Слухи: характеристика, особенности их использования в политических кампаниях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 19:10, контрольная работа

Описание работы

Анализ электорального поведения невозможен без учета особенностей российского политического пространства. За последнее время в российском обществе укоренились такие атрибуты демократии как свобода слова, СМИ, выборность органов власти и т. д. Одновременно с различными свободами появилось такое явление как манипулирование общественным сознанием. Вопрос манипулирования общественным сознанием особенно остро возникает в период избирательных кампаний различных уровней. Воздействие на избирателей принято связывать с работой СМИ, так как они освещают выборы, информируют избирателей о кандидатах, их взглядах и программах.

Содержание работы

Введение..................................................................................3
1 Характеристики слухов.......................................................5
2 Типология слухов................................................................8
3 Использование слухов в избирательной кампании........15
Заключение............................................................................19
Список литературы...............................................................20

Файлы: 1 файл

итог.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

      По словам очевидцев, группа молодежи численностью в несколько десятков человек ворвалась во внутренний двор College de France — престижного высшего учебного заведения, основанного еще в 1530 году и расположенного напротив Сорбонны.

      Студенческие акции протеста, проходящие не только в Париже, но и во многих других городах страны, направлены против закона о так называемом договоре первого найма. Этот новый вид трудового контракта, разработанный правительством с целью обеспечения занятости молодежи, встретил резкое неприятие со стороны студентов и профсоюзов»(14).

      По мнению Д.В. Ольшанского(6) агрессивные слухи являются продолжением слухов-пугал. В основе сюжетов подобной информации лежит агрессия, строятся они отрывочно, короткими фразами о конкретных фактах.

      Некоторые ученые вводят такой вид слухов как «нелепые». Поскольку такой вид информации может быть и пугающим, и агрессивным, и желательным, но главная их отличительная черта – это нелепость содержания. Такие слухи появляются самопроизвольно, в результате путаницы, чаще всего в ситуации растерянности, сменой систем ценностей, представлений.  

Карл Густав Юнг в своей работе «О современных  мифах» вводит новое понятие слуха  – «визионерский слух». По мнению автора, они отличаются от обычных  слухов тем, что «по степени своей выразительности их повествование приближается к видениям, возможно даже, что оно целиком состоит из видений или поддерживается ими»(12). 

2. По информационному  параметру различаются четыре  типа слухов.

· абсолютно  недостоверные слухи 

· слухи недостоверные, с элементами правдоподобия

· слухи достоверные, с элементами неправдоподобия

· относительно близкие к действительности слухи.

Независимо от природы возникновения слуха, информационная характеристика является его основой, определяющей степень его достоверности. В процессе циркуляции сюжет слуха претерпевает определенные изменения, вследствие чего степень его достоверности снижается, по этой причине подобная классификация довольно условна. Бывают и исключения: попадая на благодатную почву, адекватность слуха может повыситься, что может стать причиной действий людей.

    Достаточно часто слухи отождествляют с недостоверной информацией. Те сведения, которые передаются по неформальным каналам, но при этом вызывают доверие, уже не квалифицируются как слух. Но достоверность неофициальной информации — это относительная характеристика. В большинстве случаев все зависит от источника передачи информации.

    «Считается, что в достаточно обширной, политически значимой аудитории слух не бывает полностью достоверным. Это связано с тем, что в процессе распространения сюжет претерпевает трансформации, более или менее искажающие исходную версию».(5)

     Существуют и другие основания для классификации слухов. Например, Сергей Беззубцев(1) классифицирует слухи по следующим позициям:

      По происхождению. Несмотря на стихийный характер распространения слухов, их случайным возникновение бывает далеко не всегда. Воздействовать на аудиторию можно подбирая «интересные» сообщения или путем создания искусственного интереса, поскольку неинтересные сообщения не получают своего распространения. Поэтому разделить слухи можно на «спонтанные» и «сфабрикованные».

     Спонтанный слух может быть поддержан и использован различными коммуникаторами с определенной выгодой.

    По степени опасности. Последствия слухов могут носить различный характер и обладать как позитивным, так и негативным эффектом. Но чаще слухи носят негативный характер, что является следствием нарастания недовольства, повышенной тревожности и настороженности.

     По пространственным характеристикам. По масштабам территориального пространства, которое охватывает слух, можно говорить о локальных, региональных, национальных и межнациональных уровняхфункционирования слуха.

       К локальным слухам относятся все потоки неформальной коммуникации, ограниченные относительно небольшой социальной группой. К ним можно отнести информацию, циркулирующую в рамках малых групп; корпоративные слухи(в рамках организации); слухив бизнес-среде(то, чем живет вся отрасль, рынок); глобальные(слухи, попадающие в поле организации извне, из макросоциума, в который включена компания).

       В социальном пространстве в одно и то же время, на одной и той же территории слухи оказывают избирательное воздействие на разные социальные слои. Причина здесь может быть в том, что представители различных социальных слоев могут жить относительно обособленно друг от друга и не вступать между собой в неформальное взаимодействие. Поэтому, являясь актуальным и интенсивно распространяемым в одной аудитории, слух не будет распространен в другой.

      По временным характеристикам. Актуальность как временная характеристика слухов, может измеряться одной или несколькими ситуациями. В связи с этим, информацию можно разделить:

· О прошлом.События, происшедшие давно, несут информацию о накопленном данной общностью  опыте и ориентируют людей  на принятое (ставшее «нормой» после  происшедшего события) поведение;

· О настоящем (текущая ситуация).Слух может касаться только что или недавно происшедшего события - интерпретация случившегося, обсуждение впечатле­ний;

· О грядущем. Слухи о будущем могут нести  предупреждающую функцию - готовить социум к ожидаемым изменениям.  

     Практическую ценность имеет классификация, основанная на критерии скорости распространения слухов. По этому критерию можно разделить слухи на «открытые» и «латентные».Слухи первой категории имеют для аудитории повышенную значимость, они одновременно актуальны практически для всех участников социума.

    Латентные(скрытые) слухи долгое время могут себя никак не проявлять. Они активизируются в определенных ситуациях, и распространяются медленно, но дают устойчивый эффект. Их труднее выявить и относительно сложно опровергнуть. Для достижения этой задачи важным становится регулярность и адресность сообщений, передаваемым по каналам межличностной коммуникации.

      Механизм латентных слухов успешно используется в политических технологиях. «Образ «героя» или образ «врага» формируется постепенно: «попал в аварию», «отказался от служебного автомобиля-иномарки» и т. п.»(13). 

Согласно П. Сорокину, слухи можно также классифицировать в зависимости: от количества и качества взаимодействующих индивидов; от характера  актов; от характера проводников.

     Возможна и классификация слухов исключительно по числу участников процесса их циркуляции. Тогда выделяются слухи, циркулирующие

1) между двумя  индивидами;

2) между одним  и многими; 

3) между группами  индивидов. 

    Действительно, количество участвующих в производстве и функционировании слухов прямо и значительно влияет на их интенсивность, долговременность и территориальную распространенность. Разумеется, на характер слухов влияют индивидуальные особенности обменивающихся ими индивидов. Например, мужчины скорее, чем женщины, производят, распространяют и принимают именно политические слухи.

    Рассматривая типологию слухов, связанных с потребностями людей, можно выделить:

1. Слухи, уменьшающие  неопределённость.

2. Слухи, ориентированные  на действие, связанные с попыткой  изменить текущую ситуацию.

3. Деструктивные  слухи, возбуждающие враждебность.

4. Позитивные  слухи, возбуждающие симпатии.

5. Слухи, актуализирующие  страх.

6. Слухи, возбуждающие  желания.

7. Порочащие  слухи.

8. Прославляющие  слухи.

9. Защищающие  слухи.

10. Соболезнующие слухи.

    Надо отметить, что чем точнее содержание слуха соответствует какому-либо из типов, тем он будет иметь большее влияние на массовое сознание. Эти типы слухов объясняют те сознательные и бессознательные намерения, набор которых представлен практически у всех людей.

    Поскольку организуемые, целенаправленные или запускаемые слухи возникают в чьих-то интересах, их механизм, аудитория и сюжет чаще всего продуманны.  
 
 

Использование слухов в избирательной кампании 

      Долгое время слухи не вызывали большого интереса со стороны ученых. В 1920-30 годы западные исследователи оценили роль слухов в формировании психологии масс и управлении их поведением и стали изучать закономерности их распространения.

    «Лазарсфельд П. впервые стал проводить систематические исследования факторов, влияющих на формирование электорального поведения. Он впервые измерил влияние информации об избирательной кампании на процесс голосования во время президентских выборов США 1940г. пришел к выводу, что СМИ не являются единственным источником информации, межличностное общение здесь не менее важно. Кроме того, заключил, что политические предпочтения избирателей объясняются с помощью социально детерминированных характеристик, таких как социальный статус, доход, профессия, религиозная принадлежность, а средства массовой информации лишь усиливают их.

      Уже в 60-е годы, по оценке американских экспертов, пропаганда при помощи слухов, особенно во внешнеполитической деятельности, по своему значению была сопоставима с пропагандой через СМИ. Механизмы распространения слухов профессионально изучали в ЦРУ, Пентагоне и спецподразделениях американской армии. В посольствах работали специалисты, которые внимательно отслеживали тематику, содержание и динамику слухов, циркулирующих в странах»(5).

     Слухи как явление вызывают большой интерес среди политтехнологов, маркетологов и специалистов по связям с общественностью. По оценкам специалистов, информационное воздействие на население с помощью слухов стоит сегодня в одном ряду с влиянием прессы, радио и телевидения.

      Долгое время слухи использовались во внутриэлитной борьбе как инструмент интриг, со временем они обрели массовый характер. Официальные коммуникации и средства массовой информации превратились в новый канал их распространения. В современном обществе слухи не сдают своих позиций и остаются мощнейшим инструментом воздействия на людей как внутри социальных групп, так и между ними.

     Сегодня специалисты по связям с общественностью целенаправленно используют слухи для создания и поддержания своей популярности или популярности компании.

     Мы хотим представить наши практические наработки и рекомендации по изучению слухов в рамках избирательных кампаний.

     Основным методом, которым мы пользуемся для изучения слухов, является выборочное интервью. К дополнительным методам относятся фокус - группы, наблюдение, беседа, мониторинг СМИ.

      «Главной проблемой исследования является подбор интервьюеров. Для этого нужны профессиональные психологи, имеющие опыт подобной работы. Лучше, если это будут женщины, так как они вызывают меньше опасений у респондентов. В идеале они должны обладать такими качествами как скромность, открытость, доброжелательность, беспристрастность, честность, уравновешенность. Инструктаж имеет значительное влияние на результат исследования»(3).

       Специфика исследования заключается в том, что после заготовленных (закрытых) вопросов интервьюер должен переходить к вопросам, имеющим отношение к персонам (объектам исследований). Вся процедура отрабатывается на группе в тренинговом режиме. Подбор респондентов производится в соответствии с генеральной совокупностью.

       Исследования слухов дают нам большой массив материала для анализа. Например, в одной избирательной кампании по результатам исследования было выявлено, что кандидат перевёл из бюджета несколько миллионов долларов на счета своих родственников за границу, или, что у него лучший друг - криминальный авторитет в области. Наряду с этим, в результатах исследований люди говорили, что кандидат - вор и лжец. В одном исследовании были выявлены слухи и одновременно оценки, которые сформировались после того, как сам слух стирался и вытеснялся из памяти. Изучение этих сформировавшихся оценок и суждений не менее важно, чем изучение самих слухов. Часто бывает трудно их разделить и решить, что именно является актуальным слухом, а что мнением, сформированным с помощью слуха. Отсюда первый практический вывод, что помимо выявления актуальных слухов, исследование даёт нам не менее важную информацию о кандидате, которая проявляется в оценках, настроениях, мнениях, суждениях, иллюзиях, убеждениях и т.д.

Информация о работе Слухи: характеристика, особенности их использования в политических кампаниях