Шпаргалка по "Политологии2

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по "Политологии"

Файлы: 1 файл

Избирательный процесс.docx

— 65.55 Кб (Скачать файл)

Если избиратель не имеет  возможности самостоятельно расписаться  в получении избирательного бюллетеня, он вправе обратиться за помощью к  любому другому избирателю, который  не может быть:

- членом избирательной  комиссии;

- зарегистрированным кандидатом;

- доверенным лицом кандидата;

- уполномоченным представителем  или доверенным лицом избирательного  объединения, избирательного блока;

- наблюдателем.

Заполнение избирательного бюллетеня осуществляется в специально оборудованной кабине или месте, где не допускается присутствие  посторонних лиц, кроме самого голосующего. Если избиратель не может самостоятельно заполнить бюллетень, он вправе обратиться за помощью к другим лицам (при  этом действуют те же ограничения, что  и при получении избирательного бюллетеня). Процедура заполнения избирательного бюллетеня максимально проста: избиратель проставляет любой знак (крестик, галочку и т.п.) в квадрате, расположенном  справа от того кандидата (списка кандидатов), за кого он голосует. Если избиратель не определился с выбором или  считает, что ни один из кандидатов (списков кандидатов) не являются, с  его точки зрения, достойными избрания, то он проставляет соответствующий  знак в квадрате, расположенном справа от строки “Против всех кандидатов” (“Против всех списков кандидатов”). Если избиратель при заполнении избирательного бюллетеня решит, что он допустил ошибку, он вправе обратиться к избирательной  комиссии с просьбой выдать ему новый  бюллетень взамен испорченного. При  этом в списке избирателей делается соответствующая отметка напротив фамилии данного избирателя, а  испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт. Заполненные  избирательные бюллетени опускаются избирателями с опечатанные (опломбированные) ящики для голосования, которые  находятся в поле зрения членой участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

Голосование вне  помещения для голосования.

В соответствии с принципом  всеобщности выборов и в целях  соблюдения конституционных прав граждан  участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность  участия в голосовании всем избирателям, внесенным в списке избирателей, даже если они не могут самостоятельно по уважительной причине (состояние  здоровья, инвалидность и т.п.) прибыть  в помещение для голосования. Голосование вне помещения для  голосования проводится только в  день голосования и только на основании  письменного заявления избирателя, которое может быть сделано в  любой день с момента формирования участковой избирательной комиссии. Заявление (обращение) избирателя может  быть сделано и в устной форме (в том числе по телефону) и  через других лиц, но по прибытии к  нему членов избирательной комиссии с ящиком для голосования избиратель должен подтвердить свое обращение  письменным заявлением. На заявлении  избирателя ставятся номер и серия  паспорта или заменяющего его  документа, личная подпись избирателя, удостоверяющая получение избирательного бюллетеня, и подписи двух членов комисси, удостоверяющие факт выдачи избирательного бюллетеня. Для проведения голосования вне помещения для голосования у избирательной комиссии в наличии должно быть достаточное количество предварительно опечатанных (опломбированных) переносных ящиков, но не более трех. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. О всех поступивших заявлениях избирателей, о предоставлении возможности голосования вне помещений для голосования необходимая (установленная избирательным законодательством) информация заносится в соответствующие регистрационные документы (или составляются специальные акты) участковой избирательной комиссии. По возвращении членов участковой избирательной комиссии в помещение для голосования переносной избирательный ящик не вскрывается до начала подсчета голосов. Порядок проведения досрочного голосования был нами уже ранее рассмотрен.

Подсчет голосов  избирателей.

Подсчет голосов избирателей  начинается сразу после окончания  времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования. Подсчет голосов осуществляется членами участковой избирательной  комиссии, обладающими правом решающего  голоса, открыто и гласно; при  этом могут присутствовать: члены  вышестоящей избирательной комиссии, зарегистрированный кандидат или его  доверенное лицо, уполномоченные представители  или доверенные лица избирательных  объединений, избирательных блоков (зарегистрировавших списки кандидатов), наблюдатели. Перед вскрытием избирательных  ящиков подсчитываются и погашаются все неиспользованные бюллетени  для голосования, их общее число  оглашается и заносится в протокол об итогах голосования (одновременно подсчитываются испорченные избирателями бюллетени, оглашается их общее число и заносится  в протокол). Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей  председатель участковой избирательной  комиссии проверяет неповрежденность печатей или пломб на избирательных ящиках, в чем предлагает удостовериться и присутствующим лицам, а затем вскрывает ящики. В первую очередь вскрываются переносные избирательные ящики. Подсчет бюллетеней ведется таким образом, чтобы не была нарушена тайна голосования. Подсчитывается и оглашается общее число извлеченных бюллетеней установленной формы. Если в переносном избирательном ящике обнаружено избирательных бюллетеней больше, чем число зарегистрированных заявлений избирателей, все бюллетени, находившиеся в данном переносном избирательном ящике, признаются недействительными, о чем составляется специальный акт с указанием фамилий и инициалов членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования с использованием данного переносного ящика.

Затем вскрываются стационарные ящики для голосования. Члены  участковой избирательной комиссии сортируют избирательные бюллетени:

- во-первых, по голосам:  поданным за каждого кандидата  (каждый список кандидатов); поданным  против всех кандидатов (списков  кандидатов);

- во-вторых, отделяются недействительные  бюллетени и бюллетени неустановленной  формы.

Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя (например, любой знак проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них). Бюллетенями неустановленной формы признаются бюллетени, либо не изготовленные официально, либо не заверенные избирательной комиссией. При сортировке избирательных бюллетеней члены избирательной комиссии оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя. После сортировки с избирательными бюллетенями могут ознакомиться присутствующие лица. Последующий подсчет голосов производится только по действительным бюллетеням (бюллетеням установленной формы). Недействительные бюллетени подсчитываются и количество их фиксируется отдельно. Протоколы участковых избирательных комиссий передаются в вышестоящую избирательную комиссию (территориальную, окружную или др.), а окончательное установление итогов выборов осуществляет избирательная комиссия, наделенная таким правом соответствующими законодательными актами (например, на выборах в Государственную Думу РФ таким правом наделена Центральная избирательная комиссия РФ). Выборы могут быть признаны недействительными или не состоявшимися.

Выборы признаются соответствующей  избирательной комиссией недействительными при наличии одного из следующих оснований:

- при проведении голосования  или установлении итогов голосования  допущены нарушения, которые не  позволяют с достоверностью установить  результаты волеизъявления избирателей;

- выборы признаны недействительными  не менее чем на 1/4 части избирательных  участков;

- по решению суда.

Выборы признаются не состоявшимися, если:

- в выборах приняло  участие меньшее число избирателей,  чем предусмотрено соответствующими  правовыми актами ( по общему правилу, действующему в РФ и большинстве субъектов федерации, для признания выборов состоявшимися в них должно принять участие не менее 25% от общего числа зарегистрированных избирателей (при выборах Президента РФ - не менее 50% );

- ни один кандидат не  набрал необходимого для избрания  большинства голосов избирателей;

- число голосов избирателей,  поданных против всех кандидатов, больше, чем число голосов избирателей,  поданных за кандидата, получившего,  по сравнению с другими кандидатами,  наибольшее число голосов;

- ни один из списков  кандидатов не набрал установленного  законом минимума голосов избирателей,  требуемого для участия в распределении  мандатов (как правило - 5% от общего  числа избирателей, принявших  участие в голосовании).

В случае признания выборов  не состоявшимися, если ни один из кандидатов не набрал необходимого большинства голосов избирателей, проводится повторное голосование; во всех остальных случаях признания выборов недействительными или не состоявшимися проводятся повторные выборы. При повторном голосовании в избирательные бюллетени включаются только два кандидата, набравшие в первом туре наибольшее, по сравнению с другими кандидатами, число голосов избирателей. Повторные выборы проводятся в общем порядке, рассмотренном нами, в сроки, установленные соответствующими законодательными актами для каждого вида выборов.

Статус наблюдателей.

Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения и  избирательные блоки имеют возможность  осуществлять контроль за ходом проведения голосования и подведением его итогов на каждом избирательном участке через своих наблюдателей. Институт наблюдателей является достаточно новым в российской избирательной практике. Впервые термин “наблюдатель” получил официальное признание путем введения его в оборот в Положении о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году. В последующем правовое оформление этого института (и института иностранных наблюдателей в том числе) осуществлялось преимущественно актами Центральной избирательной комиссии. Более основательное развитие и закрепление института наблюдателей получило в законах о выборах Президента и о выборах депутатов Государственной Думы 1995 года. В науке конституционного права предпринята попытка сформулировать определение, которое бы наиболее полно и точно отражало все основные правовые аспекты института наблюдателей (хотя, как полагают ученые, сделать это достаточно сложно, поскольку имеются определенные разночтения между различными законодательными актами, регулирующими статус наблюдателей; мы не будем вдаваться в тонкости этой сложной правовой материи, а рассмотрим лишь основы правового института наблюдателей).

Наблюдатель - это гражданин Российской Федерации или иностранный гражданин, направленный избирательным объединением или избирательным блоком, кандидатом, группой избирателей, международной, национальной правительственной или неправительственной зарубежной организацией, частным лицом для контроля за процедурой голосования, подсчетом голосов, составлением избирательных документов и доведением их до всеобщего ознакомления.

Таким образом, наблюдатели  как бы делятся на две группы: российские наблюдатели (или их называют “внутренние наблюдатели”) и иностранные  наблюдатели (или “внешние наблюдатели”). В правовом статусе тех и других наблюдателей есть много общего, хотя есть и различия. Главное, что их объединяет - они осуществляют контроль за законностью проведения голосования и определения его итогов; время и границы их деятельности ограничены строгими рамками: они вправе присутствовать в помещении участковых избирательных комиссий только в день голосования. Рассмотрим более подробно статус внутренних и внешних наблюдателей.

“Внутренние наблюдатели.”

Наблюдатель получает свои полномочия от кандидата, избирательного объединения или избирательного блока; полномочия наблюдателя удостоверяются в письменной форме кандидатом в  депутаты или уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока. В этом документе указываются  фамилия, имя, отчество наблюдателя, место  жительства, а также номер избирательного участка, на который он направляется. Удостоверение наблюдателя действительно только при предъявлении паспорта либо иного удостоверения личности, его заменяющего. Наблюдатель вправе присутствовать на избирательном участке в день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ею протокола об итогах голосования. В соответствии с законом не требуется предварительно уведомлять участковую избирательную комиссию о направлении на избирательный участок наблюдателя. Правовой статус наблюдателя охватывает его права, обязанности и ответственность. Условно день голосования можно разбить на три части, соответственно им права наблюдателей также можно разбить на три группы.

До начала голосования наблюдатель имеет право:

- участвовать в осмотре  избирательных ящиков перед их  опечатыванием и конвертов с  избирательными бюллетенями, оставленных  на избирательном участке досрочно  проголосовавшими избирателями;

- проверять кабины для  голосования;

- знакомиться с основным  списком избирателей, чтобы выяснить  общее число избирателей на  конкретном избирательном участке.

Во время  голосования наблюдатель имеет право:

- находиться в помещении  для голосования на соответствующем  избирательном участке;

- осуществлять контроль за выдачей избирательных бюллетеней;

- присутствовать при проведении  голосования избирателей вне  помещения для голосования;

- собирать промежуточные  сведения о количестве проголосовавших  избирателей и передавать их  в центры избирательных объединений,  избирательных блоков, штабы поддержки  кандидатов;

- обращаться к председателю  участковой избирательной комиссии  с предложениями и замечаниями  по вопросам организации голосования.

По окончании  голосования наблюдатель вправе:

- осматривать стационарные  и переносные ящики для голосования  на предмет сохранности печатей  (пломб);

- наблюдать за процессом  подсчета голосов и погашением  неиспользованных бюллетеней;

- знакомиться с протоколами  соответствующих избирательных  комиссий об итогах голосования  и получать их копии, заверенные  в установленном порядке;

- обжаловать действия (бездействие)  участковой избирательной комиссии  в вышестоящую избирательную  комиссию или в суд.

Вместе с тем, наблюдатель  не вправе вмешиваться в деятельность участковой избирательной комиссии, совершать действия, способные нарушить свободу волеизъявления и тайну  голосования избирателей или  принцип равноправия кандидатов. Так, наблюдатель не имеет права:

- расписываться за избирателя  по его просьбе в получении  избирательного бюллетеня;

- заполнять за избирателя  по его просьбе избирательные  бюллетени;

- совершать действия, мешающие  членам участковой избирательной  комиссии осуществлять свои функции.

Иностранные наблюдатели.

Российское законодательство предусматривает возможность участия  в контроле за ходом голосования в день выборов также иностранных (международных) наблюдателей. Так, на выборах в Государственную Думу РФ Центральная избирательная комиссия аккредитует наблюдателей по предложению международных и национальных правительственных и неправительственных организаций и частных лиц, имеющих признанный авторитет в области защиты прав и свобод человека и гражданина, и выдает иностранному наблюдателю удостоверение установленного образца. Полномочия иностранных (международных) наблюдателей на избирательных участках схожи с полномочиями российских наблюдателей, за исключением, пожалуй, лишь права обжалования в суд. Иностранные (международные) наблюдатели не вправе использовать статус для действий, не связанных с наблюдением за ходом выборов. Центральная избирательная комиссия в случае нарушения иностранным (международным) наблюдателем федерального российского законодательства или общепризнанных принципов и норм международного права может отозвать его аккредитацию.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии2