Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 09:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
В наши дни демократические
Все объявления
ЯндексДирект
Стать партнёромКызыл
Самая полная нформация о городе Кызыл
www.turinfo.ru Английский язык для туризма. New!
Быстро запомнить популярные слова и фразы. Мультимедиа тренажер для ПК+mp3
незубрилкин.рф Английский язык. Учи играючи!
Мультимедиа тренинги на ПК. Быстрое запоминание лексики. Курс Незубрилкин.
nezubri.su
Правовой и социальный этапы
не завершают развитие конституционного
государства. Некоторые политологи
считают, что современные
В развитии современных государств наблюдаются две тенденции. Первая из них — деэтатистская — состоит в активизации гражданского общества, его контроля над государством, расширении влияния на него политических партий и групп интересов, децентрализации ряда функций государства, усилении в деятельности некоторых его органов самоуправленческих начал. Вторая тенденция — этатисгекая — проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного инструмента общества. Современное государство активно вмешивается в экономические, социальные и информационные процессы, с помощью налогов, инвестиционной, кредитной и иной политики стимулирует развитие производства, устраняет диспропорции в народном хозяйстве. Все более важное место в его деятельности занимает разработка стратегии и планирование общественного развития.
В государственной деятельности заметно
сокращается применение принуждения.
Оно все реже используется для
решения крупных общественных проблем,
уступая место кооперации различных
социальных сил, хотя и остается важным
средством в борьбе с нарушителями
закона, криминальными и
Еще более велика роль государства в переходные этапы общественного развития, как это имеет место в России и других постсоциалистических странах. Здесь государство выступает главным орудием реформирования общества, полдержания стабильности и порядка. При этом оно само подвергается глубоким изменениям, приобретает новые формы организации.
Сущность, типологии и функции политической культуры.
В последние годы в научной политологии термин «политическая культура» и связанная с ним тематика получили широкое распространение. Пионером проблематики политической культуры считают Алмонда. Он дал следующее определение: Политическая культура – это совокупность позиций и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан. В связи с этим, к политической культуре относятся:
Знание о политике.
Знакомство с фактами, интерес к ним.
Оценка политических явлений, оценочные мнения о том, как должна осуществляться власть.
Эмоциональная сторона политических позиций. Например, любовь к родине, ненависть к врагам.
Признанные в данном обществе образцы поведения, которые определяют, как можно и как следует поступать в политической жизни.
Профессор Федерации Бурлацкий считает, что политическая культура означает уровень знаний и представлений различных слоев общества и индивидов о власти и политике, а также степень их политической активности. Другой исследователь В. Щегорцев определяет политическую культуру как процесс накопления (приобретения) политических знаний, превращение знаний в убеждения и реализация этих знаний и убеждений в конкретной политической деятельности.
Политическая культура представляет
собой часть культуры человеческой
цивилизации и развивается
1 тип – архаичная политическая
культура. Главные черты: отсутствие
дистанции между общностью и
государством, повышается уровень
коллективизма, активности
2 тип – элитарная политическая
культура. Черты: углубление дистанции
между гражданским обществом
и политической системой. Конформизм,
отстранение основной части
3 тип – представительная
Под политической культурой понимаются как материальные компоненты, воплощенные в каком-либо институте, так и исторически-социальный опыт.
Политическая культура – это зафиксированная в законах, обычаях и политическом сознании память о прошлом общества.
В сфере поведения политическую культуру характеризует следующие составляющие:
Форма и степень участия в политической жизни общества.
Проявление через формы и уровень взаимодействия с государственными институтами (это может быть конфронтация, сотрудничество и несотрудничество).
Формы взаимодействия с институтами гражданского общества (в частности, с политическими партиями и движениями).
Формы взаимодействия с другими субъектами политического процесса.
Тип электорального поведения.
Политическая культура тесно связана с понятием политического сознания.
В сфере сознания политическую культуру характеризуют:
Степень интереса субъекта к политике (большой, средний, малый, полное отсутствие).
Отношение к существующей политической системе и ее отдельным институтам (отношение к правительству, к государственным символам и лицам, представляющим государство).
Отношение к другим участникам политического процесса (терпимость и нетерпимость).
Представления о правилах политической игры (что дозволено и что не дозволено).
Отношение к закону.
Характер политической и идеологической самоидентификации (каждый человек определяется как левый, либерал или центрист).
Политический язык.
Политическая культура выполняет следующие функции:
Нормативная – задает индивидам, гражданам и обществу определенные нормы и стандарты политического мышления.
Воспитательная – формирует определенный тип человека политического, адекватного данной политической системе.
Мобилизационная – организует граждан на решение определенных политических и социальных задач.
Интеграционная – сплачивает общество и способствует усвоению гражданами определенных политических норм и ценностей.
Репродуктивная – связь друг с другом уходящих и приходящих поколений.
- Субъекты и факторы
формирования политической
Политические: - государство- политические партии и политические движения- СМИ- политическая символика и государственные ритуалы- политический режим
Неполитические:- семья- система образования- церковь
- деловые круги и мир бизнеса
- научная и культурная элита общества
- язык
- географический фактор
Политическое сознание
Политическое сознание определяется
как комплекс идей, теоретических
концепций, взглядов, представлений, мнений,
оценочных суждений, эмоциональных
состояний субъектов
Являясь специфической формой общественного сознания, политическое сознание характеризуется следующими особенностями:
- оно непосредственно связано
с социально-классовыми
- оно воздействует через
- оно пронизывает все остальные
формы общественного сознания (правовое,
нравственное, эстетическое, религиозное),
непосредственно воздействует
Политическое сознание имеет многоуровневую
структуру. Уровень политического
сознания — это определенная ступень,
достигнутая социальным субъектом
в познании процессов и явлений,
имеющих место в сфере
Выделяют три уровня политического сознания:
1. Обыденный - это совокупность политических идей и взглядов общества, класса, социального слоя, группы людей и отдельных индивидов, возникающих из непосредственного восприятия политической жизни общества; они выражаются в сумме наблюдений и представлений, которые возникают у самих субъектов, участвующих в политическом процессе.
В качестве относительно развитой формы обыденного политического сознания выступает общественное мнение, как исторически обусловленное и изменяющееся состояние общественного сознания больших групп людей, выражаемое публично по проблемам, важным для общественно-политической жизни. Общественное мнение - конкретные суждения по тем или иным проблемам жизни, разделяемые многими членами общества.
2. Эмпирический - это более или менее осознанная сумма наблюдений о явлениях и процессах политической жизни, которые возникают у ее участников. Этот уровень формируется на почве практического повседневного опыта людей. В отличие от обыденного данный уровень сознания характеризуется большей определенностью и предметностью представлений о социально-политических процессах. И первому и второму уровню присущи чувства, настроения, импульсивность, эмоциональное восприятие происходящих политических событий. Эти несистематизированные взгляды и чувства, складывающиеся стихийно в процессе практической деятельности, составляют сферу политической психологии.
3. Теоретический - это наиболее высокая ступень в познании политической реальности. Она представляет собой систему взглядов и идей, выработанных на основе научного осмысления всей совокупности социально-политических отношений. Такой уровень сознания включает в себя более или менее целостное представление о существенных закономерных связях и отношениях социально-политической действительности. Система теоретически обоснованных взглядов и идей составляют политическую идеологию.
Таким образом, в структуре политического сознания различают уровни политической психологии и политической идеологии.
Политические отношения
Политические отношения несут в себе все необходимые атрибутивные качества политики:
- их смысл заключается в
- возникая при активном участии
сознания, политические отношения
существуют не в головах людей,
- деятельный, активный характер
политических отношений