Шпаргалка по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 09:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология почти готово.docx

— 151.59 Кб (Скачать файл)

 

В наши дни демократические государства  стремятся найти меру оптимального сочетания правового и социального  принципов. При этом консерваторы обычно делают больший акцент на правовом, а социал-демократы и близкие  к ним либералы — на социальном принципе.

Все объявления

ЯндексДирект

Стать партнёромКызыл

Самая полная нформация о городе Кызыл

www.turinfo.ru  Английский язык для туризма. New!

Быстро запомнить популярные слова  и фразы. Мультимедиа тренажер для  ПК+mp3

незубрилкин.рф  Английский язык. Учи играючи!

Мультимедиа тренинги на ПК. Быстрое  запоминание лексики. Курс Незубрилкин.

nezubri.su

 

 

 

 

Правовой и социальный этапы  не завершают развитие конституционного государства. Некоторые политологи считают, что современные демократические  государства вступают в новую, экологическую  стадию. Для нее характерно выдвижение на первый план проблемы обеспечения  экологической безопасности и экологических (экзистенциальных) прав личности, выживания  всего человечества. В новых условиях государство вместе с общественностью  призвано предотвратить ядерную  и экологическую катастрофы, наладить адаптивный, поддерживающий экологическое  равновесие образ жизни.

 

В развитии современных государств наблюдаются две тенденции. Первая из них — деэтатистская — состоит в активизации гражданского общества, его контроля над государством, расширении влияния на него политических партий и групп интересов, децентрализации ряда функций государства, усилении в деятельности некоторых его органов самоуправленческих начал. Вторая тенденция — этатисгекая — проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного инструмента общества. Современное государство активно вмешивается в экономические, социальные и информационные процессы, с помощью налогов, инвестиционной, кредитной и иной политики стимулирует развитие производства, устраняет диспропорции в народном хозяйстве. Все более важное место в его деятельности занимает разработка стратегии и планирование общественного развития.

 

В государственной деятельности заметно  сокращается применение принуждения. Оно все реже используется для  решения крупных общественных проблем, уступая место кооперации различных  социальных сил, хотя и остается важным средством в борьбе с нарушителями закона, криминальными и экстремистскими  элементами. В целом же изменения, происходящие в государстве и  обществе, не дают достаточных оснований  говорить об отмирании государства  в обозримом будущем, как это  утверждают анархизм и марксизм.

 

Еще более велика роль государства  в переходные этапы общественного  развития, как это имеет место  в России и других постсоциалистических странах. Здесь государство выступает главным орудием реформирования общества, полдержания стабильности и порядка. При этом оно само подвергается глубоким изменениям, приобретает новые формы организации.

 

 

 

 

 

  1. Сущность, структура и  функции политической культуры.

 

 

Сущность, типологии и  функции политической культуры.

В последние годы в научной политологии  термин «политическая культура»  и связанная с ним тематика получили широкое распространение. Пионером проблематики политической культуры считают Алмонда. Он дал следующее определение: Политическая культура – это совокупность позиций и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан. В связи с этим, к политической культуре относятся:

Знание о политике.

Знакомство с фактами, интерес  к ним.

Оценка политических явлений, оценочные  мнения о том, как должна осуществляться власть.

Эмоциональная сторона политических позиций. Например, любовь к родине, ненависть к врагам.

Признанные в данном обществе образцы  поведения, которые определяют, как  можно и как следует поступать  в политической жизни.

Профессор Федерации Бурлацкий  считает, что политическая культура означает уровень знаний и представлений  различных слоев общества и индивидов  о власти и политике, а также  степень их политической активности. Другой исследователь В. Щегорцев определяет политическую культуру как процесс накопления (приобретения) политических знаний, превращение знаний в убеждения и реализация этих знаний и убеждений в конкретной политической деятельности.

Политическая культура представляет собой часть культуры человеческой цивилизации и развивается вместе с общей культурой.

1 тип – архаичная политическая  культура. Главные черты: отсутствие  дистанции между общностью и  государством, повышается уровень  коллективизма, активности людей  при решении общих, в том  числе политических, вопросов. Пример: культура древнегреческого государства.

2 тип – элитарная политическая  культура. Черты: углубление дистанции  между гражданским обществом  и политической системой. Конформизм, отстранение основной части общества  от решения политических дел,  понижение уровня политической  активности. Характерно для тоталитарного  общества.

3 тип – представительная политическая  культура. Сочетание индивидуальной  и коллективной форм правления,  высокая степень политизации  общества, активность институтов  гражданского общества.

Под политической культурой понимаются как материальные компоненты, воплощенные  в каком-либо институте, так и  исторически-социальный опыт.

Политическая культура – это  зафиксированная в законах, обычаях  и политическом сознании память о  прошлом общества.

В сфере поведения политическую культуру характеризует следующие  составляющие:

Форма и степень участия в  политической жизни общества.

Проявление через формы и  уровень взаимодействия с государственными институтами (это может быть конфронтация, сотрудничество и несотрудничество).

Формы взаимодействия с институтами  гражданского общества (в частности, с политическими партиями и движениями).

Формы взаимодействия с другими  субъектами политического процесса.

Тип электорального поведения.

Политическая культура тесно связана  с понятием политического сознания.

В сфере сознания политическую культуру характеризуют:

Степень интереса субъекта к политике (большой, средний, малый, полное отсутствие).

Отношение к существующей политической системе и ее отдельным институтам (отношение к правительству, к  государственным символам и лицам, представляющим государство).

Отношение к другим участникам политического  процесса (терпимость и нетерпимость).

Представления о правилах политической игры (что дозволено и что не дозволено).

Отношение к закону.

Характер политической и идеологической самоидентификации (каждый человек  определяется как левый, либерал  или центрист).

Политический язык.

Политическая культура выполняет  следующие функции:

Нормативная – задает индивидам, гражданам и обществу определенные нормы и стандарты политического мышления.

Воспитательная – формирует определенный тип человека политического, адекватного данной политической системе.

Мобилизационная – организует граждан на решение определенных политических и социальных задач.

Интеграционная – сплачивает общество и способствует усвоению гражданами определенных политических норм и ценностей.

Репродуктивная – связь друг с другом уходящих и приходящих поколений.

- Субъекты и факторы  формирования политической культуры.

Политические: - государство- политические партии и политические движения- СМИ- политическая символика и государственные ритуалы- политический режим

Неполитические:- семья- система образования- церковь

- деловые круги и мир бизнеса

- научная и культурная элита  общества

- язык

- географический фактор

 

 

  1. Политическое сознание: сущность, функции и формы.

 

 

Политическое сознание

 

 

Политическое сознание определяется как комплекс идей, теоретических  концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоциональных  состояний субъектов политических отношений [91]. То есть политическое сознание является отражением производственно-экономических  и иных общественных отношений индивидов, социальных групп, классов, наций, общества в их совокупном отношении к государственной  власти. Преломляясь через сознание людей, политические отношения находят  свое обоснование и выражение  в определенных социально-политических теориях. Внедренное через систему  пропагандистских организаций и  институтов, политическое сознание активно  воздействует на общественное развитие. В качестве непосредственных побудительных  мотивов действий индивидов выступают  политические идеи и убеждения.

 

Являясь специфической формой общественного  сознания, политическое сознание характеризуется  следующими особенностями:

 

- оно непосредственно связано  с социально-классовыми отношениями;

 

- оно воздействует через политические  отношения на деятельность всех  общественных организаций;

 

- оно пронизывает все остальные  формы общественного сознания (правовое, нравственное, эстетическое, религиозное), непосредственно воздействует на  них, определяет их содержание. В свою очередь политическое  сознание испытывает на себе  воздействие таких духовных факторов, как мировоззрение, господствующий  стиль мышления, традиции и т.  д.[92].

 

Политическое сознание имеет многоуровневую структуру. Уровень политического  сознания — это определенная ступень, достигнутая социальным субъектом  в познании процессов и явлений, имеющих место в сфере политических отношений.

 

Выделяют три уровня политического  сознания:

 

1. Обыденный - это совокупность политических идей и взглядов общества, класса, социального слоя, группы людей и отдельных индивидов, возникающих из непосредственного восприятия политической жизни общества; они выражаются в сумме наблюдений и представлений, которые возникают у самих субъектов, участвующих в политическом процессе.

 

В качестве относительно развитой формы  обыденного политического сознания выступает общественное мнение, как  исторически обусловленное и  изменяющееся состояние общественного  сознания больших групп людей, выражаемое публично по проблемам, важным для общественно-политической жизни. Общественное мнение - конкретные суждения по тем или иным проблемам  жизни, разделяемые многими членами  общества.

 

2. Эмпирический - это более или менее осознанная сумма наблюдений о явлениях и процессах политической жизни, которые возникают у ее участников. Этот уровень формируется на почве практического повседневного опыта людей. В отличие от обыденного данный уровень сознания характеризуется большей определенностью и предметностью представлений о социально-политических процессах. И первому и второму уровню присущи чувства, настроения, импульсивность, эмоциональное восприятие происходящих политических событий. Эти несистематизированные взгляды и чувства, складывающиеся стихийно в процессе практической деятельности, составляют сферу политической психологии.

 

3. Теоретический - это наиболее высокая ступень в познании политической реальности. Она представляет собой систему взглядов и идей, выработанных на основе научного осмысления всей совокупности социально-политических отношений. Такой уровень сознания включает в себя более или менее целостное представление о существенных закономерных связях и отношениях социально-политической действительности. Система теоретически обоснованных взглядов и идей составляют политическую идеологию.

 

Таким образом, в структуре политического  сознания различают уровни политической психологии и политической идеологии.

 

  1. Социальные группы. Выражение  их интересов в политике.

 

 

Политические отношения определяют как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Они возникают, когда потребность  в управлении и властном регулировании  социальных процессов и отношений  начинает осуществляться при активном участии государства.

 

 

Политические отношения несут  в себе все необходимые атрибутивные качества политики:

 

- их смысл заключается в установлении  связи бытия социальных субъектов  (социальных групп, личностей)  с проблемами и интересами, свойственными  всей социальной целостности.  Государство выступает инструментом  поддержания и регуляции этой  связи;

 

- возникая при активном участии  сознания, политические отношения  существуют не в головах людей,  а в поступках, действиях, процессах,  взаимоотношениях между социальными  группами, государством, партиями;

 

- деятельный, активный характер  политических отношений позволяет  людям с их помощью влиять  на многие внешние и внутренние  параметры своего существования.  Например, такое воздействие можно  оказать на экономическую жизнь  общества через установление  приоритетов экономического развития;

Информация о работе Шпаргалка по "Политология"