Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 14:14, курсовая работа
Объектом исследования в данной работе является политический режим, под которым понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период времени.
Предметом исследования является трансформация политического режима в современной России.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1 Понятие политического режима…….…………………………………………5
1.1 Теоретические основы политического режима……...…………………..5
1.2 Сущность и особенности политического режима в России…………....11
2 Составляющие политического режима в России……………………………17
2.1 Власть. Проблема легитимности…………………………………………17
2.2 Политическая культура граждан…………………………. ……………..21
2.3. Тенденции развития политического режима современной России…...25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников………………………………………….30
В современной России также еще сохранились некоторые тоталитарные традиции, имеющие свою специфику. В этой связи принципиальное значение имеет тот момент, что в России промышленная революция была осуществлена за счет превращения всей массы населения в наемных рабочих государства и тотальной экономии на оплате труда. Эта экономия, или сверхэксплуатация, привела к деградации рабочей силы и развитию ее теневого производства. В результате качество и количество труда перестали соответствовать потребностям индустриально-информационных технологий.
Все те условия жизни, которые сейчас существуют в России, затрудняют процессы демократизации и создают условия для усиления в стране авторитаризма.
Авторитарность уже заложена в традициях российского общества. Российский человек привык находиться под всеобъемлющей властью, будь то императорская власть Александра I или власть диктатора Сталина. В современных условиях происходит «тоска» по такой сильной руке. Большая часть населения просто не готова к демократии. В силу многолетних традиций авторитарность в нашей стране перенасыщена психологией нетерпимости и догматизмом, не приемлющими перемен. Отсюда и тоска по Ленину, Сталину, Андропову, и возврат старого гимна, и новая цензура, и активность льстецов, и предложение восстановить памятник Дзержинскому, и обманчивые надежды на военных, способных, якобы, «навести порядок». Видимо у новой правящей элиты явно не хватает времени заглянуть в реальную историю страны.
Усиливается ход и направленность тех реформ, за которые подавляющему большинству населения приходится платить слишком большую цену. В результате всех данных реформ образовался в стране огромный разрыв между богатыми и бедными. К сожалению, в нашей стране отсутствует стабилизирующий средний класс, что ведет к росту авторитарных настроений. По данным правительства в 2012 г. разница в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных людей в России составляла 15 раз. В реальности, я думаю данный разрыв в разы больше. Наблюдается не сокращение, а постоянное увеличение разрыва, который постепенно становится опасным. В развитых же государствах такой разрыв составляет всего 4-7 раз.
Проблема демократии не особенно актуальна в бедной стране, где люди больше думают о выживании, чем о соблюдении прав человека. Люди, привыкшие все необходимое получать от государства, не знают, что делать со свободой, которую им обещают правые партии. Многие политологи считают, что русский народ предпочел бы свободе государственную мощь.
Если свобода не подкреплена материальной составляющей, которую должно обеспечить социальное государство, то она является обузой для человека. Для того, чтобы хорошо жить в условиях свободы, необходимо проявлять инициативу, повышать профессиональный уровень, не надеяться на помощь государства, а самому, по возможности, решать жизненные проблемы. Для всего этого необходима в первую очередь психологическая готовность личности, а также помощь со стороны государства, которое с помощью правовых норм должно обеспечить реализацию свободы гражданина в политической, экономической, социальной, культурной и во всех других сферах. Также для достижения этой цели необходимо, чтобы соответствующим образом работали политические институты и бюрократия. Именно эта проблема является главным препятствием на пути становления демократических свобод.
Чувство неудовлетворенности явно прослеживается в нашем обществе. И объясняется это не только неадекватным решением проблемы социальной справедливости и всех других проблем, но и унижением чувства национального достоинства россиян, оскорбленного чувства патриотизма, которое всегда составляло фундамент духовной жизни России.
Усиление авторитарных тенденций все ярче прослеживается в политическом режиме России. Возможно, причина обусловлена принятой в 1993 г. Конституцией, в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти, и особенно президента. Реальные рычаги воздействия на его политику у других ветвей власти серьезно ограничены. 8
Усилению авторитарных тенденций способствуют так же такие факторы, как:
1) распространение терроризма;
2) перманентный рост преступности;
3) природные катаклизмы;
4) этнорегиональные и конфессиональные конфликты;
5) нестабильность ситуации внутри правящих элит;
6) военные действия в Чечне и многое другое.
Но стоит также отметить, что тенденции к авторитаризму усиливаются тогда, когда перед обществом стоят качественно новые задачи, требующие времени и большого напряжения всех социальных ресурсов.
Озабоченность по поводу российского авторитаризма наблюдается у многих российских ученых, исследователей, общественных деятелей.
Но, несмотря на всю критичность ситуации, с другой стороны, в современной России все же отчетливо проявляются некоторые характерные черты демократии: строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества. Власть на федеральном и местном уровнях становится выбираемой и сменяемой. В нашей стране действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы). Как бы мы это ни отрицали,
8 Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие / Отв. ред. С.А.Кислицын. Ростов н/Д, 2003. С. 284
но существует система разделения властей в государстве. Еще одной яркой чертой демократизма является гарантия основных прав и свобод человека. Также реально действуют другие политические партии, кроме «Единой России», правда, их очень сложно называть оппозиционными. Еще один признак - формально судебные органы независимы от исполнительных органов власти. В нашем государстве отсутствует ведущая идеология, как это было во времена Советского Союза. Если говорить об экономике, то складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности. Еще одной весомой причиной наличия в нашей стране демократии - существование независимых средств массовой информации и коммуникации.
Для усиления в России демократических
тенденций необходимо проведение реформ,
имеющих положительный результат для
большинства людей: в первую очередь это
реформы административно-
Ввиду неэффективности российской власти, а особенно падения авторитета президента растет число сторонников внесения в Конституцию таких изменений, которые позволяли бы реформировать политическую систему путем перераспределения полномочий в пользу Государственной Думы, правительства и премьера. Независимо от политических ориентаций многие из них также выступают за предоставление парламентскому большинству права формирования правительства и контроля за его деятельностью. Из-за того, что отсутствует массовый средний класс, влиятельные самостоятельные партий, которые смогли бы составить оппозицию, и независимого от власти местного самоуправления перспективы демократической трансформации авторитарно-олигархической системы во многом зависят от двух факторов - от наличия в самой правящей элите влиятельных групп, заинтересованных в демократизации страны, и от воздействия такого нового феномена, как формирующееся гражданское общество. Все инициированные Президентом России национальные проекты в области образования, здравоохранения, развития агропромышленного комплекса и строительства доступного жилья призваны стабилизировать общественно-политическую ситуацию и оказать помощь гражданам в получении жизненно важных услуг. Вектором развития политической власти в современной России в последние годы стала политика центризма. Независимо от ее идеологической направленности она способствует минимизации политических конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами. 9
9 Смолин О.И Политический
2 Составляющие политического режима в России
2.1 Власть. Проблема легитимности
Власть – ключевой вопрос политики. Изучение механизмов реализации власти необходимо для осмысления современного состояния России.
Власть — это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Одним из видов политической власти является государственная власть, которая реализует наиболее общие интересы определенной страны и служит для развития данного государства как единой системы. Государственная власть обладает всеми характерными для политической власти признаками, но имеет свои особенности: она суверенна, самостоятельна и независима, универсальна.
Современная власть в России повторяет свои традиционные черты, что позволяет говорить о ее воспроизводстве в новых условиях. Власть в России всегда была персонифицированной и ассоциировалась с определенным носителем – царем, императором, генсеком, президентом. Народное представительство в России возникало для укрепления власти, а не для ее ограничения, что свидетельствует об отсутствии в российской исторической традиции народного представительства в классическом смысле.
Исторически характерными чертами политической власти в России являлись этатизм и патернализм. Эти черты являются в какой-то степени универсальными в массовом сознании российского народа. Под этатизмом понимается: 1) термин, употребляемый для характеристики государства как высшего результата и цели общественного развития; 2) процесс усиления роли государства во всех сферах жизни общества. Патернализм – это отеческая забота со стороны государства по отношению к своим гражданам.
Для того, чтобы политическая власть была успешной, она должна быть легитимной. Власть легитимна в том случае, если общество признают за ней право управлять. Юридически правовая законность свидетельствует о легальности власти. Легитимность власти может основываться либо на принуждении и насилии, либо на убеждении и влиянии. В обществе всегда есть социальные группы, не согласные с действующей властью, поэтому легитимность государственной власти не может носить всеобщего характера. Легитимность обладает свойством изменять свою интенсивность, т.е. характер и степень поддержки политической власти, поэтому можно говорить о кризисах легитимности. Данная ситуация сложила в России в настоящее время. 10
10 Бляхер Л.Е. Приключения легитимности власти в России // Полис. 2006 №3
В современной России существует потребность в нравственной политике. В стране складывается ситуация, когда в общественном мнении начинает преобладать представление о том, что все трудности, переживаемые страной, напрямую связаны с нечестностью, обманом, коррупцией и воровством на всех этажах социально-политической иерархии, что подтверждается коррупционными скандалами во властных структурах. На волне массового нравственного негодования рождается мысль, что стоит положить конец разворовыванию страны и грабежу народа, как все наладится и все проблемы разрешатся сами собой.
Установленный в России режим не создал современное государство и как следствие, продолжается и становится непреодолимым раскол между властью и народом, государством и обществом. И, к сожалению, это не временный дефицит доверия, а системная проблема, которая свидетельствует о предельной неустойчивости, хрупкости государственной конструкции.
Причина такой проблемы является не голод, не войны или репрессии, а глубокий и уже непреодолимый разрыв между властью и людьми. Нарастание такого разрыва становится все более очевидным. Общество в России не сопротивляется государству, оно уходит от него. Население не верит государству, боится его, не хочет совершенствовать государство. Нас всех убедили в том, что мы ни на что не влияем и вообще в государственном смысле значения не имеем. Население старается наладить свою жизнь вне государства. Естественно, что такое общество, которое считает свое государство чужим, не является его опорой. Растущие масштабы алкоголизма и наркомании, уход в виртуальный мир, преступность – всё это тоже формы бегства от лишённой перспектив действительности. Одним из следствий раскола является быстрая и глубокая криминализация государства. Масштаб проблемы достиг такого уровня, что стоит вопрос, сохранится ли Россия в ближайшие десять лет. Эту проблему нельзя решить моментально. Уже упущено много времени. Всеобъемлющая ложь в деятельности наших политиков привела к духовной усталости народа, к политической и социальной апатии, эмиграционным настроениям. Это стало реакцией на несправедливые шоковые реформы, игнорирование интересов людей, тотальное воровство начальства, возведенное в официальную политику, жестокий правоохранительный произвол и рейдерство. Главный мотив бегства из нашего государства – не низкие доходы, а желание жить в условиях верховенства закона, прав и свобод.
Сегодня нет предпосылок полноценной политической дискуссии на основе партийных программ. возможно только препирательство отдельных их участников. Планка каких-либо общественных дискуссий умышленно опущена очень низко. Все политические телепрограммы выдержаны в стиле драки на коммунальной кухне. Все дебаты сводятся лишь к противостоянию упрощённо-полярных точек зрения. Только Интернет является альтернативой. Но даже там все дискуссии превращаются в соревнование популистов и «горлопанов». С таким народом, который предан и развращен его элитой, можно только дожидаться окончательного распада.
Главной политической проблемой является тотальная и бесконечная ложь в качестве идеологической основы государства. И причина такой лжи не просто в личных качествах первых лиц. Ложь стала необходимым элементом системы, которая исторически, вот уже более 93 лет с момента трагических событий 1917-1920 гг., является нелегитимной и должна это скрывать, только путем непрерывной лжи, желая хоть как-то сохранить историческую связь с прошлым. Именно такая попытка построения постсоветской России на ощущении преемственности, отказ от осознания факта в связи с этим продолжающейся нелегитимности и делает в принципе невозможным движение вперед и предопределяет деградацию общественного сознания. Почти сто лет - время жизни нескольких поколений - прошли на основе полного разрыва с правом и законом, стирания национальной идентичности.
Информация о работе Составляющие политического режима в России