Символические ресурсы власти: место и роль в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена самим понятием символические ресурсы власти и их влиянием на властные отношения в целом. Власть является неотъемлемым атрибутом любой общественной системы, необходимейшим средством ее функционирования и развития. Ресурсы политической власти претерпевают изменения вместе с развитием общества. Если на ранних ступенях становления человеческой цивилизации политическая власть преимущественно сводилась к физической силе и различным формам ее проявления, то в современном, сложно организованном социуме, действия, связанные с непосредственным применением физической силы или насилия, в значительной степени утратили свою эффективность. В условиях современного социума политическая власть использует разнообразные ресурсы, обеспечивающие ей эффективное выполнение своих функций, и здесь существенную роль играют именно символические ресурсы.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3
Глава I. Символические ресурсы власти как элемент политики…………..6
§ 1. Символические ресурсы власти. Теоретические подходы к интерпретации понятия………………………………………………………………………….6
§ 2. Место, роль и значение символических ресурсов власти в политической системе общества……………………………………………………………....11
Глава II. Виды символических ресурсов власти в их исторической эволюции……………………………………………………………………….16
§ 1. Политическая мифология как символический ресурс власти………….16
§ 2. Политическая идеология как символический ресурс власти…………..22
§ 3. Символика и риторика как символический ресурс власти……………..27
Заключение……………………………………………………………………34
Библиография..……………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

Символические ресурсы власти место и роль в политической системе общества..docx

— 73.10 Кб (Скачать файл)

 

 

ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им.Т.Г. ШЕВЧЕНКО

 

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

 

КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Символические ресурсы власти: место и роль в политической системе общества.

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Теория политики»

студента группы ИГ10ДР65ПЛ

Яричевского Владимира Николаевича

             __________________________

 

Научный руководитель –

доцент  кафедры основ политики и политического управления

С.А. Осипова

___________________________

 

«____» _______________ 2013 г.

 

Рег. № ______

 

 

 

 

 

 

 

                                     Тирасполь, 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение ………………………………………………………………………3

Глава I. Символические ресурсы власти как элемент  политики…………..6

§ 1. Символические ресурсы власти. Теоретические подходы к интерпретации понятия………………………………………………………………………….6

§ 2. Место, роль и значение символических ресурсов власти в политической системе общества……………………………………………………………....11

Глава II. Виды символических ресурсов власти в их исторической эволюции……………………………………………………………………….16

§ 1. Политическая мифология как символический ресурс власти………….16

§ 2. Политическая идеология как символический ресурс власти…………..22

§ 3. Символика и риторика как символический ресурс власти……………..27

Заключение……………………………………………………………………34

Библиография..……………………………………………………………….37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа посвящена рассмотрению Символических ресурсов власти, определению их места и роли в политической системе общества.

Актуальность исследования обусловлена самим понятием символические ресурсы власти и их влиянием на властные отношения в целом. Власть является неотъемлемым атрибутом любой общественной системы, необходимейшим средством ее функционирования и развития. Ресурсы политической власти претерпевают изменения вместе с развитием общества. Если на ранних ступенях становления человеческой цивилизации политическая власть преимущественно сводилась к физической силе и различным формам ее проявления, то в современном, сложно организованном социуме, действия, связанные с непосредственным применением физической силы или насилия, в значительной степени утратили свою эффективность. В условиях современного социума политическая власть использует разнообразные ресурсы, обеспечивающие ей эффективное выполнение своих функций, и здесь существенную роль играют именно символические ресурсы.

Объект исследования — политическая власть.

Предмет исследования — символические ресурсы политической власти.

Цель исследования - осуществить анализ символических ресурсов власти, определить их место в системе властных ресурсов, дать типологию и раскрыть специфику их использования в современном обществе.

Для реализации поставленной цели определены следующие исследовательские задачи:

1) Рассмотреть теоретические  подходы к интерпретации понятия  символические ресурсы власти;

2) Провести анализ содержания  теорий символа и символического;

3) Проанализировать значение  символа и символических форм  в структуре политической власти;

4) Определить место, роль  и значение символических ресурсов  в ряду других властных ресурсов;

5) Выделить и проанализировать  виды символических ресурсов  власти в их исторической эволюции;

6) Проанализировать место  и значение символических ресурсов  в современной политике.

7) Выявить исторические  особенности формирования и развития  символических ресурсов политической  власти.

8) - изучить литературу  по данной теме;

По теме символические ресурсы власти: место и роль в политической системе общества было опубликовано достаточно небольшое количество научных трудов и исследований как российских, так и зарубежных авторов.

Исходными теоретическими позициями исследования выступают идеи философов, социологов, психологов, разрабатывающих проблему символа и символического, таких как, А.Ф.Лосев, Э.Этциони, Х.Лассауэл, М. Роджерс, Т.Парсонс, П.Бурдье, К. Юнг, Ж.Бодрийяр, Соловьева О.А, Попов В.А.

Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и классификации.

Структура работы соответствует цели и задачам исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографию.

В первой главе - Символические ресурсы власти как элемент  политики, рассматриваются теоретические подходы к интерпретации понятия, а так же определяется место, роль и значение символических ресурсов власти в политической системе общества.

Во второй главе - виды символических ресурсов власти в их исторической эволюции, говорится о делении символических ресурсов на виды, дается описание этих видов и рассказывается о влиянии этих видов на политический процесс.

В заключении обобщены основные результаты всего исследования, подводятся итоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Символические ресурсы власти как элемент  политики.

§ 1. Символические ресурсы власти. Теоретические подходы к интерпретации понятия.

То, что власть обусловлена каким-то набором ресурсов, позволяющих субъекту реализовать свою волю в отношении объекта, считается общепринятым у исследователей власти. Основными элементами любого объяснения власти,– являются цели актора и распределение ресурсов, необходимых для их достижения. Символические же ресурсы власти играют одну из важнейших ролей в достижении целей актора власти.

Символ - нечто, содержащее в себе указание на отличные от него предметы, для которых он является обобщенным и неразвернутым знаком, это идейно-образная или идейная структура. Символ - не просто знак различных предметов, он заключает в себе обобщенный принцип развертывания свернутого в нем смыслового содержания. В своих знаковых функциях символ выступает как предельно концентрированное обобщение, идея, смысл явления. В качестве символа может выступать любой предмет, получивший некое семиотическое осмысление.1

Первоначально символ означал какой-либо предмет как опознавательный знак для членов конкретной социальной группы или тайного общества; впоследствии такой предмет стал заменяться изображением, постепенно терявшим сходство с объектом, поскольку его содержание отражало все более широкий круг идей.Существуют разнообразные подходы к классификации ресурсов власти. Одним из самых общих видов классификации является деление их на два класса: материальные (реальные) и символические.

Материальные ресурсы делятся на физические, экономические, социальные, политические.

Символические ресурсы включают в себя класс форм и методов воздействия, нацеленных на изменение сознания, и, соответственно, предполагающих использование нефизических средств, – вербальных, невербальных, –символических средств.2

Чтобы определить место символических ресурсов в системе властных отношений, следует обратиться к существующим вариантам типологий.

Так, в классификации Э. Этциони определяются: принудительные ресурсы, направленные на ограничение свободы и подавление сопротивления воли подчиненных; утилитарные ресурсы, применяемые в качестве материального вознаграждения и позволяющие достичь добровольного подчинения воле субъекта власти; нормативные ресурсы власти, воздействующие на сознание и изменяющие систему предпочтений подчиненных .

Х. Лассауэл в созданной им схеме актуализировал восемь основных ценностей: власть, уважение, моральный долг, любовь, благосостояние, богатство, умения и просвещенность.

Р. Даль включил в перечень ресурсов политической власти еще и свободное время, деньги и богатство, контроль над рабочими местами, контроль над информацией, социальное положение, обладание харизмой, популярностью и легитимностью, должностные права, солидарность, способность получить поддержку других людей и групп.

М. Роджерс останавливается на двух основных видах ресурсов: информативные ресурсы (условия осуществления власти) и инструментальные ресурсы (средства осуществления власти ).Достаточно часто основой типологии ресурсов политической власти становится деление ресурсов в соотнесении с важнейшими сферами жизнедеятельности: экономические, социальные, информационные, административно-правовые, демографические ресурсы. Также нередко выявляются принудительно-силовые, идеологические и моральные ресурсы.

Т.Парсонс, в своих исследованиях проявления символа и символического в системе политической власти связывает  функциональную систему символов с «нормативной ориентацией» действия, что представляется как элемент обязательного «упорядочения» реальных ситуаций. Даже самая элементарная коммуникация, невозможна без определенной степени приверженности «соглашениям» символической системы.3

Парсонс выделяет следующие виды мотивационных ориентацией: когнитивные, катектические и оценочные, в соответствии с которыми он осуществляет классификацию символических систем.

Парсонс трактует выделенные им три вида символических систем следующим образом:

Когнитивные символы. Экзистенциальные идеи, указывает социолог, есть интегральная часть системы культуры, и они находятся в отношениях принципиальной взаимозависимости со всеми другими элементами действия. Конкретная система идей, таким образом, есть результат этой взаимообусловленности.

Экспрессивные символы. Они, с точки зрения Парсонса, выполняют следующие основные функции: а)обеспечение коммуникации между взаимодействующими частями; б)организация процесса взаимодействия через придание ему ценностного содержания восприятия; в)экспрессивные символы служат в качестве прямого объекта «удовлетворения» существующих потребностей. Прототипом экспрессивного символа, является символический акт.

Оценочные символы. Система оценочных символов состоит, по Парсонсу, из:

1)подсистемы стандартов  для разрешения когнитивных проблем;

2)подсистемы стандартов  для разрешения катектических проблем;

3)подсистемы «моральных»  стандартов для общей интеграции  различных единиц системы и  разнообразных других стандартов, присутствующих в отдельной единой  системе.

Таким образом, феномен символического у Парсонса не просто связан со структурой, функцией и действием, а является, в действительности, сущностной характеристикой данных феноменов, определяющей их содержание и характер существования.4

Одна из типологий символических ресурсов власти исходит из определения символической политики. В этом случае различают “символическую политику сверху”, “символическую политику снизу” и “символическую политику одновременно снизу и сверху”.

“Символическая политика сверху” – это, символическая идеологизация, политические мифы, политическая символика, символическое законодательство и т.д.

“Символическая политика снизу” – это символические действия подвластных масс, – например, символические акции протеста, символическое политическое участие и др. В третьем случае символическая политика представляет собой производимые (или поощряемые властью) мифы, ритуалы, культы, с которыми добровольно соглашаются подвластные массы.

Один из подходов к классификации символических ресурсов власти исходит из логики исторической эволюции символических форм.

 При этом проявление  каждого нового вида не вытесняет  предшествующие, скорее на какой-то период лишает их лидирующей роли, вплетаясь в конце концов в сложный комплекс производства политических символов и смыслов, ориентирующих политических акторов.

Постструктуралистские концепции предлагают иной подход к рассмотрению феномена символического. Для Бодрийяра «символическое» -это социальная характеристика, особый тип социального действия. И в этом проявляется различие с психологическим пониманием символического, где оно обозначает определенный регистр психической деятельности. Символическое у Бодрийяра - это «еще не обретшая формы стадия знаковой деятельности, где  обращению еще не поставлены препоны типа власти, цензуры, принципа реальности». Сам Бодрийяр пишет: «Символическое — это не понятие, не инстанция, не категория и не «структура», но акт обмена и социальное отношение, кладущее конец реальному, разрешающее в себе реальное, а заодно и оппозицию реального и воображаемого».5

В отличие от Бодрийяра, для которого символическое в первую очередь является типом социального действия, в концепции его современника П.Бурдье символическое - это пространство, в котором действует та же логика, что и в любом поле (логика борьбы). Соответственно, в этом пространстве существуют символическая власть, символический капитал, символическое насилие, символические структуры и символический порядок. Символическое - это особое измерение реального: элементы реальности, воспринимаемые как нечто ценное, небезразличное для человека, становятся символическими.6

Информация о работе Символические ресурсы власти: место и роль в политической системе общества