Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 00:26, контрольная работа
Нынешние СМИ в России – это совокупность предприятий, учреждений и организаций, занимающихся сбором, обработкой и распространением массовой информации по каналам печатной продукции, радио, телевидения, кинематографа, звуко- и видеозаписей.
СМИ и связанные с ними новейшие информационные и компьютерные технологии (в том числе и все более внедряющийся в быт россиян Интернет), используемые в политической сфере, могут способствовать расширению возможностей реального участия самых широких слоев населения в политическом процессе.
1 . СМИ и политика. Технологии формирования общественного сознания (манипуляции сознанием). Стр.3
2. Опишите основные тенденции современного мирового развития. Определите место России в меняющейся структуре мира. Что нужно и можно сделать для улучшения позиций России на мировой арене? Стр. 19
3. Проследите хронику политических событий в мире, России и Удмуртии по материалам СМИ в течение двух месяцев и сделайте обзор важнейших из них. Стр. 32
4. Список литературы. Стр. 35
Интерес к политике, политизированность общества возникли не в последнюю очередь благодаря СМИ. Политики и люди разных профессий, вовлечённые в политику, были представлены крупным планом в прямом эфире. Такого ещё наша страна не знала.
Очень любопытное замечание, ярко стилизующее затронутые отношения СМИ и политической жизни, принадлежит известному американскому кинорежиссёру Стивену Спилбергу: «Я убеждён, что коммунизм был убит телевидением».
Используя самые крайние выражения, можно сказать, что за господство над человеком борются два типа власти: принуждение и манипуляция сознанием. Они, конечно, иногда сотрудничают между собой, но уживаются с трудом, так что общества разделяются на два вида – в зависимости от того, какой тип власти берёт верх. Как правило, власть, основанная на принуждении, не обладает необходимыми для манипуляции знаниями, типом мышления и технологиями. Тиран повелевает, а не манипулирует. Манипуляция сознанием только тогда эффективна, когда человек уверен, что выбирает свою линию поведения свободно. Ведь цель манипуляции – внедрить желания, побуждающие человека действовать исходя не из своих реальных интересов, а из интересов манипулятора, манипуляция всегда скрытна и её обязательным прикрытием является миф свободы. Следовательно, когда началась «перестройка», массы были лишены иммунитета против технологий манипуляций.
По многим признакам манипуляция массовым сознанием напоминает войну небольшой, хорошо организованной и вооружённой армии против огромных масс, не подготовленных к этой войне.
История «перестройки» – это история манипуляций советскими людьми. Советский человек, не привыкший публично отстаивать своё мнение, оказался лёгкой добычей для всякого рода манипуляций. На людей, привыкших к скупой, выхолощенной, дозированной информации, обрушились потоки сенсаций, разоблачений, признаний, покаяний и т.д. Людям, годами подавлявшим своё собственное «Я», легко было навязать любое суждение.
Возможности для манипулирования людьми расширяются благодаря тому, что современный потребитель информации буквально «тонет» в изобилии фактов, мнений, оценок. Существует даже термин «многослойный человек». У такого человека возникает полная мешанина понятий и нет никакой взаимосвязи событий. Единственный система, в которую он способен подставлять отдельные факты, – это система стереотипов, уже сложившихся у него в голове. В условиях радикальных преобразований происходит широкомасштабная ломка стереотипов поведения. Нарушается механизм устоявшихся форм воздействия и у человека появляется состояние фрустрации, в этом состоянии он легко поддаётся манипуляциям. Одна из черт кризисного периода – насыщенность мифами. Мифологизированное сознание (которое, кстати, является одной из особенностей массовой психологии) склонно к стереотипизации поведения человека, шаблонному восприятию окружающей действительности. Основной принцип, которым руководствуются люди в такие периоды, это быть «как все» (ещё один признак «человека-массы»).
Таким образом, можно
сделать вывод, что в переходное
время обостряются особенности
массовой психологии, которые позволяют
политическому руководству (лидерам
партий и движений и т.д.) с лёгкостью
манипулировать народом, превращая его в послушную
управляемую массу. По этому поводу Митрополит
Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн
с горечью заявил: «Все идеи демократии
замешаны на лжи. «Перестройка» для того
и была задумана, чтобы заменить исчерпавшую
свои разрушительные силы интернационально-
2. Опишите основные тенденции современного мирового развития. Определите место России в меняющейся структуре мира. Что нужно и можно сделать для улучшения позиций России на мировой арене?
Третья НТР (Научно-техническая революция) вызвала ускорение процесса вовлечения стран в международное разделение труда и обмена продукцией и информацией, что послужило основой для возникновения во второй половине XX в. феномена «открытой экономики», или интернационализации экономики, на основе процесса интеграции.
Транснациональные и
многонациональные компании. Уже
в начале нашего столетия существовали
международные предприятия, которые
вместе с применением электронно-вычис
Развитие международных
предприятий и объединений в
условиях НТР второй половины XX в. наряду
с небывалым расширением
За исторически короткий срок ЕЭС превратилось в один из главных экономических центров мирового хозяйства. Сегодня на его долю приходится 1/3 мирового товарооборота стран с рыночной экономикой, а совокупный экспорт превосходит экспорт США в 3,6 раза, Японии – в 3,8 раза. ЕЭС также превзошел показатели США по объему промышленного производства и располагает сегодня половиной мировых валютных резервов.
Столь динамичное развитие государств общего рынка обусловлено во многом опасением европейских стран превратиться в своего рода «технологическую периферию» США и Японии в условиях НТР. Поэтому страны Общего рынка объединили свои усилия в области научно-технического сотрудничества и внедрения результатов современных разработок в производство. Так, например, в рамках программы «Эврика» в 80-90 гг. осуществляется сотрудничество в области микропроцессорных разработок (программа «Евроробот»), систем связи (программа «Евроком»), биотехнологий (программа «Евробио»), создания новых материалов (программа «Евромат») и другие. В 90-е годы интеграционные процессы в Европе получили дальнейшее развитие. С 1 января 1993 г. функционирует Единый внутренний рынок (ЕВР) Европейского Союза на основе отмены оставшихся до этого момента ограничений и барьеров для передвижения товаров, услуг, капиталов и граждан; введения единых стандартов на многие виды продукции. А с 1 ноября 1993 г. вступил в силу Маастрихтский договор 12 стран ЕЭС, в соответствии с которым к концу 90-х гг. Европейский союз должен превратиться в валютный, экономический и политический Союз с едиными: внешней политикой, гражданством и валютой. Маастрихтский договор является одним из крупнейших политических и правовых актов в 40-летней истории европейской интеграции, открывающим ее новый этап. Успехи ЕЭС являются притягательной силой для интеграции в это объединение других стран. По существующим критериям страны, вступающие в ЕЭС, должны быть, во-первых, европейскими, демократическими и уважать права человека, во-вторых, иметь функционирующую рыночную экономику, а также принять законодательство ЕЭС и, в-третьих, осуществлять единую внешнюю политику Сообщества, в том числе в вопросах безопасности. Интеграция стран ЕЭС с другими европейскими странами осуществляется в рамках Европейской Ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), созданной в 1960 г. Соглашение между ЕС и ЕАСТ (1992г.) об образовании Европейского экономического пространства (ЕЭП) должно по замыслу подписавших его сторон способствовать постепенной адаптации участников ЕАСТ к условиям будущего сотрудничества в рамках ЕЭС.
Европейский Союз и страны Восточной Европы. С начала 90-х гг. Сообщество изменило политику в отношении бывших социалистических стран Восточной Европы. Соглашения, заключенные с Польшей, Венгрией и Чехословакией (1991), Болгарией и Румынией (1992 г.), предусматривают: создание зон свободной торговли промышленными товарами, ослабление ограничений для движения услуг, капиталов и с несколькими ограничениями – граждан, расширение сотрудничества в политической и культурной областях, включение интеграционного законодательства ЕС в национальное право восточноевропейских стран. Реализация соглашений рассчитана на период до 2001-2003 гг. в зависимости от особенностей той или иной страны. Участие в ЕЭП должно оказать помощь названным странам в проведении глубоких рыночных преобразований, преодолении существующего разрыва в уровне хозяйственного развития со странами Западной Европы. Процессы интеграции стран Северной Америки. В 80-е гг. тенденции к интеграции отчетливо наметились в отношениях государств Северной Америки – США, Канады и Мексики. В 1989 г. США заключили Соглашение с Канадой о зоне свободной торговли, положив начало интеграции. А уже в следующем, 1990 г., президент Дж. Буш (род. 1924) в ответ на углубление западноевропейского альянса выдвинул доктрину, предусматривающую создание режима зоны свободной торговли на территории от Аляски до Огненной Земли. В результате в феврале 1991 г. к Соглашению США и Канады присоединилась Мексика. Подписанное трехстороннее Соглашение предусматривает: ликвидацию всех таможенных пошлин к 2010 г.; поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами; смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике; либерализацию условий для деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке их южного партнера; урегулирование вопросов, связанных с правами на интеллектуальную собственность; создание трехсторонней арбитражной комиссии. Несмотря на очевидные выгоды, которые получают на основе перечисленных статей США и Канада, по мнению подавляющего большинства аналитиков, наибольшую пользу из альянса все же извлекает Мексика. Действительно, в последние годы в этой стране происходят достаточно глубокие преобразования: ускоренная приватизация оказавшегося неэффективным государственного сектора, реформирование налоговой и финансовой систем, либерализация режима для иностранных инвестиций и т.п. В результате Мексике удалось привлечь значительные иностранные инвестиции, сократить огромный внешний долг, сбить гиперинфляцию, стабилизировать внутреннее положение. Уже в первом году действия Соглашения (1991) темпы экономического роста в Мексике составили 4% (одни из самых высоких в Латинской Америке), бюджет был сведен с активным сальдо, а приток иностранных капиталов достиг 9,2 млрд. долларов, или в два раза превысил аналогичный показатель 1990 г. Правда, первоначально Мексика несколько утратила былой авторитет среди Южной и Центральной Америки, которые обвинили ее в ущемлении их интересов, на основе приоритетного использования Мексикой выгод от сотрудничества с двумя наиболее развитыми странами континента. Любопытно, что Мексике удалось растопить лед возникшего недоверия путем подписания соглашений о свободной торговле с Чили (1991), Гватемалой, Гондурасом, Сальвадором, Никарагуа, Коста-Рикой (1992), став по существу инициатором интеграции латиноамериканских стран и одновременно своеобразным мостом для вхождения их в возможный альянс с США и Канадой.
Интеграционные процессы
в Азиатско-Тихоокеанском
Таким образом интеграция вовлекла в свою орбиту все развитые страны мира и большинство стран со средним уровнем развития. Интеграционные тенденции не обошли и сравнительно молодые, развивающиеся государства. К объединению их подталкивает необходимость защиты национальных интересов в основном на рынках сырья, продовольствия, энергетических ресурсов, рабочей силы и т. д. Примерами могут служить организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), железной руды (во главе с Индией), экспортеров меди (Заир, Замбия, Перу, Чили) и т.д. Интеграция в других регионах. Возник ряд межгосударственных банков и организации взаимопомощи, различных экономических группировок стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Африки. Правда, в отличие от трех интеграционных гигантов данные объединения весьма непрочны и менее эффективны.
К сожалению, общемировой процесс интеграции слабо выражен среди стран, ранее входивших в СССР, которые за многолетнюю совместную историю, казалось бы, создали все условия для быстрой и главное плодотворной интеграции. Несмотря на оформление экономического союза стран СНГ, реинтегральный процесс в настоящее время является скорее декларацией стран, подписавших Соглашение, находится на стадии подписанного протокола о намерениях, нежели обретает плоть. Однако это объясняется в большей мере внутри- и внешнеполитическими, идеологическими причинами, нежели экономическими соображениями. Именно это дает известный оптимизм в оценке перспектив евроа-зиатского интеграционного процесса, в котором Россия должна сыграть ведущую роль.
Глобальные проблемы современности.
Во второй половине XX столетия современная цивилизация, достигнув немалых высот в различных сферах общественной жизни – науке, технике, культуре – столкнулась лицом к лицу, с казалось бы, неразрешимыми глобальными проблемами. Их круг достаточно хорошо известен сегодня. Это военно-политические, ресурсно-экономические, демографические, мирохозяйственные проблемы, которые проявляются, в частности, через кризисы в области здравоохранения, образования, культуры, растущую преступность.