Шпаргалка по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 09:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология почти готово.docx

— 151.59 Кб (Скачать файл)

 

- их специфическим инструментом  оказывается власть, принуждение,  авторитетное влияние, использование  силы организации, в качестве  которой могут выступать и  партии, и союзы, и государства,  движения, институты, возникающие  в результате объединения воли  и действий людей на основе  определенных принципов.

 

Отношения политической организации  обладают некоторыми существенными  признаками:

 

1) они служат важнейшим средством  определения и выражения интересов  социальных групп, действующих  в обществе;

 

2) они связаны с реализацией  авторитетных решений, с деятельностью  аппарата власти;

 

3) направлены на преодоление  противоречий внутри субъекта  политической деятельности.

Социальная группа — объединение  людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в  некоторой деятельности, связанной  системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными  социальными институтами. [1]

История

 

Слово «группа» попало в русский  язык в начале 19 в. из итальянского (ит. groppo, или gruppo — узел) как технический термин живописцев, используемый для обозначения нескольких фигур, составляющих композицию.[2]. Именно так объясняет его словарь иностранных слов начала 19 в., где среди прочих заморских «диковин» содержится и слово «группа» как ансамбль, композиция «фигур, целое составляющих, и так приноровленных, что глаз разом их озирает»[3].

 

Первое письменное появление французского слова groupe, от которого, позже произошли его английский и немецкий эквиваленты, датируется 1668 г. Благодаря Мольеру, год спустя, это слово проникает в литературную речь, пока еще сохранив техническую окраску[4]. Широкое проникновение термина «группа» в самые разные области знания, его поистине общеупотребительный характер создают видимость его «прозрачности», то есть понятности и общедоступности. Оно чаще всего употребляется применительно к некоторым человеческим общностям как совокупностям людей, объединенным по ряду признаков некой духовной субстанцией (интересом, целью, осознанием своей общности и т. п.). Между тем социологическая категория «социальная группа» является одной из самых трудных для понимания в силу значительного расхождения с обыденными представлениями. Социальная группа — это не просто совокупность людей, объединенных по формальным или неформальным признакам, а групповая социальная позиция, которую занимают люди. «Мы не можем отождествлять агентов, объективирующих позицию, с самой позицией, даже если совокупность этих агентов является практической группой, мобилизованной для единых действий ради общего интереса»[5].

Признаки

 

Признаки социальной группы:

наличие внутренней организации;

общая (групповая) цель деятельности;

групповые формы социального контроля;

образцы (модели) групповой деятельности;

интенсивные групповые взаимодействия.

 

Определение социальной группы включает четыре основных момента:

социальная интеракция — то есть коммуникативное взаимодействие, осуществляемое с помощью знаковых систем («кодов»);

стигматизация — «наклеивание ярлыков», по которым мы распознаем членство в группе, оформившееся в социальный гештальт (образ в массовом сознании) — стиль жизни данной группы;

идентификация — отождествление индивидом  себя с данной группой через противопоставление «мы — другие» с установлением  социальных границ и фильтров на «входе—выходе», а также через механизм социального  контроля;

хабитуализация — то есть «опривычивание», освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе.

 

Знаки, по которым определяется членство в группе, и которые лежат в  основе идентификации, могут совпадать, а могут и не совпадать друг с другом. Например, члены организации  отличают друг друга по удостоверению, а не-члены идентифицируют их по форме одежды.

 

Виды групп

 

Выделяются большие, средние и  малые группы.

 

В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего  общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов  как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

 

К средним группам относятся  производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

 

К многообразным малым группам  относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных  отношений и личных контактов  друг с другом.

[править]

Функции социальных групп

 

Существуют различные подходы  к классификации функций социальных групп. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп:

Социализации: только в группе человек  может обеспечить свое выживание  и воспитание подрастающих поколений;

Инструментальную: состоит в осуществлении  той или иной деятельности людей;

Экспрессивную: состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;

Поддерживающую: состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях.[6]

[править]

Социальные группы в настоящее  время

 

Особенностью социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения и мотивации. В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире - среднего слоя (среднего класса)

 

 

 

 

  1. Политические идеологии.

 

 

Основные политические идеологии современности.

Политическая  идеология – это определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть и добивающаяся  в соответствии с этой целью подчинения общественного мнения собственным идеям. Среди основных идеологических течений в современном мире следует выделить следующие:-       либерализм, сформированный на базе политической философии английских просветителей Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII–XVIII вв. и связывающий свободу личности с уважением основополагающих прав человека, с системой частного владения и идеологией свободной конкуренции. Либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. В XX в. тенденции универсализации государств, воплощающих принципы свободы и равенства граждан, переориентировали политическую программу неолибералов на плюралистические формы организации и осуществления государственной власти (в отличие от прежней склонности либерализма определять демократичность жизни по большинству) Р. Даль, Ч. Линдбдюм и другие неоплюралисты считают, что чем слабее правление большинства, тем более оно соответствует принципам либерализма;-       консерватизм, отстаивающий приоритет преемственности перед инновациями, незыблемость естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленную свыше иерархичность человеческого общества, соответствующие моральные принципы, лежащие в основе семьи, религии и собственности. Консерватизм возник как отрицательная реакция на Великую Французскую революцию 1789 г., когда, потрясенные попытками радикального политического переустройства, духовные отцы этого направления – Ж. де Местр, Л. де Бональд, Э. Берк – пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков. Усиление влияния консерватизма в современном мире связано с реакцией на экономический кризис 1973–1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей. Неоконсерватизм предлагает духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, моральной взаимоответственности гражданина и государства, уважение закона, крепкий государственный порядок и стабильность. Теоретики неоконсерватизма (Д. Белл, З. Бжезинский, Н. Кристолл) стремились разработать программы, преодолевающие дефицит управления обществом (из-за чрезмерной демократизации), модернизирующие механизмы защиты элитизма, совершенствующие средства урегулирования конфликтов;-       социализм, перспективы решения крупнейших общественных проблем связывающий с построением более справедливого и солидарного общества, с улучшением жизни трудящихся людей. Существуют различные разновидности социалистической идеологии: коммунизм, социал-реформизм, традиционное и модернистское течение социал-демократической идеологии, но общим у всех них является материалистическая трактовка общественной жизни, социально-классовый подход к общественным явлениям, гуманистический характер конечных целей, социальный коллективизм, исторический оптимизм.

 

 

 

  1. Принципы свободных  выборов.

 

 

Одним из очевидных признаков демократического правового государства являются выборы в органы публичной власти. Выборы, как способ формирования органов публичной власти (главы государства, депутатов парламента, мэров, депутатов представительных органов), базируются на определенных принципах, среди которых особое значение в политико-правовой теории и практике различных стран имеют принципы всеобщих, свободных, равных и прямых (непрямых) выборов при тайном голосовании, признанные авторитетными международно-правовыми актами и законодательством большинства стран мира. В ряду названных принципов важную роль играет принцип свободных выборов (см. ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.).

Известно, что Конституция РФ 1993 г. внесла существенные демократические  изменения в порядок формирования органов публичной власти. Вместе с тем она не имеет самостоятельной  главы, посвященной закреплению  основ, в том числе и принципов  избирательного права. В части установления принципов она ограничивается указанием  на то, что высшей формой народовластия  в России являются референдум и свободные  выборы (ст. 3), а замещение должности  Президента РФ осуществляется на основе всеобщих, равных и прямых выборов  при тайном голосовании (ст. 81). Заметим, что в одном случае принцип  свободных выборов вообще выпадает, а в другом случае «свободные выборы»  выступают как определенное их качество, а не исходное начало. Не оказалось  принципа свободных выборов и  среди принципов выборов (избирательного права), устанавливаемых специальными федеральными законами.

Между тем в теории избирательного права, во многих международно-правовых актах принцип свободы выборов  находит свое закрепление. В его  составе обнаруживаются три элемента: 1) добровольное участие в выборах; 2) альтернативность кандидатов и предвыборных программ кандидатов на выборные должности  или в депутаты; 3) недопустимость насильственного воздействия (посредством  физического, психического, материального  и иного давления) на волеизъявление граждан - избирателей или кандидатов на выборные должности или депутатов.

Частично упомянутые элементы находят  отражение в ФЗ «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации». Здесь речь идет о добровольных и альтернативных выборах как о самостоятельных  принципах. Однако добровольность участия  в выборах есть проявление свободы, т.е. добровольность представляет собой  неотъемлемую часть понятия свободы. Альтернативность также является частью содержания принципа свободы. К этому  ряду относится и недопустимость насильственного воздействия на граждан.

Системность теории избирательного права, ориентированная на общепризнанные нормы международного права, опыт большинства  зарубежных стран предопределяют необходимость  системного анализа принципов избирательного права при включении в их ряд  принципа свободных выборов с  присущими ему признаками (добровольность, альтернативность, недопустимость насильственного  воздействия).

 

§ 2. Основные принципы свободных демократических  выборов

 

Соответствовать своему социальному  назначению выборы могут лишь в том  случае, если они базируются на определенных принципах. Можно выделить две группы таких принципов: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус, положение каждого гражданина на выборах; во-вторых, общие принципы организации выборов, характеризующие  основополагающие организационные, в  том числе социальные, условия  их демократичности. Демократические  принципы избирательного права включают: 1. Всеобщность — все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, богатства, образования, конфессии или политических убеждений, имеют активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидатов) право на участие в выборах. Всеобщность ограничивается лишь крайне небольшим количеством цензов, т.е. условий допуска граждан к участию в выборах. Возрастной ценз разрешает участие в выборах лишь с определенного возраста, как правило, по достижении совершеннолетия. Возраст кандидатов должен быть несколько выше. Ценз не­дееспособности ограничивает избирательные права психически больных, что должно быть подтверждено судебным решением. Моральный ценз ограничивает или лишает избирательных прав лиц, находящихся по приговору суда в местах лишения свободы. Широко распространен также ценз оседлости, выдвигающий в качестве условия допуска к выборам определенный срок проживания в данной местности или в стране.

 

В странах Запада длительное время  существовал имущественный и  целый ряд других цензов, не допускавших  к выборам лиц наемного труда, бедные слои населения, женщин (во Франции  этот ценз отменен в 1944 г., Италии и  Японии — 1945, Греции — 1956, Швейцарии  — 1971, Португалии — в 1974 г.), негров (в США последние ограничения на их участие в выборах сняты в законах 50-х — 70-х гг.). Всеобщее избирательное право утвердилось в демократических странах мира непосредственно после второй мировой войны. Это открыло новый этап в развитии демократии, положило начало эпохе «массовой политики», привело к складыванию партийных и политических систем современного типа.

 

Информация о работе Шпаргалка по "Политология"