Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 16:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по курсу "Политология".
1) представление о самих себе;
2) восприятие других участников конфликтной ситуации;
3) понимание образа внешней среды.
ДИНАМИКА КОНФЛИКТА
Конфликт – это явление, представляющее собой отрезок, но не точку на временной шкале. Этот отрезок может делиться на части, «начало» и «завершение» которых будут отдельными этапами конфликта. Развитие этапов и весь процесс конфликта определяют динамику конфликтного взаимодействия.
Возможные этапы (или стадии) конфликта :
1) предконфликтная стадия (латентный этап);
2) стадия открытого конфликта;
3) стадия завершения конфликта;
4) послеконфликтная стадия (этап нормализации отношений).
На латентном
этапе возникает противоречие между
субъектами или проблемная ситуация,
которая после осознания
Стадия открытого конфликта – это непосредственные действия противоборствующих участников, составляющих конфликтное взаимодействие. Этап начинается со столкновения сторон – инцидента, а затем продолжается взаимным обменом конфликтных действий. Каждое новое действие, направленное на оппонента, увеличивает эмоциональную составляющую взаимодействия, затрудняет рациональное восприятие действий и позиции другого участника. Это приводит к усилению столкновения и делает взаимодействие более агрессивным – наступает эскалация конфликта. На стадии завершения конфликта степень противоборства ослабевает, взаимодействие становится не столь интенсивным и негативно окрашенным. Участники конфликта видят, что все их действия не приводят к поставленным целям и не разрешают противоречия, поэтому ищут другие способы урегулирования конфликтной ситуации. После чего конфликт разрешается. Форм разрешения конфликтов может быть достаточно много, но основными считают: затухание, разрешение, устранение проблемы, видоизменение конфликта в другой конфликт.
Послеконфликтная стадия необходима, чтобы восстановить разрушенные конфликтом межличностные отношения между участниками. Если конфликт разрешен способом, не полностью удовлетворяющим индивида, могут оставаться условия, которые мешают построить прежние отношения. В этом случае на послеконфликтной стадии происходит частичная нормализация отношений. Если участники завершенного конфликта видят необходимость совместной конструктивной деятельности и обоюдно стремятся восстановить прежние отношения, наступает полная нормализация межличностного взаимодействия.
ЛОГИКА И ДВИЖУЩАЯ СИЛА КОНФЛИКТА
Логика конфликта – это независимое отучастников развитие конфликтной ситуации по определенным стадиям. Логика конфликта вместе с субъективным восприятием конфликта участниками и причинами конфликта образуют движущую силу развития конфликта.
При переходе от латентной стадии конфликта к реализации намерений появляется логика конфликта, которая уже не зависит от действий участников. Реализация намерений может происходить в символических или реальных действиях участников, но и те и другие вызывают ответную реакцию или противодействие. Именно в этой причинноследственной связи «действие – противодействие»– и заключается сущность логики конфликта. Цепной механизм, происходящий в результате ответных реакций участников столкновения, влияет на динамику и структуру дальнейшего развития конфликта.
Когда конфликтующие стороны переходят от явного к скрытому конфликту или наоборот, происходит смена предмета конфликта. Его значимость для противоборствующих сторон также способствует движению конфликта в сторону эскалации. Нарастание конфликта до своей кульминационной по остроте и динамике стадии– эскалации– запускает другой, независимый от участников конфликта механизм логического развития конфликта – вовлечение субъектами больших ресурсов и сил для конфликта. После эскалации логически может наступить стадия истощения конфликта. Результатом этого является состояние «не войны, не мира».
Несмотря на то что результат истощения конфликта может выглядеть как разрешение конфликта– иметь ту же форму (компромисс, победа одной из сторон, затухание), важно не перепутать данное состояние с действительным разрешением конфликта. Так как при истощении конфликта разрешения спора не происходит, то конфликт может разгореться снова.
Причины противоречия как одно й из движущих сил развития конфликта не всегда легко определить. Установление подлинных причин – необходимое условие при разрешении конфликта. Определить причины можно путем анализа всей цепочки событий и всех взаимодействий субъектов, которые произошли до открытой формы конфликта. Часто причина конфликта имеет форму личностных мотивов участников конфликтной ситуации.
Цепочка событий упрощенно может быть представлена следующим образом:
1) мир;
2) отражение мира и действительности;
3) возникновение определяющего конфликтмотива;
4) действие или поступок одной из сторон;
5) ответная реакция и действие другой стороны;
6) конфликт.
Эту цепочку невозможно из менить и мгновенно подействовать на ее звенья, так как они имеют субъективную природу.
СТАТУС И РОЛЬ УЧАСТНИКОВ КОНФЛИКТА
Участниками конфликтов могут быть как отдельные люди или группы (малые, средние, большие) людей, так и отдельные социальные общности (этнические, национальные, религиозные, политические) или коалиции общностей (государственные, этнические коалиции и др.).
В условиях конфликта субъекты конфликта могут участвовать не в своей привычной роли, а занимать другую позицию и статус. Набор возможных ролей, которые играет человек или социальная группа в обществе, очень велик, также разнообразны варианты ролевых позиций в конфликтных отношениях. Например, президент страны может играть свою непосредственную роль во внутриполитическом или межгосударственном конфликте, но в других противоречиях может играть роль обычного гражданина страны, соседа, супруга, отца и другие роли. Другими словами, каждый человек обладает определенным ролевым набором, его смена происходит ежедневно в зависимости от того, в каких условиях он находится. Так же и вконфликте роли могут меняться либо появляться новые. Занимаемые позиции в конфликтной ситуации тоже могут быть разными.
Виды возможных позиций участников конфликта:
1) основные участники (инициатор/зачинщик и оппонент);
2) поддерживающие основных участников;
3) подстрекатели;
4) организаторы;
5) медиаторы (посредники, судьи, эксперты).
Статус основных участников определяется не только его ролью в конфликте или социальным положением, которое он занимает в обществе или системе межличностных отношений, в которой происходит конфликт. Его также характеризует положение, формирующееся в ходе развития конфликта, называемое рангом . Уровень ранга зависит от возможностей, которыми обладает участник конфликта (физические, материальные, социальные, интеллектуальные, личностные). Влияют навыки и опыт субъекта конфликта, степень налаженности разносторонности его социальных связей. Ранги противоборствующих сторон различаются качественной характеристикой личностного потенциала и вероятности раскрытия потенциала в конфликтном взаимодействии.
Уровень социальных, интеллектуальных и физических сил состоит не только из сил основного участника, но и возможностей участников, которые поддерживают основного субъекта конфликта. Эта поддержка оказывается значимой в количественном и качественном отношении, влияет на весь ход развития противоречия и на способ его разрешения. Поддержка может выражаться как присутствием реальных действующих лиц конфликта, так и общественным признанием за той или иной стороной разногласия преимущества (например, через средства массовой информации или негласно).
ПОНЯТИЕ ЭСКАЛАЦИИ КОНФЛИКТА
Эскалация (от лат. scala – лестница) – это самый интенсивный по эмоциональному фону и быстро развивающийся этап конфликтного взаимодействия.
Признаки эскалации в конфликтном взаимодействии
1. В действиях и поведении участников уменьшается когнитивная или рациональная составляющая.
2. На первое место в межличностных отношениях противоборствующих сторон выходит негативная оценка друг друга, восприятие исключает целостное содержание, акцентируя лишь отрицательные черты оппонента.
3. В связи со снижением управления ситуацией взаимодействия увеличивается эмоциональное напряжение у участников конфликта.
4. Доминирование субъективных выпадов и критика личностных черт оппонента взамен аргументации и доводов в пользу поддерживаемых интересов.
На этапе эскалации главным противоречием могут выступать уже не цели и интересы субъектов конфликтного взаимодействия, а личностные противоречия. В связи с этим проявляются другие интересы сторон, усугубляющие атмосферу конфликта. Любые интересы при эскалации максимально поляризуются, участники полностью отвергают интересы противоположной стороны. За увеличение агрессивности на этом этапе может произойти потеря истинного первоначального предмета противоречия. Поэтому конфликтная ситуация перестает зависеть от причин, побудивших участников к конфликту, и может развиваться и после уменьшения ценности и значимости первоначального предмета противоречия.
Эскалация обладает свойством увеличения временных и пространственных характеристик конфликта. Противоречия участников становятся обширнее и глубже, поводов столкновения становится больше. Фаза эскалации конфликта– наиболее опасный этап всей конфликтной ситуации, так как именно в это время изначально межличностный конфликт может перерасти в межгрупповой. Это, в свою очередь, ведет к разнообразию используемых на стадии открытого конфликта средств.
Эскалация имеет внешние и внутренние механизмы, усиливающие конфликт. Внешние механизмы эскалации заключаются в способах и стратегиях поведения противоборствующих сторон. При совпадении поведенческих действий конфликт более интенсивен, так как участники примерно равными способами добиваются раз личных целей и интересов.
Внутренние механизмы эскалации основаны на возможностях психики и мозга человека. Особенности характера индивидов, личностные и социальные установки участников конфликтной ситуации влияют на реакцию и функционирование человека в условиях эмоциональной напряженности и потенциальной опасности.
СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КОНФЛИКТА НА ЭТАПЕ ЭСКАЛАЦИИ
Эскалация конфликта
начинается на этапе первого инцидента
или противоборствующего
Структурные изменения , которые могут произойти на этапе эскалации:
– изменение временных, пространственных, внешних и внутренних границ конфликта;
– изменение количества участников;
– изменение приоритетов в предметной области конфликта;
– изменение субъективного восприятия конфликта.
Легко заметить, что эскалация может вызывать структурные изменения всех компонентов конфликтной ситуации. Все изменения направлены в сторону увеличения и роста компонента. Например, вовлекаются новые участники, расширяется территория, на которой происходит конфликт. За счет изменения предмета борьбы или приоритетности интересов увеличивается социальное пространство (добавляются новые сферы противоречий).
На пике эскалации происходят качественные изменения ранга участников, образуя другую иерархию всех субъектов конфликтного взаимодействия. При равных рангах оппонентов конфликтная ситуация развивается слабо. При неравных рангах участник с более высоким рангом приобретает поддержку других участников, и конфликт, как правило, начинает развиваться в его пользу.
Изменения субъективного восприятия конфликта на стадии эскалации происходят следующим образом:
1) возрастание значимости и ценности собственных интересов у участников конфликта;
2) психическая напряженность увеличивается и отвергает основания для совместного разрешения проблемной ситуации;
3) действия против оппонента и твердая позиция неуступчивости своих интересов и взглядов;
4) регрессирующее функционирование психики, увеличение эмоционального напряжения;
5) исключительное представление об оппоненте как о враге, абсолютизация его отрицательных черт и свойств личности.
При обострении конфликта
сознательная составляющая субъектов
конфликта уменьшается в пользу
бессознательного. Защитные механизмы
психики личности нацелены на сохранение
внутреннего состояния