Социально-психологический тренинг, как метод развития позитивной ассертивности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 15:45, реферат

Описание работы

Актуальность темы: В современном обществе актуальность развития и формирования ассертивного поведения молодых людей обусловлена происходящими социальными переменами и требованиями, предъявляемыми к возрасту вступления в самостоятельную жизнь. Период обучения в колледже – возраст, который во многом определяет дальнейший жизненный путь молодых людей, переходный этап между взрослостью и детством. Именно в колледже происходи формирование общего представления о себе, о месте в мире, о жизненных ценностях и целях. Полученный в данном возрасте опыт существенно влияет на формирование и проявление общественной активности, утверждение себя в обществе, утверждение самостоятельности личности, на особенности межличностного взаимодействия. Именно в этой связи изучение и формирование ассертивности приобретает в старших классах большое значение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АССЕРТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
1.1.Психологические особенности старшего школьного возраста………………….....5
1.2.Ассертивность: понятие, компоненты…………………………………………...…10
1.3.Социально-психологический тренинг, как метод развития позитивной ассертивности личности…………………………………………………………………19
Выводы по главе…………………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

ассертивность.docx

— 69.92 Кб (Скачать файл)

Ассертивность как личностное качество человека составляет центральную часть структуры субъекта активности. С точки зрения философии экзистенциализма, субъектом является «человек как причина самого себя» (Б. Спиноза), имеющий полную экзистенциальную свободу, «свободу воли» («человек делает сам себя» — М. Хайдеггер). В философии экзистенциализма отношение к человеку определяется исходя из идеи отсутствия детерминированности того, что происходит сейчас, «здесь и теперь», в данный момент. При этом «…живой реальный человек не сводится к совокупности психических и физиологических функций, а существует как уникальное Я, как интегральное единство телесного, душевного и духовного опыта; … бытие человека, обладая самооценкой и безусловной реальностью, является высшей общечеловеческой ценностью…»[18].

Тревога, вина, страх, отчаяние, надежда, свобода, ответственность, любовь и другие чувства не заложены в человеке изначально, а порождаются его собственным выбором и его собственными усилиями. Ассертивность заключается в том, что человек в каждый момент своей жизни сам решает, чем он будет дальше заниматься и в каком направлении развиваться. Пониманию принципа субъектности в психологии способствует анализ содержания понятия «субъект». Субъектом, по мнению Р. Декарта, является мыслящий и действующий на разумном основании индивид, имеющий определенную автономию и внутренне стимулированную активность в пределах действия механизма жесткого детерминизма, определяющего поведение человека[7]. С.Л. Рубинштейн основным признаком субъекта считал его способность к саморазвитию, самоопределению, самосовершенствованию, т. е. способность достигать высшего уровня своего развития, своего идеала. «Исходная специфика человека, человеческого существования, — писал он, — заключается в том, что во всеобщую детерминацию бытия включается не сознание само по себе, а человек как осознающее мир существо, субъект не только сознания, но и действия» [42]. На многоуровневую структуру субъектности указывал Р. Харре: «Наиболее общим требованием к любому существу, чтобы его можно было считать субъектом, является то, чтобы оно обладало определенной степенью автономии. Под этим я подразумеваю, что его поведение (действия и акты) не полностью детерминированы условиями его непосредственного окружения» [44]. А.В. Брушлинский, В.М. Русалов субъектность рассматривают как наивысший уровень развития свойств человека как личности и индивидуальности. А.В. Брушлинский подчеркивает, что «любой человек не рождается, а становится субъектом в процессе своей деятельности, общения и других видов активности. Субъект — это человек, люди на высшем (индивидуализировано для каждого из них) уровне активности, целостности (системности), автономности и т. д. [2] Для субъекта окружающая действительность выступает как система раздражителей (с которыми он взаимодействует на уровне реакций) и сигнальных раздражителей, но, прежде всего, как объект действия и познания, а другие люди выступают для него тоже как субъекты». В отличие от других психологов, Брушлинский считает, что «…субъект — это наиболее широкое, всеохватное понятие человека, обобщенно раскрывающее неразрывно развивающееся единство всех его качеств: природных, социальных, общественных, индивидуальных и т. д. Личность, напротив, менее широкое определение человеческого индивида». «Трактовка человека как субъекта, — пишет А.В. Брушлинский, — помогает целостно, системно раскрыть его специфическую активность во всех видах взаимодействия с миром (практического, чисто духовного и т. д.). По мере взросления все большее место занимают саморазвитие, самовоспитание, самоформирование и, соответственно, больший удельный вес принадлежит внутренним условиям, через которые всегда только и действуют внешние причины, влияния и т. д.». К.А. Абульханова-Славская утверждает, что «важнейшее из всех качеств человека — быть субъектом, т. е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути. Это значит — инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфической активности, творческой и нравственной, добиваться необходимых результатов» [3]. При этом активность определяется ею как «способ самовыражения и самоосуществления личности, при котором обеспечивается и сохраняется ее субъектность». Д.А. Леонтьев [16]в качестве наиболее глубинных проявлений субъектности выделяет: внимание и контроль над воздействиями (в т. ч. собственными мотивами и чувствами, которые обычно управляют нашими действиями, минуя сознательный контроль; изменение своего образа жизни и своей идентичности. К предпосылкам субъектности он относит:

  • способность репрезентировать более широкий спектр возможных вариантов будущего, чем те, которые могут быть реализованы;
  • способность осуществить любое выбранное их подмножество, а также прервать любое начатое действие.

Субъектность должна выражаться[5]:

  • в осознании собственной значимости, ответственности за результаты деятельности;
  • в умении делать нравственный выбор в сложных ситуациях;
  • в способности к рефлексии, самосовершенствованию, самореализации;
  • в сформированности собственной ценностно смысловой установки.

Анализируя разные подходы к интерпретации субъектности в различных теоретических психологических школах, можно сделать общее заключение, что субъектность характеризуется системной многомерностью, активностью, целостностью, автономностью. Субъектность определяется как способность человека управлять своими действиями, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий. Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что субъектность в современной психологии рассматривается как целостная характеристика активности человека, имеющая особую значимость при вовлечении его в различные виды деятельности, требующие повышенной ответственности, максимальной мобилизованности в критических ситуациях. [10]Для субъекта объектом психической активности выступает его собственная психика в функционировании и развитии. При этом регуляцию процессов развития собственных структур и наращивания соответствующих потенций осуществляет сам субъект, как на сознательном, так и на неосознаваемом уровнях, а не какие-либо внешние силы. В зарубежной психологии представления о проявлениях субъектности (ассертивности) обусловлены различными подходами к объяснению внутренней (интринсивной) активности личности.  Таким образом, субъект предстает как ассертивный индивид, обладающий высоким уровнем интернальности, интенциональности, рефлексивности, внутреннего локуса контроля и способный осознанно управлять своими действиями при любых внешних условиях и обстоятельствах.

В психологии ассертивность как основное свойство субъекта, являясь интегральной характеристикой активности человека, ассоциируется с целеустремленным, самостоятельным, независимым, инициативным, настойчивым, напористым, требовательным, решительным, «пробивным», уверенным типом личности. Таким образом, ассертивность означает умение отстаивать свои права, настаивать на своем, напористость, настойчивость. Наиболее часто под ассертивностью подразумевают личностную черту, которую можно определить, как независимость от внешних оценок и влияний, автономию, способность самостоятельно регулировать собственное поведение. Самым первым автором теории ассертивности считается американский психолог Эндрю Солтер, в теории которого ассертивность противопоставляется агрессивности и манипулятивности как личностная черта.  Ассертивность характеризует личность как способную отдавать ясный отчет себе самой в том, в какой степени ее поведение определяется собственными побуждениями и склонностями, в какой – навязанными установками. Основными характеристиками ассертивной личности являются[5]:

  • Независимость поведения и ценностей от воздействия извне;
  • ориентация на события реальной жизни;
  • свобода выражения собственных потенциалов;
  • способность к самостоятельной формулировке мнений;
  • открытость;
  • доверие другим и вера в себя.

 Ассертивный человек отличается готовностью принимать решения в ситуациях неопределенности и нести ответственность за свои действия, конструктивным подходом к решению проблем. Ассертивность проявляется в умении выйти за пределы своего «Я», находить в неблагоприятно складывающейся ситуации позитивные моменты, в хорошей социальной и личностной адаптации к существующим условиям[9]. Ассертивность способствует успешной деятельности, если человек при этом является разумным, рациональным, мыслящим, знающим, вдумчивым, развитым, эрудированным в различных сферах деятельности. Ассертивный человек отличается высоким уровнем мотивации достижения успеха, который выражается в устойчивой потребности достичь высоких результатов в каком-либо деле, в стремлении сделать работу быстро и хорошо на высоком уровне. Эти качества у него носят генерализированный характер и проявляются в любой ситуации, независимо от характера ее содержания. Направление проявления ассертивности определяется ценностными ориентациями человека.

Идеи Солтера об ассертивности полностью согласуются с положениями гуманистической психологии о самоактуализирующейся личности. Также его идеи пересекаются с теориями жизненных сценариев и коммуникативных игр Э. Берна и основами гештальт-терапии Ф. Перлза. Согласно теории Берна, самоактуализирующаяся личность объективно и самостоятельно формулирует собственные проблемы и формирует выводы, оценивает ситуацию, берет на себя основную главную роль в развитии сценария собственной жизни. Перлз основным критерием самоактуализации считает переход от поддержки «извне» к опоре на собственную поддержку, которая позволяет использовать именно собственные возможности. Ассертивная личность - личность саморегулируемая и самоинициируемая. Количественной мерой ассертивности ряд исследователей считает степень выраженности согласия с собственным истинным «Я». Проявления ассертивности находят отражение в убеждении в собственной эффективности, основанной на собственной значимости и самоуважении.

Асертивность – это способность быть самим собой, выраженная в потребностях роста и развития. Основной характеристикой ассертивности является субъектная активность. Следовательно, ассертивность является субъектным качеством личности. Ассертивная личность строит такие взаимоотношения с окружающим миром, которые способствуют творческому росту, расширению степени свободы и саморазвития на основе ответственности за выбор своих чувств, действий и отношений с собой и окружающими. Даже при значительном ограничении объективными обстоятельствами свободы человека субъект свободен реализовать смысл жизни конструктивно. Обретя независимость суждений, свободу действий, обладая чувством значимости и собственного достоинства, личность субъекта адаптации, обладающая ассертивностью, справляется с внешними обстоятельствами уверенно. Ориентировка на собственные жизненные отношения и самого себя является сущностной характеристикой личности субъекта деятельности. Эти же характеристики представляют собой важное условие функционирования личности субъекта адаптации. Проявления активности инициируются самой личностью, при этом они регулируются требованиями к самой себе, доверием к себе и самоуважением в обстоятельствах собственной жизни. [14]

Все вышеуказанные характеристики составляют содержание ассертивности как свойства личности. В структуру ассертивности входит три компонента: когнитивно-смысловой, аффективный и поведенческий.

1. Когнитивно-смысловой компонент ассертивности заключается в ориентировке и адекватной оценке ситуации, целесообразном варьировании способов действия и продуктивном преобразовании проблемных ситуаций (гибкость мышления); прогнозировании саморазвития и самодвижения, определении своего «Я» в окружающем мире на основе осознания смыслов и ценностей своей жизни (смысложизненные ориентации).

2. Аффективный компонент ассертивности включает в себя принятие другого, уверенность в себе, доверие к себе. Принятие другого особое качество ассертивности, которое можно расценить как чувство самосохранения, проецируемое на других людей: человек готов не только думать о собственной безопасности и благополучии, но и о безопасности других. Потребность в самосохранении, благополучие и безопасность других становятся факторами уверенного поведения, душевного спокойствия в изменяющихся условиях жизнедеятельности. Человек, способный принимать другого, обладает важным в плане функционирования эмоций качеством – отходчивостью (необидчивостью). Именно она предохраняет личность от формирования устойчиво негативных свойств, например, обидчивости.

Уверенность в себе как один из компонентов ассертивности может рассматриваться и как мера поведения, и как состояние в той или иной мере выражающее черты характера человека, а также как состояние, которое возникает при оценке результативности своих действий и формировании самооценки по отношению к своим возможностям.

Доверие к себе считается условием существования личности как суверенного субъекта активности, способного к самостоятельному выбору целей и их достижению.

3. Поведенческий компонент ассертивности проявляется в независимости, готовности к риску, ответственности, настойчивости и конструктивной агрессии. Конструктивная агрессия – это первичный потенциал активности, уровень целенаправленности и целесообразности душевной деятельности в структуре ассертивной личности. Ассертивная позиция способствует направлению агрессии в конструктивное русло и самореализации как фундаментальной потребности человека.

Ассертивность человека может иметь и негативный оттенок, когда человек любыми путями и средствами стремится к достижению собственных целей асоциального характера. Негативная ассертивность может проявляться в бескомпромиссности, агрессивности, авторитарности, амбициозности, отсутствии самокритичности, завышенной самооценке, излишней самоуверенности, в упрямстве, аффективности, ослаблении моральноэтических барьеров во взаимоотношениях с окружающими людьми, экстрапунитивности (склонности искать причину неудач в обстоятельствах или окружающих людях).

В психологии принято считать, что уверенные в себе (ассертивные) люди проявляют большую эффективность в творческом анализе ситуаций. В научном обороте присутствует понятие «самоэффективность», через которое можно выразить ассертивность. Самоэффективность индивида проявляется в способностях и умениях, которые позволяют:

  • осознать и понять содержание проблемы;
  • создавать альтернативные ситуации;
  • концептуализировать релевантные средства достижения цели;
  • предвидеть последствия принятия решения;
  • реализовать принятое решение;
  • самостоятельно контролировать поведение и при необходимости изменять решения и цели.

Ассертивные люди, являясь «самоэффективными», наиболее способны к адаптации в неопределенных ситуациях, так как они умеют прогнозировать результаты предстоящих действий на основе всестороннего анализа различных исходов развития событий, отличаются гибкостью, способностью переориентироваться на альтернативные способы решения проблем. Близким к субъектности по смыслу понятием, характеризующим ассертивного человека, является понятие самости. Содержание этого понятия изначально разъяснялось К. Юнгом (1943) с применением принципа энтропии в психологии, согласно которому распределение энергии в психике стремится к равновесию. Идеальное состояние целостной функциональной системы организма — самость, благодаря своей трансцендентной функции, способно обеспечить достижение намеченных целей индивида. Э. Фромм (1955) считал, что ассертивность индивида можно характеризовать как стремление к трансценденции. По его мнению, благодаря стремлению к трансценденции человеческие потребности поднимаются над своей животной природой и человек становится созидателем[46].

В соответствии с принципом активности в психологии, ассертивность субъекта побуждает его принимать решение действовать в условиях неопределенности (риска) с максимальным использованием собственного личностно интеллектуального потенциала. Позитивная ассертивность как компонент субъектности реально проявляется при наличии свободы действий в предприимчивости человека в пределах законов социума, при соблюдении правовых и этических норм. Предприимчивость — это способность быстро трансформироваться и адаптироваться к новым условиям, инновационной деятельности. Ассертивные действия человека поддерживаются его убежденностью в их адекватности и эффективности. Убежденность людей в своей эффективности влияет на уровень их мотивации, отражающейся в величине и продолжительности прилагаемых усилий по выполнению задачи, она позволяет не ослаблять усилий, необходимых для достижения успеха, и быстро восстанавливать уверенность в себе в ситуациях неудач. Эффективность ассертивных действий человека зависит от наличия у человека достаточно высокого уровня развития универсальных психологических качеств, таких, как его интеллектуальные, коммуникативные, волевые свойства.

Информация о работе Социально-психологический тренинг, как метод развития позитивной ассертивности личности