Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 15:45, реферат
Актуальность темы: В современном обществе актуальность развития и формирования ассертивного поведения молодых людей обусловлена происходящими социальными переменами и требованиями, предъявляемыми к возрасту вступления в самостоятельную жизнь. Период обучения в колледже – возраст, который во многом определяет дальнейший жизненный путь молодых людей, переходный этап между взрослостью и детством. Именно в колледже происходи формирование общего представления о себе, о месте в мире, о жизненных ценностях и целях. Полученный в данном возрасте опыт существенно влияет на формирование и проявление общественной активности, утверждение себя в обществе, утверждение самостоятельности личности, на особенности межличностного взаимодействия. Именно в этой связи изучение и формирование ассертивности приобретает в старших классах большое значение.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АССЕРТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
1.1.Психологические особенности старшего школьного возраста………………….....5
1.2.Ассертивность: понятие, компоненты…………………………………………...…10
1.3.Социально-психологический тренинг, как метод развития позитивной ассертивности личности…………………………………………………………………19
Выводы по главе…………………………………………………………………………27
Таким образом, можно сделать заключение, что ассертивность как свойство личности позволяет человеку контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Уровень внутренней свободы, а, следовательно, и способность принять на себя ответственность за решение в ситуации выбора, уверенность в себе для защиты своих прав и удовлетворения собственных потребностей и желаний, оставаясь в то же время чувствительным к потребностям других, помогает человеку в достижении самоактуализации.
Ассертивность – это свойство личности, которое характеризуется уверенностью в себе, ясностью, прямотой, позитивным отношением к другим, способностью самому решать за себя и нести ответственность за последствия своих решений, позволяющее защищать права и достигать поставленную цель в сложных условиях жизнедеятельности.
1.3. Социально-психологический тренинг, как метод развития ассертивности личности
Для развития ассертивности существует несколько подходов[24]:
1.Информационный подход,
представляющий собой
2.Направленность на развитие
личностных качеств и
3.Акцент на влияние
социальных факторов. В рамках
данного подхода программы
Первый подход не полностью оправдывает ожидания, так как сами по себе знания не ведут к формированию ассертивного поведения в связи с отсутствием личностной вовлеченности. Также в рамках данного подхода не происходит отмены пассивного или деструктивного поведения.
Более перспективными являются второй и третий подходы. Однако и они имеют существенный недостаток – частный характер, т.к. основаны на конкретных гипотезах и предлагают узко соответственные формы и виды развития ассертивности. Из этого логично вытекает положение, что максимального эффекта можно ожидать от такого подхода, который позволит решить задачи развития ассертивности в комплексе и будет способствовать развитию смысловой сферы личности. При этом необходимо, чтобы смысложизенные ориентации выступали в качестве источника активности, являлись источником личностного адаптивного потенциала, были несовместимы с деструктивными формами проявлений.
Одной из таких форм является социально-психологический тренинг с рациональной подобранными методиками. В целом, социально-психологический тренинг можно определить, как практику психологического воздействия, основанную на методах социально-психологического обучения. В процессе социально-психологического тренинга происходит овладение социально-психологическими знаниями, корректируется поведение личности, развиваются рефлексивные способности, формируются навыки межличностного воздействия. Таким образом, данный вид развития ассертивности является более «широким» подходом. Однако. при составлении программы всегда следует иметь в виду включение методик на развитие смысловой сферы (которые нередко отсутствуют).
В приложении к ассертивности данный вид тренинга можно классифицировать следующим образом:
Целенаправленное формирование ассертивности в тренингах началось еще с 1960-х гг. (А. Солтер). В современной психотерапевтической практике тренинги ассертивности получили очень широкое распространение. Всем присуще одной общее – базовые положения психотерапевтических техник развития ассертивности[41]:
1. Самораскрытие. Адаптация к новым условиям жизнедеятельности, как правило, способствует сокрытию подлинных чувств, потребностей и сомнений. Самораскрытие, с точки зрения молодых людей, делает их уязвимыми и внешне слабыми. Они часто расценивают самораскрытие как признак болтливости, как желание прибедниться, а мужчины – как унижение себя («мужчины не жалуются») и т.д. Между тем, ассертивная позиция включает свободное выражение своих мыслей, чувств и желаний, что на самом деле является признаком уверенности в себе, доверия себе, признаком сильной и зрелой личности, как уже неоднократно говорилось. Безусловно, что обучение самораскрытию не подразумевает раскрытие всех сокровенных мыслей и тайн. Самораскрытие в развитии взаимоотношений в рамках взаимодоверия, поддержки, понимания уместно и необходимо именно в особых условиях жизнедеятельности. Обучение самораскрытию основывается на снижении фрустрации, уменьшении сопротивления раскрытию и выражению эмоций, на проявлении положительных эмоций с целью осознания того, что другие не враги, что они заслуживают доверия. Окончательная цель занятия в этом ключе – возникновение у старших школьников ощущения безусловного положительного принятия себя со стороны других членов группы. Обучение самораскрытию способствует развитию таких составляющих ассертивности, как доброжелательность, уверенность в себе, доверие себе, доверие другому.
2. Самосознание. Вторым положением программы является самосознание. Адаптация личности к особым условиям жизнедеятельности как субъекта этой жизнедеятельности определяет состояние личностного самоопределения, саморегуляции, самовыражения и самореализации. Поэтому обучение выражению своих мыслей и чувств в данных условиях способствует не только раскрытию перечисленных качеств личности, но и возможности получить на их проявление обратную связь. В процессе занятий по развитию самосознания следует учитывать такой аспект, как осознание собственного тела. Необходимость осознания своего физического «Я» в психотерапевтических целях основана на том, что эмоции начинают находить свое выражение в позах, мимике и жестах задолго до того, как приобретается умение выражать их словами. Участники, которые чувствуют, что могут лучше понять обстоятельства жизни и деятельности, если выразят свои проблемы физическими средствами (проявлениями ощущений в теле) вместо прибегания к словесным объяснениям, описаниям и причинам, испытывают большое облегчение. Однако это не значит, что программа не подразумевает использования вербализации эмоционального катарсиса. На первичном уровне ощущений телесные методы осознания собственного «Я» оказываются полезными. Важность осознания телесного «Я» и проявлений своим телом испытываемых эмоций определяется основой долговременных изменений личности. Обучение самосознанию способствует развитию таких составляющих ассертивности, как гибкость мышления, доверие себе, выдержанность.
3. Ответственность. Ответственность является одной из составляющих поведенческого компонента ассертивности. Адаптация к условиям деятельности проходит более уверенно, если все участники процесса несут полную ответственность за своё поведение как во взаимоотношениях друг с другом, так и за личное выполнение тех или иных задач, стоящих перед ними. Одной из терапевтических задач психологической программы развития ассертивности, как формы совладающего поведения, является осознание и развитие ответственности участников за действия, доступные им в данный момент жизни, в данных условиях существования. Обучение или развитие ответственности способствует формированию ассертивности как свойства личности. В целом ответственность, являясь составляющей поведенческого компонента ассертивности, способствует проявлению субъектности личности и оказывает позитивное влияние на весь процесс адаптации к особым условиям жизнедеятельности[34].
4. Внимание к чувствам. Внимательное отношение к собственным чувствам и чувствам других – это противовес деструктивно-конфликтным формам поведения. Психологическая программа развития ассертивности, способствуя осознанию, принятию своих и чужих чувств, переживаний – обучает участников умению выражать свои эмоции, которые являются наиболее адекватной формой подлинных человеческих взаимоотношений. Занятия в этом ключе развивают способность к сопереживанию, проявлению душевного тепла не только с одноклассниками, но и с действительностью в целом. Развитие и осознание эмоций, способность к проявлению чувств оказывает влияние на проявление и таких качеств ассертивности, как адекватная оценка ситуации, доброжелательность, принятие себя и принятие другого, конструктивная агрессия.
5. «Здесь и теперь». Принцип «здесь и теперь» (сосредоточенность на настоящем) необходим для решения проблем и задач, возникающих и вызываемых именно данным настоящим. Способность к установлению оптимального соответствия между временными локусами жизни позволяет актуализировать адаптационный потенциал во взаимодействии с изменяющимися условиями жизнедеятельности в настоящем, опираясь на опыт в прошлом ради самораскрытия в будущем.
6. Краткосрочность.
7. Право на личностную актуализацию. За каждым участником признается право на уважение, самоуважение, на развитие своего творческого потенциала, на стремление к наполненности собственной жизни, на самораскрытие.
8. Высокий уровень позитивной эмоциональности. Уровень эмоциональности между участниками растет с каждым упражнением, в соответствии с этим развивается взаимность, доверие друг другу (необходимость развития обоснована компонентами ассертивности). Эмоциональная близость с другими эффективно способствует адаптации. Занятия в группе по развитию ассертивности проводятся на ограниченной территории, без сложных материалов. Главное значение имеют положительные эмоции, а целью является развитие ассертивности.
9. Полярность. Понятие «полярность» используется во время проведения упражнений. Например, через полярности «плохое»/«хорошее» психолог направляет на правильное восприятие внешнего мира. Акцентируя внимание на обоих полюсах, психолог создаёт условия для лучшего осознавания себя и своих потребностей. Полюса одной из наиболее часто выделяемых в программе развития ассертивности полярностей обозначаются как «нападающий» и «защищающийся». Участник, проигрывая роль нападающего, испытывает собственную авторитарность, правоту и требовательность. Роль защищающегося, как правило, условна.
10.Зрелость. Чтобы достичь зрелости, участник должен найти источники осуществления своих потребностей в самом себе. В структуре ассертивности зрелость взаимосвязана с уверенностью в себе. Уверенность в себе – это переживание человеком своих возможностей, которые адекватны не только тем задачам, которые перед ним ставит жизнь, но и тем, которые он ставит перед собой сам. Долговременная цель занятий заключается в достижении каждым участником ассертивного поведения отказа от деструктивных форм поведения и перехода к новым, конструктивным. Участники, по мере роста способности к осознанию себя, приобретают способность всё более полно использовать естественные позитивные процессы для взаимодействия с окружением.
11. Развитие способности осознавания зон восприятия. На первых занятиях участники могут испытывать нежелание выносить на суд некоторые факты своего существования. При этом психолог стимулирует выполнение упражнения, самостоятельно озвучивая информацию, необходимую для процесса осознания. Благодаря этому информация оказывается включенной в содержание осознаваемого. Анализ ситуаций, происходящих в настоящем времени, делает возможным перенос фантазий на реальную почву. Становится возможным осознание ложного чувства превосходства, враждебности к другим. К процессу взаимодействия участников относятся чувства и восприятия, лежащие в основе выполнения заданий.
Содержание взаимодействия дает информацию о межличностных отношениях, необходимых для понимания себя и другого. Главной задачей программы развития ассертивности, как формы совладающего поведения, является побуждение участников к развитию осознания своего «Я». Целью является развитие конструктивности в межличностных отношениях и самореализации себя как субъекта адаптации в адекватном и позитивном направлении. Таким образом, ассертивное поведение в коммуникативном педагогическом процессе – это оптимальный вариант общения учителя с учениками и родителей с детьми, приводящий к формированию самостоятельной и ответственной личности, способной успешно решать проблемы – психологические, образовательные и др. А это и есть цель современного гуманистического образования.
Отмечается недостаточная проработанность исследуемой проблемы в педагогической и методической литературе. В современном стандарте не уделяется внимания этой стороне процесса развития образования, тогда как, например, учебные планы образования США содержат специальный раздел, в котором акцентируется внимание на формирование таких качеств у учащихся, как вера в свои силы, положительная самооценка, самоуважение, демонстрация взаимопонимания и дружелюбия, умение организовывать свой труд, свою жизнь. В процессе обучения на личностный фактор обращается особое внимание [19].
Выводы по главе:
Таким образом, у студентов первого курса среди основных психологических новообразований следует выделить: мировоззрение, самостоятельность суждений, формирование собственной самооценки, стремление к самовоспитанию, индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, профессиональное и личностное самоопределение.
Ассертивность как свойство личности позволяет человеку контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Уровень внутренней свободы, а, следовательно, и способность принять на себя ответственность за решение в ситуации выбора, уверенность в себе для защиты своих прав и удовлетворения собственных потребностей и желаний, оставаясь в то же время чувствительным к потребностям других, помогает человеку в достижении самоактуализации.
В современной психотерапевтической практике тренинги ассертивности получили очень широкое распространение. Всем присуще одно общее – базовые положения психотерапевтических техник развития ассертивности: самораскрытие, самосознание, ответственность, внимание к чувствам, «здесь и сейчас», краткосрочность, право на личностную актуализацию, высокий уровень позитивной эмоциональности, полярность, зрелость, развитие способности осознавания зон восприятия. Безусловно, что подобные методики необходимо модифицировать по результатам психодиагностики исследуемого контингента.