Символические ресурсы власти: место и роль в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена самим понятием символические ресурсы власти и их влиянием на властные отношения в целом. Власть является неотъемлемым атрибутом любой общественной системы, необходимейшим средством ее функционирования и развития. Ресурсы политической власти претерпевают изменения вместе с развитием общества. Если на ранних ступенях становления человеческой цивилизации политическая власть преимущественно сводилась к физической силе и различным формам ее проявления, то в современном, сложно организованном социуме, действия, связанные с непосредственным применением физической силы или насилия, в значительной степени утратили свою эффективность. В условиях современного социума политическая власть использует разнообразные ресурсы, обеспечивающие ей эффективное выполнение своих функций, и здесь существенную роль играют именно символические ресурсы.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3
Глава I. Символические ресурсы власти как элемент политики…………..6
§ 1. Символические ресурсы власти. Теоретические подходы к интерпретации понятия………………………………………………………………………….6
§ 2. Место, роль и значение символических ресурсов власти в политической системе общества……………………………………………………………....11
Глава II. Виды символических ресурсов власти в их исторической эволюции……………………………………………………………………….16
§ 1. Политическая мифология как символический ресурс власти………….16
§ 2. Политическая идеология как символический ресурс власти…………..22
§ 3. Символика и риторика как символический ресурс власти……………..27
Заключение……………………………………………………………………34
Библиография..……………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

Символические ресурсы власти место и роль в политической системе общества..docx

— 73.10 Кб (Скачать файл)

Важнейшая функция политического мифа — легитимизация властных институтов и носителей верховной власти в стране. Миф является основой легитимности власти и ее стражем одновременно. Поэтому покушение на основные политические мифы того или иного государства есть покушение на основы легитимности этого государства. Так, разрушение советской мифологии привело в конечном итоге к делегитимизации власти КПСС и распаду Советского Союза. Другими словами, мифы могут выступать не только хранителями легитимности, но и ее сокрушителями. В СССР советские мифы разбились о целую систему «демократических» контрмифов.

Особенностью современного мифа является именно его “короткодействие”. Мировые религии порождают мифы, действующие тысячелетиями. Те современные политические мифы, которые исключают опору на религию, оказываются куцыми, в чем-то повторяя мифологию языческих богов, которые в глазах людей старели и уступали первенство новым богам, а сами обращались в демонов.

Миф дает человеку представление о неслучайности его появления в этом мире в данное время в данном месте, а цивилизации - образное целеполагание, выраженное на универсальном языке. Исчерпание энергии мифомотора ведет к кризису мировоззрения (что наглядно демонстрируется последним этапом советского периода). В этой ситуации мифотворчество - единственный инструмент спасения от гибели социума.

Политическая мифология - инструмент, который вполне осознанно задействован в информационных войнах и основан на знании человеческой природы. Политика становится рациональной формой использования иррациональной сущности масс, которые свои интересы готовы осознавать только в ярких образах и мистических откровениях. Действительно, масса не способна к абстрактным суждениям, массе можно только внушить, но не доказать. Ее истина — миф. Поэтому управление массой опирается на знание архетипа, древнейших психических установок, основополагающих эмоциональных состояний. Этим занимаются вожди и политическая пропаганда.

Обыденное сознание является главной цитаделью мифов. Оно характеризуется консерватизмом, автоматизмом реакций, избирательностью восприятия.

Обыденное сознание — это навыки жизни, дорога, по которой движется индивид, не задумываясь при этом о смысле своего существования. Основная функция обыденного сознания — адаптация индивида к условиям жизни, окружающей реальности.

Наша жизнь является желанным объектом для разного рода манипуляций. Именно обыденное сознание постоянно атакуется СМИ и другими источниками информации. Именно обыденное сознание подвергается ежедневным испытаниям в различных ситуациях. Поэтому эта форма сознания представляет большой практический интерес, особенно для политиков.

Наиболее яркий пример воздействия на обыденное сознание — политическая реклама. 

   Под понятием «политическая реклама» подразумевается вид коммуникации, в результате которого оказывается определенное воздействие на электорат. Причем осуществляется оно, как правило, в доступной и интересной форме, что способствует достижению цели – эффективно донести информацию до избирателя и подвигнуть его на принятие нужного выбора.

Эффективность политической рекламы опирается на древний человеческий инстинкт — деление людей на «своих» и «чужих».  Механизм «свой—чужой» является одним из основных ресурсов манипуляций

Вследствие этого, политический миф всегда неполон и всегда уязвим, пока он не восходит к абсолютному мифу. Проблема “дописывания” политического мифа связана с тем, что невозможно одновременно удерживать и его реалистическую сторону, и мифическую. То нет мистических оснований (то есть утрачены представления об архетипе), то нет концепции (нет связи с современностью), то они не стыкуются между собой. В результате мифоритуальные сообщества гибнут либо от непроявленности архетипа, либо от отсутствия связи с современностью. Следовательно, для выживания политического мифа необходима мифотворческая деятельность, которая, по сути своей, и есть политика.14

§ 2. Политическая идеология как символический ресурс власти.

Еще одним видом символических ресурсов власти является идеология. Хотя идеология имеет некоторые преемственные связи с мифами, однако эти две формы общественного сознания имеют существенные отличия.

Политическая идеология - "система идей,  представлений,  понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии,  политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии).

Термин "идеология" появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своем труде «Элементы идеологии».

Особую роль идеологии приобретают в период революционных потрясений; когда в политическое действие вовлекаются огромные массы населения. Движение Реформации в XVI веке. Английская (1642-1649 гг.) и Французская (17889-1794 гг.), буржуазные революции раскрыли роль идеологии как детерминанты политики. Современная политическая история показала, как идеологические представления влияют на деятельность людей. Идеологические принципы придают значение как коллективной, так и индивидуальной деятельности. Они способствуют превращению социальных слоев, этнических общностей в самостоятельных субъектов исторического действия. Поэтому политические силы своей важнейшей задачей считают выработку идеологических концепций, способных стать ориентационно-мотивационной моделью социального поведения.15

В идеологиях фиксируются те общественно значимые ситуации, которые возникают в жизни и требуют сознательного выбора. В процессе выработки активного решения и его последовательного воплощения, оформляются и социальные идеалы как стратегические устремления того или иного слоя. Идеология - это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления.

Но идеология - это не просто теоретически оформленное осознание социальным слоем своего бытия и тенденций его развития. Система ценностей, которые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и определяют ее.

Отражая социальные конфликты и доводя их до конца в идеальной, теоретической форме, любая идеология выходит на человека как на общественное существо, способствуя его социальной, политической, национальной самоидентификации. Идеологические ценности придают смысл социальному действию и оправдывают его.

Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества.

Многие исследователи видят в идеологии не только социально значимые, теоретически оформленные взгляды, но и верования. Английский историк А.Тойнби полагал, что либерализм, социализм, национализм - это и особый вид верований, своеобразные светские религии. По сравнению с идеологами-теоретиками, массы действительно не располагают необходимыми теоретическими знаниями и культурными навыками, и им трудно усваивать идеологию иначе, чем веру. Идеология выступает как специфическая разновидность убеждений, имеющих силу веры. Поэтому так сложно отказаться от старых идеологических принципов.16

В идеологиях цели движения обычно отождествляются с торжеством некоей идеи. Идеи же, проникнув в массы, переосмысливаются и переистолковываются применительно к уровню обыденного сознания. Сами идеи начинают жить самостоятельной жизнью, превращаются в символы веры, конституирующие реальность. Разность между политическими идеологиями заключается лишь в том, что одни идеологии нацелены на решение эмпирических очевидных проблем, другие - на осуществление доктринально выверенных проектов переделки мира, насаждающих сверху новые рациональные формы жизни.

В отличие от науки, функции идеологии  сводятся к овладению массовым политическим сознанием населения, к внедрению в него своих критериев оценки развития общества, определению целей и задач, по которым люди должны ориентироваться в политическом пространстве. Обладая групповым характером, идеология должна создавать позитивный образ проводимой (или предлагаемой населению) политической линии, ее соответствия интересам того или иного класса, нации, государства. При этом идеология должна не столько заниматься пропагандированном, распространением тех или иных идеалов и ценностей сколько стимулировать  действия и поступки граждан, партий и других политических ассоциаций.

Выполняя свои политические функции, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на базе интересов какой-либо социальной или национальной группы (например, среднего класса, граждан коренной национальности и т.д.), либо на почве сознательно сформулированных цепей, не опирающихся на определенные социально-экономические страты или группы населения (например, идеология анархизма, фашизма). Способность реально интегрировать общество будет непосредственно зависеть от того, насколько идеи и положения идеологии соответствуют обыденным взглядам и представлениям населения о предпочтительном стиле жизни, а также и от того, найдет ли данная доктрина адекватные уровню общественного сознания формы интерпретации своих теоретических заключений.

Помимо рациональных, теоретически обоснованных положений любая идеология предполагает некую  отчужденность от действительности, содержит те цели и идеалы, которые населению предлагается воспринимать на веру. В меньшей степени таким налетом коллективных верований обладают официальные идеологии. Большей же предрасположенностью к утопическим предположениям обладают идеологии оппозиционных сил, как правило, ожидающие от власти значительно больше, чем она может дать и стремящиеся с помощью красивого идеала привлечь к себе больше сторонников.17

Идеология «транслируется», распространяется в обществе, «вносится» в сознание людей идеологическими аппаратами. Понятие «идеологические аппараты» охватывает всю совокупность средств и организаций, с помощью которых внедряются в головы людей взгляды, идеи и нормы, отражающие интересы определенных социальных групп или общностей, но которым придается всеобщий характер. В структуре идеологических аппаратов: семья, школа, церковь, политические партии, государственные институты, средства массовой информации. В отдельные эпохи идеологические аппараты приобретают роль гегемона в политической системе. Такую функцию выполняла в средние века церковь. Господство догматизированной идеологии марксизма-ленинизма и аппаратов, транслировавших ее, присуще модели государственного социализма. В современную эпоху центральное место в системе идеологических аппаратов занимают средства массовой информации. На них возложено управление и манипулирование информацией. В медиапространстве идеология проявляется как в открытых, так и в скрытых формах. Современные политики считают массмедиа главным инструментом распространения идеологии в современном обществе, актором, который участвуя в освещении политических событий, в силу целого ряда причин наращивает свою относительную самостоятельность вплоть до превращения в “четвертую ветвь” власти. Трансляция в общество идеологических установок, как показывают исследования, осуществляется через программы новостей, кинематографическую продукцию, через рекламу и даже телевизионные сериалы и музыку.

Между идеологическими аппаратами и властью устанавливается прочная связь, основывающаяся на их взаимозависимости. Наличие такой взаимосвязи идеологии с политикой нельзя понимать в смысле полного тождества. Подобного тождества в нормальном, демократическом обществе не бывает, как не существует между ними и обособленности.

Т.о. идеология, хотя и несет в себе искажения реальной картины под давлением группового интереса, непосредственно адресуется прежде всего к разуму человека, его способности логически мыслить, аргументировать свои позиции, доказывать какие-то теоретические положения, апеллировать к фактам и т.д.

§ 3. Символика и риторика как символический ресурс власти.

Одним из важнейших ресурсов политической власти выступает политическая символика. Символы являются неотъемлемой частью формирования, фиксации и воспроизводства идентичности любой политической общности. В политической жизни они выполняют разнообразные функции. Наряду с функцией идентификации важна демонстративная функция политических символов. Так, захват власти может сопровождаться демонстративным присвоением признанных государственных символов власти или их радикальным обращением и утверждением новой системы символов.

Функция мобилизации и легитимации основана на резонировании символов с коллективным сознанием. Обращение к значимым символам является мощным инструментом оправдания целей и средств субъектов политического процесса.

Компенсаторная функция выражается в том, что символические изменения становятся суррогатом реальных преобразований (акции по переименованию улиц и городов, разрушению одних и возведению других монументов).

Коммуникативная функция символов способствует проникновению в массовое сознание идеологических текстов через их адаптированные версии. Роль политических символов особенно возрастает в период глубоких социальных и культурных потрясений. Воскресают древние образы синкретического восприятия символа, когда борьба за символы власти была важнейшей формой борьбы за власть (еще одна – властная –форма фетишизма).

Политическая символика формируется знаками разной природы – вербальными, невербальными и смешанными. К вербальным относятся слова и устойчивые словосочетания (например, политическая афористика), к невербальным –флаги, портреты, эмблемы, здания, бюсты, символические действия, знаковые личности.18

К традиционным артефактам, выступающим в качестве символов высшей власти, относились скипетр, держава, меч, одежда, головные уборы (корона, диадема, венец). В наше время сохранили свое значение такие символы -артефакты, как здания и помещения, в которых располагается властный корпус.

Информация о работе Символические ресурсы власти: место и роль в политической системе общества