисциплина конфликтология начала формироваться в 1960е гг . за рубежом и в 1990е гг. в России. Эта молодая наука до сих пор находится в процессе разработки и создания целостности теоретической и методологической базы.

Выделяют три направления конфликтологии как научной дисциплины.

1. Развитие теории, методологии и исследований конфликтологии.

2. Формирование конфликтологических знаний в сфере образования.

3. Внедрение прикладного значения конфликтологии с целью прогнозирования и предупреждения конфликтов в обществе.

Первое  направление призвано достигнуть консенсуса всех конфликтологических знаний, в том числе в смежных для конфликтологии науках, примирения теоретических разногласий между отраслями науки. Исследования конфликтологии должны быть как узконаправленными (предметом видеть методологические перспективы науки), так и междисциплинарного и общеприкладного значения.

Данные  эмпирических исследований должны систематизироваться  и превращаться со временем в теоретические  знания конфликтологии. В рамках первого направления стоит задача по проведению научных и научно-практических конференций, симпозиумов и круглых столов по вопросам теории и методов конфликтологии. Переводы и публикации работ зарубежных теоретиков конфликтологии, организация контактов с международными научными центрами конфликтологии, а также создание Института конфликтологии вРоссии – задачи в рамках первого направления дисциплины «Конфликтология». В сфере образования задачами конфликтологии является введение учебных курсов в программы общеобразовательных и высших учебных заведений, открытие специальностей в вузах по конфликтологии, внедрение конфликтологических знаний в систему повышения квалификации специалистов. Расширение изданий учебной литературы по конфликтологии, обеспечение возможности публикации отечественных конфликтологов.

Третье  направление конфликтологии заключается в организации групп и центров по практическим вопросам конфликтологии. Они должны быть направлены на разработку методовоценки современных конфликтных ситуаций, технологий по урегулированию возникающих в обществе конфликтов и прогнозов, помогающих предупредить появление конфликтов.

Работа  подобных центров предполагает широкий  спектр способов профилактики конфликтов в различных сферах и областях жизни общества. Анализ практической работы таких групп позволит систематизировать  методы исследований конфликтологии и сформировать универсальные междисциплинарные знания о конфликтах.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПАРАДИГМЫ  КОНФЛИКТА

Конфликтология привлекает многих исследователей и теоретиков к работе в сфере конфликта и разрешений конфликтных ситуаций. Конфликтологическая парадигма основана на междисциплинарном изучении данного предмета.

В сфере  военных конфликтов известны труды С. Богданова, который предложил совершенно уникальную теорию развития, факторов эскалации и способов управления военным конфликтом. В. Чебан анализирует значение института армии в участии в вооруженном конфликте. Способы отражения и последствия военных конфликтов в социальной и политической жизни общества изучает Ю. Седов . Особенности международного конфликта интересуют А. Власова и Э. Скакунова . Степень влияния сильных экономических и политических государств вмеждународных конф ликтах определяют В.Журкин и И. Звягельская .

Большое значение в современной парадигме  конфликта имеют математическое моделирование конфликта и способов осуществления расчетов в конфликтных  ситуациях или программное управление конфликтом (С. Терентьев, А. Барабаш, Ю. Павловский) . Не теряют своих позиций в научном мире и теории игр (Г. Смолян, В. Лефевр) . В педагогической сфере конфликты изучают Б. Алишев, Т. Чистякова . Вопросы подготовки учительского состава к предупреждению и разрешению школьных конфликтов разрабатывает Г. Болтунова . Социальные конфликты современности представлены в публикациях Д. Малышева, М.Одинцова. Д. Фурман исследует особенности влияния различных религиозных течений в США на сопутствующие социальные конфликты в обществе.

Известными  теоретиками и методологами современной  парадигмы конфликта являются А.Анцупов, А. Шипилов, Ю. Запрудский, А.Дмитриев, А. Зайцев , ими опубликованы учебные материалы и монографии по вопросам конфликтологии.

Таковы  некоторые отечественные представители  конфликтологической парадигмы, в зарубежной конфликтологии яркими представителями признаются С. Липсет, М. Гектер,Т.Нейрн, Л. Козер и Липсет и близкий его идеям Д. Истон – исследователи политических конфликтов, предложившие свои модели достижения и сохранения политической стабильности в обществе. Этнические различия, по мнению М. Гектера , влияют на неравномерное развитие социальных групп в об ществе. Д. Сандерс разработал теорию «внутреннего конфликтного поведения», которая объясняет противоречия, возникающие в различных государствах. Данная теория рас сматривала влияние социальных ценностей конкретного общества на уровень его конфликтности.

ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Прикладное  значение конфликтологии может быть рассмотрено по двум направлениям:

1) методология или методы исследования, которые использует конфликтология;

2) значение данных этих исследований для прогнозирования и предупреждения конфликтов.

Основные методы, которые позволяют собрать максимально полную информацию о конфликте в исследовании:

– метод классификации и определения конфликтов в схожие типы;

– структурнофункциональный метод;

– процессуальнодинамический метод;

– разрешительный;

– прогностический.

Последний метод отвечает за прогнозы конфликтных  ситуаций, предвидение возможных  столкновений и соответствующую  подготовку к ним. Разрешительный метод  – это допускаемые процедуры  и технологии по управлению конфликтом. Здесь однозначно присутствует прикладное значение получаемых знаний. Первые три  метода позволяют объяснить и  описать сущность любого конфликта, выявить его составляющие, понять предмет и объект конфликта, чтобы  впоследствии грамотно определить действия по разрешению противоречия.

Структурнофункциональный метод раскрывает структуру конфликта, функции каждого компонента. Однако этот метод анализирует конфликт в оторванном от реальности и вне его динамики состоянии. Это компенсирует процессуально-динамический подход , позволяющий обозначить этапы развития конфликта, определить характер динамики. Данный метод исследования характеризуется глубинным и целостным представлением конфликтов. Многие конфликты или конфликтные взаимодействия имеют общие черты и особенности, поэтому могут быть отнесены в общую категорию или тип. Это возможно благодаря методу типологизации.

За различной  формой проявления конфликта могут  скрываться общие устойчивые признаки, поэтому бывает важным знать и  видеть объективную суть конфликта, определять его тип. В дальнейшем станет возможным предположение  хода событий в данном типе конфликтного взаимодействия. Более того, метод  классификации позволяет соединить  практические и теоретические знания о конфликте.

Смежные методы исследования , которые также использует конфликтология:

– наблюдение;

– опрос;

– тестирование;

– эксперименты;

– моделирование.

Основная цель методов исследования конфликта заключается в решении прикладных задач, или второго направления прикладной конфликтологии, так как они позволяют разработать стратегию действий в конфликтной ситуации (силовое подавление, стратегия ухода от конфликта, поиск компромисса). Выбираемая стратегия должна быть наиболее оптимальной для каждого конкретного конфликта.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"