Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:40, курсовая работа
Административно-территориальное деление России и базирующееся на нем территориальное управление имеют свои давние исторические корни - политические, экономические, культурные, национальные. Их становление, обусловленное поиском оптимальной, эффективной модели руководства страной, борьбой за сохранение единства государства, диктовалось разными потребностями и задачами государственного строительства на различных этапах.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты влияния федеральных округов на управление региональной политикой…………………………………………………………5
1.1 Политико-правовые основы взаимоотношений центра и регионов……….5
1.2 Экономические интересы центра и регионов……………………………….8
1.3 Федеральное управление регионами……………………………………….12
Глава 2. Анализ роли федеральных округов в реализации государственной региональной политики…………………………………………………………23
2.1 Анализ проблем федеральных округов при реализации новой региональной политики…………………………………………………………23
2.2 Анализ законодательной базы осуществления региональной политики...26
2.3 Направления совершенствования роли федеральных округов в системе реализации государственной региональной политики……………………….35
Заключение………………………………………………………………………40
Список использованных источников и литературы…………………………..42
КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине: «Политико-административные основы регионального управления»
ТЕМА: «Создание федеральных округов как новый поворот региональной политики»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты
влияния федеральных округов
на управление региональной политикой………………………………………………………
1.1 Политико-правовые основы
1.2 Экономические интересы центра и регионов……………………………….8
1.3 Федеральное управление
Глава 2. Анализ роли федеральных округов
в реализации государственной региональной
политики…………………………………………………………
2.1 Анализ проблем федеральных
округов при реализации новой
региональной политики………………………
2.2 Анализ законодательной базы
осуществления региональной
2.3 Направления совершенствования роли федеральных округов в системе реализации государственной региональной политики……………………….35
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………………………..42
Введение
Проблема организации управления территориями оставалась актуальной для Российского государства на протяжении почти всей его истории - со времени образования Московского царства по сегодняшний день.
Административно-
В 2000 году
в целях обеспечения реализации
главой государства своих
Реструктуризация
системы административного и
территориального развития, развернутая
в России в начале ХХI века, в качестве
одного из важнейших направлений
предусматривает
Цель
работы – провести анализ федеральных
округов в системе
1) рассмотреть политико-правовые основы взаимоотношений центра и регионов;
2) рассмотреть федеральное управление регионами;
3) провести анализ законодательной базы осуществления региональной политики;
4) предложить
направления совершенствования
роли федеральных округов в
системе реализации
Объектом исследования в работе являются федеральные округа. Предметом исследования – влияние федеральных округов на реализацию государственной региональной политики.
В работе использованы такие методы исследования как логический и сравнительный анализ.
При работе над курсовым проектом использовалось законодательство РФ, указы Президента РФ, а также применены труды таких авторов как: Бухвальд Е.М., Глушкова В.Г., Ершов Ю.С., Кисельников А.А., Мотрук Е.Н., Плисецкий Е.Л.
Глава 1. Теоретические аспекты влияния федеральных округов на управление региональной политикой
1.1 Политико-правовые основы взаимоотношений центра и регионов
округ региональный политика
Взаимодействие
федерального законодательства и законодательства
субъектов Федерации
Сложившаяся
система территориального разделения
труда оказалась
Конституция России предусматривает заключение специальных соглашений между соответствующими органами исполнительной власти. С 1994 года было заключено более 50 договоров, подписано более 150 соглашений.
В соответствии
с Конституцией России (ст. 5, 72 ч. 2, 73),
субъекты РФ равны в своём праве
на осуществление Государственной
власти [1, С.47]. В то же время разница
в природных, социально-экономических,
демографических и иных условиях
субъектов Федерации
Однако,
несмотря на то, что такие договоры
заключены рядом субъектов
Основными принципами взаимодействия центра и регионов являются:
- рациональное сочетание интересов Федерации и ее субъектов;
-согласование
приоритетов хозяйственной,
- подчинение
интересам федерализма
- обеспечение многообразия в самоуправлении народов и территорий, сохранение национально-государственного, национально-территориального и территориального принципов построения Федерации.
Взаимодействие центра и регионов (субъектов Федерации) относится сегодня к числу жизненно важных для России проблем.
Согласно
Федеративному Договору, администрации
субъектов Федерации, с целью
оперативного решения своих проблем,
создают при федеральных
Основными функциями Представительств являются:
- повышение
управляемости социально-
- прогнозирование
нарастания нежелательных
- систематический
анализ и прогнозирование
- повышение
уровня управленческой
Механизм властных отношений может быть эффективным лишь при взаимодействии интересов регионов и центра. Чтобы повысить эффективность взаимоотношений центра и регионов, надо найти оптимальную сбалансированность двух развивающихся тенденций:
- стремления
регионов к экономической и
социально-политической
- стремления к укреплению центра, сохранения его ведущей роли в государственном регулировании.
Центр своей региональной политикой должен обеспечивать регионам:
- равные
возможности, справедливые
1.2 Экономические интересы центра и регионов
Одной из основных, если не главной, сферой формирования взаимоотношений федерального центра и регионов, а также регионов между собой являются их социально-экономические интересы. Ничуть не умаляя значение других факторов, можно сказать, что именно развитие экономики региона является ведущим и в определенной степени «инициирующим» фактором в этих отношениях.
Интересы федерального центра сконцентрированы на укреплении основ территориальной целостности, стабильности и экономической мощи государства, на сокращении чрезмерно глубоких различий в уровне социально- экономического развития регионов, на развитии комплексной и рациональной структуры хозяйства страны, на повышении экономической базы роста благосостояния населения.
Неудовлетворенность
экономическим положением присуща
всем регионам, как относительно благополучным
в хозяйственном отношении
Основной
проблемой, которая стояла перед
федеральной властью в
В правительственной программе 1995–1997 гг. цели региональной экономической политики соответствовали стратегии «уравнения»:
- предоставление
финансовой поддержки
В дальнейшем федеральная власть встала на позиции «договорной» концепции, утверждающей «асимметричный» характер федерации, субъекты которой обладали бы различным объемом прав и полномочий.
Отделение
государства от хозяйственной деятельности
ограничило, таким образом, возможности
прямого административного
Первое – это «перераспределительная» поддержка регионов со стороны центра, проявляющаяся в финансовой помощи, которая передается регионам как непосредственно из федерального бюджета, так и через дифференциацию нормативов отчислений федеральных налогов.
Второе – это активное воздействие центра на социально-экономическое положение регионов: перестройку их хозяйственного механизма, реконструкцию, перепрофилирование предприятий на их территориях, создание производственных и инфраструктурных объектов, способных поднять производство.
Информация о работе Создание федеральных округов как новый поворот региональной политики