Шпаргалка по "Политологии2

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по "Политологии"

Файлы: 1 файл

Избирательный процесс.docx

— 65.55 Кб (Скачать файл)

Выдвижение и  регистрация кандидатов.

Это одна из важнейших стадий избирательного процесса, поскольку  именно здесь определяется будущий  персональных состав выборного органа.

Выдвижение кандидатов может  происходить по-разному. Российское законодательство о выборах предусматривает  два основных способа выдвижения кандидатов:

- выдвижение избирателями  соответствующего избирательного  округа ( в том числе и путем самовыдвижения );

- выдвижение избирательными  объединениями, избирательными блоками.

Закон предусматривает возможность  выдвижения не только отдельных кандидатов, но и списков кандидатов ( это касается, главным образом, выдвижения кандидатов избирательными объединениями и избирательными блоками - например, при избрании 225 депутатов Государственной Думы РФ по федеральным спискам кандидатов в депутаты ).

Выдвижение кандидатов избирателями.

В соответствии с законодательством, правом выдвижения кандидатов обладают как отдельный избиратель, так  и группы избирателей по месту  работы, службы, учебы или жительства на территории данного избирательного округа. Выдвижение кандидатов непосредственно  избирателями также может проводиться  путем самовыдвижения: любой гражданин, обладающий активным избирательным  правом и достигший установленного для пассивного избирательного права  возраста, вправе выдвигать свою кандидатуру  для баллотировки на выборах.

По сравнению с ранее  действовавшим законодательством  о выборах в правилах выдвижения кандидатов избирателями произошли  достаточно существенные изменения - не предусматривается больше, как обязательное требование, проведение в этих целях  общего собрания граждан. Более того, закон об основных гарантиях избирательных  прав граждан в ст.29 п.2 прямо запрещает  законодательным органам субъектов  федерации включать в свои законы требование проведения собрания избирателей  с определенным числом его участников для выдвижения кандидатов непосредственно  избирателями. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями имеет  свои отличительные особенности  в зависимости от того, что это  за выборы. Так, на выборах Президента РФ выдвижение кандидата избирателями представляет собой право любого гражданина РФ или группы граждан  РФ образовывать инициативную группу избирателей в количестве не менее 100 человек для выдвижения кандидата  на должность Президента РФ. Как  видим, в данном случае не действует  правило самовыдвижения, зато применяется  требование к численному составу  инициативной группы избирателей. При  любом из способов выдвижения кандидатов избирателями об этом уведомляется соответствующая  избирательная комиссия, в которой  будет осуществляться регистрация  кандидатов ( а упомянутая ранее инициативная группа избирателей обращается в Центральную избирательную комиссию с ходатайством о регистрации группы ). Затем наступает следующая стадия процедуры выдвижения кандидатов - сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов. При сборе подписей избирателей обязательно соблюдение ряда правил и требований, необходимых для последующей процедуры регистрации кандидатов. К их числу, в частности, относятся:

а) необходимо собрать определенный минимум голосов избирателей  в поддержку кандидата (кандидатов). Так, в поддержку кандидата в  Президенты РФ следует собрать не менее 1 миллиона подписей, причем на один субъект Российской Федерации может  приходиться не более 7% от требуемого числа подписей ( для примера, кандидату в Президенты Франции получить поддержку не менее 500 граждан, но в их число могут входить только члены парламента, генеральных советов департаментов, мэры и ряд других должностных лиц, представляющие не менее 30 различных департаментов и заморских территорий). В поддержку кандидата на должность Губернатора Иркутской области должно быть собрано не менее 1% подписей от числа всех избирателей области, при этом на одну административно-территориальную единицу (район, город областного значения) должно приходиться не более 7% от требуемого общего числа подписей.

В поддержку кандидата  в депутаты Государственной Думы РФ необходимо собрать подписи не менее 1% от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. При проведении выборов в органы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления соответствующими законодательными актами могут устанавливаться иные квоты подписей избирателей, однако, в соответствии с требованием федерального законодательства, максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа;

б) сбор подписей проводится по подписным листам, изготовленным  по официально установленной форме;

в) право сбора подписей принадлежит только совершеннолетнему  дееспособному гражданину РФ;

г) сбор подписей проводится только среди избирателей того избирательного округа, в котором предполагается регистрация кандидата;

д) подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом;

е) избиратель собственноручно  указывает в подписном листе  свою фамилию, имя, отчество, год рождения ( в возрасте 18 лет также указывается месяц и день рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, ставит свою подпись и указывает дату внесения подписи;

ж) запрещается участие  администраций предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций  в сборе подписей; проведение сбора  подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы, а также принуждение в процессе сбора подписей или вознаграждение избирателей за внесение подписи.

Выдвижение кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками.

Прежде всего, следует  четко определиться, что понимается под избирательным объединением и избирательным блоком. В соответствии с федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав граждан избирательное объединение - это политическое общественное объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными, закрепленными в уставе целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. Избирательное объединение должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне в порядке, установленном законодательством, а его действующий устав должен быть зарегистрирован не позднее чем за один год до дня голосования. На выборах депутатов в Государственную Думу РФ в 1995 году, в частности, были зарегистрированы такие избирательные объединения, как “Наш дом - Россия”, “Женщины России”, “Яблоко”, Партия Российского Единства и Согласия, Коммунистическая партия Российской Федерации, Либерально-демократическая партия России, Аграрная партия России, “Конгресс русских общин” и др.

Избирательный блок - это добровольное объединение двух или более избирательных объединений для совместного участия в выборах. Решение о вхождении в избирательный блок принимается на съезде (конференции) каждого из избирательных объединений, после чего уполномоченными представителями этих избирательных объединений подписывается совместное решение о создании избирательного блока. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения.

На выборах в Государственную  Думу были зарегистрированы такие избирательные  блоки, как “Преображение Отечества”, “Блок Ивана Рыбкина”, “Коммунисты - Трудовая Россия - за Советский Союз”  и др. В избирательный блок “Демократический выбор России - объединенные демократы”, в частности, вошли Социал-демократическая  партия; Крестьянская партия; “Демократический выбор России”, Конгресс национальных меньшинств. Следует заметить, что в рамках парламентских слушаний по основным направлениям совершенствования избирательного законодательства в Российской Федерации, состоявшихся в феврале 1997 года, прозвучало, что правовое признание избирательных объединений в качестве субъектов избирательного процесса себя на практике не оправдало. Право участвовать в выборах получили общественные объединения, которые удовлетворяют чисто формальным требованиям, но по существу не являются политическими организациями, как то: профессиональные союзы, объединения по интересам и т.д. В связи с этим предлагается отказаться от института “избирательных объединений” и наделить правами субъекта избирательного процесса только политические партии (и, возможно, политические движения). Но поскольку по действующему законодательству избирательные объединения и блоки остаются участниками избирательного процесса, мы продолжим рассмотрение вопросов об их месте и роли в выборах. Избирательные объединения, избирательные блоки могут выдвигать как отдельных кандидатов по одномандатным избирательным округам, так и списки кандидатов по многомандатным округам. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) производится, в зависимости от вида выборов, на федеральных съездах (конференциях), на конференциях (собраниях) региональных отделений либо на собраниях местных отделений указанных объединений. Так, выдвижение кандидата на должность Президента РФ от избирательного объединения производится на съезде (конференции) избирательного объединения, от избирательного блока - на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, входящих в этот блок (на должность Губернатора Иркутской области решение о выдвижении избирательными объединениями, избирательными блоками своих кандидатов производится на заседаниях их областных выборных органов либо на конференциях соответствующих общественных объединений). Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть только одного кандидата в Президенты РФ ( Губернаторы области).  На выборах в Государственную Думу избирательные объединения, избирательные блоки вправе выдвигать кандидатов в депутаты как по одномандатным избирательным округам, так и списки кандидатов по федеральному многомандатному округу. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) также производится на съездах (конференциях) тайным голосованием. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатами в депутаты лиц, не являющихся членами входящих в них общественных объединений. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать не более одного кандидата в одном одномандатном избирательном округе и не более одного списка кандидатов по многомандатному округу, однако допускается включение в список кандидатов по федеральному округу лиц, выдвигаемых данным избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатным округам. Следует также отметить, что общее число кандидатов, выдвигаемых избирательным объединением, избирательным блоком по федеральному списку на выборах в Государственную Думу не может превышать 270 человек. Следует однако заметить, что практика “двойного выдвижения” (кандидат от партии выдвигается по одномандатному округу и включается в партийный список по федеральному округу) вызывает достаточно серьезную критику со стороны ученых, занимающихся вопросами избирательного права. Так, по мнению В.В.Лапаевой, это приводит, в частности, к неоправданной множественности претендентов на власть, к подталкиванию политиков к созданию и использованию своих собственных “именных” квазипартий лишь для обеспечения личной политической карьеры, укрепления личных электоральных позиций в одномандатных округах. При совершенствовании российского избирательного законодательства в этой части полезным представляется использование опыта немецкого Закона о выборах, согласно которому партия, сумевшая провести своего представителя в Бундестаг и по земельному списку, и по одномандатному избирательному округу, теряет столько голосов из числа поданных за ее список, сколько отдано в поддержку ее кандидата в избирательном округе. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками, проводится по тем же общим правилам, что и сбор подписей в поддержку кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателями. Следует, однако, отметить, что при сборе подписей в поддержку федерального списка кандидатов в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства не всех выдвинуты кандидатов, а первых трех кандидатов, возглавляющих федеральную часть списка, а также трех кандидатов, возглавляющих соответствующую региональную часть списка ( если список разбит на региональные группы кандидатов ). По каждому федеральному списку кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ требуется собрать подписи не менее 200 тыс. избирателей, при этом на один субъект федерации должно приходиться не более 7% подписей. При сборе подписей в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатному избирательному округу, в подписном листе, помимо указанных сведений, указывается также наименование избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, и принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению. Сбор подписей в поддержку кандидатов как одно из обязательных условий для их регистрации широко применяется во многих странах (Бельгии, Дании, Франции, Польше и др.). Считается, что выдвигаемый кандидат должен показать, что он располагает определенной общественной поддержкой. Это служит в качестве своеобразного “сита”, предназначенного отсеять случайных, не известных избирателю кандидатов, поскольку обилие неконкурентноспособных кандидатов приводит, как минимум, к удорожанию выборов. Следует однако заметить, что сбор подписей в поддержку кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, не вызывает однозначно положительной оценки со стороны российских ученых. Считается, что он (т.е. сбор подписей) не только не является гарантией того, что к выборам допущены наиболее авторитетные выразители социальных интересов, но и чреват разного рода нарушениями и злоупотреблениями, практически не поддающимися контролю. Предлагается в дальнейшем отказаться от процедуры сбора подписей в поддержку федеральных списков, превращающей избирательный процесс в рынок, где идет покупка и продажа подписей избирателей, а ввести иные формы выявления социальной значимости политических партий, в частности, ведение ими избирательной кампании исключительно за счет собственных финансовых средств, о чем более подробно мы поговорим в соответствующем разделе книги.

Регистрация кандидатов.

Регистрация кандидатов (списков  кандидатов) проводится соответствующей  избирательной комиссией при  представлении:

- необходимого количества  подписей избирателей, собранных  в их поддержку;

- письменного заявления  кандидата о самовыдвижении либо  представления отдельных избирателей,  групп избирателей, избирательных  объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов ( списки кандидатов );

- личных заявлений кандидатов  об их согласии баллотироваться  по данному избирательному округу.

Общее число подписей, собранных  в поддержку кандидатов и представленных в соответствующую избирательную  комиссию, не должно превышать установленное  законом необходимое для регистрации  количество подписей избирателей более  чем на 15%. Избирательные комиссии проверяют достоверность подписей избирателей, собранных в поддержку  кандидатов (списков кандидатов). Проверке могут подлежать либо все представленные подписи, либо часть этих подписей, отобранных для проверки посредством  случайного выбора (жребия). О проведении проверки извещаются кандидаты, представители  избирательных объединений и  избирательных блоков, выдвинувших  списки избирателей. При проверке подписей, в том числе при проведении выборки подписей для проверки, имеют  право присутствовать представившие  подписные листы кандидаты, представители  кандидатов; представители избирательных  объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов (списки кандидатов); представители избирателей, осуществивших  инициативу выдвижения кандидата. При  регистрации кандидатов (списков  кандидатов) избирательная комиссия, помимо подписных листов, проверяет  соответствие порядка выдвижения кандидатов требованиям закона, в том числе  и соответствие каждого кандидата  всем требованиям - возрастному цензу, цензу гражданства, оседлости и  др., - которые предъявляются законодательством  к пассивному избирательному праву  на данных выборах. Так, зарегистрированным кандидатом в Президенты России (помимо соблюдения иных требований к регистрации) может быть лишь гражданин Российской Федерации, не моложе 35 лет и постоянно  проживающий в Российской Федерации  не менее 10 лет; Губернатором Иркутской  области может быть российский гражданин, постоянно проживающий в области  не менее 1 года, в возрасте не младше 30 лет и не старше 65 лет, не имеющий  гражданства иностранного государства. В некоторых странах дополнительным обязательным условием для регистрации  в качестве кандидата является внесение лицом избирательного залога, т.е. определенной денежной суммы, размер который определяется законом. Избирательный залог возвращается, если кандидат победил на выборах либо набрал установленный законом минимум голосов избирателей (как правило, не менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании). Избирательный залог также рассматривается в качестве дополнительного препятствия выдвижения неконкурентноспособных кандидатов. Высказывавшиеся в науке российского конституционного права предложения о введении высокого избирательного залога для политических партий не получили широкой поддержки специалистов, поскольку предполагается, что подобная мера будет совершенно губительной для политических партий, которые находятся лишь в стадии становления, имеют пока небольшую, но реальную социальную базу, а основным финансовым источником для них являются вступительные и членские взносы. Избирательная комиссия в течение 10 дней ( при проведении выборов в федеральные органы государственной власти) или 5 дней (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов федерации и органы местного самоуправления) должна принять решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) либо об отказе в регистрации. Основаниями отказа в регистрации могут служить недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов), нарушение установленного законодательством порядка сбора подписей, и др. Кандидат может в любое время снять свою кандидатуру, равно как избирательное объединение, избирательный блок могут отозвать свой список кандидатов и отказаться от участия в выборах, однако и в том, и в другом случае они вправе сделать это не позднее, чем за три дня до дня голосования. Кроме того, если кандидатура (список кандидатов) была снята без вынуждающих к тому обстоятельств, избирательная комиссия может отнести за счет кандидата, избирательного объединения или избирательного блока соответствующую часть понесенных ею расходов, в том числе и выделенные им избирательной комиссией средства на ведение избирательной агитации.

Одним из принципов, лежащих  в основе современного избирательного законодательства, является альтернативность выборов. Законодатель придает важное значение тому, чтобы у избирателей была реальная возможность действительного выбора из нескольких кандидатов. В связи с этим, выборы не проводятся, если не обеспечена альтернативность выборов, а именно, если ко дню голосования в избирательном округе:

1) число зарегистрированных  кандидатов окажется меньше установленного  числа мандатов или равным  ему ( например, в одномандатном округе остался один зарегистрированный кандидат, в двухмандатном округе - один или два кандидата);

2) зарегистрирован только  один список кандидатов;

3) не осталось ни одного  зарегистрированного кандидата.

По решению соответствующей  избирательной комиссии выборы в  таких округах откладываются (на срок не более четырех месяцев) для  дополнительного выдвижения кандидатов (списков кандидатов).

Правовой статус кандидатов.

Факт регистрации лица в качестве кандидата имеет важное юридическое значение, поскольку  именно с момента регистрации  данное лицо приобретает статус кандидата, т.е. получает возможность пользоваться всеми правами, предоставляемыми законодательством  на ведение избирательной кампании, соответствующими льготами, равно как  на него возлагаются и определенные обязанности. Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами  и несут равные обязанности. Для обеспечения равенства кандидатов законодательство содержит запрет на использование зарегистрированными кандидатами преимуществ своего служебного положения.

Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в соответствии с п.5 ст.28 Закона об основных гарантиях избирательных права понимается:

- привлечение лиц, находящихся  в подчинении или в иной  служебной зависимости, иных государственных  и муниципальных служащих для  осуществления в служебное время  деятельности, способствующей выдвижению  и (или) избранию;

- использование помещений,  занимаемых государственными органами  или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и  (или) избранию, если иные кандидаты  не могут использовать эти  же помещения на таких же  условиях;

- использование телефонной, факсимильной и иных видов  связи, информационных услуг,  оргтехники, обеспечивающих функционирование  государственных учреждений или  органов местного самоуправления, для осуществления ранее указанной  избирательной деятельности;

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии2