Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 13:22, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена самим понятием символические ресурсы власти и их влиянием на властные отношения в целом. Власть является неотъемлемым атрибутом любой общественной системы, необходимейшим средством ее функционирования и развития. Ресурсы политической власти претерпевают изменения вместе с развитием общества. Если на ранних ступенях становления человеческой цивилизации политическая власть преимущественно сводилась к физической силе и различным формам ее проявления, то в современном, сложно организованном социуме, действия, связанные с непосредственным применением физической силы или насилия, в значительной степени утратили свою эффективность. В условиях современного социума политическая власть использует разнообразные ресурсы, обеспечивающие ей эффективное выполнение своих функций, и здесь существенную роль играют именно символические ресурсы.
Введение ………………………………………………………………………3
Глава I. Символические ресурсы власти как элемент политики…………..6
§ 1. Символические ресурсы власти. Теоретические подходы к интерпретации понятия………………………………………………………………………….6
§ 2. Место, роль и значение символических ресурсов власти в политической системе общества……………………………………………………………....11
Глава II. Виды символических ресурсов власти в их исторической эволюции……………………………………………………………………….16
§ 1. Политическая мифология как символический ресурс власти………….16
§ 2. Политическая идеология как символический ресурс власти…………..22
§ 3. Символика и риторика как символический ресурс власти……………..27
Заключение……………………………………………………………………34
Библиография..……………………………………………………………….37
ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им.Т.Г. ШЕВЧЕНКО
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Символические ресурсы власти: место и роль в политической системе общества.
Курсовая работа
по дисциплине «Теория политики»
студента группы ИГ10ДР65ПЛ
Яричевского Владимира Николаевича
__________________________
Научный руководитель –
доцент кафедры основ политики и политического управления
С.А. Осипова
___________________________
«____» _______________ 2013 г.
Рег. № ______
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение ………………………………………………………………………3
Глава I. Символические ресурсы власти как элемент политики…………..6
§ 1. Символические ресурсы власти.
Теоретические подходы к интерпретации
понятия……………………………………………………………
§ 2. Место, роль и значение символических
ресурсов власти в политической системе
общества…………………………………………………………
Глава II. Виды символических ресурсов
власти в их исторической эволюции…………………………………………………………
§ 1. Политическая мифология как символический ресурс власти………….16
§ 2. Политическая идеология как символический ресурс власти…………..22
§ 3. Символика и риторика как символический ресурс власти……………..27
Заключение……………………………………………………
Библиография..…………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа посвящена рассмотрению Символических ресурсов власти, определению их места и роли в политической системе общества.
Актуальность исследования обусловлена самим понятием символические ресурсы власти и их влиянием на властные отношения в целом. Власть является неотъемлемым атрибутом любой общественной системы, необходимейшим средством ее функционирования и развития. Ресурсы политической власти претерпевают изменения вместе с развитием общества. Если на ранних ступенях становления человеческой цивилизации политическая власть преимущественно сводилась к физической силе и различным формам ее проявления, то в современном, сложно организованном социуме, действия, связанные с непосредственным применением физической силы или насилия, в значительной степени утратили свою эффективность. В условиях современного социума политическая власть использует разнообразные ресурсы, обеспечивающие ей эффективное выполнение своих функций, и здесь существенную роль играют именно символические ресурсы.
Объект исследования — политическая власть.
Предмет исследования — символические ресурсы политической власти.
Цель исследования - осуществить анализ символических ресурсов власти, определить их место в системе властных ресурсов, дать типологию и раскрыть специфику их использования в современном обществе.
Для реализации поставленной цели определены следующие исследовательские задачи:
1) Рассмотреть теоретические
подходы к интерпретации
2) Провести анализ содержания
теорий символа и
3) Проанализировать значение
символа и символических форм
в структуре политической
4) Определить место, роль
и значение символических
5) Выделить и проанализировать
виды символических ресурсов
власти в их исторической
6) Проанализировать место
и значение символических
7) Выявить исторические
особенности формирования и
8) - изучить литературу по данной теме;
По теме символические ресурсы власти: место и роль в политической системе общества было опубликовано достаточно небольшое количество научных трудов и исследований как российских, так и зарубежных авторов.
Исходными теоретическими позициями исследования выступают идеи философов, социологов, психологов, разрабатывающих проблему символа и символического, таких как, А.Ф.Лосев, Э.Этциони, Х.Лассауэл, М. Роджерс, Т.Парсонс, П.Бурдье, К. Юнг, Ж.Бодрийяр, Соловьева О.А, Попов В.А.
Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и классификации.
Структура работы соответствует цели и задачам исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографию.
В первой главе - Символические ресурсы власти как элемент политики, рассматриваются теоретические подходы к интерпретации понятия, а так же определяется место, роль и значение символических ресурсов власти в политической системе общества.
Во второй главе - виды символических ресурсов власти в их исторической эволюции, говорится о делении символических ресурсов на виды, дается описание этих видов и рассказывается о влиянии этих видов на политический процесс.
В заключении обобщены основные результаты всего исследования, подводятся итоги.
Глава I. Символические ресурсы власти как элемент политики.
§ 1. Символические ресурсы власти. Теоретические подходы к интерпретации понятия.
То, что власть обусловлена каким-то набором ресурсов, позволяющих субъекту реализовать свою волю в отношении объекта, считается общепринятым у исследователей власти. Основными элементами любого объяснения власти,– являются цели актора и распределение ресурсов, необходимых для их достижения. Символические же ресурсы власти играют одну из важнейших ролей в достижении целей актора власти.
Символ - нечто, содержащее в себе указание на отличные от него предметы, для которых он является обобщенным и неразвернутым знаком, это идейно-образная или идейная структура. Символ - не просто знак различных предметов, он заключает в себе обобщенный принцип развертывания свернутого в нем смыслового содержания. В своих знаковых функциях символ выступает как предельно концентрированное обобщение, идея, смысл явления. В качестве символа может выступать любой предмет, получивший некое семиотическое осмысление.1
Первоначально символ означал какой-либо предмет как опознавательный знак для членов конкретной социальной группы или тайного общества; впоследствии такой предмет стал заменяться изображением, постепенно терявшим сходство с объектом, поскольку его содержание отражало все более широкий круг идей.Существуют разнообразные подходы к классификации ресурсов власти. Одним из самых общих видов классификации является деление их на два класса: материальные (реальные) и символические.
Материальные ресурсы делятся на физические, экономические, социальные, политические.
Символические ресурсы включают в себя класс форм и методов воздействия, нацеленных на изменение сознания, и, соответственно, предполагающих использование нефизических средств, – вербальных, невербальных, –символических средств.2
Чтобы определить место символических ресурсов в системе властных отношений, следует обратиться к существующим вариантам типологий.
Так, в классификации Э. Этциони определяются: принудительные ресурсы, направленные на ограничение свободы и подавление сопротивления воли подчиненных; утилитарные ресурсы, применяемые в качестве материального вознаграждения и позволяющие достичь добровольного подчинения воле субъекта власти; нормативные ресурсы власти, воздействующие на сознание и изменяющие систему предпочтений подчиненных .
Х. Лассауэл в созданной им схеме актуализировал восемь основных ценностей: власть, уважение, моральный долг, любовь, благосостояние, богатство, умения и просвещенность.
Р. Даль включил в перечень ресурсов политической власти еще и свободное время, деньги и богатство, контроль над рабочими местами, контроль над информацией, социальное положение, обладание харизмой, популярностью и легитимностью, должностные права, солидарность, способность получить поддержку других людей и групп.
М. Роджерс останавливается на двух основных видах ресурсов: информативные ресурсы (условия осуществления власти) и инструментальные ресурсы (средства осуществления власти ).Достаточно часто основой типологии ресурсов политической власти становится деление ресурсов в соотнесении с важнейшими сферами жизнедеятельности: экономические, социальные, информационные, административно-правовые, демографические ресурсы. Также нередко выявляются принудительно-силовые, идеологические и моральные ресурсы.
Т.Парсонс, в своих исследованиях проявления символа и символического в системе политической власти связывает функциональную систему символов с «нормативной ориентацией» действия, что представляется как элемент обязательного «упорядочения» реальных ситуаций. Даже самая элементарная коммуникация, невозможна без определенной степени приверженности «соглашениям» символической системы.3
Парсонс выделяет следующие виды мотивационных ориентацией: когнитивные, катектические и оценочные, в соответствии с которыми он осуществляет классификацию символических систем.
Парсонс трактует выделенные им три вида символических систем следующим образом:
Когнитивные символы. Экзистенциальные идеи, указывает социолог, есть интегральная часть системы культуры, и они находятся в отношениях принципиальной взаимозависимости со всеми другими элементами действия. Конкретная система идей, таким образом, есть результат этой взаимообусловленности.
Экспрессивные символы. Они, с точки зрения Парсонса, выполняют следующие основные функции: а)обеспечение коммуникации между взаимодействующими частями; б)организация процесса взаимодействия через придание ему ценностного содержания восприятия; в)экспрессивные символы служат в качестве прямого объекта «удовлетворения» существующих потребностей. Прототипом экспрессивного символа, является символический акт.
Оценочные символы. Система оценочных символов состоит, по Парсонсу, из:
1)подсистемы стандартов
для разрешения когнитивных
2)подсистемы стандартов для разрешения катектических проблем;
3)подсистемы «моральных»
стандартов для общей
Таким образом, феномен символического у Парсонса не просто связан со структурой, функцией и действием, а является, в действительности, сущностной характеристикой данных феноменов, определяющей их содержание и характер существования.4
Одна из типологий символических ресурсов власти исходит из определения символической политики. В этом случае различают “символическую политику сверху”, “символическую политику снизу” и “символическую политику одновременно снизу и сверху”.
“Символическая политика сверху” – это, символическая идеологизация, политические мифы, политическая символика, символическое законодательство и т.д.
“Символическая политика снизу” – это символические действия подвластных масс, – например, символические акции протеста, символическое политическое участие и др. В третьем случае символическая политика представляет собой производимые (или поощряемые властью) мифы, ритуалы, культы, с которыми добровольно соглашаются подвластные массы.
Один из подходов к классификации символических ресурсов власти исходит из логики исторической эволюции символических форм.
При этом проявление
каждого нового вида не
Постструктуралистские концепции предлагают иной подход к рассмотрению феномена символического. Для Бодрийяра «символическое» -это социальная характеристика, особый тип социального действия. И в этом проявляется различие с психологическим пониманием символического, где оно обозначает определенный регистр психической деятельности. Символическое у Бодрийяра - это «еще не обретшая формы стадия знаковой деятельности, где обращению еще не поставлены препоны типа власти, цензуры, принципа реальности». Сам Бодрийяр пишет: «Символическое — это не понятие, не инстанция, не категория и не «структура», но акт обмена и социальное отношение, кладущее конец реальному, разрешающее в себе реальное, а заодно и оппозицию реального и воображаемого».5
В отличие от Бодрийяра, для которого символическое в первую очередь является типом социального действия, в концепции его современника П.Бурдье символическое - это пространство, в котором действует та же логика, что и в любом поле (логика борьбы). Соответственно, в этом пространстве существуют символическая власть, символический капитал, символическое насилие, символические структуры и символический порядок. Символическое - это особое измерение реального: элементы реальности, воспринимаемые как нечто ценное, небезразличное для человека, становятся символическими.6
Информация о работе Символические ресурсы власти: место и роль в политической системе общества