Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:40, курсовая работа
Административно-территориальное деление России и базирующееся на нем территориальное управление имеют свои давние исторические корни - политические, экономические, культурные, национальные. Их становление, обусловленное поиском оптимальной, эффективной модели руководства страной, борьбой за сохранение единства государства, диктовалось разными потребностями и задачами государственного строительства на различных этапах.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты влияния федеральных округов на управление региональной политикой…………………………………………………………5
1.1 Политико-правовые основы взаимоотношений центра и регионов……….5
1.2 Экономические интересы центра и регионов……………………………….8
1.3 Федеральное управление регионами……………………………………….12
Глава 2. Анализ роли федеральных округов в реализации государственной региональной политики…………………………………………………………23
2.1 Анализ проблем федеральных округов при реализации новой региональной политики…………………………………………………………23
2.2 Анализ законодательной базы осуществления региональной политики...26
2.3 Направления совершенствования роли федеральных округов в системе реализации государственной региональной политики……………………….35
Заключение………………………………………………………………………40
Список использованных источников и литературы…………………………..42
Кроме того, исходя из политической конъюнктуры, центр по разному относился к регионам: к лояльным в политическом отношении регионам оказывал всяческую поддержку, а к регионам так называемого «красного пояса» – применял меры экономического давления.
Так закреплялось правовое неравенство субъектов Федерации.
Отношения с центром должны строиться на равноправной основе, однако в этой сфере проявился целый ряд проблем.
Во-первых, центр сам создал тупиковую ситуацию, так как бартер до сих пор остается межрегиональной валютой, а «живые» деньги прокручиваются в иных, непроизводственных сферах. Ухудшение экономического положения (энергетический кризис, неплатежи, задержки заработной платы и пенсий) вело к росту социального недовольства. На этом фоне оставались актуальными проблемы миграции рабочей силы, межнациональные отношения в российских регионах. Национальный и региональный вопросы оказываются тесно интегрированными в общий социально-политический контекст осуществляемых реформ. Тяжелое положение складывается в сельском хозяйстве. Необходимо конструктивное взаимодействие федеральных органов с органами власти регионов в решении этих и других вопросов.
Следствие данной ситуации – рост числа дотационных регионов.
Во-вторых, дотации ориентированы на среднедушевой доход населения всей России, но цены по территориям существенно различаются.
В-третьих, несогласованность законодательных инициатив центра и реальных возможностей регионов, территорий, которые не имеют финансовых источников для исполнения этих законодательных актов.
В-четвертых,
неэффективная налоговая
К концу
90-х годов Россия имела весьма
децентрализованную бюджетную систему.
Если в конце 80-х годов на долю
регионов приходилось по оценкам
специалистов, менее 40 % бюджетных средств,
то в 1997 г. – около 50 % , а по налоговым
поступлениям – почти 60 %. По этим параметрам
Россия уже не уступала, а порой
даже опережала большинство
И дело не в том, что надо повышать квоты отчислений в федеральный бюджет, а в том, чтобы сам механизм финансирования и донорства был более гибким. При этом только часть их доходов следовало бы включать в расчеты дотаций на следующий год.
Расширяющаяся практика финансовой задолженности центра перед республиками и регионами, невыполнение ряда федеральных программ особенно тяжело сказывалась на населении дотационных республик, большинство из которых входят в так называемый красный пояс.
Экономический кризис в регионах дестабилизировал отношения с центром. Кризис экономики регионов, сужение возможностей государства выполнять свои обязательства перед бюджетной сферой субъектов Федерации, реализовать выполнение федеральных программ подталкивали руководство регионов к поиску своих путей выхода из кризисной ситуации, к противопоставлению собственных интересов и интересов центра, негативно сказывались на отношении значительной части населений к экономической политике центра.
Низкий
уровень жизни большинства
1.3 Федеральное управление регионами
Реформа государственной власти, предложенная президентом Российской Федерации В.В. Путиным, включала территориальное деление Российской Федерации на семь федеральных округов.
В 2000 г. для укрепления экономических районов в связи с необходимостью обеспечить точное выполнение государственных решений были выделены семь федеральных округов. В дальнейшем уже Указом президента Российской Федерации Д.А. Медведевым в январе 2010 года был образован восьмой федеральный округ – Северо-Кавказский, выведенный из состава Южного федерального округа.
В условиях перехода к рыночной экономике нужно было, преодолевая экономический кризис, ввести разумное территориальное планирование, наладить контроль за выполнением решений нового правительства демократической России в постсоциалистический период ее развития. На новом историческом этапе развития России в целях сохранения ее целостности, укрепления федерализма, создания общероссийского рынка, совершенствования системы управления, в том числе территориального планирования и управления, было необходимо актуализировать сетку экономического районирования страны.
В последние
20—30 лет произошли принципиальные
сдвиги в размещении производительных
сил (которые, естественно, не отражала
действовавшая сетка
Границы
этих федеральных округов не затрагивают
(не нарушают) сложившееся административно-
Выделение федеральных округов направлено на выработку модели административного управления макрорегионами, являющейся более удачной и действенной формой укрепления вертикали государственной власти в стране. Главной целью выделения федеральных округов России, т.е. практически значимых изменений в экономическом районировании, является укрепление государственности, предотвращение распада страны, ограничение чрезмерной суверенизации отдельных субъектов Федерации (такие процессы особенно интенсивно протекали в начале 1990-х гг.). Создание восьми федеральных округов, — по сути, восьми укрупненных экономических районов с непосредственным подчинением Президенту РФ — позволяет исправить возникшие в начале 1990-х гг. негативные процессы и не допустить их развития в дальнейшем.
В каждом
федеральном округе Президент РФ
назначает полномочного представителя,
который сам формирует аппарат
вверенного ему округа, обеспечивает
качественное осуществление функций
и задач, возложенных на него. Функции
и задачи полномочного представителя
определены Положением «О полномочном
представителе Президента Российской
Федерации в федеральном
Решая возложенные на него задачи, Полномочный представитель Президента в федеральном округе осуществляет следующие основные функции:
- проводит
согласование действий, решений
федеральных органов
- обеспечивает
координацию деятельности
- организует
работу по реализации основных
направлений внутренней
- участвует
в разработке программ
- осуществляет контроль за реализацией основных направлений внутренней политики и федеральных программ в округе;
- обеспечивает
составление докладов о
- принимает активное участие в решении вопросов кадровой политики в субъектах Федерации, входящих в округ.
В российской
науке и практике под регионом
понимается часть территории, обладающая
общностью природных, социально-экономических,
национально-культурных и иных условий.
В экономической и
Согласно статье 65 Конституции, Российская Федерация состоит из 89 субъектов Федерации: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов и 2 города федерального значения. Каждый из них имеет определенную территорию, органы государственной власти и внутреннюю нормативную базу [1, С.45].
В настоящее время функционирование государственной системы управления РФ осуществляется по принципу федерализма. Среди основных принципов федерализма обычно выделяют следующие:
- единое
геополитическое пространство
- разграничение функций Федерального центра и территориально обособленных единиц — субъектов Федерации;
- всем
субъектам Федерации
Российская Федерации построена по смешанному типу, что предполагает деление государства по двум разным принципам, которые в совокупности являются противоречивыми:
— административно-
— национально-территориальное деление (автономные округа, республики).
Такой смешанный принцип построения является причиной различных конфликтов и противоречий. Другой важной особенностью формирования российского федерализма можно считать совпадение территорий субъектов, т.е. одни субъекты федерации входят в состав других. Такая структура федерации называется “матрешечной”.
Отношения центра и регионов должны быть равными относительно выполнения всеми субъектами взаимоотношений единых правил поведения. Асимметрия в отношениях может сохраняться в связи с различным уровнем социально-экономического развития регионов.
Эффективные
федеративные отношения могут быть
построены при условии
Для построения
эффективных федеральных
В современном мире все большое распространение получают многоуровневые системы государственного управления. Основой отношений между уровнями власти в любом государстве является вопрос о распределении полномочий, ответственности и гарантиями их деятельности. В настоящее время основным принципом формирования компетенции каждого уровня власти является наибольшая эффективность выполнения на соответствующем уровне определенных функций и задач.
Стратегию государственного развития определяет региональная политика, призванная управлять экономической, социальной и политической жизнью региона, координировать взаимоотношения центра и регионов, способствовать эффективному развитию региональных отношений.
Государственная региональная политика должна являться неотъемлемой составной частью политики государства, направленной на организацию территории страны в соответствии с принятой государственной стратегией развития.
Объективными
предпосылками региональной политики
выступают структурная
Эффективная региональная политика осуществляется на основе следующих принципов:
— последовательное осуществление всеми органами власти государственной региональной политики;
— учет в решениях центральных органов управления интересов и особенностей регионов, которых эти решения касаются;
— повышение самостоятельности регионов в решении собственных проблем, т.е. формирование эффективного самоуправления.
Термин
“региональный” для многих означает
что-то малозначительное, не касающееся
проблем государственной
Государственная региональная политика и политика регионов — не разрозненные части, а единое целое, они дополняют друг друга.
Информация о работе Создание федеральных округов как новый поворот региональной политики