Избирательный процесс
Под избирательным процессом следует понимать урегулированный
законодательством порядок организации
и проведения выборов. Он включает в себя
деятельность индивидов, органов, организаций
по подготовке и проведению выборов в
органы государственной власти и органы
местного самоуправления. Избирательный процесс
складывается из нескольких последовательных
стадий:
1) назначение выборов;
2) регистрация избирателей
и составление списков избирателей;
3) образование избирательных
округов и избирательных участков;
4) образование избирательных
комиссий;
5) выдвижение и регистрация
кандидатов;
6) предвыборная агитация;
7) голосование, подсчет
голосов и установление итогов
голосования;
8) возможный второй тур
голосования или новые выборы;
9) определение итогов
выборов.
Назначение выборов.
Это начальная стадия избирательного
процесса, которая заключается в
установлении даты голосования. Правом
назначать выборы обладают лишь уполномоченные
на то законодательством органы или
должностные лица и в соответствии
со сроками, установленными законодательством.
Так, выборы Президента Российской Федерации
назначает Совет Федерации Федерального
Собрания РФ; днем выборов является
первое воскресенье после истечения
конституционного срока, на который
был избран Президент; выборы в Государственную
Думу назначаются Президентом РФ,
в законодательные органы субъектов
федерации - высшими законодательными
(представительными) органами субъектов
федерации, в органы местного самоуправления
- главами местной администрации.
О назначении выборов уполномоченным
на то органом издается соответствующий
нормативный акт. С этого момента
начинается избирательная кампания.
В некоторых странах нет необходимости
назначать выборы и устанавливать
дату голосования, поскольку день выборов
раз и навсегда определен законодательством.
Так, в США выборы президента проводятся
в строго определенный конституцией
год и день - в первый вторник
после первого понедельника ноября
високосного года (досрочные выборы
в случае вакантности должности
президента не проводятся, исполнение
полномочий президента до новых выборов
возлагается на вице-президента).
Регистрация избирателей
и составление списков избирателей.
Регистрация избирателей
является необходимым условием реализации
гражданином своих избирательных
прав, поскольку участвовать в
голосовании могут лишь те лица,
которые включены в списки избирателей.
В списки избирателей включаются
все граждане Российской Федерации,
обладающие активным избирательным
правом, - т.е. достигшие на день выборов
18 лет, имеющие постоянное или преимущественное
место жительства на соответствующей
территории. Не включаются в списки
избирателей граждане, признанные судом
недееспособными, и граждане, находящиеся
в местах лишения свободы по вступившему
в законную силу приговору суда.
В списки избирателей на выборах
в органы местного самоуправления включаются
иностранные граждане, достигшие 18
лет, постоянно или преимущественно
проживающие на территории данного
муниципального образования, если они
дееспособны и свободны.
Законодательством предусмотрены
меры, обеспечивающие регистрацию и
включение в списки избирателей
особых категорий российских граждан,
не имеющих возможности зарегистрироваться
в обычном порядке. К ним, в
частности, относятся:
а) военнослужащие - учет военнослужащих,
а также членов их семей и других
избирателей, проживающих в расположении
воинской части, осуществляется командиром
воинской части;
б) студенты и аспиранты -
студенты и аспиранты, являющиеся российскими
гражданами и не имеющими постоянной
прописки по месту обучения, включаются
в списки избирателей по месту
нахождения общежития того учебного
заведения, в котором они обучаются;
в) российские граждане, имеющие
постоянное место жительства за пределами
Российской Федерации или находящиеся
в длительной заграничной командировке,
- их регистрация осуществляется руководителем
дипломатического представительства,
консульского учреждения Российской Федерации;
если избиратели проживают в странах,
где нет консульских учреждений
Российской Федерации, они могут
обращаться в консульские учреждения
на территории близлежащей страны с
просьбой о включении в списки
избирателей;
г) избиратели, находящиеся
в плавании или на полярных станциях,
- их учет осуществляется капитанами судов
и руководителями полярных станций.
В списках избирателей
содержится только самая необходимая
информация - фамилия, имя, отчество, год
рождения ( если избирателю исполняется
18 лет в год проведения выборов, то и дата
рождения ), адрес ( место жительства) избирателя.
Списки избирателей составляются в алфавитном
или ином порядке (по адресам) по форме,
утвержденной Центральной избирательной
комиссией. Списки избирателей подписываются
председателем и секретарем территориальной
и участковой избирательных комиссий
и представляются для всеобщего ознакомления
и дополнительного уточнения не позднее
чем за 20 дней до дня голосования. Гражданин
вправе заявить о невключении его в список
избирателей, а также о любой ошибке или
неточности в списке в участковую избирательную
комиссию. Избирательная комиссия обязана
в течение 24 часов (а в день голосования
- в течение 2 часов) с момента обращения,
но не позднее момента окончания голосования
устранить допущенные ошибки или неточности
либо дать письменный ответ с указанием
причин отказа. Если гражданин не согласен
с решением участковой избирательной
комиссии, он имеет право обжаловать это
решение в вышестоящую избирательную
комиссию либо в суд, которые обязаны рассмотреть
жалобу в 3-х дневный срок, а в день голосования
- немедленно. Практика зарубежных государств
в отношении регистрации избирателей
достаточно разнообразна и, в зависимости
от того, на ком лежит бремя регистрации
- государстве в лице его соответствующих
органов или самом гражданине, - она считается
публичной (обязательной) или личной (добровольной). Обязательная регистрация означает, что государство
само заботится о регистрации всех обладающих
избирательным правом граждан. В одних
странах, где подобно России ведется принудительная
регистрация миграции населения и публичные
власти имеют информацию о проживающих
на подведомственной им территории лицах,
регистрация избирателей осуществляется
достаточно просто (Германия, Швеция ).
В таких странах, как Великобритания и
Канада, где подобный учет миграции населения
не проводится, перед каждыми выборами
(Канада) или раз в году (Великобритания)
списки избирателей составляются путем
обходов специальными должностными лицами
всех домов - “от двери к двери”. Изменения
в списки избирателей после окончания
срока регистрации (15 февраля в Великобритании)
не вносятся; гражданин, сменивший место
жительства после этой даты, может проголосовать
только по месту прежнего жительства. Добровольная регистрация означает, что о
включении в списки избирателей должен
позаботиться сам избиратель (США, Франция).
Для этого избиратель приходит с необходимыми
документами в соответствующее учреждение
и регистрируется для участия в выборах.
Следует, однако, иметь в виду, что списки
избирателей являются обычно постоянными
и ежегодно или перед выборами лишь корректируются,
так что зарегистрировавшись однажды,
гражданин не обязан (при сохранении прежнего
места жительства) проходить перерегистрацию
перед каждыми новыми выборами.
Образование избирательных
округов и избирательных участков.
Избирательные округа
Для проведения выборов образуются
избирательные округа. Избирательный
округ - это территориальная единица,
объединяющая граждан для избрания
депутатов и выборных должностных
лиц. Границы избирательных округов,
перечень входящих в каждый округ
населенных пунктов (улиц, домов), количество
избирателей в каждом округе и
т.д. утверждает соответствующий представительный
орган государственной власти или
орган местного самоуправления не позднее
чем за 60 дней до дня голосования. Виды
округов, их число и размеры зависят прежде
всего от того, какие выборы проводятся
- президентские, парламентские или муниципальные.
Следует различать одномандатные и многомандатные избирательные округа.
Одномандатным (униноминальным) является округ, в котором
избирается один депутат, независимо от
числа кандидатов, претендующих на это
единственное депутатское место. Так,
на выборах в Государственную Думу РФ
образуется 225 одномандатных избирательных
округов ( остальные 50% членов Государственной
Думы избираются по единому федеральному
округу по спискам избирательных объединений,
избирательных блоков).
В многомандатном (полиноминальном) избирательном округе одновременно
избирается несколько депутатов, при этом
число выдвинутых кандидатов превышает
число распределяемых депутатских мест,
а избиратель за каждого из избираемых
депутатов голосует персонально.
Избирательные округа в Российской
Федерации образуются на основе данных
о численности зарегистрированных
избирателей. Для соблюдения принципа
равенства выборов избирательные
округа должны быть равными по числу
избирателей. Для определения нормы
представительства от избирательного
округа общее число зарегистрированных
избирателей делится на число
округов, которые необходимо образовать
на данных выборах. Однако таким образом
определяется лишь исходная средняя
норма представительства избирателей
на избирательный округ, поскольку, во-первых, образование абсолютно равных
избирательных округов практически невозможно; во-вторых, при проведении федеральных
выборов бывает целесообразно и даже необходимо
отказаться от применения установленной
нормы представительства избирательных
округов. Поясним это. При образовании
избирательных округов учитываются административно-территориальное
деление и территории муниципальных образований.
Избирательный округ должен составлять
единую территорию ( избирательный округ
не может состоять из не граничащих между
собой территорий, равно как не может быть
округов, охватывающих соседние районы
двух областей). Следует иметь в виду и
различную компактность проживания населения
в густо- и слабонаселенных местностях.
Учитывая все это, законодатель установил
допустимые пределы отклонения в размерах
избирательных округов от средней нормы
представительства избирателей - не более
чем на 10%, а в труднодоступных и отдаленных
местностях - не более чем на 15%. При образовании
избирательных округов на территории
компактного проживания коренных малочисленных
народов допустимое отклонение от средней
нормы представительства избирателей
может быть увеличено до 30%. (Для примера,
в ФРГ и Великобритании допускается отклонение
от среднестатистического округа в сторону
увеличения или уменьшения не более чем
на 25%, однако фактически в ФРГ этот порог
допустимости может быть поднят до 33 1/3%
). Субъекты Российской Федерации могут
значительно различаться между собой
по размерам территории, численности населения
и, соответственно, по числу избирателей.
При проведении федеральных выборов реальна
такая ситуация, когда в некоторых субъектах
федерации число избирателей окажется
меньше установленной нормы представительства
от избирательного округа. Для обеспечения
равенства прав субъектов Российской
Федерации на участие в формировании федеральных
органов в отношении вышеуказанных субъектов
федерации не применяется требование
равенства избирательных округов - независимо
от численности избирателей на территории
каждого субъекта федерации должно быть
образовано не менее одного избирательного округа. (Аналогичная
практика существует и на выборах в Палату
представителей Конгресса США - каждому
штату гарантируется одно место в палате,
если число избирателей в штате не достигает
нормы представительства избирателей
от избирательного округа). Дополнительное
требование российское законодательство
предъявляет к многомандатным избирательным
округам - число мандатов, подлежащих распределению
в округе, не должно превышать пяти. Порядок
разделения территории на избирательные
округа имеет, как считают специалисты
и как показывает анализ избирательной
практики зарубежных стран, весьма важное
политическое значение, поскольку от этого
непосредственно могут зависеть результаты
выборов (о сущности “избирательной геометрии”
и “избирательной географии” как способах
нарезки избирательных округов, с помощью
которых можно предопределить результаты
голосования, мы поговорим ниже в главе
об избирательных системах).
Избирательные участки
Для проведения голосования
и подсчета голосов на территории
избирательного округа образуются избирательные
участки. При образовании избирательных
участков также строго учитываются
границы административного деления,
кроме того, недопустимо пересечение
границ избирательных округов границами
избирательных участков. Для избирательных
участков федеральным законодательством
установлена предельно допустимая
норма численности избирателей -
не более 3000 избирателей на каждом избирательном
участке. Основным критерием образования
избирательных участков является максимальная
приближенность их к избирателям
и легкодоступность. Поскольку голосование
проводится только на избирательных участках,
при их образовании необходимо обеспечить
полный охват избирателей, предоставить
реальную возможность всем категориям
избирателей реализовать свои избирательные
права. Так, избирательные участки могут
также образовываться:
- в местах временного
пребывания избирателей ( больницах,
санаториях, домах отдыха и т.п.); на судах,
находящихся в день голосования в плавании;
на полярных станциях; в труднодоступных
и отдаленных местностях;
- в воинских частях, расположенных
в обособленных, удаленных от
населенных пунктов районах;
- для избирателей, проживающих
на территории иностранного государства,
избирательные участки образуются
руководителями дипломатических
представительств, консульских учреждений
на территории страны их пребывания.
Избирательные участки образуются
главой муниципального образования
и публикуются им ( с указанием границ
и номеров участков, мест нахождения участковых
избирательных комиссий и помещений для
голосования ) не позднее чем за 25 дней
до дня голосования на выборах.
Отменена существовавшая
ранее практика образования избирательных
участков на вокзалах, аэропортах, речных
и морских портах, поскольку избиратель,
которому в день голосования предстоит
поездка, имеет право проголосовать
досрочно по месту своего жительства.
Не во всех странах образуются
специальные избирательные участки,
в качестве таковых могут служить
низовые единицы политико-административного
деления территории страны (например,
во Франции избирательными участками
являются коммуны).
Избирательные комиссии.
Основную организационную
работу по проведению выборов выполняют
избирательные комиссии. В зависимости
от конкретных выборов - федеральных, региональных
или муниципальных - образуются соответствующие
избирательные комиссии. В соответствии
с законодательством в Российской
Федерации действуют следующие
избирательные комиссии:
а) Центральная избирательная
комиссия Российской Федерации;
б) избирательные комиссии
субъектов Российской Федерации;
в) окружные избирательные
комиссии;
г) территориальные (районные,
городские и другие) избирательные
комиссии;
д) участковые избирательные
комиссии.
Полномочия и порядок
деятельности избирательных комиссий
определяются соответствующими правовыми
актами федерального, регионального
или муниципального уровня. На избирательные
комиссии возлагается обязанность
по обеспечению реализации и защите
избирательных прав граждан, по осуществлению
подготовки и проведению выборов. В
системе избирательных комиссий
действуют иерархические отношения
- решения вышестоящей избирательной
комиссии обязательны для нижестоящих
избирательных комиссий. Вместе с
тем, избирательные комиссии представляют
собой обособленную систему органов
и в пределах своих полномочий
не зависимы от органов государственной
власти и органов местного самоуправления.
Решения избирательных комиссий
могут быть отменены только или вышестоящей
избирательной комиссией, или судом.
Более того, решения и акты избирательных
комиссий, принятые в пределах их компетенции,
обязательны для соответствующего уровня
органов исполнительной власти, государственных
учреждений, органов местного самоуправления,
кандидатов, избирательных объединений,
должностных лиц, избирателей и иных участников
избирательного процесса. Работа избирательных
комиссий строится на принципах коллегиальности
и гласности. Избирательные комисси ( кроме
участковых) действуют, как правило, на
постоянной основе и срок их полномочий
определяется сроком полномочий того
выборного органа, подготовку и проведение
выборов в который они обеспечивают. Полномочия
участковой избирательной комиссии прекращаются
через 10 дней со дня официального опубликования
результатов выборов. Формирование избирательных
комиссий осуществляется на основе широкого
привлечения органов государственной
власти и органов местного самоуправления,
избирательных объединений, общественных
организаций, собраний граждан по месту
жительства, работы, учебы и т.д. Серьезное
внимание уделяется профессиональной
подготовке членов и работников аппарата
избирательных комиссий, прежде всего
уровню их правовой культуры. Так, Указом
Президента РФ от 28 февраля 1995 года одобрена
“Федеральная целевая программа повышения
правовой культуры избирателей и организаторов
выборов в Российской Федерации”, в рамках
которой, в частности, предусмотрено периодическое
проведение интенсивных курсов повышения
квалификации, правового обучения организаторов
избирательного процесса, к каковым прежде
всего относятся руководители, члены и
работники аппарата избирательных комиссий.
Для членов же Центральной избирательной
комиссии уже в законодательстве предусмотрены
требования профессиональной пригодности
- они должны иметь высшее юридическое
образование или ученую степень в области
права. Расходы, связанные с деятельностью
избирательных комиссий, возмещаются
за счет средств государственного бюджета.
Кроме того, на государственные органы,
органы местного самоуправления, учреждения,
организации, их должностные лица возложена
обязанность оказывать избирательным
комиссиям содействие в реализации их
полномочий, в частности предоставлять
необходимые помещения, транспорт, средства
связи, техническое оборудование, сведения
и материалы и т.п. В зарубежных государствах
органы, осуществляющие организационное
руководство избирательным процессом
(комиссии, бюро, президиумы и т.п.) также
могут формироваться не только путем избрания,
но и путем назначения (например, в Мексике
в Федеральную избирательную комиссию
включаются назначенные в нее депутаты
нижней и верхней палат парламента, государственный
нотариус и др.). Как правило, руководство
или весь состав избирательных органов
замещается по должности определенными
должностными лицами государственного
аппарата (обычно чиновниками министерства
внутренних дел, как, например, в Германии).