Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 16:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по курсу "Политология".
Общество XX в. характеризовало
Культура общества делится на основании доминанты того или иного поколения на несколько культур (типология предложена Г. Мидом ):
1) префигуративная – зрелое поколение «учится» у молодого поколения;
2) кофигуративная – обмен и обучение среди равных по возрасту, у своего поколения;
3) постфигуративная – значимым является опыт старших и взрослых, молодое поколение черпает знания у более старшего.
Конфликт поколений
может не развиваться по тем стадиям,
которые выделяют в других конфликтах,
так как имеет свою специфику:
более длителен по временному масштабу,
интенсивность конфликта
Например, экономическое и законодательное ущемление прав молодежи в начале XX в . во Франции привело к многочисленным демонстрациям, пикетированию зданий правительства и порче имущества образовательных учреждений.
КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
Конфликты в организациях (или трудовые конфликты) – противоречия, возникающие в трудовых отношениях и условиях, связанных с их обеспечением.
Конфликты в организациях подразделяются на два основных вида : межличностные (как правило, это конфликты «по вертикали»); межгрупповые.
Стороны (группы) межгрупповых конфликтов в организациях:
1) администрация;
2) трудовой коллектив;
3) профсоюз;
4) другая организация;
5) органы управления, муниципалитеты.
Выделяют три сферы деятельности, вкоторых могут происходить трудовые конфликты.
1. Сфера условий труда: режим труда, обеспечение безопасности и комфорта рабочего места, трудовые нормы и т. д.
2. Сфера закрепленных и принятых договоренностей о том или ином предмете производства.
3. Распределение ресурсов или обеспечение материальными вознаграждениями за труд.
Любая сфера трудовых
отношений может стать
Внешними причинами могут быть:
– общий рост безработицы;
– снижение ценности труда;
– обнищание населения;
– отсутствие регуляции условий труда административными кругами.
Трудовые конфликты могут оказывать как негативные последствия, так и положительный эффект.
К положительным последствиям конфликтов в организациях относят:
1) изменение социальнопсихологического климата в сторону улучшения и взаимного уважения;
2) конфликт может помочь в преодолении различного характера трудностей (социальных, экономических и др.) организации;
3) конфликт сигнализирует о наиболее слабом месте взаимосвязи трудовых групп, после чего можно устранить дефект;
4) возрастает сплоченность трудового коллектива и организации в целом.
Способы разрешения трудовых конфликтов: забастовки, выступления на собраниях, демонстрация, письменное или устное обращение к вышестоящему руководству или администрации, заявление в средствах массовой информации, урегулирование через профсоюзные комитеты, обращение в комиссию по трудовым спорам, увольнение.
Эффективным способом предупреждения и разрешения трудовых конфликтов считают заключение соглашения или трудового договора на этапе принятия на работу либо на этапе уже возникшего конфликта. Договор включает основные права и обязанности всех сторон организации, содержит допускаемые способы разрешения трудовых противоречий и позволяет демократично управлять конфликтной ситуацией.
КОНФЛИКТЫ В УПРАВЛЕНИИ
Конфликты в управлении – это конфликты, возникающие в трудовом коллективе между руководителем и подчиненным (конфликты «по вертикали»).
Характер субординации
в отношениях между подчиненным
и руководителем может
Личностные отношения , которые возникают при неформальных отношениях, могут выявлять несовпадение темпераментов, особенностей взаимодействия руководител я и подчиненного, что также влияет на характер взаимоотношений.
Руководитель определяет набор требований и ролей, которые должен выполнять подчиненный, организуя все условия для их выполнения.
Почти всегда возможности и условия не совпадают с предъявляемыми требованиями, поэтому возникает конфликт. Конфликты между подчиненным и руководителем детерминированы следующими особенностями :
– межличностные конфликты на производстве наиболее конфликтогенны, так как находятся в системе «человек – человек»;
– предметное содержание деятельности в отношениях подчиненного и руководителя важно, так как от него зависит качество профессиональной деятельности подчиненного, результат его работы;
– возникновение конфликтов больше происходит при более интенсивной и частой совместной деятельности руководителя и подчиненного.
(Исследователи конфликтов
управления определяют май и
январь наиболее конфликтными
месяцами, так как в эти периоды
происходит выполнение
– более половины конфликтов происходят на уровне «непосредственный руководитель – подчиненный». Поэтому отношения близких по статусной позиции руководителя и подчиненного более конфликтогенны, чем отношения большой статусной дистанции.
Плохо организованная связь между руководителем и подчиненным – основная причина конфликтов в отношениях. При наличии нескольких руководителей подчиненный должен четко осознавать преемственность их требований и выполнять работу, руководствуясь существующей на рабочем месте иерархией. При руководстве большим количеством подчиненных руководитель должен оперативно управлять функциональными обязанностями каждого работника. Это поможет предотвратить или уменьшить число конфликтов в управлении.
Организация рабочих условий – важное условие в предупреждении конфликтов «по вертикали». Другими словами, все функциональные обязанности подчиненных должны быть обеспечены средствами возможности их выполнения.
СЕМЕЙНЫЙ КОНФЛИКТ
Семейный конфликт
может возникать между
А. Анцупов и А. Шипилов выделяют не сколько основных причин конфликтов между супругами:
– несовместимость супругов по психосексуальным характеристикам;
– отсутствие уважения со стороны супруга;
– неудовлетворенность потребности в эмоциональном одобрении;
– удовлетворение своих потребностей одним из супругов в ущерб потребностям другого;
– отсутствие помощи и понимания в делах воспитания или других семейных вопросах;
– различные предпочтения отдыха и неодобряемость увлечений.
Дополнительными факторами или условиями, создающими конфликтную ситуацию, становятся некоторые этапы супружеской жизни, которые теоретики называюткризисными :
– кризис первого года жизни (период адаптации);
– появление в семье детей (большой спектр мешающих условий);
– кризис средних лет (конфликт однообразия);
– кризис семьи, живущей около 20 лет (конфликт одиночества и утраты, конфликт переживаний).
А также внешние условия социальной жизни супругов, трудности которой напрямую отражаются на характере семейных отношений (проблемы трудоустройства, ухудшенное материальное положение, жилищные проблемы и т. д.).
Семейные (супружеские) конфликты подразделяются на несколько видов.
Конфликтная семья – столкновение интересов супругов во многих сферах, преобладание негативных эмоций в отношениях. Проблемная семья – длительное существование общих социальных проблем, приводящих к обострению взаимоотношений супругов. Кризисная семья – острое столкновение интересов супругов в наиболее важных областях деятельности, преобладание непримиримого
отношения между
супругами, нежелание пойти на уступки.
Невротическая семья –
Развод – один из радикальных способов разрешения супружеского конфликта. Психологи считают, что юридическому разводу предшествуют эмоциональный и физический развод.
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ
Детскородительские конфликты – одна из самых распространенных категорий конфликта в современности. Данный вид конфликта присутствует даже в благополучных семьях и представляет собой противоречия в отношениях между детьми и родителями.
В основном причинами возникновен
Внутрисемейные взаимоотношения делятся на два основных типа:
– гармоничный тип отношений (преобладание равновесных отношений, рациональное разделение психологических ролей внутри семьи, умение разрешать возникающие противоречия);
– дисгармоничный тип отношений (негативно окрашенные отношения супругов приводят к конфликтному взаимодействию супругов, последнее способно вызвать отрицательные эмоции и чувство беспокойства у детей; теряется уважение к родителям, нарушаются психологические роли, увеличивается напряженность).
Дисгармоничный тип внутрисемейных отношений приводит к конфликтам между родителями и детьми и проецирует деструктивный способ воспитания .
Особенности деструктивного воспитания:
– чрезмерные запреты для детей в значимых для них сферах жизнедеятельности;
– использование угроз в требованиях к детям;
– осуждение неверных действий ребенка взамен поощрениям и похвале за достижения и успехи;
– непоследовательность и противоречивость действий родителей;
– несовпадение взглядов родителей в вопросах воспитания.
Причинами детскородительских конфликтов может быть неадекватная реакция родителей на возрастные кризисы детей (кризис 1 года, кризис 6–7 лет, кризис полового созревания и т. д.).
Возрастные кризисы
– переходные периоды развития ребенка, вызывают повышенную раздражительность у ребенка. Агрессивное поведение детей, отрицательное отношение к приемлемым до этого требованиям – причины конфликтного взаимодействия. Задача родителей и детей состоит в сглаживании отношений в этот период, обоюдном стремлении идти на компромиссы.
Виды конфликтов родителей и детей подростков:
1) конфликт неустойчивости родительской оценки ребенка;
2) конфликт при снижении планки самостоятельности ребенка, чрезмерный контроль;
3) конфликт сверхзаботы;
4) конфликт неоспоримого родительского авторитета.
Конфликт в отношениях и действиях родителей вызывает особую реакцию удетей, выражающуюся в разных стилях поведения ребенка :
– демонстрация негативного отношения, оппозиция по всем вопросам;
– неподчинение предъявляемым требованиям;
– избегание общения с родителями, сокрытие информации о себе и своих действиях.