Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 16:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по курсу "Политология".
Медиатор в зависимости от вида конфликта может выступать в разных ролях: посредник, наблюдатель, арбитр, помощник, третейский судья.
Положительные факторы участия медиатора в разрешении конфликтов:
1. Обеспечение нацеленности всех конфликтующих сторон к конструктивной совместной деятельности в урегулировании.
2. Благодаря опыту медиатора разрешение конфликта достигается более коротким и менее затратным путем.
3. Медиатор способен уменьшить степень напряженности конфликтующих сторон и конфликта в целом.
4. Профессиональный медиатор выбирает тактики и приемы, соответствующие данной конфликтной ситуации.
Основные этапы медиации в конфликте :
1) выяснение сущности конфликта, временного и пространственного континуума – достижение полного понимания характера и особенностей конфликта;
2) деятельность медиатора, нацеленная на изучение индивидуальных особенностей конфликтующих сторон: наиболее длительный этап, предполагающий многократные встречи медиатора с субъектами конфликта, уточнение позиций и требований, оформление предложения и критики в нейтральные и конструктивные формы, снятие напряжения;
3) этап ведения переговоров: требует от медиатора значительных усилий и высокого профессионализма, медиатор занимает различные роли и выполняет функции контроля и регуляции взаимодействия конфликтующих сторон, резюмирует высказывания сторон, при необходимости разъясняя их, отмечает достижение результатов после каждой встречи.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА
Прогнозирование конфликта – осознанное и обоснованное предположение о возможности возникновения и развития конфликта. Прогнозирование базируется на эмпирических исследованиях конфликтологии, тщательном анализе произошедших конфликтов и диагностике настоящей ситуации.
Методики прогнозирования конфликта – аккумулированный опыт теоретической и практической составляющей научной дисциплины конфликтологии. Только высокий уровень развития научной отрасли позволяет предвидеть конфликты и составлять их прогноз.
В прогнозировании
конфликтов необходимо предвидеть не
только возникновение конфликта
на определенном этапе развития той
или иной системы, но и определять
возможные варианты развития конфликтного
столкновения. Для этого необходимо
иметь систематизированные
Исследование конфликта
для составления достоверных
прогнозов включает анализ прошлого,
настоящего и будущего. Существующие
в некоторых городах России цен
Прогнозирование конфликтов – это наиболее эффективный способ деятельности по предупреждению конфликтов. Прогнозирование возможных в будущем конфликтов является одним из основных направлений в управлении конфликтом, так как на более ранних этапах возникновения социальных противоречий управление наиболее эффективно и наименее затратно по ресурсам и воздействующим силам. Заблаговременное выявление противоречий в обществе, осуществленное благодаря прогнозированию, ведет к конструктивному разрешению проблемной ситуации, избегая любых негативных последствий возможного конфликта.
ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ
Профилактика конфликта – организация социальных взаимодействий индивидов, исключающих или минимизирующих возможность возникновения конфликтов между субъектами общества. Основная цель профилактики – создать условия, которые не позволят привести социальные и межличностные взаимодействия к столкновениям и деструктивным характеристикам. Профилактика конфликтов является составной частью управления конфликтом и относится к предупреждающим методикам.
Области направленности профилактики конфликтов :
1) организация внешних условий, препятствующих возникновению противоречий или уменьшающих вероятность их появления;
2) обеспечение адекватных управленческих параметров в деятельности субъектов;
3) влияние на социальнопсихологические установки, которые могут привести к конфликту, – устранение субъективных причин конфликта.
К объективным внешним условиям в профилактической работе относятся:
– справедливое распределение ресурсов между всеми участниками общей системы межличностных отношений;
– организация оптимальных физических характеристик рабочей среды;
– социальная поддержка окружения и поощрения;
– создание положительного психологического микроклимата в системе взаимоотношений;
– детальная разработка регулирующих отношения норм, правил и допустимых форм общения.
Целерациональное управление
– существенный фактор уменьшения вероятности возникновения конфликтных ситуаций. Оно заключается в со здании оптимальной структуры взаимодействия, налаживания механизмов связи между структурными элементами системы, соотнесении функциональных требований с возможностями субъектов и внешнего окружения, своевременной оценке результатов деятельности и внесении коррективов. Субъективное направление в профилактике конфликтов и регуляции взаимодействий представляет собой наиболее сложный комплекс приемов.
Основными профилактическими действиями в этом случае являются:
– создание гармоничных социальных ролей, занимаемых участниками при взаимодействии, выполнение ожидаемой окружающими роли, исключение взаимодействий между заведомо конфликтными ролями, культивирование равенства в отношениях;
– поддержание оптимального баланса зависимости/независимости друг от друга структурных элементов системы взаимоотношений;
– организация неформальных отношений, помогающих выполнять функциональные обязанности и регулирующих уровень социальнопсихологической комфортности/напряженности;
– осторожное использование наказаний ирациональная и бесконфликтная критика;
– создание критериев для максимально справедливой оценки деятельности субъектов системы и для самооценки.