Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 13:22, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена самим понятием символические ресурсы власти и их влиянием на властные отношения в целом. Власть является неотъемлемым атрибутом любой общественной системы, необходимейшим средством ее функционирования и развития. Ресурсы политической власти претерпевают изменения вместе с развитием общества. Если на ранних ступенях становления человеческой цивилизации политическая власть преимущественно сводилась к физической силе и различным формам ее проявления, то в современном, сложно организованном социуме, действия, связанные с непосредственным применением физической силы или насилия, в значительной степени утратили свою эффективность. В условиях современного социума политическая власть использует разнообразные ресурсы, обеспечивающие ей эффективное выполнение своих функций, и здесь существенную роль играют именно символические ресурсы.
Введение ………………………………………………………………………3
Глава I. Символические ресурсы власти как элемент политики…………..6
§ 1. Символические ресурсы власти. Теоретические подходы к интерпретации понятия………………………………………………………………………….6
§ 2. Место, роль и значение символических ресурсов власти в политической системе общества……………………………………………………………....11
Глава II. Виды символических ресурсов власти в их исторической эволюции……………………………………………………………………….16
§ 1. Политическая мифология как символический ресурс власти………….16
§ 2. Политическая идеология как символический ресурс власти…………..22
§ 3. Символика и риторика как символический ресурс власти……………..27
Заключение……………………………………………………………………34
Библиография..……………………………………………………………….37
Символ – это не только инструмент дифференциации в обществе, но и важный механизм снижения конфликтов и установления стабилизации.
Символ представляет собой специфический социальный код, посредством которого передается социальная информация. Символическая информация – это информация особого рода, она есть не только «знание», но и определенное «указание». Символ соотносится с системой социально обусловленных значений, так как «знание значения смысла есть знание правил его использования». Смысловая нагрузка символа раскрывается в процессе непосредственного общения в рамках определенной культурноисторической, социальнополитической среды.
Символика власти многообразна. Она появляется еще в первобытности.
В сложных или комплексных обществах символика приобретает несколько иное значение. Она подчеркивает вертикальные связи. Людям приходится вступать в отношения с незнакомыми людьми, и поэтому символы должны безошибочно указывать на социальную роль индивида (вождь и общинник, свободный и раб, рыцарь и крестьянин).
В ранних государствах существовал сложный этикет власти. Личность правителя стала священной. На этой стадии вожди и цари уже исключались из непосредственного производства и занимались исключительно управленческой, медиативной и церемониальной деятельностью. Они обрастали штатом помощников и администраторов, клиентами и слугами. Простые массы лишаются доступа к правителю. Во многих обществах они должны были оказывать ему особые знаки почтения, часто им запрещалось обращаться к правителю без посредников. Апартаменты царей и князей выделялись большими размерами, планировкой и отделкой.
Королевская власть также создала свою атрибутику, в которую до сих пор включаются обязательные символы – корона, скипетр, держава и герб. Символом подчеркивания власти становится слово. Создаются особые языковые конструкции обращения к правителю. В высоких культурах элита отличалась от масс грамотностью.
Важное значение в символике власти имеют хищные животные. Подобная символика присутствует и на современных гербах (британский лев, российский двуглавый орел, датские львы).
Не только правители, но и элита стремилась отделить себя от простого народа особой знаковой символикой. Верхи постепенно монополизировали социально важные знания, их передача осуществлялась только внутри элитной группы. Было создано некое подобие школ для детей аристократии. В каждом обществе были выработаны свои критерии знатности. Немаловажную роль играли и физические отличия. У многих народов главным критерием, свидетельствующим о достатке человека, была его тучность (Московская Русь, Монголия и т. д.).
Современная культура мало чем отличается от культуры наших предков. Достаточно посмотреть на нынешнего "нового русского" и непременные атрибуты его статуса.
Одним из важнейших аспектов символизации власти является сакральное преобразование пространства. Пространство должно быть организовано так, чтобы подчеркивать дистанцию и тем самым различие в статусах между правителем и всеми остальными. 19
Символика власти требовала, чтобы в общении с ней подданные подчеркивали свою полную ничтожность. Сакральный статус правителя раннего государства необходимо было оберегать от осквернения. Во многих обществах на правителя запрещалось смотреть, дабы не сглазить. Согласно широко распространенной традиции, правитель не может касаться земли босыми ногами – прикосновение приведет к утере магических способностей. Поэтому его носили на специальных носилках.
Смерть правителя могла вызвать и серьезные социальные последствия, а также смуту из-за дележа престолонаследия. Могли поднять голову вчерашние вассалы и данники. Наконец, удачно сложившейся ситуацией попытались бы воспользоваться соседние страны. Многие государства не выдерживали подобных потрясений.
Похороны правителя производились с особенной пышностью. Для его пребывания в ином мире возводился монументальный погребальный комплекс (гробница, мавзолей, пирамида, курган и т. д.), на сооружение которого требовались нередко большие материальные и человеческие затраты. Во время траурной церемонии в могилу вместе с роскошно украшенным гробом опускался богатый инвентарь – одежда, украшения, оружие, предметы быта, пища, импортные товары, – словом, все, что могло понадобиться покойному на том свете. Траурная церемония заканчивалась, как правило, пышной ритуальной трапезой с принесением жертв богам, душе умершего, будущему правителю и проч.
Правитель живет опутанный сетями детально разработанного этикета, запретов и предписаний, цель которых состоит не в охране его достоинства и тем более благополучия, а в удержании его от совершения поступков, которые, нарушая гармонию природы, могли бы ввергнуть его самого, народ и весь мир во всеобщую катастрофу. Эти предписания, регламентирующие каждый его поступок, не только не способствуют удобству, но, напротив, донельзя стесняют его свободу и часто превращают саму жизнь его, которую они имеют своей целью сохранять, в тягостное бремя.20
Политический символ предстает
знаковой формой отражения социальной
действительности, констатирует наличие
большого поля деятельности в постижении
субъективных человеческих смыслов. Нарушение
символической системы влечет за собой
распад самой социальности, иначе говоря,
символического опосредования отношений
человеческих существ, что лишает их всякой
возможности мирного сосуществования.
К политической символике (по мнению
А.А. Радугина) относятся следующие группы
символов: национально-государственная
символика (флаг, герб, гимн, Конституция,
денежные знаки). Цель этой группы символов
–привлечь внимание граждан, объединить
их вокруг масштабной идеи, подвинуть
на определенные действия; политические
ритуально-процессуальные церемонии (празднование
исторических событий государственной
важности, проведение партийных съездов,
демонстраций, возложение венков и цветов
к национальным святыням);скульптурно-
Д.А. Мисюров выделяет такие группы символов: люди, оставившие заметный след в истории (И.В. Сталин, А. Линкольн), иногда – вымышленные персонажи (дядя Сэм, Джон Буль, Иван);знаки отличия и различия (ордена, медали, погоны); символы места и времени («Золотой век», эпоха Петра I).
Эта группа символов неизбежно связана с утопическими представлениями в общественном сознании, т. е. какой-то исторический период выступает как символ замечательного или ужасного. «Политические символы «тянутся друг к другу, нужно только уметь их умело соединять. Например, все политические манифестации, как правило, приурочиваются к какой-то памятной дате, проводятся возле значимых скульптурно-архитектурных ансамблей. Здесь используются наглядно-агитационные и ритуально-процессуальные средства, звучит музыка, развиваются флаги с условно-графической символикой и т. д. Такая обстановка создает благоприятные условия для внедрения в сознание людей символических форм идеологии, рекрутирования организациями новых членов». Политическая символика – важная часть политической культуры. По отношению большей части населения к символам (воплощающим, как правило, определенные политические ценности) можно делать выводы не только о политической культуре, но и о формировании политической нации, сообществе, живущем в едином политико-правовом пространстве, законы и нормы которого признаются универсальными, несмотря на классовые, этнические, конфессиональные и другие различия.
Одним из видов символических ресурсов власти является политическая риторика. П. Бурдье утверждал, что простейшая форма политической власти – возможность и способность называть и вызывать к существованию определенные явления с помощью номинации . Политическая риторика – вид ораторского искусства, имеющего богатую историю развития и накопившего большой арсенал методов и форм воздействия на массовую аудиторию, позволяющего влиять на ее установки, мысли и настроения, в том числе и в конкретно манипуляционных целях.
В курсовой работе рассмотрена и изучена тема - Символические ресурсы власти: место и роль в политической системе общества.
Цель данного исследования- осуществление анализа символических ресурсов власти, определение их места в системе властных ресурсов, типологизация и раскрытие специфики их использования в современном обществе достигнута.
Задачи, поставленные в курсовой работе, выполнены:
1) Рассмотрены теоретические
подходы к интерпретации
2) Проведен анализ содержания
теорий символа и
3) Проанализированы значение
символа и символических форм
в структуре политической
4) Определено место, роль
и значение символических
5) Выделены и проанализированы
виды символических ресурсов
власти в их исторической
6) Проанализировать место
и значение символических
7) Выявлены исторические
особенности формирования и
8) - изучена литература по данной теме;
В процессе исследования было установлено, что среди властных ресурсов выделяется особый тип - символические ресурсы, под которыми понимаются нематериальные средства, оказывающих воздействие на сознание и изменяющие нормы предпочтения подчиненных, либо определяющих порядок их социальных действий в сконструированном властью социальном пространстве.
Символические ресурсы представлены в современной политике следующими видами: мифология, идеология, символика и риторика. Все эти виды ресурсов образуют достаточно сложный комплекс способов ориентации политических акторов. Сами же акторы могут использовать различные механизмы символизации, выбирая те виды символических ресурсов, которые наиболее адекватны их целям. Политическая символика по своей сути призвана воздействовать на разум человека, но в большей степени – на его чувства.
В современных условиях традиционные властные ресурсы становятся менее актуальными, а на первый план выходят символические. Символическое как понятие - есть социальная характеристика, особый тип действия, отношение, которое пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, включая и политическую сферу.
Символическое давно и не безуспешно представлено в политике. Исторически первой формой актуализации символических представлений человека, определяющей образцы и нормы поведения, была мифология. И хотя мифы часто относят исключительно к архаическим формам, тем не менее, они достаточно ярко представлены в современной политике. Этот феномен можно объяснить тем, что мифы, в первую очередь, направлены на актуализацию подсознательных пластов, они основаны на чувствах, эмоциях, ощущениях, что становится особо актуальным в периоды кризисов, переходные для страны моменты.
Важнейшим видом символических ресурсов власти является идеология. Хотя идеология имеет некоторые преемственные связи с мифами, однако эти две формы общественного сознания имеют существенные отличия. В идеологиях фиксируются те общественно значимые ситуации, которые возникают в жизни и требуют сознательного выбора. В процессе выработки активного решения и его последовательного воплощения, оформляются и социальные идеалы как стратегические устремления того или иного слоя. Идеология - это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления.
Символы являются неотъемлемой частью формирования, фиксации и воспроизводства идентичности любой политической общности. Политическая риторика – вид ораторского искусства, имеющего богатую историю развития и накопившего большой арсенал методов и форм воздействия на массовую аудиторию, позволяющего влиять на ее установки, мысли и настроения, в том числе и в конкретно манипуляционных целях.
Подводя итог исследованию, касающемуся символических ресурсов власти, нами сделан вывод о том, что Современная власть стремится избегать прямого применения насилия, что связано как с тенденциями ограничения вседозволенности и бесконтрольности власти, свойственных ей на ранних этапах развития общества, так и в силу особенностей современного этапа, переходом от индустриального к информационному обществу.
Таким образом, отличительной особенностью использования символических форм в политике является то, что в процессе изменения социальной структуры, социально-экономической и политической обстановки, изменяются и символические формы. Это может проявляться либо в уничтожении существующих ранее форм, либо в придании им нового, соответствующего новой ситуации, значения.
БИБЛИОГРАФИЯ
Монографические исследования и научные статьи
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.с 31.
Бурдье П. Социология политики. М., 1993. С 53.
Бочаров В.В. Власть и символ/ Символы и атрибуты власти. Генезис. Семантика.c 19. c31. с 54.
Кольев А.Н. Политическая мифология: реализация социального опыта. М., 2003.с30-31. с39.
Лифшиц М. Мифология древняя и современная. М., 1980.с21. с 46-47.
Попов В.А. Символы власти и власть символов/ Символы и атрибуты власти. Генезис. Семантика. Функции. СПб., 1996. С 11. С 15. с 49-51.
Плахова А. В. Социальная символика: вопросы анализа// Проблемы теоретической социологии. Вып.З, СПб, 2000.
Соловьева О.А. Символы, символические знаки и знаки власти./ Символы и атрибуты власти. Генезис. Семантика. Функции. СПб., 1996. С 23. С 24-26. с 41-42.
Соловьев А.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции //Полис, 2001, №2.
Соловьев А.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции//Полис, 2001, №2.
Соловьев А.И. Идеология и культура: политический дискурс современной эпохи
Интернет-ресурсы
Политический символ в системе
общественных отношений. Л.К. Нагорная,
И.В. Чепашева. Режим доступа: http://elib.altstu.ru/elib/
Роль и место символа в социологии
Толкотта Парсонса. О.А. Кармадонов. Режим
доступа: http://www.old.jourssa.ru/
Андрей Савельев. Политическая мифология(2003).
Режим доступа: http://www.savelev.ru/books/
Информация о работе Символические ресурсы власти: место и роль в политической системе общества