Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 16:36, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по курсу "Политология".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 145.21 Кб (Скачать файл)

ТЕОРИЯ  АГРЕССИИ К. ЛОРЕНЦА

Австрийский биолог и этолог Конрад Лоренц (1903–1989) занимался изучением природы инстинктов и агрессии. В 1973 г. стал лауреатом Нобелевской премии за достижения в области медицины и физиологии. Особенно сти поведения человека Лоренц объяснял биологической составляющей его организма и стал одним из основоположников этологии. Его теория агрессии, во многом объясняющая конфликтность человека, представлена в его книгах «Так называемое зло: о природе агрессии» (1963), «Оборотная сторона зеркала: опыт естественной истории человеческого познания» (1973), «Восемь грехов современного человечества».

Изучая поведение  животных, Лоренц переносил полученные данные на человеческий организм. Он был сторонником эволюционного развития, поэтому полагал, что, как и животные, человек с помощью инстинкта борьбы за выживание добивается своего более высокого положения по сравнению с другими.

Лоренц выделяет три функции, которые выполняет  врожденный инстинкт выживания в  борьбе:

1) распределение групп людей по различным отдаленным друг от друга территориям;

2) агрессия, составляющая основу в борьбе за выживание, влияет на генетические изменения – выживают только более сильные и агрессивные представители рода;

3) сила организма и природная агрессия позволяют оберегать потомство, гарантируя его выживание.

В этологии агрессия характеризуется не просто борьбой, а наличием злобы, ярости и не может  характеризоваться критериями справедливости/несправедливости. Лоренц был убежден, что в любом  живом организме агрессия имеет  свойства накопления, генерации и  неуправляемого выхода. Чем больше накапливается агрессии, тем легче  спровоцировать ее выплеск. В более  сплоченных коллективах, где люди обладают знаниями друг о друге и привносят  эмоции в отношения, агрессия наиболее естественна и быстрее проявляется. При этом агрессия несет в себе позитивные последствия, так как  способствует сохранению и эволюции рода или вида биологического организма.

Теория агрессии объясняет существующее насилие  в мире человеческого общества, подчеркивая  доминирование внутривидовой агрессии у животного и человека. Агрессии невозможно избежать, так как она  является естественной для человека как биологического организма. Социальные нормы и правила, существующие в  обществе, отчасти способны повлиять на агрессию, иногда даже контролировать ее. Смена деятельности или переориентация интересов человека выполняет регулирующую функцию для агрессии. Также успешными  приемами в снижении агрессии в обществе обладают культура, традиции, ритуалы.

ТЕОРИЯ  ФУНКЦИОНАЛЬНОГО КОНФЛИКТА Т. ПАРСОНСА

Американский социолог Толкотт Парсонс (1902–1979), являясь представителем структурного функционализма, имел специфический взгляд на содержание и природу конфликта. Его идеи представлены в книгах «Структура со циального действия», «Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения».

Парсонс определял общество как особый тип социальной системы, который достигает самого высокого уровня самодостаточности по сравнению с другими окружающими системами.

Самодостаточность – это функция обеспечения контроля над отношениями, возникающими в социальных системах, и внутренними механизмами, происходящими в самой социальной системе.

Парсонс определяет пять сред социальных систем.

1. Высшая реальность.

2. Культурные системы.

3. Системы личности.

4. Системы поведенческих организмов.

5. Системы физикоорганической среды.

А также подсистемы, действующие в открытой системе:

1) биологический организм;

2) усвоение норм и ценностей;

3) совокупность способов поведения, ролей;

4) цели и идеалы общества.

В подсистемах, которые  выделил Парсонс, обеспечивается выполнение следующих функций:

– адаптивной;

– личностной («целедостижение»);

– социальной («интеграция»);

– культурной («поддержание социального стандарта»).

Если в системе  или подсистеме нарушается какая-либо функция, это вызывает дестабилизацию и д езорганизацию всего общества, порождает конфликты. Конфликт в обществе – неестественное и аномальное явление. Парсонс был убежден, что между всеми элементами общества нужно стремиться поддерживать бесконфликтные отношения, равновесие и сотрудничество. Парсонс развил эту идею «социального порядка», в которой над конфликтом доминирует достижение консенсуса в структуре отношений и общества.

Таким образом, Парсонс отвергает конфликт как способ развития общества, чем вызывает в1950е гг . резкую критику научного сообщества, тем не менее его взгляды остаются весомой альтернативной позицией западной социологии. Развитие общества, по Парсонсу, возможно благодаря стремлению к эффективному функционированию всех элементов общества. С течением времени в обществе повышается адаптивная способность, которая препятствует образованию конфликтов и сбоев. Внутренняя интегрирующая функция социальной системы также способна помочь в сохранении консенсуса в общественных отношениях.

Например, посредством  развития правовых институтов, усиления роли религиозных отношений, укрепления и сохранения обычаев в обществе возможно обеспечить взаимопонимание и порядок в общественной жизни.

ТЕОРИЯ  КОНФЛИКТА И СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Р. ПАРКА

Роберт Парк (1864–1944) является основателем Чикагской школы в социологии, сложившейся в 1920е гг. в Америке в связи со стремительным ростом города Чикаго.Социологию Парк определял «как науку о коллективном поведении» и поэтому исследовал все социальные процессы, которые так или иначе влияют на человека, заставляя использовать различные формы взаимодействия.

Парк выделил  основные четыре типа взаимодействия:

1) соревнование;

2) конфликт;

3) приспособление;

4) ассимиляция.

Любое социальное явление  в обществе проходит эти типы взаимодействия и связано с природной средой, в которой оно развивается. Для Парка определяющим становитсяэкологический подход, т. е. взаимодействие индивида с социальной и природной средой. Быстрый рост Чикаго как города мигрантов предполагал смешение форм, привычек, установок социального взаимодействия и давал совершенное поле для исследовательской деятельности.

«Общество не может  быть разъято, апотом вновь собрано», – считает Парк , объясняя это тем, что индивиды, составляющие общество, объединены. Объединение индивидов выражается:

– в привязанностях;

– привычках;

– внутренней структуре.

В результате коллективных действий индивидов происходит объединение  индивидов, через разделение труда  образуются социальные институты. Такова концепция городского развития , которую предложил Парк . То, насколько индивид свободен в коллективных действиях и может открыто самовыражаться, выбирать статус в социальной иерархии, свободно передвигаться и конкурировать за место в экономике, определяет значимость человека в обществе. Маргинальная личность есть продукт культурного процесса и есть результат освобождения от локалистских традиций, уверен Парк, поэтому, хоть и маргинальная личность или группа не полностью включены в социальное образование, зато способны образовывать новые сообщества. Возникшее изначально соревнование за ресурсы и лучшие условия порождает конфликт социального взаимодействия среди индивидов или групп. Конфликт – основная стадия в переходе к новым условиям общества.

Проводя эмпирические исследования отклоняющегося поведения, преступности, семейной организации, способов адаптации индивидов к городской  индустриальной среде, Парк и другие представители Чикагского университета внесли концептуальные знания в области  социологии города, способов социального  взаимодействия и сотрудничества индивидов. Парк впервые исследует механизмы социального контроля, которые эффективны в результате использования символических средств городской среды.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ  ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА К. МАРКСА

На теорию социального  конфликта в конфликтологии оказали значительное влияние взгляды К.Маркса (1818–1883). Будучи приверженцем материалистического подхода к истории развития общества, Маркс полагал, что людям свойственно вступать в различные социальные отношения.

Социальные отношения, как и само стремление к их организации, являются независимыми от сознания индивидов  феноменами. Общество формируется благодаря  этому естественному стремлению и включает большие и малые  социальные группы.

Развивается общество на основе закона диалектики о единстве и борьбе противоположностей, в данном случае – классов.

Классовые отношения, как утверждал Маркс , являются базовыми отношениями, существующими в обществе. Они характеризуются постоянным распределением материальных и духовных ресурсов общества между классами.

Распределение не может  происходить без ущемления чьихлибо интересов, поэтому вобществе и отношениях между классами возможны конфликты.

Основные положения  теории конфликта Маркса:

– более неравномерное распределение ресурсов между классами порождает более острое и глубинное противоречие;

– знание об интересах и целях, делающих существование оптимальным, напрямую связано со знанием о незаконном распределении ресурсов для этих целей;

– знание о незаконном и неравномерном распределении ресурсов в обществе способствует объединению угнетенных и открытой борьбе с другими классами;

– конфликт между классами будет разрешаться насильственным путем в случае большей поляризации между господствующим классом и классом угнетенных;

– на поляризацию классов общества влияет внутренняя структура и идеологическая принадлежность руководителей классов;

– значительные структурные изменения системы общества и системы классовых отношений происходят в результате насильственных форм конфликта;

– более существенного перераспределения ресурсов общества между классами можно ожидать от насильственного конфликта.

Маркс считал, что основу социального конфликта в обществе составляют экономические отношения и отношения, возникающие на производстве. Совокупность производственных отношений влияет на все остальные системы отношений общества: политические, правовые, государственные, семейные, коллективные и т. д. Общество развивается поступательно благодаря причинноследственным связям. Естественно, исторический процесс развития общества и отношений внем основан на единственном стремлении индивидов и социальных групп– справедливо м распределении дефицитных ресурсов между классами.

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Конфликт всегда занимал одно из ведущих положений  в философии, но научную разработку в рамках данной науки так и  не получил. Китайские мудрецы рассуждали о противоборстве положительных  и отрицательных сил в человеке и в природе. Гераклит в Древней Греции полагал, что все развитие порождается борьбой противоположностей и эта борьба необходима и неизбежна. Война как социальный конфликт всегда была в центре внимания древних философов (Геродот, Ксенофонт, Фукидид, Тацид, Платон) . Платон считал, что война – это зло, но иногда она необходима даже в «идеальном государстве». Эпикур был уверен, что военные и насильственные методы когда-нибудь впоследствии заменятся миром и согласием в обществе. У философов социальное противоборство в обществе было естественным явлением, необходимо было лишь определить критерии разумности столкновений. Цицерон полагал, что война может быть «справедливой и благочестивой» либо приносить «несправедливое» насилие.

В Средние века продолжалось осмысление неизбежности войны, появляются идеи санкционирования подобных действий со стороны государства. Фома Аквинский считал, что война может быть названа справедливой. Н. Макиавелли видел источник зла во власти, влиятельных людях, в частности дворянстве. Конфликт, по его мнению, неразрывно существует с обществом и может приносить как разрушение, так и положительные моменты. Т. Гоббс считал, что стремление людей к равенству всегда приводит к войнам и порождает соперничество. Ф. Бэкон подходил к природе конфликтов в обществе стеоретической стороны и поэтому смог многое объяснить в причинах возникновения противоречий. Одной из основных причин, по его мнению, была существующая бедность и ее политическое игнорирование в обществе.

В период Нового времени преобладали знания о конфликте как особом этапе исторического развития того или иного общества. В определенный момент времени общество перестает быть равным и однородным, теряется гармония существования, поэтому возникает необходимость заключения общественного договора. Подчиняясь ему, люди вновь обретают необходимые ценности, наступает мирное существование. Г. Гегель считал, что конфликты может урегулировать только государство, так как только оно обладает действенной силой.

Позже конфликт рассматривался как неграмотное урегулирование ситуации, так как конфликт обладает лишь отрицательными функциями и  тормозит нормальное развитие общества. Само понятие «конфликт» появляется в научном мире в 1970е гг .

ПРОБЛЕМА  КОНФЛИКТА В СОЦИОЛОГИИ

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"