Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:40, курсовая работа
Административно-территориальное деление России и базирующееся на нем территориальное управление имеют свои давние исторические корни - политические, экономические, культурные, национальные. Их становление, обусловленное поиском оптимальной, эффективной модели руководства страной, борьбой за сохранение единства государства, диктовалось разными потребностями и задачами государственного строительства на различных этапах.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты влияния федеральных округов на управление региональной политикой…………………………………………………………5
1.1 Политико-правовые основы взаимоотношений центра и регионов……….5
1.2 Экономические интересы центра и регионов……………………………….8
1.3 Федеральное управление регионами……………………………………….12
Глава 2. Анализ роли федеральных округов в реализации государственной региональной политики…………………………………………………………23
2.1 Анализ проблем федеральных округов при реализации новой региональной политики…………………………………………………………23
2.2 Анализ законодательной базы осуществления региональной политики...26
2.3 Направления совершенствования роли федеральных округов в системе реализации государственной региональной политики……………………….35
Заключение………………………………………………………………………40
Список использованных источников и литературы…………………………..42
Региональная
политика государства — целевые
действия государства, направленные на
сбалансирование условий
Внутренняя политика регионов — целевые действия органов власти региона, направленные на наиболее эффективное использование всех ресурсов региона для повышения благосостояния населения, совершенствования структуры материального производства, улучшения состояния окружающей среды, развитие социально-экономической инфраструктуры [8, С.59].
В государственной региональной политике можно выделить ряд взаимосвязанных элементов: экономическую, социальную, научно-техническую, экологическую, демографическую, гуманитарную и национальную политику.
На основе
общих принципов
— бюджетную и налоговую политику;
— планирование, прогнозирование в регионе;
— создание и реализацию целевых программ;
— использование природных ресурсов и распоряжение собственностью региона:
— размещение производительных сил;
— управление структурой производства;
— политику развития региональных комплексов;
— контрольно-аналитическую деятельность;
— информационное обеспечение.
Целью региональной
социальной политики государства является
повышение благосостояния и удовлетворение
потребностей жизнедеятельности всего
населения. Осуществление социальной
политики в значительной мере находится
в непосредственной зависимости
от экономических возможностей страны,
той части национального
Государственные органы образуют единую систему осуществления государственной власти в Российской Федерации. Государственное управление регионами осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ и судами РФ, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
Федеральные органы различных ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) взаимосвязаны между собой, а принцип единства позволяет обеспечить баланс данных властей исходя из разграничения полномочий при осуществлении своих функций.
В настоящее время усиливается роль регионального управления. Система регионального управления включает в себя:
-систему
федеральных и региональных
-совокупность
функций, осуществляемых
-систему государственной службы;
- систему связей (прямых и обратных), возникающих между объектами и субъектами управления и т.д.
Вся система
регионального управления базируется
на общих принципах
В каждом
регионе осуществляют свою деятельность
территориальные отделения
Координация деятельности территориальных органов федеральной власти базируется на взаимодействии Федерального центра и муниципальной власти, а также является неотъемлемой частью в области решения региональных проблем и направлена на достижение поставленных целей федеральной региональной политики.
На законодательном уровне власти создаются комитеты и комиссии структуры, занимающиеся вопросами взаимодействия центра с субъектами РФ.
В обеих палатах парламента существуют профильные комитеты, деятельность которых сосредоточена на разработке законов в области региональной политики государства.
Одним из важных составляющих региональной политики является углубленное изучение и анализ последствий принятия различных законов для предотвращения потенциальных отрицательных последствий для отдельных территорий. Такое исследование должно проводиться в рамках официально одобренной федеральной региональной политики. В Государственной Думе над данной проблемой работает Комитет по вопросам федерации и региональной политики. Комитеты, которые осуществляют свою деятельность в обеих палатах парламента, работают в области экспертного анализа законов, годового бюджета и иных официальных документов.
Организационная структура управления регионами на федеральном уровне состоит из следующих основных элементов:
-Администрация
Президента РФ, которая имеет
подразделения, занимающиеся
-Ведомства
и департаменты Правительства
РФ, в компетенцию которых входят
вопросы региональной политики (в
частности вопросы
- Министерства Правительства РФ, например министерство финансов. Функции министерства финансов связаны с решением вопросов в области финансов, участии в бюджетном процессе;
- Отраслевые
ведомства, в компетенцию
Функционирование
организационных структур управления
регионами нуждается в
Администрация
Президента осуществляет контроль в
отношении социально-
Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах Российской Федерации был преобразован в институт полномочных представителей Главы Российской Федерации в федеральных округах.
Оперативное
руководство деятельностью
Непосредственное обеспечение деятельности полномочного представителя осуществляет аппарат полномочного представителя, являющийся самостоятельным подразделением Администрации Президента России. В состав аппарата полномочного представителя входит соответствующая окружная инспекция Главного контрольного управления Президента России.
Главное контрольное управление Главы России осуществляет методическое руководство указанной окружной инспекцией по вопросам организации контроля за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Главы Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, реализацией федеральных программ.
Руководитель Администрации Президента Российской Федерации утверждает структуру и штатную численность аппарата полномочного представителя, определяет количество заместителей полномочного представителя.
Глава 2. Анализ роли федеральных округов в реализации государственной региональной политики
2.1 Анализ проблем федеральных округов при реализации новой региональной политики
Анализируя
проблемы политико-правового статуса
федеральных округов, специалисты
выделяют как минимум два аспекта.
Во-первых, вопросы, связанные со стратегией
предполагаемой в перспективе реорганизации
системы федеративного
Исходя
из основ конституционного строя
современной России, можно сказать,
что федеральные округа пока не вписываются
в рамки сложившегося федерального
законодательства, так как их статус
отдельно не определен законом, а
их образование связано лишь с
Указом Президента при утверждении
института полномочных
В связи
с этим можно предположить, что
в рамках территорий семи федеральных
округов теоретически возможно укрупнение
субъектов Российской Федерации, но
это потребует конституционных
изменений, так как коснется изменений
всей системы федеративного
Хотя
по этому вопросу имеются и
другие точки зрения. Многие специалисты
отмечают, что нигде в мире не
встречается ситуация, когда на федеральный
уровень поступают предложения
от 89 субъектов Федерации. Такое
большое число субъектов
В течение
первого десятилетия
Указ
Президента В.Путина от 13 мая 2000 г. № 849
“О полномочном представителе
В более
“выигрышном” положении в данном
отношении оказываются Северо-
Такая характеристика специалистов экономической географии причин создания федеральных округов помогает дать свою политико-правовую оценку вариантов и стратегии развития российского федерализма в новых условиях.
Учитывая
то, что Президент при утверждении
федеральных округов назвал главной
причиной задачу по укреплению единой
системы исполнительной власти в
Российской Федерации, можно предположить,
что дальнейшие действия федерального
центра будут связаны с
Понятно,
что трехуровневая система
Информация о работе Создание федеральных округов как новый поворот региональной политики